Скачать 1.33 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ОПД. Ф. 10 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050102 Биология, специализация «Экологическое воспитание» Очная, заочная форма обучения Утверждено на заседании кафедры педагогики Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 25.09.2012г.) Зав. кафедрой: ____________ Рычкова Н.А. Раздел 1. Программа учебной дисциплины. 1.1. Автор-составитель программы: Тишулина С.Г., к.п.н., доцент кафедры педагогики 1.2. Рецензенты: Зимина А.Н., д.п.н., д.п.н., профессор; Дранишников В.В., д.п.н., профессор.
Цель курса – изучение истории отечественной и зарубежной педагогики в контексте всемирной истории человеческой цивилизации. В связи с этим ставятся следующие задачи: - воспитание у будущих учителей интереса к педагогической науке и педагогической деятельности; - осмысление студентами процесса развития практики воспитания; - развитие педагогического мышления и повышение педагогической культуры у будущих учителей; - формирование умений ориентироваться в сложной панораме подходов к педагогическому процессу; - стимулирование свободы педагогического творчества. Место курса в общей системе подготовки специалиста: Совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в современных условиях должно быть максимально ориентировано на становление их индивидуальности и развитие творческого мышления, что немыслимо без осознания глубинных связей педагогических явлений в их исторической целостности и взаимодействии с общекультурным процессом в мире. Содержание курса вводит студентов в исторический круг актуальных проблем воспитания и образования. Студент должен знать: философские аспекты целеполагания в образовании; историю образования и педагогических учений; культурно-исторический характер воспитания; закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления. Студент должен уметь: выявлять рациональные и гуманистически ориентированные средства воспитания, разработанные поколениями прогрессивных педагогов; раскрывать пути развития педагогической науки; связывать цели, содержание и организацию процесса воспитания с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху. Общий объем времени представлен следующими видами занятий: лекционными, практическими занятиями и самостоятельной работой студентов. Самостоятельная работа студентов предполагает конспектирование первоисточников, выполнение творческих семестровых работ, подготовку рефератов и их защиту. При подготовке учебной программы использовались материалы из учебно-методических пособий З.И.Васильевой, А.Н.Джуринского, Г.М. Коджаспировой, А.И.Пискунова и др. 1.4. Государственные требования к минимуму содержания образования по дисциплине «История образования и педагогической мысли» История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.). Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX в. (до 80-х. годов). Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917г.). Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917г.). Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. 1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6. Содержание дисциплины: 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины: 1. Воспитание в первобытном обществе и в Древнем мире История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. 2. Воспитание и школа в эпоху средневековья Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.). 3. Школа и педагогика в новое время Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в ХУ11 -XIX в. (до 80-х. годов). Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917г.). 4. Школа и педагогика в новейшее время Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917г.). Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу: Практическое занятие №1 Тема: Разработка целей воспитания педагогами-мыслителями Западной Европы. План (вопросы для коллективного обсуждения):
-классно-урочной системы Я.А.Коменского; -теории свободного естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо; -теории развивающего обучения И.Песталоцци; -теории воспитывающего обучения И.Гербарта; -теорий дисциплины Ж.-Ж.Руссо и И.Гербарта.
Задание для самостоятельной работы Для упорядочения знаний составьте таблицу, в которой должны быть отражены мировоззренческие, религиозные взгляды педагогов, цели воспитания, принцип природосообразности, возрастные периодизации и основные педагогические теории.
Основная литература:
Дополнительная литература: 1. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России.- М.: Академия, 2002 2. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.- М.: Владос, 2003 Конспектировать: При выполнении практического задания используйте выписки из первоисточников: 1.Я.А.Коменский «Великая дидактика». 2.Д.Локк «Мысли о воспитании». 3.Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о Воспитании». 4.И.Песталоцци «Лингард и Гертруда». 5.И.Гербарт «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания». Все вышеперечисленные первоисточники представлены в «Хрестоматии по истории зарубежной педагогики»/ Сост. А.И.Пискунов.- М.,1971. Практическое занятие №2 Тема: Проекты реформ народного образования в эпоху Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.). План (вопросы для коллективного обсуждения): 1.Характеристика общественной ситуации во Франции в конце 80-х гг. XYIII века. 2.Анализ проекта организации народного образования во Франции Жана Антуана Кондорсе («Доклад об общей организации народного образования»). 3.Анализ проекта организации народного образования во Франции Луи Мишеля Лепелетье («План национального воспитания»). Задание для самостоятельной работы Чей проект организации народного образования носил более демократический и революционный характер? Аргументируйте свой ответ, используя знания первоисточников. Основная литература: 1.Доклад об общей организации народного образования // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов.-М.: Просвещение,1971.-С.287-293. 2.План национального воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов.- М.: Просвещение,1971.-С.294-301. Дополнительная литература:
Практическое занятие № 3 Тема: Развитие идей трудового воспитания в истории передовой педагогической мысли. План (вопросы для коллективного обсуждения): 1.Идея трудового воспитания в работах социалистов-утопистов (Томас Мор, Роберт Оуэн). 2.Вопросы трудового воспитания в сочинениях передовых зарубежных буржуазных мыслителей (Жан-Жак Руссо, Иоганн Песталоцци). 3.Русские революционеры демократы и выдающиеся педагоги о трудовом воспитании (Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский). 4.Педагогическая мысль советского периода о трудовом воспитании (Н.К.Крупская, А.С. Макаренко). Задание для самостоятельной работы Почему идеи организации процесса трудового воспитания Т.Мора, Р.Оуэна утопичны? Аргументируйте свой ответ, используя выдержки из первоисточников. Основная литература:
Т.1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке /Сост. К.И. Салимова.- М.: Просвещение,1988.
Дополнительная литература: 1.Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России.- М.: Академия, 2002 2.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.- М.: Владос, 2003 Конспектировать:
Защита творческих работ. План проведения: Студенты защищают творческие работы, которые они готовили в течение семестра. Тематика творческих работ прилагается. Студент самостоятельно выбирает тему творческой работы. |