Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках





Скачать 74.92 Kb.
НазваниеКонспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках
Дата публикации30.09.2013
Размер74.92 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > История > Конспект
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.
Цель: сформировать представление о народной глиняной игрушке, опираясь на опыт учащихся, её видах, традициях формы и росписи.
Задачи:

  1. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

  2. Познакомить с глиняной народной игрушкой, её видами, историей происхождения, орнаментом, цветовой гаммой. Совершенствовать навыки работы с кистью.

  3. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и истории.

Класс: 5

Время: 40 мин.

Оценивание: «зачёт», «незачёт»

Оборудование: таблица с изображением орнаментов росписи игрушек, таблица «Народная глиняная игрушка», работы учащихся, диск с русскими народными песнями, глиняные или пластилиновые игрушки (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская и др.).
Инструменты и материалы: гуашь, кисти, альбомы, простые карандаши, ластик, тряпка, ёмкость под воду.
План урока:

  1. Орг. момент -1 мин

  2. Вводная беседа – 3 мин

  3. Теоретическая часть – 17 мин

  4. Практическая часть – 12 мин

  5. Анализ работ – 3 мин

  6. Итог урока – 3 мин


Ход урока:





Деятельность учителя

Д-ть уч-ся

1.Оргмомент

2. Вводная бес.

3 Теоретич. Часть

4 Практич. часть

5

Ана

лиз работ


6

Итог


Проверка готовности учащихся к уроку.

Звучит музыка ( возможно из репертуара группы «Иван Купала»)

Две девочки, подготовленные заранее, наряженные в русский народный костюм под музыку открывают створки доски, украшенные народным орнаментом. На доске вывешены рисунки, таблицы с изображением глиняной игрушки, орнаментом, на стол ставят подносы с глиняными игрушками, садятся по обе стороны доски.

-Ребята, вы наверно догадались, что попали в мир русской глиняной игрушки. И сегодня мы познакомимся с Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушкой, с особенностями орнамента этих игрушек, историей и местом происхождения. А ещё вы сегодня нарисуете понравившуюся игрушку и отнесёте её домой.

-Ребята, с самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие?
-Из чего сделаны?
-Где сделаны?
-Вы наверно, согласитесь, что все они похожи. Вот, например, мячики – один от другого не отличишь. А вот игрушки, которые сейчас перед вами, все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (показ)
1-я ученица: Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы…

Учитель: Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски (1-я ученица вывешивает слово на доску), имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками.

2-я ученица: игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

Учитель: Если посмотреть на узор, то становится заметно, что он необычайно прост. Назовите элементы, составляющие орнамент.


-А другими словами, языком символики, что это? Вспомните предыдущие уроки.

-Верно, назовите цвета Дымковских игрушек


-Что в общем можно сказать о цветовой гамме?
-На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.
1-я ученица: Птицы, кони, индюки, баранчики в штанишках, няньки и деточки, барышни и кавалеры, водоноски, олени, бытовые и сказочные сценки, таков ассортимент Дымковской игрушки.

В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.
2-я ученица: А теперь знакомьтесь: Филимоновская игрушка. (показ) Пришла она к нам из деревни Филимоново Тульской области. Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой.

-Ребята, обратите внимание на форму. Какая она?


Учитель: в Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими.
- Цветовая гамма состоит из…

-Да, ребята, это основные цвета. А теперь самостоятельно зарисуйте в свои тетрадки элементы филимоновского орнамента
1-я ученица: Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.
Учитель: А вот Каргопольская игрушка (показ) пришла к нам из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы.
2-я ученица: А вот Полкан – сказочное чудище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня (показ).

Учитель: А теперь, ребята, посмотрите и зарисуйте некоторые узоры в свои тетрадки.
-В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.

(ученицы садятся на место)

А теперь мы рисуем эскиз Дымковской игрушки. Выбираете любую форму (учитель готовит шаблоны), обводите и украшаете орнаментом.

-Как вы думаете, для чего нам нужен эскиз?

-Верно, следующих 2 урока мы будем лепить и расписывать игрушку. А сейчас располагаем шаблон в центре альбомного листа, аккуратно обводим, рисуем орнамент сначала простым карандашом и раскрашиваем. Какой фон дымковской игрушки?
Учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места

  2. контроль правильности выполнения приёмов работы

  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения

  4. контроль объёма и качества выполненной работы.



Критерии анализа:

  1. Аккуратность

  2. Эстетичность

  3. Сочетание орнамента и формы

  4. Яркость и насыщенность цвета

Учитель словесно оценивает каждую работу.

Можно предложить учащимся самостоятельно сформулировать вопросы по изученному материалу.

Обратить внимание на правильность формулировки вопросов.

-Удивителен и разнообразен мир русской народной игрушки. На этом уроке мы приступили к процессу создания собственной игрушки в народном стиле. И на следующем уроке будем работать с глиной. У кого нет глины, приносите пластилин. Мы будем знакомиться с приёмами лепки.

Домашнее задание: принести глину или пластилин, газету, ёмкость под воду.

- Спасибо за работу, урок окончен.



-Мячики, куклы, пистолеты, машинки.
-Из пластмассы, плюша, пластика.

-На станках, фабриках, заводах…

-Полосочки, кружочки, волнистые полосы, клетки, пятна, точки.

- символы солнца, дождя, поля…

-Малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые…

- Все цвета яркие, насыщенные, весёлые

-Вытянутая, длиннее чем у Дымковской игрушки.

-Жёлтого, красного, зелёного.

Зарисовывают

Зарисовывают

-мы по этому эскизу будем лепить игрушку.

-белый

Задают друг другу вопросы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconКонспект урока по изобразительному искусству Тема : Твоя игрушка (роспись формы)
Цель: Развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconКонспект открытого урока по изобразительному искусству. Тема урока...
Э40 для студ спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А. А. Никитин; Перм...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconПлан конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 а...
Каждый народ земли – художник'': возродить в детях познавательный интерес, любовь к искусству, патриотизм; возвеличить то, что нас...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconПлан конспект открытого урока по изобразительному искусству Тема урока
Цель: Познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconКонспект занятия по изобразительному искусству. Тема: «Введение в...
Задачи: ознакомление с программой по изобразительному искусству; нетрадиционными приемами изображения пейзажа – кляксографией, тычком;...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconПрограмма по искусству «Изобразительному искусству»
Пояснительная записка к рабочей программе по искусству (Изобразительному искусству) для 5 класса
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Изучить древние образы через три известные школы народных игрушек : Дымковской, Филимоновской, Каргопольской
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconПрограмма по изобразительному искусству во 2 классе составлена на...
Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе составлена на основе
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconТематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе
Календарно тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе 34 часа 1 час в неделю
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconТематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе
Календарно тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе 34 часа 1 час в неделю
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6-ом классе (базовый...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6-го класса разработана на основе следующих документов
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconКонспект урока по изобразительному искусству Тема: «Графика. Лубочные картинки»
Развитие у детей понимания особенностей декоративного искусства, умение связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconУрока Тема Содержание материала
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках iconКонспект урока по изобразительному искусству. Тема: Костюмы Средневековья
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск