|
Фамилия, имя отчество
| Шепелев Артем Алексеевич
Галямов Рамиль Шамильевич
|
Регион
| Оренбургская область
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| г. Оренбург
|
Номер и/или название школы/ОУ
|
|
Описание проекта
|
Название темы учебного проекта
|
«Куликовская битва »
|
Краткое содержание проекта
|
Проект посвящен одному из самых исследованных исторических событий средневековья, но в то же время одному из самых загадочных. Ни одно другое сражение не оставило после себя столько легенд и мифов. До нас дошло около десятка произведений о Куликовской битве, но они рождают больше вопросов, чем ответов. Главный из них – как повлияла Куликовская битва на освобождение Руси от монголо-татарского ига. Цель этого проекта - раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско, положившего начало освобождению Руси от ненавистного ига. Работа над проектом позволит сформировать учащимися целостное представление о Куликовской битве и ответить на главные вопросы, касающиеся этого сражения.
|
Предмет
|
История России
|
Класс(-ы)
|
6-7 класс
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
4 недели
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
Цели обучения:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Куликовская битва. Подготовка к сражению. Дата события. Основные противники. Основные действующие лица. Численность войск. Ход сражения. Место сражения. Итоги сражения. Последствия сражения.
В результате изучения истории ученик должен уметь:
В результате изучения ученик должен уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
Цели:
1. Раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско, положившего начало освобождению Руси от ненавистного ига.
2. Получить набор информации о Куликовской битве, о Сергии Радонежском и Дмитрии Донском; В ходе реализации проекта учащиеся смогут:
Научиться анализировать факты, события, делая собственные предположения и выводы;
Систематизировать информацию;
Составить собственное отношение к проблеме урока.
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Какую роль роль Куликовской битвы в воссоединении Руси?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| 1) Куликовская битва: а была ли она вообще?
2) Куликово поле, где оно?
3) Дмитрий Донской: самостоятельный правитель или пешка в руках бояр?
|
Учебные вопросы
| 1. Где собирались все русские войска накануне Куликовской битвы?
2. Кто из иностранцев был в войске Мамая во время его похода на Русь?
3. Из какого монастыря, по преданию, в войско Дмитрия Ивановича были отправлены отличавшиеся богатырской силой Пересвет и Ослябя?
4. В каком произведении древнерусской литературы содержится описание поединка двух богатырей – монаха Александра-Пересвета и ордынца Челубея перед началом Куликовской битвы?
5. Какие реки протекали в предполагаемом районе сражения на Куликовом поле?
6. Какие города прислали свои войска в лагерь Дмитрия Ивановича перед Куликовской битвой?
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
1. Вводная презентация учителя
2. Формирующее оценивание «стартовых знаний» в форме фронтальной беседы в ходе вводной презентации учителя
3. Определение плана проекта
5.Листы планирования
6. Критерии оценивания
| Самооценка и рефлексия с помощью заполнения контрольных листов
Работы с каталогом ресурсов сети Интернет
Исследования в ходе работы
Оценочные листы (презентации, буклеты, рефераты)
Обсуждение промежуточных результатов деятельности.
Консультации учителя.
| Оценка продуктов (презентации, буклет,)
Открытый урок (мероприятие)
Выполнение тестовой работы по проекту.
Рефлексия(журналы, вики-статья)
|
Описание методов оценивания
|
Заполняя в ходе проекта бланк «План работы над проектом по группам, ученики оценивают навыки взаимодействия всех членов группы. Это позволяет им задуматься над тем, как дружно они работают в команде, отмечают успешные стратегии обучения и сотрудничества других учеников.
На втором этапе во время обсуждений в группах вопросов для исследования, распределения обязанностей и планирования конкретных процедур, ученики должны знать, по каким критериям будет оцениваться их работа. С этой целью учителем заранее подготовлен бланк «Оценочные листы (презентации, буклеты, рефераты)» с критериями готовых работ. Эти бланки с критериями помогают ученикам представлять, что от них ожидается и самим управлять процессом своего обучения.
Анализ заполненных учениками бланков позволит учителю определить как уровень навыков учащихся в самоуправлении процессом обучения, так и умения анализировать приобретённые знания и соотносить их с критериями.
По завершению работы ученики используют бланк «Мониторинг прогресса ученика» для проверки готовности к защите результатов своих исследований, для проверки успешности изучения учебного программного материала по теме проекта, для оценивания своего прогресса в развитии и приобретении навыков критического мышления, сотрудничества в команде, умений планировать свои учебные процессы.
В конце проекта проводится внутригрупповая и индивидуальная рефлексия.
После завершения работы над проектом проводится открытый урок, где учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности: презентации, публикации. Это, кроме предметных знаний, позволят так же оценивать развитие у них коммуникативных навыков, умения аргументировано и четко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других.
Для закрепления знаний учитель предлагает выполнить учащимся тестовую работу.
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Знание курса истории 6-7 классов
Умение работать с различными источниками информации;
Навыки поиска информации в Интернет.
|
Учебные мероприятия
|
1 этап. Организационно-подготовительный.
Составление плана работы;
Создание буклета для родителей, для учащихся
2 этап. Обучающий
Выявление предварительных ЗУН учащихся
Планирование исследований (цели, гипотеза, методы)
3 этап. Исследовательский
Оформление результатов исследований
4 этап. Итоговый. Защита проекта.
Презентация результатов проекта.
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Учащиеся выбирают то направление работы в группе, которое ему ближе и интереснее:
- проведение исследований;
- организация и проведение социальных опросов;
- компьютерная обработка и анализ результатов;
- техническая обработка результатов и представление их средствами компьютерных и Интернет-технологий.
|
Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Для таких учеников организованы, дополнительные консультации учителя по данному проекту, психолога по преодолению барьера общения. Учитель контролирует правильность использования предметной терминологии.
|
Одаренный ученик
| Учащийся проводит более глубокие исследования в своей группе, расширяя проект.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
|
Компьютер, цифровой фотоаппарат, сеть Интернет, лазерный диск, принтер, проектор, сканер, видеокамера.
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
Электронные энциклопедии.
|
Материалы на печатной основе
| Словари, учебники, энциклопедии и т.д.
1. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: Рольф, 2000. – 543 с.
2. Гумилев Л. Н. От Руси до России. – М.: Рольф, 2001. – 320 с.
3. Карамзин Н. М. Предания веков. – М.: Правда, 1988. – 768 с.
4. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Мысль, 1991. – 616 с.
5. Каргалов В. В. Полководцы X-XVI вв. – М.: ДОСААФ, 1986. – 334 с.
6. Кучкин В. А. Дмитрий Донской. //Вопросы истории. 1995. – № 5/6. 62-83 с.
7. Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 365 с.
8. Пространная летописная повесть о Куликовской битве. Воинские повести
Древней Руси. – Л.: Лениздат, 1985. – 495 с.
9. Повесть о Мамаевом побоище. Воинские повести Древней Руси. – Л.: Лениздат, 1985. – 495 с.
10. Повесть о битве на реке Пьяне. Воинские повести Древней Руси. – Л.:
Лениздат, 1985. – 495 с.
11. Повесть о битве на реке Воже. Воинские повести Древней Руси. – Л.:
Лениздат, 1985. – 495 с.
12. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского. Жития святых. – Н: Новосибирское книжное издательство, 1991. – 184 с.
|
Другие принадлежности
|
|
Интернет-ресурсы
| http://gumilevica.kulichki.net/R2R/index.html
http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/index.htm
|
Другие ресурсы
| Беседа с людьми разных профессии;
Интервью с прохожими на улице, посещение музеев и выставок.
|