Скачать 205.3 Kb.
|
Программа учебного курса История предпринимательства в России Автор курса - доц. Апанасёнок А.В. Статус курса: читается 1 год Курс ориентирован на студентов 1 курса экономического факультета КурскГТУ Курс подготовлен на базе кафедры истории Курского государственного технического университета Резюме Учебный курс «История предпринимательства в России» предназначен для студентов экономических специальностей Курского государственного технического университета. Он призван познакомить учащихся с основными вехами истории отечественного делового мира и его традициями. В отличие от традиционных курсов по экономической истории России данный курс в значительной мере посвящен антропологическим аспектам истории российского предпринимательства. Заметное место в нем отведено анализу религиозных представлений, ценностей, психологических установок, определявших рамки хозяйствования и возможности обогащения в ту или иную эпоху. Результатом прохождения курса для студента должно стать не только знание определенных фактов, но и усвоение основ историко-антропологического восприятия прошлого. Курс включает в себя восемь лекций и четыре практических занятия. Summary The educational course «History of business in Russia» is intended for students of economic specialities of Kursk state technical university. Its purpose is to acquaint students with the basic marks of history of the domestic business world and its traditions. Unlike traditional courses on economic history of Russia this course is appreciably devoted to anthropological aspects of history of the Russian business. The appreciable place in it is allocated to the analysis of religious representations, values, the psychological features defined frameworks of managing and an opportunity of enrichment during this or that epoch. Result of studying of history of the Russian business for the student should become not only knowledge of the certain facts, but also mastering of specificity of anthropological perception of the past. The course includes eight lectures and four workshops. Обоснование курса Предприниматель – центральная фигура в постиндустриальном обществе. От активности, творческого потенциала и профессионализма предпринимательской прослойки зависит уровень конкурентоспособности любого современного государства с рыночной экономикой. Эффективность деятельности предпринимателя, в свою очередь, во многом определяется отношением к нему со стороны окружающего общества. Последние десятилетия российской истории ознаменовались возрождением отечественного предпринимательства, однако его потенциал используется далеко не полно. Причина тому – скептическое отношение к «людям дела», обусловленное как пережитками социалистической идеологии, так и сомнительным моральным обликом отдельных представителей российского бизнеса эпохи «первоначального накопления». Очевидно, что дальнейшее поступательное развитие страны требует разрушения стереотипов, отождествляющих предпринимателей с «дельцами» и «авантюристами», осознания россиянами важной роли предпринимателей в обществе. С этой точки зрения весьма полезным представляется учебный курс «История предпринимательства в России». Он призван раскрыть значительную роль отечественных предпринимателей в хозяйственном освоении огромных территорий страны, укреплении российской государственности, дать представление о глубоких культурных традициях «людей дела» в России, включая меценатство и благотворительность. Студентам экономических специальностей предлагаемый курс, кроме того, поможет понять специфику традиционных механизмов хозяйствования в России, уяснить причины возникновения тех или иных явлений в экономической жизни нашей страны. С точки зрения автора, курс соответствует целям и задачам проекта «From History to Histories. Teaching the Past from a Local Perspective», поскольку разработан с учетом принципов современной исторической антропологии. Специфика предпринимательской деятельности в ту или иную эпоху связывается здесь не только с ее социально-экономическими и политическими условиями, но и с духовным строем личности, культурными нормами, имевшими место в определенное время. Цель курса: ознакомление студентов с историей российского предпринимательства во всем многообразии ее аспектов, а также с современными научными подходами к изучению прошлого. Задачи: - изучение социальной истории российского предпринимательства; - усвоение историко-антропологического подхода к изучению исторической действительности; - выявление особенностей мировосприятия и культурно-поведенческих норм, духовного строя отечественных предпринимателей в различные исторические эпохи. Основное содержание курса Тема 1. Предпринимательство как феномен в истории мировой цивилизации и России (2 часа). Определение предмета изучения. Понятия «предприниматель», «предпринимательство» и «бизнес». «Предприниматель» как социальная категория и как психологический тип. Тяга к предпринимательской деятельности как основа социально-экономического прогресса. Предприниматель – центральная фигура постиндустриального общества. Тема 2. Ранняя история отечественного предпринимательства: IX – XIV вв. (2 часа) Зарождение отечественного предпринимательства в догосударственный период. Формирование торговых связей в восточнославянских землях и этнический состав первых торговцев. Тюрки, арабы, варяги и их «модели» предпринимательской деятельности. Личная мотивация предпринимательской деятельности у древних русов, их представления о богатстве. Богатство как показатель «удали» и жизненной удачи в дохристианской славянской культуре. «Героический» период в истории отечественного предпринимательства. Предприниматели в русских былинах. Формирование государственных институтов и появление профессиональных купцов. Объединения «торговых людей», «братчины». Киевские предприниматели, «купчины» Новгорода и Пскова. Социальный статус торговых людей в XI-XIV вв. Распространение христианства и его влияние на предпринимательство. Утверждение христианской морали, осуждение «сребролюбия», «лихоимания». Формирование православной трудовой этики. Новые общественные представления о собственности и «торге». Деловая культура средневековой Руси. Зарождение традиций благотворения на Руси. Тема 3. Предприниматели Московского государства: XV – XVII вв. (2 часа) Взаимоотношения и взаимодействие купцов и государства в период объединения русских земель в конце XV — начале XVI вв. Иван Грозный и «торговые мужики». Предприниматели и хозяйственное освоение новых земель – Севера, Урала, Сибири. Феномен Строгановых. Культурные связи «торговых людей». Афанасий Никитин. Русские предприниматели в период Смуты. Интенсификация экономического развития страны в XVII в: мануфактуры, «заморская торговля», ярмарки. Социальное положение предпринимателей. Привилегированное купечество и его роль в экономике государства. Купцы-дипломаты. Формирование торгово-промышленного законодательства во второй половине XVII в. Борьба с иностранными торговцами. Деловая культура русских предпринимателей. Купечество и религия. Идея «праведного стяжательства» в русской культуре XV – XVII вв. Неприятие ростовщичества. «Домострой» как выражение купеческой системы ценностей. «Спасение» и «барыш» - две цели русского предпринимателя. «Славный, богобоязненный и нищелюбивый» идеал купца в русском обществе. Темпоральные представления отечественных предпринимателей в позднем Средневековье и «завоевание времени». Образ русского купца в русских бытовых повестях XVII в. Отзывы иностранцев о русских предпринимателях. «В Московии торгуют все...» Тема 4. Предпринимательство в эпоху европеизации и становления Российской империи (XVIII в.) (2 часа) Этатистский вариант модернизации России и его влияние на развитие предпринимательской деятельности. Торговцы и промышленники эпохи Петра I. Эволюция купеческого статуса и оформление купечества как отдельного сословия при Екатерине II. Дворянство в предпринимательстве. Стимулирующая государственная политика и неадекватный ответ дворянства. Квазипредпринимательство и традиционализм. Вольное экономическое общество и проблема усвоения дворянами элементов хозяйственного рационализма. Формирование новой деловой культуры. Социокультурные заимствования с Запада. Роль иностранцев в российском предпринимательском мире XVIII в.. Конфликт этических комплексов русского православия и ценностей западноевропейского предпринимательства. Ломка «старины» и частичная деэтизация российского предпринимательства. Образование в представлениях купечества: воздействие идей европейского Просвещения. Понятие об «общественной пользе». Зарождение национальной идеи и патриотизм купечества. И. Посошков и его идейное наследие. «Идеальный купец» в России. Тема 5. Предприниматели как сложившаяся социокультурная общность (конец XVIII - первая половина XIX в.) (2 часа) Основные виды предпринимательской деятельности - торговое, промышленное, финансовое предпринимательство. Развитие кредитно-финансовых учреждений в первой половине XIX в. Государственный коммерческий банк и биржа. Появление акционерных обществ в России. Социальные источники формирования предпринимательского слоя. Крепостные «капиталисты». Инонациональные предпринимательские сообщества. Немцы в российском предпринимательстве. Еврейское предпринимательство. Предпринимательство мусульман. Предприниматели-армяне. Конфессиональные факторы развития предпринимательства. Проблема религиозности православного купечества. Быт и нравы столичных и провинциальных купцов. Повседневная жизнь городского купца-провинциала. Особенности воспитания купеческих детей. Зарождение и развитие предпринимательства староверов. Формирование конфессионально-экономических общностей. Социально-психологические и конфессионально-этические факторы развития. Эволюция строя личности. Трудовая этика старообрядцев: духовная концепция «труда благого». Старообрядческая община и принцип соборности. Духовная концепция «дела». Взаимодействие старообрядческой и православно-синодальной деловой культуры. Общественная деятельность предпринимателей. Отечественная война 1812 г. и формирование национального самосознания купечества. Купцы и декабристы. Н.А. Полевой. Национальная идея в мировоззрении и практике предпринимателей различной социально-сословной принадлежности. Купечество и славянофилы. Тема 6. Русский бизнес в условиях модернизации второй половины XIX – начала XX в. (2 часа) «Великие реформы» и модернизация России. Новая промышленность и новая структура социально-профессиональной группы предпринимателей. Интеллигенция, чиновничество и дворянство как новые источники предпринимательства. Российские предприниматели-«миллионщики», их роль в создании тяжелой промышленности и железных дорог. Л.Кноп. Промышленные и банкирские династии в России – Морозовы, Мамонтовы, Прохоровы, Гучковы, Рябушинские. Формирование нового социально-психологического типа российского предпринимателя и зарождение российского менеджмента. Собственники и управляющие (менеджеры). Феномен А.И.Путилова. «Новые» предприниматели и предприниматели-традиционалисты, столичные бизнесмены и купцы-провинциалы: конфликт культур и этических ценностей. Рационализм и традиция в представлениях различных слоев отечественных предпринимателей. «Закат» русского купечества как социальной и культурной общности. Традиционализм православного крестьянства: неустойчивое «чувство хозяина». Тема 7. Предприниматели на политической и общественной ниве в дореволюционной России (2 часа) Политические взгляды российских предпринимателей. Общественно-политическая деятельность крупных предпринимателей. Съезды представителей промышленности и торговли. Роль «торгово-промышленного класса» в создании и деятельности политических партий и организаций. Предприниматели и черносотенцы. Либеральные партии. Предприниматели в Государственном Совете и Государственной Думе. Складывание идеологии крупного российского предпринимательства как целостной системы теоретических взглядов. Концепция роли предпринимателей в общественной жизни. Идеи А.А. Вольского и В.В. Жуковского. «Левые» и «правые»: С.Т. Морозов, П.П. Рябушинский, А.И. Гучков, Н.А. Бугров. Вопрос антисемитизма и национализма в предпринимательстве. Общественно-религиозная деятельность банкиров и промышленников. Предприниматели и «рабочий вопрос». Национальная идея и отношение к иностранному капиталу. Предприниматели и первая мировая война. Благотворительность предпринимателей в области социального призрения, науки и образования. Конфессионально-этические, социальные, психологические факторы. Христианское милосердие, искупление греха и идея общественного блага. Повышение личного статуса и сословное соперничество. Феномен старообрядческой благотворительности. Предприниматели и становление русской национальной культуры. Меценатство: Третьяковы, Бахрушины, С.И.Щукин, И.А.Морозов, С. Мамонтов. Проблема корреляции социокультурных традиций. Тема 8. Предпринимательство в советскую эпоху (2 часа) Революция 1917 г. и ее влияние на судьбы отечественного бизнеса. Разгром предпринимателей и возврат к предпринимательству в условиях Новой экономической политики. «Нэпман» - новый исторический тип предпринимателя. Образ «нэпмана» в сознании современников и советской литературе. «Золотой век» русской деревни. Итоги НЭПа. Свертывание рыночных отношений в конце 20-х гг. и судьба мелких собственников. Предпринимательство и теневая экономика в эпоху «развитого социализма»: 1941 – 1987 гг. Типы «советских» предпринимателей: «чиновники», «частники», «теневики». Борьба с ними в СССР и ее неудача. Кризисные явления в командно-административной экономике в 70 – 80-е гг. XX века. Перестройка и ее влияние на экономическую жизнь страны. «Кооперация и аренда – реформа в рамках социалистического выбора». Легальное возрождение мелкого бизнеса. Распад СССР и формирование новой законодательной базы в экономической сфере. ЛИТЕРАТУРА: Основная литература:
Дополнительная литература: Литература к теме 1:
Литература к теме 2:
Литература к теме 3:
Литература к теме 4:
Литература к теме 5:
Литература к теме 6:
Литература к теме 7:
Литература к теме 8:
Формы контроля Основными формами контроля являются: - подготовка и защита реферата; - составление словаря ключевых терминов по каждой из пройденных тем; - написание итогового эссе на тему «Предприниматель и общество в разные исторические эпохи» (конкретное название каждого эссе заранее согласовывается студентом с преподавателем) После выполнения студентом названных заданий ему выставляется «зачет». Примерный перечень тем для рефератов:
Интерактивные методы работы в рамках курса Как лекции, так и практические занятия, проводимые в рамках курса, подразумевают диалог преподавателя со студентами. Защита каждого реферата на практическом занятии предполагает его обсуждение группой. Кроме того, на этих занятиях применяется техника «медленного чтения» источников, имеющая целью самостоятельное выявление (и обсуждение) студентами базовых установок и ценностных ориентиров предпринимателей той или иной эпохи. |
Рабочая программа учебного курса «История России. ХХ век» «История», программы курса «История России XX век» С. И. Козленко, Н. В. Загладина, Х. Т. Загладиной для 9 класса общеобразовательных... | Рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила «История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса... | ||
Реферат По дисциплине: «Предпринимательское право» Тема: «История... России социально-экономические преобразования привели к стремительному развитию частного сектора в экономике. Возрождение предпринимательства... | Рабочая программа учебного плана по новой истории и истории России... Данное тематическое планирование курса «История» состоит из 2 частей: «Новая история,1800 – 1917 гг.» и «История России 1800 – 1917... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62... | Программа курса «История России 19 век» и«Новейшая история» Программа курса «История России 19 век» и «Новейшая история» для учащихся 8 класса разработана на основе и соответствует требованиям... | ||
Рабочая программа учебного курса по истории в 7 классе учителя истории и обществознания «История», а также авторских программ: «История России в XVII – XVIII в в.,7 класс» Данилов А. А., Косулина Л. Г. и программы «Новая... | Программно-компьютерное обеспечение по предметам Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | ||
Образовательная программа Муниципального Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Программа информатизации школы Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | ||
Шаталов Виктор Федорович Эксперимент продолжается Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Ханты-мансийского автономного округа-югра Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | ||
Рабочая программа по истории в 10 классе составлена на основе программы... «История. История России и мира» авторов Н. В. Загладина, С. И. Козленко, Х. Т. Загладиной. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2007,... | Рабочая программа элективного курса по истории России «История России в лицах» Элективный курс “История России в лицах” предназначен для учащихся 7 класса, изучающих историю на базовом уровне. Программа составлена... | ||
Рабочая программа дисциплины историческая география россии направление... «Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная... | Рабочая программа учебного курса История России XX начало XXI века... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма |