Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России»





Скачать 91.36 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России»
Дата публикации19.09.2013
Размер91.36 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > История > Конспект
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» 11 класс

по учебнику «История России XX – начало XXI века»

Учитель истории ГОУ СОШ №548 Хатюшина Елена Валерьевна
Тема «Февральская революция 1917 г в России»

Цель:

  • выяснить причины падения монархии, объективные и субъективные факторы, повлиявшие на февральские события в 1917 году, последствия падения монархии (значение падения самодержавия);

  • выявить случайность или закономерность падения самодержавия

Задачи:

  • развивать коммуникативные способности учащихся, навыки самостоятельной работы,

  • историческое мышление;

  • формирование собственной позиции учащихся по изучаемой проблеме.


Оборудование: презентация «Февральская революция», таблицы «оценка деятельности группы»
Технологии: работа в группах, ИКТ, проблемное обучение, элемент театрализации.
Ход урока .

Тема нашего урока « Февральская революция» (слайд №1)

Эпиграф «Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь.»

Лермонтов М.Ю.

Какое предсказание сделал поэт? (слайд №2)

Проблемный вопрос (слайд№3)

  • «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»

  • « Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?



I. Причины революции. (Работа в группах)

Я бы хотела, чтобы вы вспомнили те проблемы, которые существовали в российском обществе к началу 1917 года. Обсудите и сформулируйте причины февральской революции, используя данные учебника и свои знания, анализируя документы, приведите факты и аргументы. Время работы 5 минут. (Приложение №1)

Представители группы называют по одной причине. Записываем в тетрадь (запись на экран через проектор):

  • слабость самодержавной власти (дело Распутина, недовольство самодержавной властью даже среди членов императорской фамилии);

  • продовольственные трудности (очереди за хлебом в Петербурге);

  • продолжение войны (устали от войны, рассчитывали на коротковременную, истощение ресурсов, выгодно монополистам);

  • бездействие правительства (чехарда министров);

  • революционные настроения в армии (большевики лозунг добивайтесь поражения своего правительства в войне, братание);

  • усиление национальных противоречий на окраинах России(черносотенцы, еврейские погромы);

  • нерешенный вопрос о земле (малоземелье, вопрос о земле не решила ни одна дума, разногласия в партиях по земельному вопросу);

  • тяжелое положение рабочих; (увольнение рабочих с Путиловского завода);

  • неудачи в Первой мировой войне (неудачи в кампании 1916 года, Николай 2 главнокомандующий не удачный).

Подведем итог (слайд№4)

Эти причины возникла не в 1917 и не в 1916. Почему же именно в это время происходит революция. Что стало толчком, катализатором? (неудачи на фронте)

Помимо этих причин многие приводят и ещё одну, высказанную лидерами либералов Милюковым (кадеты) и Керенским (трудовики) о роли Германии в углублении политического кризиса в России.

Воюющая на два фронта, Германия была заинтересована в выходе из войны России, и поэтому финансово поддерживала те российские силы, которые выступали за выход России из войны, а точнее — большевиков.

В Германии также находились типографии большевиков, кроме того, именно германское командование помогло Ленину срочно в апреле 1917 года вернуться через оккупированную немцами Прибалтику в Петроград.

На основании этого впоследствии либеральное Временное правительство обвинило Ульянова (Ленина) в шпионаже в пользу Германии и издало приказ о его аресте. Сделаем окончательный вывод:

1. К чему привели экономические трудности (рост недовольства)

2. Чем были вызваны эти трудности (затяжной войной)

3. Кто мог решить эти проблемы (император)

4. Почему не решил - не мог или не хотел (дискуссия)

Сформулируем окончательный вывод по первому вопросу: «Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие».

II Задачи революции. (Работа в группах)

Исходя из причин революции, определите задачи революции .(5 минут) Каждая группа называет по одной задачи. (Запись на экран через проектор или на интерактивной доске).

  • Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.

  • Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих.

  • Свержение самодержавия и установление республики.

  • Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения.

  • Прекращение войны и заключение мира.

  • Ликвидация экономической разрухи.

Подведем итог (слайд №5)

III Характер революции.

Как определяется характер революции? (по задачам и движущим силам)

Определите характер революции (буржуазно-демократический)

IV Ход революции. (Работа в группах)

Ваша задача, просмотрев презентацию и используя материал учебника назвать основные события развития революции в хронологическом порядке. Во время просмотра и рассказа начните составлять таблицу: Дата событие результат(слайды №6-9)(10 минут).

Назовите основные события февраля 1917 года (по ходу выступления групп заполняется таблица в презентации или используется интерактивная доска)(слайд№10-11)

18 февраля - забастовка на Путиловском заводе, Петроград, закрытие предприятия.

23 февраля - антивоенная демонстрация.

25 февраля - всеобщая политическая стачка. Лозунги: «Хлеба!», «Долой царя!», «Конец войне!»

Николай II из ставки в Могилеве требует прекратить беспорядки в столице. Но остановить беспорядки не удаётся. Ситуация выходит из-под контроля.

Солдат бросают на разгром демонстраций, но они отказываются стрелять в рабочих и переходят на сторону восставших. Захвачены государственные учреждения, вокзалы, арсенал, арестовано царское правительство.

Вечером 26 февраля царским указом распущена Государственная дума.

Этот указ стал грубейшим просчётом императора, абсолютно недопустимой ошибкой. – Почему? Известия из столицы заставили царя принять решение о возвращении.

Николай II срочно назначает генерала Иванова командующим Петроградским военным округом с чрезвычайными полномочиями.

С фронта снимаются войска. Перед отправлением карательной экспедиции в Петроград Иванов связался с генералом Хабаловым – военным комендантом Петрограда.

Вот выдержки из их разговора (учитель читает диалог с учеником)

- Какие части в порядке и какие безобразят?

- В моём распоряжении всего 4 роты…, прочие войска перешли на сторону революционеров.

- Какие вокзалы охраняются?

- Все вокзалы во власти революционеров, строго ими охраняются.

- В каких частях города поддерживается порядок?

- Весь город во власти революционеров.

- Все ли министерства функционируют?

- Все министры арестованы революционерами.

- Какое количество продовольствия в вашем распоряжении?

- Продовольствия в моём распоряжении нет.

  1. Какие органы власти были сформированы?

  2. Представители, каких партий их создали?

  3. Какие слои общества поддерживали?

(слайд №12)

V Дискуссия о возможности сохранения монархии в России и о дальнейшем пути развития России (3 мин.)(слайд№13).

Согласны ли вы, с высказываем Н.А. Бердяева, свой ответ аргументируйте (слайд №14).

Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.

Можно ли было спасти монархию? (дискуссия о возможном развитии России)

Что несёт с собой революция? (зло и насилие, или очищение и перспективу нового развития)

Ответ на проблемные вопросы:

«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»

« Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?

VI Домашнее задание (слайд №15).

Закончить заполнять таблицу «Ход революции» Записать итоги и значение революции. Размышление: «Альтернативные пути развития революционной ситуации февраля 1917 года»

VII Подведение итогов

Заполните таблицу «Оценка деятельности группы»

Приложение №1

Профессор Эмиль Джозеф Дилон, живший в России в 1877-1914 гг.: "Русский крестьянин ложится спать в шесть и даже в пять часов зимой, т.к. у него нет денег купить керосин для керосинки. У него нет мяса, нет яиц, нет масла, нет молока, часто нет капусты, и живет он в основном за счет черного хлеба и картошки. Живет? - Голодает от недостаточного количества всего этого".

Из работы Т.В. Беловой «Социальное самочувствие рабочих Верхнего Поволжья в годы первой мировой войны».

Рабочий день, который в русской промышленности до войны был самым продолжительным в мире, в годы первой мировой войны еще более увеличился. Ряд исследователей, в частности, К.А. Пажитнов, Л.С. Гапоненко пишут, что рабочий день в годы войны был удлинен в 1,5 раза и доходил до 18 часов в сутки.На здоровье рабочих, особенно подростков и женщин, не могла не отразиться продолжительная работа на фабриках, которые и до войны отличались антисанитарным состоянием, и условия труда на которых в годы войны не изменились в лучшую сторону. Каменные полы, которые были на большинстве фабрик, являлись причиной ревматических заболеваний рабочих, вынужденных работать босиком или в легкой обуви. Значительной части рабочих даже днем приходилось работать при плохом освещении.

Бобович И.М. Русско-финляндские экономические отношения накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Л., 1968. С. 95;

В 1910 г. парламент Финляндии был распущен, а его председатель Пер Эвинд Свинхувуд сослан в Сибирь. Вновь были расширены права генерал-губернатора, русский язык оставался официальным языком административных учреждений. К 1914 г. автономия Финляндии была резко ограничена. Репрессии по отношению к финским националистам и углубляющаяся русификация страны вызывала рост антироссийских настроений и подъём движения за суверенизацию Финляндии, вплоть до провозглашения её независимости. После начала Первой мировой войны существенно ухудшилась экономическая ситуация в стране, в Финляндии были размещены значительные контингенты российской армии. Хотя созыв парламента был возобновлён, в ноябре 1914 г. в финской прессе были опубликованы секретные материалы российского правительства, свидетельствующие о наличии долгосрочной программы русификации страны.

Лидер кадетов Милюков: « Из края в край расползаются темные слухи о предательстве и измене. Слухи эти забираются высоко и никого не щадят… Имя императрицы всё чаще повторяется вместе с именами окружающих её авантюристов.. .Что это – глупость или измена?»

Великий князь Александр Михайлович в письме к Николаю II: «…События показывают, что твои советчики продолжают вести Россию и тебя к верной гибели…»

Из дневника офицера Балтийского флота Ренгартена:

Мы дошли до предела... Говорят, что императрица - человек большой воли, и государь её слушается. Говорят об определённых симпатиях её к немцам... Мерзавцы! Мерзавцы, что они делают с моей родиной! Могу только сказать, что наша офицерская среда от­крыто возмущается всем происходящим и что это мракобесие рево­люционизирует страну повально.

Письмо с Западного фронта в Орловскую губернию, задержанное военной цензурой:

Дорогие вы мои мамаша, лучше бы вы меня на свет не родили, лучше бы маленьким в воде утопили, так ваш сыночек мучается. До чего надоела эта войны, до чего опротивела, что даже свет Божий не мил стал.

Здесь как, на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают, кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чече­вица чёрная - свинья не будет есть, а хлеб такой, что об дорогу бей. Чем дальше живётся - тем хуже. Начальство наше душит нас, вы­жимает последнюю кровь, которой уже очень мало осталось. Офи­церы совсем как звери. Бьют прямо в лицо да приговаривают: «Сол­датское личико вроде как бубен: чем звонче бьёшь, тем сердцу весе­лей». Солдаты на это, ясное дело, злобой отвечают, а после боя та­ких извергов находят с пулей в спине, ясное дело, кто стрелял. И правда - проклята будь эта война!
Приложение №2

Учёт деятельности группы №

Фамилия имя

Участие в обсуждении.

(0-5 баллов)

Ответы на вопросы

(0-5 баллов)

Оценка













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconПлан Участие России в первой мировой войне Февральская революция...
Февральская революция 1917 г и политическая борьба в стране в марте сентябре 1917 г
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconТема: Украинская национальная революция (1917 1918 гг.)
Февральская революция в России и ее последствия для Украины. Создание Украинской Центральной Рады
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconФевральская и Октябрьская революции в России
Даты: 23-28 февраля 1917, 1-2 марта 1917, 25-26 октября 1917 (все даты указаны по старому стилю)
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconКонспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская...
...
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconПлан. Россия в первой мировой войне. Национальный кризис 1917 г....
От февраля к октябрю: расстановка политических сил в стране. Кризисы Временного правительства
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconФевральская буржуазно-демократическая революция в России1917г. Свержение самодержавия
Выяснить причины падения монархии, объективные и субъективные факторы, повлиявшие на февральские события в 1917 году, последствия...
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconКонспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»"
Демонстрация иллюстраций, художественное чтение фрагментов стихотворений С. А. Есенина
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconРеферат по истории на тему: Содержание
Этот стереотип сложился у нас за период 1917-1991. Но была и другая революция. Революция, которая не преследовала цели захватить...
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconСпустя год после октябрьской революции 1917 года в России, в Америке...
Спустя год после октябрьской революции 1917 года в России, в Америке тоже произошла своего рода революция. Только в отличие от Петрограда,...
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconУрок истории в 9 классе Тема: «На пути к 1917 году. Реформа или революция»
Первой мировой войны на социально-экономическое положение и политическую ситуацию в России; понимания сути «распутинщины» как явления,...
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconКонспект открытого урока по теме: «Неопределенная форма глагола»
Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей./ Пер с нем. Е. Герцык и др. М.: Культурная революция, 2005. – 880с
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconПлан изучения новой темы, новые понятия (регентство, учредительное собрание), домашнее задание
России. Обеспечить усвоение учащимися идеи о том, что февральская революция – попытка осуществления буржуазно – либерального пути...
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconСценарий урока -исследования по теме «Альтернативные пути развития...
Кожевникова Н. Н., победитель конкурса учителей, внедряющих инновационные образовательные программы, 2011г
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconКонспект урока в 10 б классе По теме «Экзотические фестивали в англоязычных странах и России»
Задачи урока: контроль монологической речи по теме урока (защита проектов), формирование навыков диалогической речи, практика в аудировании,...
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» icon«Восстание 1916 года. Февральская революция. Культура нач. XX века.»
Весть об указе 25 июня всколыхнула всю казахскую степь. Стихийные выступления против мобилизации выражались в избиении волостных...
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» iconТема: «Революция 1917 года: случайность или неизбежность?»
Исследовать различные версии причин революции (мнения сторонников и противников большевиков)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск