Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много





Скачать 334.06 Kb.
НазваниеТеория реконструкции истории человечества. Логический формализм много
страница1/3
Дата публикации02.08.2013
Размер334.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
Владислав ПОЛЯКОВСКИЙ

Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм многовариантности.


В этой статье автор делает попытку дать в как можно более формализованном и обобщённом виде теорию реконструкции истории человечества собственной разработки. Здесь не приводятся иллюстрации к тезису о системной противоречивости традиционной версии, так как сама традиционная версия не рассматривается как догма и опора для реконструкции.

Небольшое вступление: положение дел в исторической науке, которое побудило автора взяться за разработку теории логического формализма


Теория реконструкции истории человечества с помощью логического формализма многовариантности изложена в ряде работ автора этих строк, прежде всего в девятой главе книги "Татаро-монголы. Евразия. Многовариантность" ([1]), а также в ряде написанных, но не изданных книг. Цель нынешней статьи — изложить ряд теоретических знаний в виде отдельной цельной работы.

Взяться за разработку логического формализма автора побудило положение дел в исторической науке, которая провозгласила своей задачей наиболее объективное восстановление картины прошлого. Но может ли она, даже привлекая на помощь не только те науки, которые называются гуманитарными, решить эту задачу? Это очень сомнительно.

Положение дел в исторической науке можно оценить, рассмотрев понимание ею такого параметра, как время, и построения вспомогательной науки, с ним связанной, а именно хронологии. Что касается периода более или менее несомненно точных датировок, который начинается во всей истории человечества от рубежа XV-XVI веков, то здесь о достижениях исторической науки говорить можно. Но имеется период, для которого датировки или недостаточно надёжны, или вообще не имеют оснований, кроме сговора самих историков, прежде всего средневековых. Однако опора на традиционную хронологическую версию, освящённую веками использования, не позволяет историкам дать волю критичности, не позволяет им даже выдвинуть тезис о сомнительности хронологии. Иначе говоря, тезис о нерушимости и единственной правильности традиционной хронологии периодов так называемых "Древности", "раннего Средневековья" и "центрального Средневековья" мешает объективному рассмотрению результатов применения естественных наук, которые могли бы высветить системные недостатки традиционной версии, поскольку традиционная историческая версия рассматривается как материал более приоритетный по сравнению с данными естественных наук. А что касается традиционных вспомогательных исторических дисциплин (нумизматика, текстология, археология), то они оказываются в своей опоре привязанным к традиционной версии.

Более того, часто имеет место преднамеренная адаптация некоторых результатов естественных наук под данные гуманитарных наук. Примером подобной адаптации может служить всем известный радиоуглеродный метод, когда при построении первичной калибровочной шкалы был использован хронологически сомнительный материал. Но после появления этого метода, даже после присуждения его авторам нобелевской премии и многих лет его использования то и дело появляются публикации, на примерах показывающие его научную несостоятельность по причине слабой решённости задачи построения калибровочной шкалы.

Итак, по мнению автора этой статьи, основными недостатками современной исторической науки при решении задачи объективного восстановления картины прошлого являются:

а) рассмотрение письменных источников как материала более приоритетного по сравнению с данными естественных наук;

б) опора в своих построениях на так называемую традиционную историческую версию.

Давайте представим себе, что историк-исследователь имеет перед собой некое количество исторического материала, и даже весь его мировой запас в виде совокупности источников. Вопрос: как на основании этих источников получить наиболее достоверную версию истории человечества, если при этом не опираться на традиционную версию мировой истории?

Что касается традиционной исторической науки, то она предлагает некие методики, в частности, методику взаимозависимости нескольких источников. Более того, на основании достоверно датированного материала она очень даже неплохо справляется с этой задачей. (Пример – [2]) Но в ряде случаев историческая наука абсолютно бессильна перед историческим материалом, который датирован сомнительно или не датирован вообще. Те методики, которыми она в этом случае располагает – это методики ссылок на заранее известные годы жизни тех или иных исторических лиц (для которых были даже построены отдельные шкалы, вроде шкалы римских консулов или шкалы различных князей из русской истории, помещённой в известном сборнике Экземплярского), а также методики ссылок на контекст.

Но эти методики хорошо работают лишь в рамках традиционной версии, или на период хронологически несомненного материала. Если же к традиционной версии отнестись критически (особенно на период до 1300-го года н.э.), то ссылки на контекст выглядят более чем неправомочно, так как контекст – это понятие синтетическое, ибо он сам создаётся на основании источников. Таким образом, если на основании источников мы можем теоретически получить указание на разные эпохи, то сам контекст тоже может указывать на те или иные эпохи.

Кроме того, современная историческая наука пользуется "принципом первого нахождения даты". Он состоит в том, что если по какому-либо явлению некий исследователь выдвигает на основании источников свою дату, то она автоматически и закрепляется в исторической науке, без какой-либо дальнейшей критической проверки. Такой принцип, опять же, неплох для периодов достоверной датировки, и очень плох для хронологически сомнительных периодов, так как он способствует закреплению хронологически сомнительной версии.

Тогда возникают элементарные логические вопросы: как на основании того исторического материала, который имеется в наличии, извлечь хоть какую-то целостную картину на уровне "Что? Где? Когда? С кем? При каких обстоятельствах? С какой целью? По какой причине?" И как фиксировать результаты познания?..

На этом завершаю вступительную часть, и перехожу к теме.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много iconНаучно-практическая конференция «Лубсановские чтения»
В истории человечества достаточно много было «Александров». Что интересно, так это то, что Александры, которые фигурировали в истории,...
Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие «средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории средневековья
Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много iconВ. дв основы реконструкции и реставрации
В результате изучения дисциплины «Основы реконструкции и реставрации» обучающийся, в соответствии с фгос впо по направлению подготовки...
Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много iconРеферат: Роль неолитической революции в истории человечества (на...

Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Темы программы «Страницы всемирной истории» формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь...
Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много iconВопросы по спецкурсу проф. Перминов В. Я
Эволюция воззрений на природу и функцию математики (пифагореизм, эмпиризм, априоризм, формализм)
Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много iconТемы рефератов "Культура": многообразие философских и научных подходов...
Идеи к философии истории человечества И. Г. Гердера в истории философии культуры
Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много iconОбеспечение дисциплины
Идеи к философии истории" человечества" И. Г. Гердера в истории философии культуры
Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много icon1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества,...
Программа предназначена для студентов 1 курса исторического факультета дневной и заочной форм обучения
Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много icon«…относительно негативная оценка взрослыми поведения детей, подростков,...

Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много icon050100 Педагогическое образование Профили «Информатика», «Математика»
Цель изучения дисциплины: сформировать у студентов представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, места...
Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много iconРабочая программа по истории в 5 классе 2013 2014 учебный год
Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим...
Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много iconКоллаж как способ реконструкции истории образования
Предполагается также, что анализ предшествующих этапов, учет прошлого опыта является необходимым фактором, влияющим на принятие актуальных...
Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль...
Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много iconТатьяна Сергеевна Сорокина Часть Первобытное общество Глава 1 врачевание в первобытном обществе
История человечества начинается вместе с возникновением человека на Земле. Современная историческая наука определяет в развитии человечества...
Теория реконструкции истории человечества. Логический формализм много iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 Теория языка
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск