Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании





Скачать 60.23 Kb.
НазваниеИндивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании
Дата публикации29.02.2016
Размер60.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Полякова Л.Г., учитель истории МОУ СОШ №8

Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании.
В мае 2008 года Министерство юстиции РФ утвердило новый перечень должностей для всех уровней образовательной системы, от дошкольного до дополнительного профессионального. В разрядной сетке были сохранены все прежние должности. Кроме того, разработчиками была введена новая должность «тьютор». Этой профессии-новинке, мало кому известной в России и не освоенной даже в столичных университетах, был присвоен наивысший, четвертый квалификационный уровень, а, следовательно, и категория оплаты.

Выбор направления инновационной работы неслучаен. В августе 2008 года, обучаясь на курсах в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования города Москвы, я приобрела некоторые знания и умения по использованию технологии тьюторского сопровождения. Главное, я изменила свою педагогическую позицию, признав за ребенком право на индивидуальность и самостоятельность. Кроме того, работая в профильном социально-экономическом классе, убедилась в том, что тьюторское сопровождение наиболее востребовано в старших классах. Профориентационная работа, связь с высшими учебными заведениями, углубленноле изучение предметов окажут довольно существенную помощь ребятам в определении их жизненного пути.

Сегодня одним из направлений модернизации образования является реализация концепции открытого образования. Открытое образование – это образование без границ. Ученик, педагог сам устанавливает себе границы знания: «Это я хочу знать, а это мне не нужно». В предместье Лондона есть школа «Солнечная гора», в которой обучается 164 ребенка. В Уставе этой школы записано: « Мы (педагоги) ничему не учим ваших детей. Мы им помогаем. Учите вы, родители». В Москве такую школу в свое время создал А.Тубельский. Концепция теории состоит из трех концептов: открытое образование, индивидуализация и тьюторское сопровождение.

Для начала нужно развести понятия индивидуальный подход, дифференцированный подход, индивидуализация. Индивидуальный подход – учет особенностей каждого ребенка или типологии ребенка (холерик, сангвиник, флегматик меланхолик). Но индивидуальный подход трудно реализовать, поэтому он был заменен дифференцированным подходом (деление школьников на сильных, средних, слабых). Индивидуальный подход притягивает разных детей к единому содержанию. «Научить всех всему» - крылатая фраза Я.А.Коменского (17 век)

Индивидуализация для традиционной классической школы не приемлема. Каждый ученик притягивается к своему содержанию.

Принцип индивидуализации у нас присутствует в системе дополнительного образования (кружки), профильного обучения на старшей ступени школы (в разных классах обществознание изучается по-разному). Формирование «портфолио» – это тоже реализация принципа индивидуализации. Если мы воспримем идею открытого образования, то возникает принцип индивидуализации, а значит потребность в тьюторстве.

Тьютор в переводе с английского – педагог – наставник, консультант. Это педагог, который сопровождает индивидуальное обучение ребенка по индивидуальным планам или педагог, который работает с принципом индивидуализации.

Вкратце расскажу об истории возникновения тьюторства. Тьюторство – это отдельная культура, исторически формировавшаяся культуре преподавания и обучения, и возникшая в 11 веке как взаимопомощь школяров средневековых университетов.

К концу 16 века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. Тьютор заменял школяру родителей, был ближайшим помощником во всех затруднениях, сопровождал его жизнь в коллегии. Он советовал, какие практические занятия и лекции лучше посещать, как составить план своей учебной работы.

В 17 век тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. Профессор передает знания, ему не важно, усвоили вы их или нет. Тьютор обсуждает со студентами, нужны ли им эти знания.

Итак, тьюторское сопровождение – это особая педагогическая технология. Она отличается от традиционной учительской в первую очередь взаимодействием тьютора и ученика. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик часто осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность. Каковы её результаты, к каким переменам они ведут, в чем причины успеха или неудачи и так далее. При этом позиция тьютора принципиально отличается от позиции и психолога, которого, прежде всего, интересуют личностные изменения, происходящие в ученике. Тьютор же всегда держит контекст образовательного плана, решения образовательных задач, предметного содержания.


Сравним

Учитель

тьютор

В каком процессе участвует, в каком качестве

Обучение. Управляет процессом

Самообразование, сопровождает, поддерживает процесс

За что отвечает?

Передает знания

Участвует в формировании индивидуальной ответственности за знания

На что опирается в своей деятельности?

Методики обучения

Рефлексия опыта самообразования


Планируется, что в начальной школе тьютор займется расширением познавательных интересов ребят, а в подростковой – развернет сообща с учениками проектную деятельность, в профильной старшей школе – поможет с профессиональным самоопределением.

Логика тьюторского сопровождения сводится к достаточно простой идее. « У тебя (подростка) есть стремление ответить на значимый для тебя вопрос. Я (тьютор) готов обсуждать, зачем тебе эти знания и как ты отвечаешь на свой вопрос. Это обсуждение поможет тебе понять твои достижения и твои проблемы ( что и как надо менять в твоей деятельности). Главное – наша работа поможет тебе понять, как ты можешь использовать итоги твоей деятельности в твоем будущем».

Таким образом, сегодня моя задача - помочь школьнику выбрать индивидуальную траекторию обучения, определиться с интересами, правильно сформулировать цели на ближайшее и отдаленное будущее. Изменился мой стиль общения со школьниками. Я не караю за незнание, а наоборот сотрудничаю с каждым спрашивающим на территории его же интересов, помогаю разыскать себя, свой центр свободы, личный творческий потенциал, выступая в роли независимого компетентного эксперта и советника.

Значительное место отвожу самообучению, т.е. выполнению самостоятельных работ самого разного плана. В первую очередь, это письменные работы: эссе, исследования, рефераты и др. Нужно выбрать тему, найти и изучить литературу, придумать основную идею. Составить план работы, суметь сформулировать свои мысли. Это постоянная практика, причем по разным дисциплинам: экономика, право, история и обществознание. Буквально на каждом шагу школьники учатся искусству самовыражения, определения своей позиции, точного изложения своих мыслей и взглядов. Я тщательно слежу за тем, чтобы работа делалась, ибо поддерживать можно только идущего. И, главное, надо так организовать образовательный успех, чтобы школьник не утонул в потоке информации, а достиг берега, то есть результата. Об эффективности тьюторского сопровождения свидетельствует высокое качество знаний учащихся 8-9-х классов по итогам 3 четверти 2008/2009 уч.года: история – 76%, обществознание – 78.3% ( в целом по классам качество знаний невысокое – 8а,8б, 9б классы – 25-35%, 9 а класс - 55%). Значительно повысился познавательный интерес, расширился творческий потенциал.

Когда начинать тьюторское сопровождение? Отвечаю: надо дождаться пока у ребенка появится некоторая активность, а потом прийти на помощь. В противном случае нет почвы для взаимодействия. Международные тесты показывают: наши подростки ещё могут конкурировать со сверстниками из стран ЕС по объему усвоенной информации, но по наличию самостоятельной позиции, умению использовать школьный багаж на практике – с треском проигрывают.

Так что институт тьюторов и пересмотр самого уклада, внутренней логики в пользу образования самого ребенка тесно связаны. Одно без другого не возможно.

В заключение приведу несколько положений из кодекса тьютора.

  • Время – сакральная категория: вовремя начинать и вовремя заканчивать занятие.








  • Нельзя объять необъятное! Лучше меньше да лучше!






  • Не спеши отвечать, пусть ребята найдут ответ на свой же вопрос в совместном обсуждении.




  • Каждому – свое! Не навязывайте никому роли, темы, задания…



  • Не ставьте точку! Не закрывайте тему! Не делайте окончательных выводов! Не выписывайте рецепты!

  • Обогащайтесь! Каждое занятие – это новая тема, новый аспект, новая идея!


Желаю успехов!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconШколы двфу
Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма...
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconШколы двфу
Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма...
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconШколы двфу
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconШколы двфу
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconШколы двфу
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем»
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconПлан методической работы на 2013-2014 учебный год методическая тема
Тьюторское сопровождение различных категорий участников образовательного процесса
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconУрок 1, 6 «В» класс География «Работа с понятийным аппаратом на уроках географии»
...
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании icon«тьюторское сопровождение»
В качестве же особой педагогической позиции, а затем и должности, оно оформляется в известнейших древнейших университетах-городах...
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconТьюторское сопровождение студентов Института психоанализа Методический комплекс
Е. В. Гайманова, кандидат педагогических наук, доцент, директор центра тьюторского сопровождения Института психоанализа
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconАнализ научно-методической работы гимназии в 2011-2012 учебном год
Освоение новых форм работы по повышению квалификации: организация проведения на базе гимназии стажировочной площадки, тьюторское...
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании icon«информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании»
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconПубличный доклад
Методическая тема -«Индивидуализация обучения- одна из функций гуманизации образования»
Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании iconИндивидуализация обучения химии как условие повышения качества знаний...
Индивидуализация обучения химии как условие повышения качества знаний учащихсятема диссертации и автореферата по вак 13. 00. 02,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск