Скачать 0.79 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СР РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Э.Г. АБИЕВА П.З. АБДУЛАЕВА ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ(учебно-методическое пособие для студентов) МАХАЧКАЛА - 2009МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СР РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Э.Г. АБИЕВА П.З. АБДУЛАЕВА ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИРекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов МАХАЧКАЛА - 2009УДК 002: 372.8 ББК 74.58А-15 Э.Г.Абиева П.З.Абдулаева Рецензенты: Давыдова Л.Н., зав.кафедрой педагогики и психологии Астраханского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор. Филимонюк Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. (Учебно-методическое пособие для студентов). Махачкала: ДГМА: ИПЦ, 2009. – 71 с. Материал учебно-методического пособия «История педагогической мысли» соответствует содержанию ГОС ВПО по дисциплине «Педагогика». В пособии отражен один из важных вопросов образования – становление педагогической мысли. В нем в историческом плане обозначены и содержательно раскрыты основные направления истории зарубежной и отечественной педагогической мысли. Более того, в пособии выделены корифеи педагогической мысли, подобраны изречения и мысли в ракурсе воспитания и образования. Пособие рассчитано для студентов и преподавателей медицинских вузов, колледжей и училищ, а также для всех, кто интересуется проблемами образования. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов № 17-28/63 26.02.2009. СодержаниеВведение…………………………………………………………………5 Глава 1. Развитие педагогической мысли в Западных странах. 1. Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности……………………………………………………..7 1. 2. Воспитание и образование в рабовладельческом обществе…………………………………………………………..8 1.3. Воспитание и образование в эпоху средневековья…………11 1.4. Школа и педагогические идеи в эпоху Возрождения………..14 1.5. Педагогическая мысль в Новое время………………………...16 1.6. Школа и педагогика в эпоху Просвещения……………………19 1.7. Образование и педагогическая наука в ХХ в…………………22 Контрольные вопросы………………………………………………….27 Темы для докладов и рефератов…………………………………….28 Глава 2. Развитие образования и воспитания в России. 2.1. Воспитание и образование в Киевской Руси и Русском государстве…………………………………………………………29 2.2. Образование и воспитание в России в XVII-XVIII вв…………30 2.3. Развитие образования и педагогической мысли в России в ХIХ в………………………………………………………………..34 2.4. Развитие образования и педагогической науки в советский период и в постсоветское время………………………………..42 Контрольные вопросы…………………………………………………..49 Темы для докладов и рефератов……………………………………..49 Глава 3. Классики педагогики западных стран……………………..51 Глава 4. Классики российской педагогики………………………….57 Литература…………………………………………………………………..66 Изречения и мысли о воспитании, образовании, школе…………….67 Введение Подготовка будущего врача возможна только в условиях гуманизации и гуманитаризации профессионального образования. Поэтому в медицинских вузах предусмотрено изучение ряда гуманитарных дисциплин, одно из важных мест среди которых занимает педагогика. Педагогика – это особенная учебная дисциплина, которая в отличие от других научных отраслей имеет свой вечный, строго зафиксированный предмет – воспитание. Становление врача-педагога как специалиста, формирование его мировоззрения и профессиональных качеств немыслимо без глубокого освоения богатейшего историко-педагогического наследия. Мы разделяем точку зрения многих ученых-педагогов, считающих, что сущность процесса или явления лучше раскрывается в историческом развитии. Действительно, на общем фоне истории педагогики многие педагогические понятия становятся особенно близки и понимаемы. Поэтому опыт и предшествующие педагогические теории помогут более обстоятельно уяснить теоретические и методические основы воспитания. Несмотря на существующий избыток учебников по педагогике, в них как правило, не глубоко освещаются вопросы истории педагогической мысли. Поэтому настоящее учебно-методическое пособие призвано восполнить дефицит материала по истории образования и педагогической мысли. На изучение темы «История педагогической мысли» в учебной программе отводится 4 часа лекционных и 4 часа практических занятий. Данное учебно-методическое пособие освещает длительный путь, через который прошел процесс воспитания и образования. История педагогической мысли за рубежом и в нашей стране изложена в отдельных главах. Кроме того, отдельными главами даны краткие биографические сведения об известных педагогах, как зарубежных, так и российских. Изречения и мысли выдающихся мыслителей, педагогов о воспитании, образовании и школе, также содержащиеся в учебно-методическом пособии, будут интересны студенческой аудитории, а структура учебно-методического пособия позволит лучше усвоить логику и главные идеи изучаемого материала. Глава 1. Развитие педагогической мысли в Западных странах 1.1. Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности Воспитание как особый вид человеческой деятельности зародилось около 40-35 тыс. лет назад, когда в первобытном обществе начался постепенный переход к коллективному труду. Однако специально организованное воспитание тогда отсутствовало. В этот период времени ещё не было парной семьи, люди жили в групповых браках. Родившиеся в них дети принадлежали всему роду и пользовались большой свободой и самостоятельностью. К ним не применяли наказания, однако учили выносливости и элементарным приемам труда. Дети прямо включались в доступную для них деятельность вместе со старшими. В ходе совместного труда со взрослыми они приобретали необходимые умения и навыки. Около 8-5 тыс. до н.э. у первобытных людей происходит уже дифференциация труда, что привело впоследствии к усложнению социальной структуры общества. Наряду с собирательством и охотой появляются новые формы деятельности – земледелие и животноводчество. На смену групповому браку приходит парный брак, появляется семья, и вместе с ней закладываются основы домашне–семейной формы воспитания. Главную роль в жизни ребенка в младенчестве играла мать, а в более старшем возрасте – особенно в материнско-родовых общинах – в его воспитании особую роль играл дядя по материнской линии. Такая форма воспитания носила название аванкулат. Переход в категорию взрослых происходил к 13 годам и сопровождался обрядами посвящения – инициациями. Особенно сложными они были для мальчиков, когда во время испытаний проверялась их подготовка к жизни, а именно – умение переносить боль и лишения. Дальнейшее развитие производительных сил и расширение трудового опыта людей стали факторами усложнения воспитания. Теперь родовая община поручала дело воспитания наиболее опытным людям. В процесс воспитания включались элементы военного искусства, например, верховая езда, владение копьем, луком и т.д. Таким образом, усложнение содержания воспитания, осуществление его особыми людьми является свидетельством того, что воспитание в родовом обществе выделяется в особую форму общественной деятельности. Вместе с разложением первобытного общества появились частная собственность, рабство и моногамная семья, к которой перешли функции воспитания детей. 1.2. Воспитание и образование в рабовладельческом обществе В период развития рабовладельческого общества, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделялось в особую общественную функцию. Все это привело к тому, что стали возникать специальные воспитательные учреждения. Появились лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Данное обстоятельство имело место во многих странах, но более достоверные сведения о школах дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. Интересные педагогические идеалы, ставшие образцом для последующих эпох, сложились в эпоху античности – в Древней Греции к IV в. до н.э. и в Риме к концу I в. до н.э. В Древней Греции сложились две системы воспитания: спартанская и афинская, ставшие первоисточниками развития западной педагогической теории и практики. Обе системы определялись потребностями рабовладельческого общества: воспитание детей рабовладельцев имело целью подготовить граждан, умеющих не только держать рабов в страхе и повиновении, но и обладающих известными познаниями и качествами для управления государством и для защиты его от врагов. Разница в системах воспитания Древней Греции была обусловлена некоторыми особенностями политики, экономики и культуры в государстве. В Спарте в основном преобладало физическое воспитание, а в Афинах была система воспитания, осуществляющая идею гармоничного развития личности, физического и эстетического воспитания, обучения новаторским навыкам и в привитии политических убеждений. Спартанская система воспитания была направлена на то, чтобы дети выросли сильными, бесстрашными и послушными. Целью этой системы воспитания было полное подчинение личности интересам социальной группы. Хотя детей обучали азам чтения, счета, грамоты, основной упор делали на физическое воспитание и закалку подростков. Они учились метанию диска, приемам рукопашного боя и т.д. Во многом благодаря системе воспитания Спарта не знала распрей, т.е. была на редкость сплоченной гражданской общиной. Однако чересчур суровая дисциплина привела к духовной и экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала миру сколько-нибудь значимых философов, скульпторов, художников и т.д. Если спартанская система дала миру образец военно-физического воспитания, то Афины – систему всестороннего и гармоничного развития личности, физического и эстетического воспитания, обучения новаторским навыкам и привития политических убеждений. Однако идеал афинского воспитания распространялся лишь на класс рабовладельцев. В развитии педагогических идей Древней Греции большую роль сыграли философские школы, которые складывались в IV в. до н.э. Одной из таких школ является пифагорейская, родоначальником которой был Пифагор. Пифагорейцы чтили обучение и воспитание молодежи и предложили возрастную периодизацию развития человека. В основе этой периодизации стояла цифра семь, которая подразумевала то, что в первую седмицу меняются зубы, во вторую – происходит половая зрелость, в третью - борода. Известный древнегреческий философ Сократ (ок. 470-399 до н.э.) уделял много внимания вопросам воспитания и обучения. Он не оставил после себя сочинений. Высказывания Сократа дошли до наших дней благодаря его ученикам. Он широко использовал диалог с учеником в целях нахождения истины. Сократ пришел к выводу, что истинное знание можно вложить в сознание ученика не извне, оно само должно вырасти из глубин его личности и развиваться с помощью учителя. Ученик Сократа Платон (ок. 427 – около 347 до н.э.) был крупнейшим древнегреческим философом, основавшим философскую школу – Академию, где наряду с диалектикой, этикой изучались риторика, астрономия, математические дисциплины. Главной задачей своей философской и педагогической деятельности Платон считал создание идеального государства и философа, который был бы способен вести государственную деятельность. В рамках идеального государства Платон видел воспитание детей под государственным контролем. Образование и воспитание предлагалось аналогичное афинской системе. Крупнейший философ античности и ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.) вопросы воспитания и образования рассматривал во всех своих сочинениях. Одной из его заслуг является то, что он несколько упорядочил возрастную периодизацию, данную пифагорейцами, выделив три этапа развития ребенка и юноши: 1) детство (до 7 лет); 2) отрочество (7-14 лет); 3) юность (14-21 год). В своих работах Аристотель дал обоснование содержанию образования, обозначив четыре основных блока: 1) подготовительный (письмо, чтение, счет, гимнастика, музыка, рисование); 2) основной (науки о природе и обществе); 3) знания, которые необходимы для жизни в семье и обществе (этика, политика); 4) знания, являющиеся основой для практической и творческой деятельности (риторика, поэтика). Огромное внимание Аристотель уделял эстетическому и нравственному воспитанию. По его мнению, эстетическое воспитание не только развивает чувство прекрасного, но и влияет на формирование нравственных качеств. В Древнем Риме педагогические идеи нашли свое отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха. В них содержались ценные мысли о содержании образования, роли нравственного воспитания в формировании личности. 1.3. Воспитание и образование в эпоху средневековья Началом европейского средневековья считается 476 г., когда распалась Римская империя. Она разделилась на Западную (с центром в Риме) и Восточную (с центром в Константинополе) части. На смену рабовладельческому обществу приходит новое общество с феодальными отношениями. Его оплотом становится монотеистическая религия – христианство. Католическая церковь становится духовным центром средневековья и официально отвергает античную образовательную систему, хотя и содержит в своей среде некоторое число богословов – сторонников Греко-римского образования. В средневековой религиозной философии особое место занимала схоластика, центральной проблемой которой является соотношение светского знания и христианской веры. Схоластика способствовала повышению статуса образованного человека и подняла авторитет учителя. В эпоху Раннего Средневековья (V-X вв.), получившую название «темные века», церковь вела открытую борьбу против античной культуры, что выразилось, например, в запрете чтения книг античных авторов. Школы исчезли, повсеместно царили неграмотность и невежество. Грамотных людей не было не только среди крестьян, но и среди знатных людей. Однако общество остро нуждалось в грамотных людях. Поэтому и церковь, и светская власть предпринимали попытки создания школ. В итоге в раннем Средневековье в Европе сложилось несколько типов церковных школ – монастырские, приходские, соборные. В монастырских школах (они были одними из первых) давалось элементарное образование: начала грамоты, счета и пение псалмов. Указы Карла Великого способствовали распространению в Западной Европе приходских школ, представляющих собой низшую ступень образования. Однако она давала возможность детям из бедных семей получить элементарное образование. В приходских школах детей обучали основам грамоты, церковному пению, латинской азбуке, молитвам. Целью таких школ было религиозно-нравственное воспитание и подготовка хористов для церковного хора. Располагались эти школы в домах священников или при церквях. Крупные соборные школы, располагавшиеся при соборах, давали повышенное образование. Они возникли в ХI-XII вв., но их было немного. В соборных школах обучались дети из привилегированных сословий. Обучение включало два уровня: начальный и высший. Начальный уровень, включал в себя изучение грамматики, риторики, диалектики, а высший уровень предлагал освоение арифметики, геометрии, астрономии, музыки. В целом обучение носило ярко выраженный религиозно-мистический характер. Открытие университетов стало знаменательным событием в развитии средневекового образования. Впервые они появились в Италии (Болонский в 1158 г.), в Англии (Оксфордский в 1167 г.); (Кембриджский в 1209 г.), во Франции (Сорбонна в 1215 г.) и т.д. Университеты состояли из факультетов, во главе которых стояли деканы. Средневековые университеты, как правило, имели следующие четыре факультета: 1) артистический; 2) теологический; 3) медицинский; 4) юридический. Основными формами обучения были: лекции, диспуты, нередко перераставшие в откровенные схватки между участниками. Для средневековых университетов были характерны следующие черты: 1) преподавание латыни как универсального языка обучения; 2) право на присуждение ученых степеней и званий; 3) внутренняя конфликтность университета из-за конфронтации между церковной и светской духовностью и т.д. В средневековье весьма популярной была форма обучения, получившая название ученичество. Сущность ученичества заключалась в том, что мастер за определенную плату брал к себе учеников, несколько лет обучал их своему мастерству. Далее, ученик, работая подмастерьем, зарабатывал деньги и открывал свое дело. Ученичество стало основой обучения и воспитания всех социальных групп средневековья, в том числе и рыцарства. В системе рыцарского воспитания, получившей распространение в странах Европы в ХI-XIII в., основное значение придавалось физическому воспитанию и военной подготовке, а роль умственного воспитания была сведена к минимуму. Рыцарское воспитание получали только дети феодалов. До семи лет они воспитывались дома, затем направлялись в замок вышестоящего феодала или к королевскому двору в качестве пажа. До 14 лет подростки обучались грамоте, хорошим манерам, танцам, пению, игре на музыкальных инструментах. С 14 лет им доверяли оружие, они участвовали в турнирах, а в 21 год посвящали в рыцари. В основе рыцарского воспитания лежали семь рыцарских добродетелей: 1) верховая езда; 2) плавание; 3) владение оружием (мечом, копьем); 4) фехтование; 5) охота; 6) игра в шахматы; 7) умение слагать и петь песни. Важнейшими рыцарскими доблестями были храбрость, благородство, великодушие, честь, мужество в сражениях, красноречие, поклонение даме. В ХII в. появляются педагогические сочинения по вопросам образования и воспитания. Однако особый вклад в развитие педагогической мысли внесла эпоха Возрождения. |