Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации26.03.2014
Размер0.79 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СР РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫС­ШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Э.Г. АБИЕВА

П.З. АБДУЛАЕВА

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ


(учебно-методическое пособие для студентов)



МАХАЧКАЛА - 2009



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СР РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫС­ШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Э.Г. АБИЕВА

П.З. АБДУЛАЕВА

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ




Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому

и фармацевтическому образованию вузов России в качестве

учебного пособия для студентов медицинских вузов

МАХАЧКАЛА - 2009



УДК 002: 372.8
ББК 74.58

А-15
Э.Г.Абиева

П.З.Абдулаева
Рецензенты:

Давыдова Л.Н., зав.кафедрой педагогики и психологии Астраханского государ­ственного университета, доктор педагогических наук, профессор.

Филимонюк Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и пси­хологии высшей школы Ставропольского государственного универси­тета.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. (Учебно-методическое пособие для сту­дентов). Махачкала: ДГМА: ИПЦ, 2009. – 71 с.
Материал учебно-методического пособия «История педагогической мысли» соот­ветствует содержанию ГОС ВПО по дисциплине «Педагогика».

В пособии отражен один из важных вопросов образования – становление педаго­гической мысли. В нем в историческом плане обозначены и содержательно раскрыты ос­новные направления истории зарубежной и отечественной педагогической мысли. Более того, в пособии выделены корифеи педагогической мысли, подобраны изречения и мысли в ракурсе воспитания и образования.

Пособие рассчитано для студентов и преподавателей медицинских вузов, коллед­жей и училищ, а также для всех, кто интересуется проблемами образования.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому

и фармацевтическому образованию вузов России в качестве

учебного пособия для студентов медицинских вузов

№ 17-28/63

26.02.2009.

Содержание


Введение…………………………………………………………………5

Глава 1. Развитие педагогической мысли в Западных странах.
1. Зарождение воспитания как особого вида человеческой

деятельности……………………………………………………..7

1. 2. Воспитание и образование в рабовладельческом

обществе…………………………………………………………..8

1.3. Воспитание и образование в эпоху средневековья…………11
1.4. Школа и педагогические идеи в эпоху Возрождения………..14
1.5. Педагогическая мысль в Новое время………………………...16
1.6. Школа и педагогика в эпоху Просвещения……………………19
1.7. Образование и педагогическая наука в ХХ в…………………22
Контрольные вопросы………………………………………………….27

Темы для докладов и рефератов…………………………………….28
Глава 2. Развитие образования и воспитания в России.
2.1. Воспитание и образование в Киевской Руси и Русском

государстве…………………………………………………………29

2.2. Образование и воспитание в России в XVII-XVIII вв…………30

2.3. Развитие образования и педагогической мысли в России

в ХIХ в………………………………………………………………..34
2.4. Развитие образования и педагогической науки в советский пе­риод и в постсоветское время………………………………..42

Контрольные вопросы…………………………………………………..49

Темы для докладов и рефератов……………………………………..49
Глава 3. Классики педагогики западных стран……………………..51
Глава 4. Классики российской педагогики………………………….57

Литература…………………………………………………………………..66

Изречения и мысли о воспитании, образовании, школе…………….67


Введение

Подготовка будущего врача возможна только в условиях гуманизации и гуманитаризации профессионального образования. Поэтому в медицинских вузах предусмотрено изучение ряда гуманитарных дисциплин, одно из важ­ных мест среди которых занимает педагогика.

Педагогика – это особенная учебная дисциплина, которая в отличие от других научных отраслей имеет свой вечный, строго зафиксированный пред­мет – воспитание.

Становление врача-педагога как специалиста, формирование его ми­ровоззрения и профессиональных качеств немыслимо без глубокого освоения богатейшего историко-педагогического наследия. Мы разделяем точку зре­ния многих ученых-педагогов, считающих, что сущность процесса или явле­ния лучше раскрывается в историческом развитии. Действительно, на общем фоне истории педагогики многие педагогические понятия становятся осо­бенно близки и понимаемы.

Поэтому опыт и предшествующие педагогические теории помогут бо­лее обстоятельно уяснить теоретические и методические основы воспитания.

Несмотря на существующий избыток учебников по педагогике, в них как правило, не глубоко освещаются вопросы истории педагогической мысли. Поэтому настоящее учебно-методическое пособие призвано воспол­нить дефицит материала по истории образования и педагогической мысли.

На изучение темы «История педагогической мысли» в учебной про­грамме отводится 4 часа лекционных и 4 часа практических занятий.

Данное учебно-методическое пособие освещает длительный путь, че­рез который прошел процесс воспитания и образования. История педагогиче­ской мысли за рубежом и в нашей стране изложена в отдельных главах. Кроме того, отдельными главами даны краткие биографические сведения об известных педагогах, как зарубежных, так и российских. Изречения и мысли выдающихся мыслителей, педагогов о воспитании, образовании и школе, также содержащиеся в учебно-методическом пособии, будут интересны сту­денческой аудитории, а структура учебно-методического пособия позволит лучше усвоить логику и главные идеи изучаемого материала.

Глава 1. Развитие педагогической мысли в Западных странах
1.1. Зарождение воспитания как особого вида

человеческой деятельности
Воспитание как особый вид человеческой деятельности зародилось около 40-35 тыс. лет назад, когда в первобытном обществе начался постепен­ный переход к коллективному труду. Однако специально организованное воспитание тогда отсутствовало. В этот период времени ещё не было парной семьи, люди жили в групповых браках. Родившиеся в них дети принадлежали всему роду и пользовались большой свободой и самостоятельностью. К ним не применяли наказания, однако учили выносливости и элементарным прие­мам труда. Дети прямо включались в доступную для них деятельность вместе со старшими. В ходе совместного труда со взрослыми они приобретали необ­ходимые умения и навыки.

Около 8-5 тыс. до н.э. у первобытных людей происходит уже диффе­ренциация труда, что привело впоследствии к усложнению социальной структуры общества. Наряду с собирательством и охотой появляются новые формы деятельности – земледелие и животноводчество.

На смену групповому браку приходит парный брак, появляется семья, и вместе с ней закладываются основы домашне–семейной формы воспита­ния. Главную роль в жизни ребенка в младенчестве играла мать, а в более старшем возрасте – особенно в материнско-родовых общинах – в его воспи­тании особую роль играл дядя по материнской линии. Такая форма воспита­ния носила название аванкулат. Переход в категорию взрослых происходил к 13 годам и сопровождался обрядами посвящения – инициациями. Осо­бенно сложными они были для мальчиков, когда во время испытаний прове­рялась их подготовка к жизни, а именно – умение переносить боль и лише­ния.

Дальнейшее развитие производительных сил и расширение трудового опыта людей стали факторами усложнения воспитания. Теперь родовая об­щина поручала дело воспитания наиболее опытным людям. В процесс воспи­тания включались элементы военного искусства, например, верховая езда, владение копьем, луком и т.д.

Таким образом, усложнение содержания воспитания, осуществление его особыми людьми является свидетельством того, что воспитание в родо­вом обществе выделяется в особую форму общественной деятельности.

Вместе с разложением первобытного общества появились частная собственность, рабство и моногамная семья, к которой перешли функции воспитания детей.
1.2. Воспитание и образование в рабовладельческом обществе

В период развития рабовладельческого общества, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделялось в особую общественную функцию. Все это привело к тому, что стали возникать специ­альные воспитательные учреждения. Появились лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Данное обстоятельство имело ме­сто во многих странах, но более достоверные сведения о школах дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

Интересные педагогические идеалы, ставшие образцом для после­дующих эпох, сложились в эпоху античности – в Древней Греции к IV в. до н.э. и в Риме к концу I в. до н.э.

В Древней Греции сложились две системы воспитания: спартанская и афинская, ставшие первоисточниками развития западной педагогической теории и практики. Обе системы определялись потребностями рабовладель­ческого общества: воспитание детей рабовладельцев имело целью подгото­вить граждан, умеющих не только держать рабов в страхе и повиновении, но и обладающих известными познаниями и качествами для управления госу­дарством и для защиты его от врагов.

Разница в системах воспитания Древней Греции была обусловлена некоторыми особенностями политики, экономики и культуры в государстве. В Спарте в основном преобладало физическое воспитание, а в Афинах была система воспитания, осуществляющая идею гармоничного развития лично­сти, физического и эстетического воспитания, обучения новаторским навы­кам и в привитии политических убеждений.

Спартанская система воспитания была направлена на то, чтобы дети выросли сильными, бесстрашными и послушными. Целью этой системы вос­питания было полное подчинение личности интересам социальной группы. Хотя детей обучали азам чтения, счета, грамоты, основной упор делали на физическое воспитание и закалку подростков. Они учились метанию диска, приемам рукопашного боя и т.д. Во многом благодаря системе воспитания Спарта не знала распрей, т.е. была на редкость сплоченной гражданской об­щиной. Однако чересчур суровая дисциплина привела к духовной и эконо­мической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала миру сколько-нибудь значимых философов, скульпторов, ху­дожников и т.д.

Если спартанская система дала миру образец военно-физического воспитания, то Афины – систему всестороннего и гармоничного развития личности, физического и эстетического воспитания, обучения новаторским навыкам и привития политических убеждений. Однако идеал афинского вос­питания распространялся лишь на класс рабовладельцев.

В развитии педагогических идей Древней Греции большую роль сыг­рали философские школы, которые складывались в IV в. до н.э. Одной из та­ких школ является пифагорейская, родоначальником которой был Пифагор. Пифагорейцы чтили обучение и воспитание молодежи и предложили возрас­тную периодизацию развития человека. В основе этой периодизации стояла цифра семь, которая подразумевала то, что в первую седмицу меняются зубы, во вторую – происходит половая зрелость, в третью - борода.

Известный древнегреческий философ Сократ (ок. 470-399 до н.э.) уделял много внимания вопросам воспитания и обучения. Он не оставил по­сле себя сочинений. Высказывания Сократа дошли до наших дней благодаря его ученикам. Он широко использовал диалог с учеником в целях нахожде­ния истины. Сократ пришел к выводу, что истинное знание можно вложить в сознание ученика не извне, оно само должно вырасти из глубин его личности и развиваться с помощью учителя.

Ученик Сократа Платон (ок. 427 – около 347 до н.э.) был крупней­шим древнегреческим философом, основавшим философскую школу – Ака­демию, где наряду с диалектикой, этикой изучались риторика, астрономия, математические дисциплины. Главной задачей своей философской и педаго­гической деятельности Платон считал создание идеального государства и философа, который был бы способен вести государственную деятельность. В рамках идеального государства Платон видел воспитание детей под государ­ственным контролем. Образование и воспитание предлагалось аналогичное афинской системе.

Крупнейший философ античности и ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.) вопросы воспитания и образования рассматривал во всех своих сочинениях. Одной из его заслуг является то, что он несколько упоря­дочил возрастную периодизацию, данную пифагорейцами, выделив три этапа развития ребенка и юноши: 1) детство (до 7 лет); 2) отрочество (7-14 лет); 3) юность (14-21 год).

В своих работах Аристотель дал обоснование содержанию образова­ния, обозначив четыре основных блока: 1) подготовительный (письмо, чте­ние, счет, гимнастика, музыка, рисование); 2) основной (науки о природе и обществе); 3) знания, которые необходимы для жизни в семье и обществе (этика, политика); 4) знания, являющиеся основой для практической и твор­ческой деятельности (риторика, поэтика).

Огромное внимание Аристотель уделял эстетическому и нравствен­ному воспитанию. По его мнению, эстетическое воспитание не только разви­вает чувство прекрасного, но и влияет на формирование нравственных ка­честв.

В Древнем Риме педагогические идеи нашли свое отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха. В них содержались ценные мысли о содер­жании образования, роли нравственного воспитания в формировании лично­сти.

1.3. Воспитание и образование в эпоху средневековья

Началом европейского средневековья считается 476 г., когда распа­лась Римская империя. Она разделилась на Западную (с центром в Риме) и Восточную (с центром в Константинополе) части.

На смену рабовладельческому обществу приходит новое общество с феодальными отношениями. Его оплотом становится монотеистическая ре­лигия – христианство. Католическая церковь становится духовным центром средневековья и официально отвергает античную образовательную систему, хотя и содержит в своей среде некоторое число богословов – сторонников Греко-римского образования.

В средневековой религиозной философии особое место занимала схоластика, центральной проблемой которой является соотношение свет­ского знания и христианской веры. Схоластика способствовала повышению статуса образованного человека и подняла авторитет учителя.

В эпоху Раннего Средневековья (V-X вв.), получившую название «темные века», церковь вела открытую борьбу против античной культуры, что выразилось, например, в запрете чтения книг античных авторов. Школы исчезли, повсеместно царили неграмотность и невежество. Грамотных людей не было не только среди крестьян, но и среди знатных людей. Однако обще­ство остро нуждалось в грамотных людях. Поэтому и церковь, и светская власть предпринимали попытки создания школ. В итоге в раннем Средневе­ковье в Европе сложилось несколько типов церковных школ – монастыр­ские, приходские, соборные.

В монастырских школах (они были одними из первых) давалось эле­ментарное образование: начала грамоты, счета и пение псалмов.

Указы Карла Великого способствовали распространению в Западной Европе приходских школ, представляющих собой низшую ступень образова­ния. Однако она давала возможность детям из бедных семей получить эле­ментарное образование. В приходских школах детей обучали основам гра­моты, церковному пению, латинской азбуке, молитвам. Целью таких школ было религиозно-нравственное воспитание и подготовка хористов для цер­ковного хора. Располагались эти школы в домах священников или при церк­вях.

Крупные соборные школы, располагавшиеся при соборах, давали по­вышенное образование. Они возникли в ХI-XII вв., но их было немного. В соборных школах обучались дети из привилегированных сословий. Обучение включало два уровня: начальный и высший. Начальный уровень, включал в себя изучение грамматики, риторики, диалектики, а высший уровень предла­гал освоение арифметики, геометрии, астрономии, музыки. В целом обучение носило ярко выраженный религиозно-мистический характер.

Открытие университетов стало знаменательным событием в разви­тии средневекового образования. Впервые они появились в Италии (Болон­ский в 1158 г.), в Англии (Оксфордский в 1167 г.); (Кембриджский в 1209 г.), во Франции (Сорбонна в 1215 г.) и т.д.

Университеты состояли из факультетов, во главе которых стояли де­каны. Средневековые университеты, как правило, имели следующие четыре факультета: 1) артистический; 2) теологический; 3) медицинский; 4) юриди­ческий. Основными формами обучения были: лекции, диспуты, нередко пе­рераставшие в откровенные схватки между участниками.

Для средневековых университетов были характерны следующие черты: 1) преподавание латыни как универсального языка обучения; 2) право на присуждение ученых степеней и званий; 3) внутренняя конфликтность университета из-за конфронтации между церковной и светской духовностью и т.д.

В средневековье весьма популярной была форма обучения, получив­шая название ученичество. Сущность ученичества заключалась в том, что мастер за определенную плату брал к себе учеников, несколько лет обучал их своему мастерству. Далее, ученик, работая подмастерьем, зарабатывал деньги и открывал свое дело. Ученичество стало основой обучения и воспи­тания всех социальных групп средневековья, в том числе и рыцарства.

В системе рыцарского воспитания, получившей распространение в странах Европы в ХI-XIII в., основное значение придавалось физическому воспитанию и военной подготовке, а роль умственного воспитания была све­дена к минимуму.

Рыцарское воспитание получали только дети феодалов. До семи лет они воспитывались дома, затем направлялись в замок вышестоящего феодала или к королевскому двору в качестве пажа. До 14 лет подростки обучались грамоте, хорошим манерам, танцам, пению, игре на музыкальных инстру­ментах. С 14 лет им доверяли оружие, они участвовали в турнирах, а в 21 год посвящали в рыцари. В основе рыцарского воспитания лежали семь рыцар­ских добродетелей: 1) верховая езда; 2) плавание; 3) владение оружием (ме­чом, копьем); 4) фехтование; 5) охота; 6) игра в шахматы; 7) умение слагать и петь песни.

Важнейшими рыцарскими доблестями были храбрость, благородство, великодушие, честь, мужество в сражениях, красноречие, поклонение даме.

В ХII в. появляются педагогические сочинения по вопросам образо­вания и воспитания. Однако особый вклад в развитие педагогической мысли внесла эпоха Возрождения.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск