№
| Раздел, тема
| Кол-во
часов
| Обязательный минимум содержания образования
| Основные понятия
| Знания, умения
| Измерительные формы контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
История Средних веков (31 час)
|
1
| Введение. Что и как изучает история Средних веков
| 1
| Хронологические рамки средневековья. Понятия «Средние века».
| Средневековье, дикость, варварство, цивилизация, исторические источники
| Устанавливать историческую связь между периодами. Показывать преемственность
| Текущий (беседы)
| Учебник стр. 6 - 10
|
|
Раздел 1. Раннее средневековье (9 часов)
|
2
| Великое переселение народов и образование германских королевств
| 1
| Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Расселение франков, занятие, общественное устройство
| Великое переселение народов, христианство, арианство, варварские королевства, «Салическая правда», 486г., 568г., 732г.
| Умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации исторических данных.
Анализировать документ, оперировать понятиями
| Устный опрос, игра
| Учебник пар. 1; рабочая тетрадь; словарь, документы
|
|
3
| Христианская церковь в раннее средневековье
| 1
| Религия в жизни средневекового человека
| Вероучения, отцы церкви, Символ Веры, Евангелие, ересь, Библия, белое духовенство, монашество, иерархия, панство
| Усвоение новых понятий, умение ими оперировать
Установление причинно-следственных связей, закономерностей
| Тестирование
| Учебник пар.2; задания в рабочей тетради, новые слова, схема
|
|
4
| Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад
| 1
| Франкская империя и ее распад
| Майордом, магнаты, бенефиций, феодал, империя, реформа, усобица
800г., 843г.
| Развивать понятийное мышление, формировать понимание причинно-следственных связей возникновения, расцвета и причины распада государств
| Устный опрос, интеллектуальная разминка, карты
| Учебник пар.3;вопросы, задания, слова, схемы
|
|
5
| Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX – XI веках
| 1
| Образование государства в Восточной и Западной Европе. Политическая раздробленность. Ранние славянские государства.
Просветители славян – Кирилл и Мефодий
| Феодальная раздробленность, домен, династия, руны, сага, феодал, викинги, феодальные владения
| Развивать умение классифицировать, обобщать. Самоконтроль в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысления, чтения
| Текущий, карта, карточки (тесты)
С/р №1
| Учебник пар.4,7; задания в рабочей тетради; рассказ «Викинги»; рисунки, вопросы к тексту6
|
|
6
| Византийское тысячелетие
| 1
| Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство
| Василевс, 532г, кодекс Юстиниана, греческий огонь, торговый путь «из Варяг в Греки»
| Причины сохранения и расцвета империи. Место императора
| Задание в рабочей тетради, карточки, кроссворд
| Учебник пар.5, задание;документ; задание в рабочей тетради
|
|
7
| Культура Византии
| 1
| Византийская культура
| Христианский храм, неф, апсида, алтарь, базилика, крестово-купольный храм, парус, канон, мозаика, фреска, иконопись, икона
| Умение анализировать произведения искусства, выделять особенное и сравнивать с культурой Западной Европы.
Умение анализировать исторические источники, осмысливать и оценивать исторические явления
| Задание в рабочей тетради, карточки
| Учебник пар.6, новые слова; задание в рабочей тетради
|
|
8
| Рождение новой религии
| 1
| Арабские племена: расселение, занятия.
Возникновение ислама
| Бедуин, ислам, пророк, хиджра, мусульманин, Коран, Кааба, Мекка, мечеть, минарет, сунна, шариат
| Умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия события. Возникновение новой религии. Уметь составлять план и хронологическую таблицу, работать с документами
| Экспресс - опрос
| Учебник пар.8; задания в рабочей тетради
|
|
9
| Мир ислама
| 1
| Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе
| Халиф, хамироат, экспансия, шииты, сунниты, имам, эмиры
| Умение работать с исторической картой. Умение давать историческую оценку историческим событиям, явлениям, процессам, личностям.
Оперировать терминами и понятиями
| Карты, игра «Счастливый случай» (по 2 темам)
| Учебник пар. 9; задание в рабочей тетради, словарь; карта
|
|
10
| Раннее средневековье
| 1
|
|
|
| Контрольная работа №1
|
|
|
Раздел 2. Расцвет Средневековья (12 часов)
|
11
| Крестьяне и сеньоры
| 1
| Феодальные отношения в странах Европы. Феодальное землевладение. Феодальные повинности
| Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальное общество, феодальное государство, ПЭР
| Умение связно пересказывать текст учебника, отделять главное от второстепенного.
Определить предпосылки, сущность и последствия, явления (складывания феодальных отношений)
| Тест
| Учебник пар.10; творческое задание
|
|
12
| Рыцарство
| 1
| Европейское рыцарство:образ жизни и правила поведения
| Рыцарство, турнир, средневековый замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести, куртуазность
| Умение самостоятельно анализировать исторические источники: письменные, изобразительные, вещественные.
Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды
| Ролевая игра.
Защита творческой работы
| Учебник пар.10; творческое задание «Один день из жизни рыцаря» идр.
|
|
13
| Средневековая деревня
| 1
|
| Свободные и зависимые крестьяне, трехполье, община, натуральное хозяйство.
Крестьянская повинность, барщина, оброк
| Уметь выделить основные черты феодального общества.
Уметь выделить главное в тексте учебника. Участвовать в беседе, в сети дискуссий
| Устный опрос по рабочей тетради, тест
| Учебник пар.11; задание в рабочей тетради, выучить новые слова, расказ о жизни и быте крестьян
|
|
14
| Средневековый город
| 1
| Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Сословия средневекового города
| Сословия средневекового города, бюргеры, буржуа, патрициат, бургомистр, мэр
| Устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия. Учиться решать проблемные и познавательные задачи
| Устный опрос. Решение исторических задач
| Учебник пар.12, вопросы; задание в рабочей тетради, новые слова, составление рассказа
|
|
15
| Ремесло и торговля
| 1
| Ремесло и торговля. Цехи, гильдии
| Мастер, подмастерье, цех, братство, гильдия, ярмарка, меняла, банк, шедевр
| Отделять главное от второстепенного. Выделять отличительные признаки, явления, процессы
| Тест, схема
С/р №2
| Учебник пар.12; вопросы, задание в рабочей тетради; схема
|
|
16
| Католическая церковь: путь к вершине могущества
| 1
| Роль церкви в обществе. Монастыри и монахи. Религия в жизни средневекового человека. Католицизм и православие
| Таинства, индульгенция, католическая церковь, клюнийская реформа, отлучение от церкви, конклав, еретик, инквизиуия, ересь
1054г.
| Установить причинно-следственные связи (раскола и ереси). Четко формулировать понятия. Определять роль и место христианской церкви в жизни общества
| Защита сообщений. Игра. Аукцион понятий
| Учебник пар.13; краткое сообщение по плану урока; новые понятия
|
|
17
| Крестовые походы
| 1
| Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества
| Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордена
1096 – 1099гг.
1147 – 1149гг.
1189 – 1192гг.
1202 – 1204гг.
| Уметь работать с учебником, уметь составлять таблицу. Работать с исторической картой. Уметь выявлять синхронность и последовательность исторических явлений и событий
| Составление, таблицы
С/р № 3
| Учебник пар. 14, закончить составление таблицы
|
|
18
| Франция – долгий путь к единству
| 1
| Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции
| Генеральные штаты. Сословно-представительная монархия
1302г.
| Уметь анализировать материал. Определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий (объединение Франции)
| Проверка схемы и таблицы; диктант понятий
| Учебникпар.15, вопросы; задание в рабочей тетради
|
|
19
| Англия: от нормандского завоевания к парламенту
| 1
| Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая Хартия Вольностей. парламент
| Парламент, сословное представительство, централизованное государство, Великая Хартия Вольностей
1265г
| Умения сравнивать исторические явления в различных странах. Выделять сходство и различие. Умение оперировать терминами и понятиями
| Экспресс - опрос
| Учебник пар.16, вопросы; задания в рабочей тетради
|
|
20
| Несбывшиеся надежды германских императоров
| 1
| Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV – XV веках
| Возникновение Швейцарского союза, «Золотая булла», курфюрст, рейхстаг
| Умения сравнивать явленияв различных странах. Выделять сходства и различия. Вести беседу, дискуссию. Оперировать понятиями
| Интеллектуальная разминка.
С/р №4(по пар 15 - 17)
| Учебник пар. 17; выписать даты и понятия
|
|
21
| Культура Западной Европы в XI – XIII вв.
| 1
| Средневековая культура. Романский и готический стили
| Рациолнализм, схоластика, логика, коллегия, романский стиль, крипта, портал, готический стиль, стрельчатая арка, мистика
| Развивать умение соотносить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями
| Тест, кросворд
| Учебник пар. 18 – 19; составить кроссворд к теме «Средневековая культура»
|
|