Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель





Скачать 187.65 Kb.
НазваниеТема: Человек в тоталитарном государстве. Цель
Дата публикации23.09.2013
Размер187.65 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > История > Методическая разработка
Методическая разработка интегрированного урока

(история – литература)

в 11 классе

(авторы: Привалова Е.В., учитель истории, Зерцова Е.А., учитель литературы)
Тема: Человек в тоталитарном государстве.

Цель: Показать освещение исторических событий историками и литераторами.

Продолжить формировать умения усваивать информацию из разных

источников.

Развивать критическое мышление, умение дискутировать.

Оборудование: выставка исторической (документальной) и художественной литературы по теме урока, фотовыставка «Мы из шестидесятых», портрет А.И. Солженицына, дидактические материалы, кинофрагмент «Строительство Беломорканала», слайд-текст «Тоталитарный режим», фонограммы песен (В. Высоцкий – «Кони привередливые», Б.Окуджава – «Молитва»; «Широка страна моя родная»
Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое тоталитаризм. Этапы складывания тоталитарного режима в СССР.

  2. Причины массовых репрессий в СССР. Крупнейшие фальшивые процессы.

  3. Формирование «нового человека».

  4. А.И. Солженицын и его повесть «Один день Ивана Денисовича»

  5. 60-е годы в нашем поселке.


Технологическая карта урока.

Фрагмент темы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Вступление

работа с эпиграфом, формулирование целей урока. Чтение наизусть стихотворения А.Ахматовой «Реквием»

Обоснование актуальности темы урока, эмоциональный настрой, работа с эпиграфом.

2.Что такое тоталитаризм

Работа с термином с помощью словаря, просмотр и прослушивание компьютерной презентации.

Объяснение задания: выделить черты тоталитаризма, подобрать русский синоним слову «тоталитаризм». Начало составления свертки информации.

3.Причины массовых репрессий в СССР

ответы учащихся о причинах репрессий начиная с 20-х годов. Выделение изменений в причинах на разных этапах . Самые известные процессы.

Беседа, корректирование ответов учащихся, расширение знаний по судебным процессам 30-60-х гг.

4.Создание «нового человека»

Определение черт «нового человека», инсценирование отрывка «Обезьяний язык» Зощенко, составление свертки информации.

Диалог учителей истории и литературы

5. Солженицын и его повесть

Просмотр кинофрагмента о ГУЛАГе, сообщение ученика о биографии писателя

Показ кинофрагмента,

Настрой на анализ текста

6. Повесть «Один День Ивана Денисовича»

анализ текста, дискуссия, комментарий творческого задания (иллюстрация к книге),

составление свертки информации.

Беседа, корректирование ответов учащихся, сравнение литературной и исторической оценки тех событий.

7. Обобщение свертки информации

Дополнение исторической части свертки литературной частью, комментарий творческого задания (рисунок «Символ эпохи»)

Помощь в формулировке выводов

8. Мирная жизнь в 60-е гг.




Анализ краеведческого материала, собранного учащимися, работа с фотовыставкой дополнительная информация о лауреатах Нобелевской премии

9.Творческое задание

Письма на выбранную тему

Настрой на творческую работу, объяснение задания. Музыкальное сопровождение.

10. Рефлексия

Мнения учащихся об уроке, о том какой должна быть счастливая жизнь в счастливом государстве.


Заключительные слова учителей. Эмоциональное завершение урока


Конспект урока.

Историк: Сегодня перед нами стоит очень сложная тема– «Человек в тоталитарном государстве».Сложная потому, что в последнее время на тему репрессий и реабилитации жертв произвола написано немало художественных и историко-публицистических произведений. Интерес к трагическим событиям прошлого повсеместен и огромен. Но эта тема неоднозначно оценивается политиками, писателями, историками, обычными людьми. Зачастую оценки эпохи прямо противоположны. 30-60 годы находятся в центре многолетних дискуссий как у нас в стране, так и за рубежом. Попробуем подискутировать и мы с вами.
Литератор: «Гадать можно только о будущем. Прошлое есть данность, в которой уже нет места возможному» (А.Блок)

«Неудержимое чувство на отгадку человеческой лжи, рано зародясь, развилось в мальчике остро… И неисторжимо укоренялось в нем решение: узнать и понять, откопать и напомнить.» «Я делаю выводы не из прочитанных философий, а из людских биографий, которые рассматривал в тюрьмах» (А.И. Солженицын)
1.Исходя из эпиграфа, сформулируйте цели урока.

- Представить эпоху 30-60 гг.

-Попытаться отделить историческую правду от исторической лжи

- Сделать вывод о невинно-репрессированных на основе биографий гулаговцев.
Литератор: 1930-60 годы для нашей страны были крайне сложными и противоречивыми. Это время неуклонного роста военной мощи СССР, время бурных темпов индустриализации, время спортивных праздников и воздушных парадов. И в то же время именно эти годы – самые кровавые и страшные из всех лет истории Советской России.

Поэма «Реквием» - выражение беспредельного народного горя. Жестокие репрессии коснулись практически каждой семьи, а тюрьма стала символом того времени. Голос Ахматовой – это голос измученного, «стомильонного народа», а поэма выстрадана ею самой, поэтому и звучит «Реквием» так проникновенно.

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»,

И смертельная тоска.

Для кого-то веет свежий ветер,

Для кого-то нежится закат-

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,

а надежда все поет внутри.
Это было когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных «Марусь».



Историк:

«Проясняйте значение слов, этим вы избавите человечество от половины заблуждений» (Р.Декарт)

Что такое тоталитаризм? (в свертку)

Слово «тоталитарный» изобрел Бенито Муссолини (от «тотальный» - итальянский (totale (от позднелат. totalis - весь, полный, целый)), полный, всеохватывающий, всеобъемлющий, для характеристики фашистских порядков в Италии, в смысле: «всеобщий», «общепризнанный», «наилучший для всех», так сказать «подлинно демократический», «принятый абсолютным большинством и наилучший для него».

? (Найдите адекватный перевод термина «тоталитарный» в этом смысле на русский язык 20х - 30-х гг. - учащиеся должны подобрать слово самостоятельно).

Очевидно, что русское слово весьма близкое к итальянскому totale в смыслах: «всеобщий», «общепризнанный», «наилучший для всех», так сказать - «подлинно демократический», «принятый абсолютным большинством и наилучший для него» - не что иное как «демократия подавляющего большинства трудящихся - диктатура пролетариата в союзе с трудовым крестьянством» (В.И. Ленин) – или «большевизм»!

?

Тоталитаризм = большевизм

Историк:

Фрагмент текста со слайдами.

? Вспомните, что вам известно о режиме, выделите самые основные черты тоталитаризма для свертки информации.

Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Тоталитарным режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, не ограниченные законом полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении инакомыслящих.

Тоталитарный режим -

политический строй, при котором

  • Сосредоточение государственной власти в руках группы, партии

  • Уничтожение демократических свобод

  • Отсутствие возможности появления политической оппозиции

  • Сохранение власти благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному порабощению.


Тоталитарное государство

  • Политический контроль государства над всеми сферами жизни общества

  • Фактическая ликвидация конституционных прав и свобод.

Тоталитарная система

  • Насильственное установление однопартийной системы

  • Уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии

  • Захват государства партией

  • Ликвидация системы разделения властей

  • Уничтожение гражданских свобод

  • Построение системы всеохватывающих массовых общественных организаций

  • Унификация всей общественной жизни

  • Авторитарный способ мышления

  • Культ национального вождя

  • Массовые репрессии.

Такая система сложилась в СССР в 30-е годы 20 века

? Сформулируйте основные черты режима. Какая черта самая неприятная, самая тяжелая для человека. (В свертку)
Репрессии – это карательные меры государства в отношении своих граждан.

? Выясним причины массовых репрессий. Как эти причины менялись на разных этапах развития нашей страны.
Причины массовых репрессий

  1. Теория Сталина об обострении классовой борьбы по мере успехов социалистического строительства – неуклюжее и примитивное оправдание репрессивной политики.

  2. Советское государство – государство диктатуры пролетариата, где функция насилия – ведущая.

«Революционное насилие» - стимул к труду. Еще в 1919 году за нарушение трудовой дисциплины, невыполнение нормы выработки – до 6 месяцев заключения в лагере принудительных работ. В 30-е годы – для индустриализации – исправительно-трудовые лагеря «архипелага ГУЛАГ», дешевая рабочая сила, новое «крепостное право» в деревне (паспорт) – все это «внутренние ресурсы» для строительства социализма.

3. Страх. Враги мерещились повсюду.

Таким образом, репрессии – свидетельство кризиса сталинского режима. Но Диктатура Сталина и созданный им казарменный режим не были ликвидированы и после кратковременной «оттепели» 50-60-х годов.
Самые известные фальшивые процессы:

  • «Антисоветский право-троцкистский блок»(1932-37) – Бухарин и др.по заданию иностранных спецслужб организовали заговорщическую группу с целью свержения в СССР существующего соц. строя, путем шпионской и диверсионной деятельности, организации террористических актов против Сталина , Кирова, Горького, Куйбышева.

  • «Союз марксистов-ленинцев» (1932-33) – группа Рютина – 30 чел – письменно изложили взгляды на командно-административные методы пролетарской диктатуры.

  • «Московский центр» (1934-35) – Зиновьев, Каменев – 19 чел.

  • «ленинградский центр» (1934-35) -77 чел обвинены в подготовке покушения на С.Кирова.

  • «Бухаринская школа» - 38 чел. – борьба с Советской властью и восстановление кап. строя в СССР.

  • «Рабочая оппозиция» (1935) – 18 чел – требование передачи управления хозяйством профсоюзам

  • «Ленинградское дело» (1950) – все руководители Ленинграда, более 2000 чел. смещено с постов

  • «Дело еврейского антифашистского комитета» (1952) – 105 чел.

По официальным данным 1930-1953 гг. осуждающих приговоров было вынесено 3 778 234, из них 786 098 – смертных.

По неофициальным данным репрессировано 20 миллионов «врагов народа».

Подверглись гонениям более 20 миллионов крестьян, народы Крыма, Кавказа, немцы Поволжья, калмыки и др.

В 1990 г. было реабилитировано 8 072 888 человек, осужденных по решению «троек», 31 342 человека, осужденных по суду.

Литератор: И мы с вами, ребята, знакомы с опытом художественного исследования по этой теме. Что вы можете добавить к услышанному? Что особенно потрясло? По «Гулагу»

Создание нового человека.

Историк: Главная задача власти – создание нового человека. В 20-е годы в ходу была модель революционера – разрушителя старого мира: железные комиссары, стальные чекисты. В 30-е гг. – модель созидателя Нового мира: «индустриальный человек», «научно-организованный человек», «усовершенствованный коммунистический человек». Сталин провозгласил окончательный идеал – винтик. «Я подымаю тост за людей простых, обычных, скромных, за «винтики», которые держат в состоянии активности наш великий государственный организм» - говорил Сталин. Таким образом создавался «государственный житель»

Литератор: Евгений Замятин («Мы») через три года после революции описал государство будущего, в котором отношения между человеком и государством выглядят так: «..Две чашки весов: на одной — грамм, на другой — тонна, на одной «я» на другой — «Мы», Единое государство. Не ясно ли: допускать, что у «я» могут быть какие-то «права» по отношению к Государству, и допускать, что грамм может уравновесить тонну, — это совершенно одно и то же. Отсюда распределение: тонне — права, грамму — обязанности; и естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты — грамм, и почувствовать себя миллионной долей тонны».

Замятин открыл важный закон формирования Нового человека: необходимо не только желание руководителей расплавить «граммы» в «тонну», но и желание «граммов» влиться в «тонну», врасти в систему.

Этот процесс в 30-е гг.получил название «перековка». ( в свертку)
Историк: Важнейшим объектом «социалистического воспитания» стали дети. В школах по принятому «Положению о единой трудовой школе» (1918) ликвидировались все «атрибуты старой школы»: экзамены, уроки, задания на дом, латынь, ученическая форма. Отменялось слово «учитель» и вместо него —«шкраб», т. е. школьный работник. Советская школа 20-х гг.оказалась самой передовой по формам самоуправления и методам преподавания. В 30-е гг. был совершен поворот на 180: вместо самоуправления — единоличная власть директора и твердая дисциплина. Вернулись уроки, расписания, «стабильные учебные планы» (1934) и «стабильные учебники».

Свою систему воспитания коммунистической личности создает в 30-е гг. А.С. Макаренко, считавший, что если ему удавалось — в колониях — перековывать преступников, наихудший сорт человеческого материала, то не может быть сомнения в возможности переделки каждого человеческого материала — «в новых социалистических условиях». Условием переделки было включение индивида в коллектив.

Литератор: Наиболее удобным материалом для перековки стал выходец из деревни, пришедший в город, малограмотный, принесший в город крестьянскую традиционалистскую психологию, человек, прошедший бурю гражданской войны и принесший «психологию гражданской войны», освоивший новые идеологемы. М. Зощенко показывал такой тип (утрированно, доведя все черты до абсурда)

(инсценировка отрывка «Обезьяний язык»)

«Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта... Я вот на днях слышал разговор.

—А что, товарищ, это заседание пленарное будет, али как?

—Пленарное, — небрежно ответил сосед.

—Ишь ты, — удивился первый, — то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.

—Да уж будьте покойны, — строго ответил второй. — Сегодня сильно пленарное, и кворум такой подобрался — только держись.

—Да ну? — спросил сосед. —Неужели и кворум подобрался?

—Ей-богу, — сказал второй.

—И что же он, кворум-то этот?

—Да ничего, — ответил сосед, несколько растерявшись. —Подобрался, и все тут.

Скажи на милость, — с огорчением покачал головой первый сосед. — С чего бы это он?»
Литератор: Новый дух порождает и новый строй. Эту связку подметил М.Булгаков в «Собачьем сердце» - Филипп Филиппович: «вначале каждый вечер пение, затем сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее… Разруха сидит не в клозетах, а в головах!»



Историк: В сознании нового человека менялось и отношение к собственности.

В СССР считали, что крупная собственность – это кража. Отсюда и лозунг «Грабь награбленное!» Советская этика состояла из трех частей:

  • Трепетное уважение своей собственности

  • Завистливая ненависть к чужой собственности

  • Грубо хищническое отношение к государственной, «общенародной» (ничейной) собственности


Литератор: В то же время сохранилась общинно-коллективистская психология, связанная с уравнительным распределением. Шариков, превращенный из собаки в человека рассуждал: «Взять все да и поделить…» «А то что ж: один в семи комнатах расселся, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет»
Историк: Людям советской поры были присущи непримиримость к недостаткам, коллективизм, готовность прийти на помощь товарищу, непреклонность в борьбе за или против чего-то (кого-то), чувство социальной справедливости. Идея индивидуальности исчезает, заменяясь идеей одинаковости. Процветает идея безымянного героизма, анонимности подвига.
Литератор: В.Маяковский: «…рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак. Единица – вздор, единица – ноль…»

«Я счастлив, что я этой силы частица,/ что даже общие слезы из глаз,/ сильнее и чище нельзя причаститься/ к великому чувству по имени класс»
Историк: В эпоху тоталитаризма, когда приветствовалось непроявление индивидуальности, когда выражение своего мнения было опасным, царила позиция «не высовывайся», люди превращались в «винтики».

- Человек должен быть оптимистом. Хороши те поэты и писатели, которые утверждали новые идеи, веру в светлое будущее.

-«Новый человек» верил в беспредельные возможности воли. Человек может все: открыть новые земли, написать стихи.

«Перекованные» люди пели:

«Нам нет преград ни в море, ни на суше,

Нам не страшны ни льды, ни облака.»
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

(куплет песни «Широка страна моя родная»)
Историк: Идеология строилась на трех китах: чудо, тайна, авторитет.

Идеология чуда строилась на двух элементах: спешке и гигантизме. «Темпы решают все», «Догнать и перегнать!», «Пятилетку в 4 года». Темпы оправдывают все: и голод, и страдания народа, и лишения.

«Советский Союз – это тайна, обернутая в загадку и спрятанная в секрет», - сказал У. Черчилль. Тайной были показатели отраслей тяжелой промышленности, реальное выполнение пятилеток, личная жизнь вождей.

Авторитет вождей перерождался в их культ. Неподчинение авторитету становилось государственным преступлением.

Служение государству было главной ценностью советской эпохи. Все, что не отвечало целям государства, считалось вредным, запрещалось, пресекалось.
? Выберите из предложенного списка черты идеального для государства нового коммунистического человека. – в свертку
После смерти Сталина все больше появляется людей с модернизированным сознанием, способных противопоставить свое мнение мнению большинства, способных стать оппозицией. Появляются инакомыслящие диссиденты, «шестидесятники», то есть люди, которые не хотят быть «винтиками». Это стало возможным благодаря хрущевской «оттепели», когда появилась возможность говорить правду.
Литератор: Появление художественных произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве развенчало миф о якобы счастливом коммунистическом будущем. Невозможно быть счастливым в обществе, которое построено на насилии, репрессиях, расправе с инакомыслящими. Произведения Солженицына представляют огромную ценность из-за того, что их автор- участник, очевидец событий, жертва государственного ГУЛАГа. Он приподнял завесу над темным периодом нашей истории – сталинизмом.
Кинофрагмент о ГУЛАГе

Одним из людей с активной гражданской позицией был А.И.Солженицын.

- О кошмарной жизни в сталинских лагерях мы, читатели узнаем из так называемой лагерной прозы и в первую очередь благодаря творчеству А.И. Солженицына.

Имя А.И. Солженицына появилось в художественной литературе в 1960-е гг., годы «хрущевской оттепели». Его повесть «Один день Ивана Денисовича» потрясла читателей откровением о лагерной жизни при Сталине.

(Сообщение о биографии)

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 г. в обеспеченной и образованной крестьянской семье. Детские воспоминания будущего писателя включали и посещения матерью церкви, и длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, где жила семья Солженицыных.

В 1942 г. после окончания офицерского училища он отправляется на фронт. Он имеет боевые награды: орден Отечественной 2-й степени и орден Красной Звезды. А в феврале 1945 г.Солженицын в звании капитана был арестован из-за прослеженной в переписке критики Сталина и осужден на 8 лет, из которых 4 самых трудных провел на общих работах в политическом Особлагере. Судьбе было угодно, чтобы он увидел все круги тюремного ада, а также стал свидетелем восстания заключенных в Экибастузе в 1952 г.

Солженицын был сослан на вечное поселение в Казахстан, где узнал о том, что болен раком и жить ему осталось недолго. Но происходит чудо - болезнь отступает. А в 1957 г. он был реабилитирован. После появления в 1962 г. повести «Один день Ивана Денисовича» писатель был принят в Союз писателей. Но уже следующие работы Солженицын был вынужден отдавать в «Самиздат» или печатать в зарубежье.

Затем последовало исключение из Союза писателей в 1969 г., а в 1970г. Солженицын удостаивается Нобелевской премии по литературе. В 1974 г. в связи с выходом первого тома «Архипелага ГУЛАГа» насильственно был изгнан на Запад. Окончательно писатель обосновался в американском штате Вермонт, природою напоминающем среднерусскую полосу. Солженицын стал изгоем, пробив брешь в «железном занавесе», книги были изъяты из библиотек.

Сегодня произведения Александра Исаевича известны широкому кругу читателей.

Анализ текста «Один день Ивана Денисовича»

Анализ рассказа.

Задуман в лагере в 1950году. Первоначально назывался «Щ-854»,

«Один день одного зека».(Комментарий рисунков учащихся обложки книги)

?С какой целью изменил название?

?Почему повествование ограничено одним днем?

?Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович? Восстановите его прошлое.

? Как он попал в лагерь?

?Почему день, описанный в повести, кажется Шухову почти счастливым?

?Почему автор выбрал именно счастливый день?

?Какие счастливые события происходят с героем?

?Согласны ли вы с определением счастливый?

?Что помогает устоять, остаться человеком?

? 0 ком пишет с симпатией и кого называет дерьмом?

-Каков портрет положительных героев?...

черты - в свертку

дополнение свертки по литературе.

«Символ эпохи» - комментарий
Историк: Люди по-разному подходят к изучению своей истории. Одни предпочитают документальные материалы, другие – художественно-публицистическую литературу. Но каждый сам оценивает прошедшие события, пропускает их через себя.

Посмотрите на свертку информации. Какие ассоциации возникают, глядя на ее верхнюю часть? Перевернутый дом. Когда в доме все вверх ногами – значит что-то в жизни его обитателей не так.
Историк: Работа с фотовыставкой «Мы из 60-х»

Эпоха 60-х была очень противоречивой: богатой на достижения творческих людей и горькой, что многие из них были выдворены из страны.

Нобелевскую премию присудили Н. Семенову (химимя,1956), Б.Пастернаку (литература, 1958), Л.Ландау (физика,1962), Н.Басову, Прохорову (физика,1964), М.Шолохову (литература,1965)

Но в то же время Б. Пастернак вынужден был под давлением отказаться от премии. «За тунеядство» на 5 лет осужден И.Бродский (1964), в заключении умирает поэт Галансков (1972). Эмигрируют из страны литераторы Бродский, Синявский, Медведев, В.Некрасов, А. Галич, Войнович, Аксенов, скульптор Э.Неизвестный, историк Альмарик, математик Л.Плющ.

Ваши бабушки и дедушки в эти годы были молодыми 20-35 -летними

Из анкет: учились, работали. Одевались в шелковые, крепдешиновые, крепжоржеттовые, а чуть позже в кримпленовые и трикотиновые платья, делали модную прическу «бабетта». Слушали пластинки Пьехи, Кобзона, которые крутили на радиолах. Отдыхали в домах отдыха, санаториях, профилакториях, ездили на курорты на юг (Ессентуки, Алушта, Пятигорск). Участвовали в художественной самодеятельности, занимались спортом, ходили на демонстрации. В доме появлялись телевизор «Весна», стиральная машина «Вятка», электроплитка, оставалась и керосинка.

По сравнению с послевоенными годами жить стали сытнее, но в брежневские времена жилось лучше и материально и морально. Ностальгия по молодости.
Литератор: Неравнодушные люди выражали свое мнение по поводу тех событий, которые происходили в их жизни, писали письма, статьи в газету. Мы предлагаем вам сделать то же самое.

Темы:

- Есть мнение, что диссиденты являлись «совестью народа». Разделяете ли вы эту точку зрения? Приведите аргументы «за» и «против».

- Представьте, что вы диссидент. Напишите письмо руководству СССР и изложите свои взгляды на политику, проводимую в 50-60-е гг.

- «Не могу молчать» статья в газету или письмо вождю.

- Письмо в редакцию с обоснованием, почему рассказ должен быть напечатан.

- Письмо современника гулаговцу

- Письмо из лагеря домой.

- Письмо из дома, 50 годы.

( фрагменты песен Высоцкого, Окуджавы)

Заключение.

Историк: Мы знаем теперь, что политические обвинения и репрессии против ряда деятелей партии и государства, против многих коммунистов и беспартийных, хозяйственных и военных кадров, ученых и деятелей культуры были результатом преднамеренной фальсификации. Тысячи безвинно пострадавших были реабилитированы. Чтобы довести процесс справедливости до конца, нельзя отворачиваться от больных вопросов нашей истории, будто ничего особенного не произошло. Нельзя с пренебрежением относиться к исторической правде, к памяти тех, кто оказался невинной жертвой беззакония.
Литератор:

Лагеря-детище тоталитарного государства. Тот режим-это отсутствие свободы, слежки, раздутая военщина, подавление живой мысли, процессы, лагеря, ложь цифр, аресты, расстрелы.

Покончено с этим, но из памяти народной разве можно такое вынуть? Разве можно забыть армии заключенных, лай овчарок, удары прикладов? Массовые аресты, повальный голод, расстрелы? Этого нельзя забыть, вычеркнуть из памяти.

Что нынче счесть большим, что малым -

как знать, но люди не трава:

Не обратить их всем навалом

В одних не помнящих родства.

Пусть очевидцев поколенья

Сойдут по-тихому на дно.

Благополучного забвенья

Природе нашей не дано.

А.Т.Твардовский.
Рефлексия. – Неравнодушное сердце, что важно для вас?


Свертка информации






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconРеферат по политологии Тема: Тоталитаризм и экономика
Iii. Принудительный труд в тоталитарном государстве и централизованное распределение трудовых ресурсов
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: на основе анализа романа и исторических источников определить позицию человека в тоталитарном государстве
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconУрок №1 тема: Россия – наша Родина. Педагогическая идея
Цель: Сформировать представление учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Е. Замятин. "Судьба личности в тоталитарном обществе. (по роману Е. И. Замятина "Мы")
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconТема урока Тип урока
...
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Если человек, взявшись быть пастухом стада коров и убавляя и ухудшая их, не сознается, что он плохой пастух; но что еще более для...
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconУрок 1 Тема: Науки о человек. Здоровый образ жизни
Цель: усвоить понятия об основных этапах развития анатомии, физиологии, гигиены человека
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconУрок игра Тема: Огонь и человек
Оборудование: рисунки, сюжетные картинки по теме; плакат к игре-лабиринту «Огонь и человек»
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconТема: Сложение и вычитание двузначных чисел. Вид урока
Оборудование: интерактивная доска; карточки с буквами М,О,Л,О,Д,Е,Ц,!(каждой группе из 2 человек); конверты с кружочками (на каждую...
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обобщить базисные знания школьников о государстве, праве, правах и обязанностях человека
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconУрок окружающего мира в 3 класс Тема: Природа в опасности
...
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconУрок по курсу «человек и мир» Тема: Разнообразие водоемов. Река и озеро
Цель урока: знакомство учащихся со строением реки, озера; с водоёмами своего города, их использованием, охраной водных ресурсов
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconРабочая программа дисциплины Основы деятельности спецслужб в правовом...
Цели освоения дисциплины «Основы деятельности спецслужб в правовом государстве»
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconЦель воспитательной деятельности
Воспитание свободной, гуманной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой и русской культуры и нравственности,...
Тема: Человек в тоталитарном государстве. Цель iconТема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)»
Цель: Создание условий для развития у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию, осмыслению и анализу особенностей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск