Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики, Школа востоковедения
Программа дисциплины
История изучаемого региона
(Арабские страны, Китай, Корея, Япония)
для направления 41.03.03 Востоковедение, африканистика
Академический бакалавр Авторы программы:
Куделин Андрей Александрович, кандидат исторических наук, доцент, andkudelin@rambler.ru
Маслов Алексей Александрович, доктор исторических наук, профессор, amaslov@hse.ru
Ким Наталья Николаевна, кандидат исторических наук, nkim@hse.ru
Новикова Анна Андреевна, alisitsyna@hse.ru
Целуйко Максим Сергеевич, atharvan@mail.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока
«___»____________ 2014 г.
Зав. кафедрой проф. Маслов А.А. _______________________ Рекомендована Академическим советом ОП «Востоковедение и африканистика» «___»____________ 2014 г.
Председатель Худяков Д.А. _________________________ Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики «___»_____________2014 г.
Ученый секретарь Коваль Т.Б. ___________________
Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Арабские страны
1 Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра.
Программа разработана в соответствии с:
;
основной образовательной программой бакалавриата по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";
рабочим учебным планом университета по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013 г.
Цели освоения дисциплины Основной целью дисциплины является формирование у обучающихся комплексного представления об основных этапах становления и развития средневековой арабо-мусульманской цивилизации.
Задачи дисциплины:
- дать студентам базовую информацию по доисламской истории Аравии
- осветить причины и особенности формирования ислама в контексте истории мировых религий
- рассмотреть причины и ход складывания арабо-мусульманского государства (Халифата)
- выделить основные направления и характерные черты внутренней и внешней политики Халифата в эпоху правления Омейядов и Аббасидов
- отметить причины дезинтеграции Аббасидского Халифата и дать характеристику образовавшимся локальным государствам на территории арабо-мусульманского мира
- ознакомить учащихся с основной литературой и источниками по теме.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Знать:
базовые даты, персоналии, термины по тематике курса
основные источники и литературу по курсу
роль и место средневековой арабо-мусульманской цивилизации в мировом историческом процессе
причины возникновения, роль и место ислама в истории мировых религий
характерные черты политического, экономического, социального и культурного развития арабо-мусульманского государства (Халифата)
Уметь:
излагать устно и письменно (в форме эссе, реферата и на письменных аттестациях) базовые знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам
ориентироваться в основных источниках и литературе по курсу, выделять в них ключевую информацию
системно анализировать процессы и явления в сфере тематики курса
уважительно относиться к работам предшественников, корректно использовать имеющуюся информацию
Владеть:
ключом к анализу и обработке знаний в области цивилизационного развития
навыками и инструментами поиска информации и ее интерпретации
основами применения компьютерной техники и информационных технологий
приемами ведения дискуссий и методами убеждения
В результате освоения дисциплины студент овладевает следующими компетенциями:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| - способность научно анализировать социально-значимые проблемы процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
| ОНК-1
|
применяет
| лекции, семинары
| - способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных дисциплин, основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии;
| ОНК-2
| Демонстрирует
|
| - обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;
| ОНК-3
| Владеет
|
| - владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном, западном и восточном языках;
| ИК-1
| Владеет
|
| - способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога;
| СЛК-6
| Владеет
|
| - умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем востоковедных исследований: цивилизационные и региональные подходы; логику построения востоковедного исследования; компаративные методики развития восточных и западных обществ; основы востоковедческой регионалистики и лингвострановедения; историю развития отечественного и зарубежного востоковедения;
| ПК-1
| Демонстрирует
|
| - истории развития стран Азии и Африки: генезис азиатских и африканских обществ и регионов; развитие стран Азии и Африки в древности средневековье, в новое и новейшее время; общее и особенное в историческом развитии Азии и Африки; народные движения, коммунизм и национализм на Востоке, политическая, культурная, интеллектуальная история Востока;
| ПК-2
| Демонстрирует
|
| - социального развития Востока;
| ПК-4
| Демонстрирует
|
| - политического развития Азии и Африки: особенности политической культуры на Востоке; генезис государства на Востоке, традиционное и современное государственно-политическое устройство и система управления; общественно-политическая мысль, партии, движения и группы в социально-политической жизни Востока в различные периоды;
| ПК-6
| Демонстрирует
|
| - социально-экономического развития Востока: Азия и Африка в системе мирового хозяйства; основные экономические модели восточных и африканских обществ и история их формирования;
| ПК-8
| Демонстрирует
|
| - умение пользоваться в процессе преподавания знаниями в области всеобщей истории, истории стран Азии и Африки, восточной филологии, философии, религиоведения, социально-экономического и социально-политического развития, знания в области основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны (региона);
| ПК-15
| Демонстрирует
|
| - владение информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), понимание роли этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов, умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур.
| ПК-19
| Владеет
|
| - способность использовать понимание роли традиционных и современных правовых систем народов Азии и Африки в формировании политической культуры и менталитета народов афро-азиатского мира
| ПК-24
| Демонстрирует
|
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к гуманитарному циклу.
|