Скачать 1.09 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Лекционный курс (36 часов) 7 Семинарские занятия(36 часов) 14 Экзаменационные вопросы 55 Тематика контрольных работ 57 Тематика курсовых работ 58 Тесты 59 Терминологический словарь 63 Хронологическая таблица 66 Источники и литература 69 ВВЕДЕНИЕ Новая история – историческое развитие европейских и американских стран с середины XVII века до первой четверти XX столетия. Именно в этот период были заложены основы большинства современных проблем человечества. Важнейшим достижением нового времени стало разрушение феодальных ограничений и провозглашение прав и свобод человека и гражданина. Изучение истории Нового времени способствует постижению важнейших ценностей человеческой цивилизации. Программа курса новой истории стран Европы и Америки разработана в соответствии с современным состоянием научной и учебной литературы и ориентирована на комплексное изучение социально- экономических, политических и культурных процессов, составивших основное содержание развития западного региона в XVII - 70 г. XIX века. Пристальное внимание уделялось также выяснению специфики эволюции отдельных стран. Для современного построения многих курсов исторических дисциплин характерен отказ от чрезмерно жесткой конструкции формационного подхода, заключающийся в экономическом детерминизме всех отношений в обществе. Данное методическое пособие не является исключением – признавая равноценность всех, а не только производственных, отношений в социуме, в нем было уделено внимание не только классовой борьбе, что было характерно для учебных пособий недавнего прошлого, но и анализу более сложного переплетения социальных и других интересов, а также культурному развитию западной и американской цивилизаций. Одной из важных проблем является вопрос о хронологии и периодизации истории Нового времени. Автор данного пособия придерживается общепринятой на сегодня периодизации всемирной истории, согласно которой история Нового времени начинается с Английской буржуазной революции, с середины XVII века. Сама дата, конечно, в значительной мере условна, но значимость английской революции 1640- 1660гг. определяется тем влиянием, которое она оказала на развитие европейских стран. История Нового времени подразделяется на два исторических периода. Первый период включает в себя историю стран Запада (Европы и Америки) с 1640 – 1870 годы, второй – с 1871 по 1918. Содержание данного учебно – методического пособия посвящено первому периоду истории Нового времени. Именно в данный промежуток времени западноевропейское общество осуществило прорыв в осмыслении места человека в социуме, происходила трансформация всех основ жизни личности. Однако эти процессы проходили неравномерно в отдельных государствах, что во многом определялось степенью зрелости в них капиталистического уклада к началу Нового времени. Дисциплина «Новая история» (I период) изучается студентами 3 курса дневного отделения в V семестре и включает в себя 36 часов лекций и 36 часов семинарских занятий. В конце семестра студенты выполняют внеаудиторную контрольную работу и сдают экзамен в письменной форме. Цель преподавания дисциплины заключается в изучении
Лекция - один из ведущих методов и активной формой обучения в образовательном учреждении. На лекциях преподаватель излагает студентам фактический материал, объясняя наиболее трудные вопросы и сложные моменты. На лекциях преподаватель старается достигнуть поставленной цели, а именно, чтобы материалы дисциплины усваивались студентами, формируя целостную историческую картину мира. В курсе истории Нового времени семинарские занятия занимают не менее важное место, чем лекции. Практические занятия готовят будущих историков к практической деятельности, ведь в ходе подготовки к ним студенты знакомятся и со спецификой иностранных источников периода нового времени, и используют достижения исторической науки в России и за рубежом. По методике проведения занятий семинары можно разделить на три типа. Первый тип семинаров – занятия, на которых студентами рассматриваются исторические проблемы Нового времени коллективно в ходе общего опроса. Здесь же могут проводиться различного рода дискуссии, аргументированные источниками (занятия № 2, 4, 6). Ко второму типу относятся темы, которые изучаются на основе докладов и сообщений. Доклады по времени должны занимать не более 5 - 10 минут и содержать сжатую аналитическую информацию по данному вопросу. Докладчик также подготавливает несколько вопросов для обсуждения однокурсникам, и в свою очередь, готовится ответить на предложенные вопросы преподавателя и аудитории. Таким тем немного, но именно доклады и сообщения помогают разобраться в сложности проблематики (занятия № 3, 7, 10 ). Третий тип семинарских занятий представляет собой сочетание первого и второго типов семинарских занятий, что в несколько раз повышает качество знаний у студентов (занятия № 1, 5, 8, 9). Типы занятий в зависимости от подготовки и состава групп студентов могут корректироваться. Студенты должны уметь:
Студенты должны знать:
В процессе изучения данной дисциплины студенты должны углубить интерес и уважение к истории человечества и культуре, продолжать рассматривать сложные проблемы современности через призму истории, уважать права человека и выработать собственное отношение к традициям западной культуры В связи с переходом на балльно – рейтинговую систему оценки знаний студентов, учебный материал сгруппирован по следующим основным тематическим блокам: I модуль: Страны Западной Европы и Северной Америки в эпоху революций (12 часов). II модуль: Страны Западной Европы в первой половине XIX века (12 часов). III модуль: Особенности социально – экономического и политического развития стран Южной Европы Италии в Новое время (12 часов). После изучения каждого модуля предполагается проведение контрольной работы в письменной форме по вариантам. Выполнение контрольной работы оценивается по следующей балльной системе: 1 модуль – 10 баллов; 2 модуль – 15 баллов; 3 модуль – 20 баллов. За активную работу на семинарских занятиях студент может получить от 2 до 4 баллов, выполнение рефератов – 5 баллов, другие письменные творческие работы, в которые входят работа с тестами, заполнение таблиц, ответы на вопросы и задания, оцениваются от 0,5 до 3 баллов. Итого: от 60 до 74 баллов – «удовлетворительно» от 75 до 91 балла – «хорошо» от 92 до 100 баллов – «отлично» Знание данной дисциплины необходимо при изучении истории средних веков и истории России (разделы о взаимоотношениях с европейскими государствами и Северной Америкой). При изучении истории Нового времени важно учитывать пересечение ее с другими гуманитарными науками: политологией, социологией, культурологией, этнопсихологией, и использовать их научные достижения для более глубокого понимания сущности изучаемого предмета. Лекционный курс (36 часов). Модуль № I. Страны Западной Европы и Северной Америки в эпоху революций (12 часов). Тема № 1. Актуальные проблемы истории Нового времени (2 часа). Понятие «Новая история», проблема периодизации. Основные источники по истории Нового времени. Разработка проблем истории Нового времени в отечественной и зарубежной историографии. Актуальные проблемы истории Нового времени : социальные изменения в странах Запада в первый период Нового времени, основные тенденции развития политической системы. Общее и особенное в развитии основных регионов и стран Запада в первый период Нового времени. Тема № 2. Английская буржуазная революция XVII века (4 часа).
«Классический характер» первоначального накопления в Англии. Трансформация социальной структуры английского общества. Джентри и «старое дворянство». Основные категории зависимых крестьян (копигольдеры, лизгольдеры, коттеры). Йомены как социально – экономическая категория. Распад цехового строя в английских городах. Рост мануфактурного производства. Положение торгово – финансовых буржуазных групп. Купеческие кампании. Обострение социальных противоречий в английском обществе. Пуританизм и становление буржуазной морали. Внутренняя политика Якова I и Карла I. Особенности английского абсолютизма. 2.Предпосылки, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века. Предпосылки революции. Буржуазно – дворянская оппозиция абсолютной монархии. Пуританизм и его роль в идеологической подготовке революции: основные течения. Специфика политической ориентации основных течений английского пуританизма накануне революции. Пресвитериане и оформление парламентской оппозиции. Усиление конфликта между королем и парламентом. Первые программные документы пуританской оппозиции («Петиция о праве», «Великая ремонстрация»). Безпарламентское правление Карла I. Звездная палата и Высокая комиссия. Причины созыва Долгого парламента. Складывание революционной ситуации. Начало революции и проблемы периодизации. Реформы Долгого парламента, его социальный состав. «Великая ремонстрация» - программа парламентской революции. Первая и вторая гражданские войны, основные сражения. Победа парламента, «Прайдова чистка». Казнь Карла I. Основные политические силы в лагере революции. Противоречия между армией и парламентом. Движение левеллеров и Дж. Лильберн. Индепендентская республика. Внутренняя политика индепендентского правительства: ликвидация палаты лордов, подавление левеллерского движения. Диггеры и их лидер Дж. Уинстенли. Кризис индепендентской республики. Установление протектората О. Кромвеля. «Орудие управления». Внутренняя и внешняя политика протектората. Реставрация монархии. «Билль о правах». Итоги и значение Английской революции середины XVII века. Тема № 3. Война за независимость в Северной Америке и образование США (2 часа). Основание английских колоний в Северной Америке и роль пуритан в их развитии. Колонисты и коренное население. Образование 13 колоний и их экономическое развитие в первой половине XVIII века. Причины войны за независимость: обострение противоречий между колониями и Англией, регламентация экономической жизни колоний, закон о гербовом сборе. «Бостонское чаепитие». Первый континентальный конгресс в Филадельфии. Начало войны за независимость. Лоялисты и патриоты. «Декларация независимости» 1776 года и ее значение. Военные действия осень 1776 – 1777 гг. Победа колонистов у Саратоги. Версальский мирный договор. «Статьи Конфедерации». Последствия войны за независимость. Фермерское движение. Становление американской государственности. Конституция 1787 года. Федералистское правительство Д. Вашингтона. «Билль о правах» и его значение. Итоги и значение войны за независимость. Тема № 4. Великая Французская революция (4 часа). Кризис французского абсолютизма и предпосылки революции. Продовольственный и финансовый кризисы. Конфликт между монархией и привилегированными сословиями. Третье сословие и рост общественно – политической активности народа. Расстановка общественных сил накануне революции. Французское Просвещение как духовная предпосылка революции. Первый этап революции (1789 – 1792). Открытие Генеральные Штаты 5 мая 1789 года и их состав. Провозглашение Национального и Учредительного собраний. Взятие Бастилии и распространение революции по стране. Формирование национальной гвардии. Состав Учредительного собрания: роялисты, конституционалисты- монархисты и якобинцы. Уничтожение феодального порядка. Принятие «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. Отмена сословных привилегий. Решение аграрного вопроса. Конституция 1791г. и установление конституционной монархии во Франции. Вареннский кризис 1791г. Социально – политическое размежевание в революционном лагере и деятельность клубов: якобинского, фельянского, кордельеров. Эмиграция дворянства и создание антиреволюционной коалиции европейских держав. Законодательное собрание и его состав. Жирондисты. Якобинцы и жирондисты в вопросе о войне. Начало революционных войн. Второй этап революции (1792 – 1793). Восстание в Париже 10 августа 1792года и свержение монархии. Созыв Национального Конвента и установление всеобщего избирательного права для мужчин. Аграрные декреты 1792г. и упразднение феодальных повинностей. Организация революционной обороны, победа при Вальми 21 сентября 1793. Созыв Национального Конвента, его состав. Провозглашение республики. Борьба «Горы» и Жиронды» в Конвенте. Казнь Людовика XVI. Борьба санкюлотов Парижа за установление «максимума» цен. Начало восстания в Вандее и ухудшение военного положения в стране. Третий период революции (1793 – 1794). Движение «бешеных». Ж. Ру. Восстание 31 мая – 2 июня 1793 года и установление якобинской диктатуры. Личность М. Робеспьера. Социально – экономическая политика якобинцев и аграрное законодательство якобинцев. Введение всеобщего максимума. Конституция 1793г. Революционный террор. Закон о «подозрительных». Вантозские декреты. Религиозная политика якобинцев. Введение революционного календаря. Внешняя политика якобинцев. Раскол среди якобинского блока: «крайние» якобинцы (Эбер и Шометт) и «снисходительные» (Дантон). Продолжение террора: разгром «бешеных» и эбертистов. Арест Дантона. Переворот 9 термидора и падение диктатуры. Якобинская диктатура в исторической литературе. Четвертый период революции (1794 – 1799). Внутренняя политика термидорианского Конвента. Экономическая либерализация. Конституция 1795 года. Новая избирательная система. Установление режима Директории. Внешняя политика термидорианского Конвента и Директории. Доктрина «естественных границ». Начало возвышения генерала Бонапарта. Итальянский и египетские походы Наполеона. Отношение европейских держав к завоевательной политике Наполеона. Неустойчивость режима Директории: «политика качелей». Причины падения режима. Переворот 18 брюмера (9 ноября 1799г) и приход к власти Наполеона Бонапарта. Итоги и значение Великой французской революции. Дискуссия в отечественной и зарубежной историографии о периодизации Французской революции, ее характере, итогах и значении. Модуль № II. Страны Западной Европы в первой половине XIX века (12 часов). |
Методические указания и тематика контрольных работ для студентов... Культурология: Методические указания и тематика контрольных работ / Сост. Н. Д. Михайлова. Новосиб гос аграр ун-т. Новосибирск, 2007.... | Методические указания по выполненю контрольных работ выполнение контрольных... Тематика контрольных работ и рефератов для студентов первого курса заочного отделения факультета мировой экономики и торговли | ||
11. 3 Тематика контрольных работ 22 11. 4 Вопросы для подготовки к зачету 23 Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 10 | Вопросы к экзамену по дисциплине «Правоведение» Тематика контрольных работ по дисциплине История государственного управления в России | ||
Методические указания по подготовке контрольных работ с. 37 Тематика контрольных работ с. 39 Программа предназначена для студентов второго курса заочного отделения исторического факультета кгу и призвана познакомить их с особой... | Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению Перед изучением каждой темы рекомендуется сначала внимательно ознакомиться с выделенными в Программе основополагающими вопросами.... | ||
Программа, тематика курсовых работ и варианты контрольных работ по... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по выполнению контрольных работ Направление... В методических указаниях излагаются цель и задачи выполнения контрольных работ, дана тематика с примерным кругом вопросов по всем... | ||
Участники арбитражного процесса Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | Вопросы к экзамену 5 Задания для контрольных работ 6 Методические... Дисциплина «Методы оптимальных решений» является обязательной частью цикла математических и естественнонаучных дисциплин подготовки... | ||
Нормативные правовые акты ко всем темам курса Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | 1: Понятие, предмет, метод, система, функции и принципы трудового права Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплинам по направлению 230700.... Аннотация, информационная справка, темы самостоятепльных и контрольных работ, темы семинарских занятий, вопросы для зачета, вопросы... | Учебно-методический комплекс по дисциплине по направлению 230700.... Аннотация, информационная справка, темы самостоятепльных и контрольных работ, темы семинарских занятий, вопросы для зачета, вопросы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Плановых контрольных работ 10, контрольных устных счётов Административных контрольных работ 5 | Тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и... Плановых контрольных работ 10, контрольных устных счётов Административных контрольных работ 5 |