Скачать 91.36 Kb.
|
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» 11 класс по учебнику «История России XX – начало XXI века» Учитель истории ГОУ СОШ №548 Хатюшина Елена Валерьевна Тема «Февральская революция 1917 г в России» Цель:
Задачи:
Оборудование: презентация «Февральская революция», таблицы «оценка деятельности группы» Технологии: работа в группах, ИКТ, проблемное обучение, элемент театрализации. Ход урока . Тема нашего урока « Февральская революция» (слайд №1) Эпиграф «Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь.» Лермонтов М.Ю. Какое предсказание сделал поэт? (слайд №2) Проблемный вопрос (слайд№3)
I. Причины революции. (Работа в группах) Я бы хотела, чтобы вы вспомнили те проблемы, которые существовали в российском обществе к началу 1917 года. Обсудите и сформулируйте причины февральской революции, используя данные учебника и свои знания, анализируя документы, приведите факты и аргументы. Время работы 5 минут. (Приложение №1) Представители группы называют по одной причине. Записываем в тетрадь (запись на экран через проектор):
Подведем итог (слайд№4) Эти причины возникла не в 1917 и не в 1916. Почему же именно в это время происходит революция. Что стало толчком, катализатором? (неудачи на фронте) Помимо этих причин многие приводят и ещё одну, высказанную лидерами либералов Милюковым (кадеты) и Керенским (трудовики) о роли Германии в углублении политического кризиса в России. Воюющая на два фронта, Германия была заинтересована в выходе из войны России, и поэтому финансово поддерживала те российские силы, которые выступали за выход России из войны, а точнее — большевиков. В Германии также находились типографии большевиков, кроме того, именно германское командование помогло Ленину срочно в апреле 1917 года вернуться через оккупированную немцами Прибалтику в Петроград. На основании этого впоследствии либеральное Временное правительство обвинило Ульянова (Ленина) в шпионаже в пользу Германии и издало приказ о его аресте. Сделаем окончательный вывод: 1. К чему привели экономические трудности (рост недовольства) 2. Чем были вызваны эти трудности (затяжной войной) 3. Кто мог решить эти проблемы (император) 4. Почему не решил - не мог или не хотел (дискуссия) Сформулируем окончательный вывод по первому вопросу: «Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие». II Задачи революции. (Работа в группах) Исходя из причин революции, определите задачи революции .(5 минут) Каждая группа называет по одной задачи. (Запись на экран через проектор или на интерактивной доске).
Подведем итог (слайд №5) III Характер революции. Как определяется характер революции? (по задачам и движущим силам) Определите характер революции (буржуазно-демократический) IV Ход революции. (Работа в группах) Ваша задача, просмотрев презентацию и используя материал учебника назвать основные события развития революции в хронологическом порядке. Во время просмотра и рассказа начните составлять таблицу: Дата событие результат(слайды №6-9)(10 минут). Назовите основные события февраля 1917 года (по ходу выступления групп заполняется таблица в презентации или используется интерактивная доска)(слайд№10-11) 18 февраля - забастовка на Путиловском заводе, Петроград, закрытие предприятия. 23 февраля - антивоенная демонстрация. 25 февраля - всеобщая политическая стачка. Лозунги: «Хлеба!», «Долой царя!», «Конец войне!» Николай II из ставки в Могилеве требует прекратить беспорядки в столице. Но остановить беспорядки не удаётся. Ситуация выходит из-под контроля. Солдат бросают на разгром демонстраций, но они отказываются стрелять в рабочих и переходят на сторону восставших. Захвачены государственные учреждения, вокзалы, арсенал, арестовано царское правительство. Вечером 26 февраля царским указом распущена Государственная дума. Этот указ стал грубейшим просчётом императора, абсолютно недопустимой ошибкой. – Почему? Известия из столицы заставили царя принять решение о возвращении. Николай II срочно назначает генерала Иванова командующим Петроградским военным округом с чрезвычайными полномочиями. С фронта снимаются войска. Перед отправлением карательной экспедиции в Петроград Иванов связался с генералом Хабаловым – военным комендантом Петрограда. Вот выдержки из их разговора (учитель читает диалог с учеником) - Какие части в порядке и какие безобразят? - В моём распоряжении всего 4 роты…, прочие войска перешли на сторону революционеров. - Какие вокзалы охраняются? - Все вокзалы во власти революционеров, строго ими охраняются. - В каких частях города поддерживается порядок? - Весь город во власти революционеров. - Все ли министерства функционируют? - Все министры арестованы революционерами. - Какое количество продовольствия в вашем распоряжении? - Продовольствия в моём распоряжении нет.
(слайд №12) V Дискуссия о возможности сохранения монархии в России и о дальнейшем пути развития России (3 мин.)(слайд№13). Согласны ли вы, с высказываем Н.А. Бердяева, свой ответ аргументируйте (слайд №14). “Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”. Можно ли было спасти монархию? (дискуссия о возможном развитии России) Что несёт с собой революция? (зло и насилие, или очищение и перспективу нового развития) Ответ на проблемные вопросы: «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?» « Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”? VI Домашнее задание (слайд №15). Закончить заполнять таблицу «Ход революции» Записать итоги и значение революции. Размышление: «Альтернативные пути развития революционной ситуации февраля 1917 года» VII Подведение итогов Заполните таблицу «Оценка деятельности группы» Приложение №1 Профессор Эмиль Джозеф Дилон, живший в России в 1877-1914 гг.: "Русский крестьянин ложится спать в шесть и даже в пять часов зимой, т.к. у него нет денег купить керосин для керосинки. У него нет мяса, нет яиц, нет масла, нет молока, часто нет капусты, и живет он в основном за счет черного хлеба и картошки. Живет? - Голодает от недостаточного количества всего этого". Из работы Т.В. Беловой «Социальное самочувствие рабочих Верхнего Поволжья в годы первой мировой войны». Рабочий день, который в русской промышленности до войны был самым продолжительным в мире, в годы первой мировой войны еще более увеличился. Ряд исследователей, в частности, К.А. Пажитнов, Л.С. Гапоненко пишут, что рабочий день в годы войны был удлинен в 1,5 раза и доходил до 18 часов в сутки.На здоровье рабочих, особенно подростков и женщин, не могла не отразиться продолжительная работа на фабриках, которые и до войны отличались антисанитарным состоянием, и условия труда на которых в годы войны не изменились в лучшую сторону. Каменные полы, которые были на большинстве фабрик, являлись причиной ревматических заболеваний рабочих, вынужденных работать босиком или в легкой обуви. Значительной части рабочих даже днем приходилось работать при плохом освещении. Бобович И.М. Русско-финляндские экономические отношения накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Л., 1968. С. 95; В 1910 г. парламент Финляндии был распущен, а его председатель Пер Эвинд Свинхувуд сослан в Сибирь. Вновь были расширены права генерал-губернатора, русский язык оставался официальным языком административных учреждений. К 1914 г. автономия Финляндии была резко ограничена. Репрессии по отношению к финским националистам и углубляющаяся русификация страны вызывала рост антироссийских настроений и подъём движения за суверенизацию Финляндии, вплоть до провозглашения её независимости. После начала Первой мировой войны существенно ухудшилась экономическая ситуация в стране, в Финляндии были размещены значительные контингенты российской армии. Хотя созыв парламента был возобновлён, в ноябре 1914 г. в финской прессе были опубликованы секретные материалы российского правительства, свидетельствующие о наличии долгосрочной программы русификации страны. Лидер кадетов Милюков: « Из края в край расползаются темные слухи о предательстве и измене. Слухи эти забираются высоко и никого не щадят… Имя императрицы всё чаще повторяется вместе с именами окружающих её авантюристов.. .Что это – глупость или измена?» Великий князь Александр Михайлович в письме к Николаю II: «…События показывают, что твои советчики продолжают вести Россию и тебя к верной гибели…» Из дневника офицера Балтийского флота Ренгартена: Мы дошли до предела... Говорят, что императрица - человек большой воли, и государь её слушается. Говорят об определённых симпатиях её к немцам... Мерзавцы! Мерзавцы, что они делают с моей родиной! Могу только сказать, что наша офицерская среда открыто возмущается всем происходящим и что это мракобесие революционизирует страну повально. Письмо с Западного фронта в Орловскую губернию, задержанное военной цензурой: Дорогие вы мои мамаша, лучше бы вы меня на свет не родили, лучше бы маленьким в воде утопили, так ваш сыночек мучается. До чего надоела эта войны, до чего опротивела, что даже свет Божий не мил стал. Здесь как, на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают, кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чечевица чёрная - свинья не будет есть, а хлеб такой, что об дорогу бей. Чем дальше живётся - тем хуже. Начальство наше душит нас, выжимает последнюю кровь, которой уже очень мало осталось. Офицеры совсем как звери. Бьют прямо в лицо да приговаривают: «Солдатское личико вроде как бубен: чем звонче бьёшь, тем сердцу веселей». Солдаты на это, ясное дело, злобой отвечают, а после боя таких извергов находят с пулей в спине, ясное дело, кто стрелял. И правда - проклята будь эта война! Приложение №2 Учёт деятельности группы №
|
План Участие России в первой мировой войне Февральская революция... Февральская революция 1917 г и политическая борьба в стране в марте сентябре 1917 г | Тема: Украинская национальная революция (1917 1918 гг.) Февральская революция в России и ее последствия для Украины. Создание Украинской Центральной Рады | ||
Февральская и Октябрьская революции в России Даты: 23-28 февраля 1917, 1-2 марта 1917, 25-26 октября 1917 (все даты указаны по старому стилю) | Конспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская... ... | ||
План. Россия в первой мировой войне. Национальный кризис 1917 г.... От февраля к октябрю: расстановка политических сил в стране. Кризисы Временного правительства | Февральская буржуазно-демократическая революция в России1917г. Свержение самодержавия Выяснить причины падения монархии, объективные и субъективные факторы, повлиявшие на февральские события в 1917 году, последствия... | ||
Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" Демонстрация иллюстраций, художественное чтение фрагментов стихотворений С. А. Есенина | Реферат по истории на тему: Содержание Этот стереотип сложился у нас за период 1917-1991. Но была и другая революция. Революция, которая не преследовала цели захватить... | ||
Спустя год после октябрьской революции 1917 года в России, в Америке... Спустя год после октябрьской революции 1917 года в России, в Америке тоже произошла своего рода революция. Только в отличие от Петрограда,... | Урок истории в 9 классе Тема: «На пути к 1917 году. Реформа или революция» Первой мировой войны на социально-экономическое положение и политическую ситуацию в России; понимания сути «распутинщины» как явления,... | ||
Конспект открытого урока по теме: «Неопределенная форма глагола» Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей./ Пер с нем. Е. Герцык и др. М.: Культурная революция, 2005. – 880с | План изучения новой темы, новые понятия (регентство, учредительное собрание), домашнее задание России. Обеспечить усвоение учащимися идеи о том, что февральская революция – попытка осуществления буржуазно – либерального пути... | ||
Сценарий урока -исследования по теме «Альтернативные пути развития... Кожевникова Н. Н., победитель конкурса учителей, внедряющих инновационные образовательные программы, 2011г | Конспект урока в 10 б классе По теме «Экзотические фестивали в англоязычных странах и России» Задачи урока: контроль монологической речи по теме урока (защита проектов), формирование навыков диалогической речи, практика в аудировании,... | ||
«Восстание 1916 года. Февральская революция. Культура нач. XX века.» Весть об указе 25 июня всколыхнула всю казахскую степь. Стихийные выступления против мобилизации выражались в избиении волостных... | Тема: «Революция 1917 года: случайность или неизбежность?» Исследовать различные версии причин революции (мнения сторонников и противников большевиков) |