Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Цель: сформировать представление о народной глиняной игрушке, опираясь на опыт учащихся, её видах, традициях формы и росписи. Задачи:
Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Познакомить с глиняной народной игрушкой, её видами, историей происхождения, орнаментом, цветовой гаммой. Совершенствовать навыки работы с кистью.
Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и истории.
Класс: 5
Время: 40 мин.
Оценивание: «зачёт», «незачёт»
Оборудование: таблица с изображением орнаментов росписи игрушек, таблица «Народная глиняная игрушка», работы учащихся, диск с русскими народными песнями, глиняные или пластилиновые игрушки (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская и др.). Инструменты и материалы: гуашь, кисти, альбомы, простые карандаши, ластик, тряпка, ёмкость под воду. План урока:
Орг. момент -1 мин
Вводная беседа – 3 мин
Теоретическая часть – 17 мин
Практическая часть – 12 мин
Анализ работ – 3 мин
Итог урока – 3 мин
Ход урока:
| Деятельность учителя
| Д-ть уч-ся
| 1.Оргмомент
2. Вводная бес.
3 Теоретич. Часть
4 Практич. часть
5
Ана
лиз работ
6
Итог
| Проверка готовности учащихся к уроку.
Звучит музыка ( возможно из репертуара группы «Иван Купала»)
Две девочки, подготовленные заранее, наряженные в русский народный костюм под музыку открывают створки доски, украшенные народным орнаментом. На доске вывешены рисунки, таблицы с изображением глиняной игрушки, орнаментом, на стол ставят подносы с глиняными игрушками, садятся по обе стороны доски.
-Ребята, вы наверно догадались, что попали в мир русской глиняной игрушки. И сегодня мы познакомимся с Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушкой, с особенностями орнамента этих игрушек, историей и местом происхождения. А ещё вы сегодня нарисуете понравившуюся игрушку и отнесёте её домой.
-Ребята, с самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? -Из чего сделаны? -Где сделаны? -Вы наверно, согласитесь, что все они похожи. Вот, например, мячики – один от другого не отличишь. А вот игрушки, которые сейчас перед вами, все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (показ) 1-я ученица: Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы…
Учитель: Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски (1-я ученица вывешивает слово на доску), имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками.
2-я ученица: игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.
Учитель: Если посмотреть на узор, то становится заметно, что он необычайно прост. Назовите элементы, составляющие орнамент.
-А другими словами, языком символики, что это? Вспомните предыдущие уроки.
-Верно, назовите цвета Дымковских игрушек
-Что в общем можно сказать о цветовой гамме? -На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно. 1-я ученица: Птицы, кони, индюки, баранчики в штанишках, няньки и деточки, барышни и кавалеры, водоноски, олени, бытовые и сказочные сценки, таков ассортимент Дымковской игрушки.
В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки. 2-я ученица: А теперь знакомьтесь: Филимоновская игрушка. (показ) Пришла она к нам из деревни Филимоново Тульской области. Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой.
-Ребята, обратите внимание на форму. Какая она?
Учитель: в Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими. - Цветовая гамма состоит из…
-Да, ребята, это основные цвета. А теперь самостоятельно зарисуйте в свои тетрадки элементы филимоновского орнамента 1-я ученица: Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом. Учитель: А вот Каргопольская игрушка (показ) пришла к нам из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. 2-я ученица: А вот Полкан – сказочное чудище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня (показ).
Учитель: А теперь, ребята, посмотрите и зарисуйте некоторые узоры в свои тетрадки. -В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.
(ученицы садятся на место)
А теперь мы рисуем эскиз Дымковской игрушки. Выбираете любую форму (учитель готовит шаблоны), обводите и украшаете орнаментом.
-Как вы думаете, для чего нам нужен эскиз?
-Верно, следующих 2 урока мы будем лепить и расписывать игрушку. А сейчас располагаем шаблон в центре альбомного листа, аккуратно обводим, рисуем орнамент сначала простым карандашом и раскрашиваем. Какой фон дымковской игрушки? Учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места
контроль правильности выполнения приёмов работы
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
контроль объёма и качества выполненной работы.
Критерии анализа:
Аккуратность
Эстетичность
Сочетание орнамента и формы
Яркость и насыщенность цвета
Учитель словесно оценивает каждую работу.
Можно предложить учащимся самостоятельно сформулировать вопросы по изученному материалу.
Обратить внимание на правильность формулировки вопросов.
-Удивителен и разнообразен мир русской народной игрушки. На этом уроке мы приступили к процессу создания собственной игрушки в народном стиле. И на следующем уроке будем работать с глиной. У кого нет глины, приносите пластилин. Мы будем знакомиться с приёмами лепки.
Домашнее задание: принести глину или пластилин, газету, ёмкость под воду.
- Спасибо за работу, урок окончен.
|
-Мячики, куклы, пистолеты, машинки. -Из пластмассы, плюша, пластика.
-На станках, фабриках, заводах…
-Полосочки, кружочки, волнистые полосы, клетки, пятна, точки.
- символы солнца, дождя, поля…
-Малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые…
- Все цвета яркие, насыщенные, весёлые
-Вытянутая, длиннее чем у Дымковской игрушки.
-Жёлтого, красного, зелёного.
Зарисовывают
Зарисовывают
-мы по этому эскизу будем лепить игрушку.
-белый
Задают друг другу вопросы
| |