Рабочая программа
По истории для 6 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по истории. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников:
Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца 16 века: Учебник для 6 класса основной школы/Е.В.Пчелов. - М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2003.
Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 10-е изд. - М.: «Русское слово», 2005.
Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает обучение в объеме:
Класс
| Общее кол-во часов
| Всеобщая история
| История России
| 6
| 68
| 28
| 40
| Часы, отведенных для изучения исторических событий родного края включены в календарно-тематический план по истории России. Для создания целостной картины мировосприятия у учащихся календарно-тематическое планирование составлено синхронно-параллельно. За счет резервного времени при изучении некоторых глав добавлены часы для проведения обобщающих уроков и промежуточного контроля.
Основные цели курса:
выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
давать оценку отдельным явлениям культуры;
составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
составлять характеристику исторических деятелей;
участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Содержание по курсу истории России (всего 40 часов)
Глава 1. Древние жители нашей Родины ( 5 ч.)
Прославяне. Восточные славяне. На берегах Волги и Камы. Соседи восточных славян. Древние тюрки и ранние тюркские государства в Евразии.
Глава 2.Древняя Русь в IX-XII вв. (10 ч.)
Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточно-слаявянских племен. Формирование Древнерусского государства. Образование Болгарского государства на средней Волге. Волжская Булгария: города, международные связи, культура. Первые киевские князья. Владимир Святославович. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы древней Руси.
Глава 3. Русские земли в XII-XIII вв. ( 5 ч.)
Начало раздробления на Руси. Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Главные политические центры Руси. Рост числа городов. «Слово о полку Игореве». Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись.
Глава 4. Русь между Востоком и Западом. Волжская Булгария и монгольские завоевания ( 4 ч.)
Нашествие с востока. Борьба Руси с западными завоевателями. Русь и Золотая Орда. Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию. Экспансия с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Образование Улуса – Джучи. Золотая Орда периода расцвета. Русь и Литва. Болгарский Улус. Распад Золотой Орды. Культура русских земель в XII- XIII веках. Обобщающий урок по главе «Русь Древняя. Политическая раздробленность на Руси».
Глава 5. Объединение русских земель вокруг Москвы. ( 6 ч.)
Русские земли во второй половине XIII-первой половине XV вв. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Становление центральных органов власти и управления. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Рождение нового государства на Средней Волге. Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века. Создание единого русского государства и конец ордынского владычества. Московское государство в конце XV – начале XVI века. Отражение идео общерусского единства в устном народном творчестве, летписании, литературе. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев. Церковь и государство в конце XV – началеXVI века.
Глава 6. Создание московского царства. (9 ч.)
Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана IV. Реформы 50-60-х гг. XVI в.Хозяйство и культура Казанского ханства. Казанское ханство: от самостоятельности – к гибели. Опричнина. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV –XVI веках. Архитектура и живопись в XIV –XVI веках. Быт XV –XVI веков. Обобщающий урок по главе . «Русь Московская»
Содержание по курсу истории средних веков ( всего 28 ч.) Глава 1. В центре ойкумены ( 3 ч.)
Великое переселение народов. Второй Рим. Век Византии
Глава 2. Бури на окраинах ( 3 ч.)
Завоеватели-германцы. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Рождение новой силы. Мир ислама
Глава 3. Держава франков (2 ч.)
От Хлодвига к Пипину. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Норманские завоевания. Ранние славянские государства. Император Карл.
Глава 4. Северные ветры (2 ч.)
Сословное общество в средневековой Европе. Монастыри и монахи. Феодальные повинности. Средневековый город. Цехи гильдии. На развалинах империи. Сколько раз завоёвывали Англию.
Глава 5. Крестьяне и рыцари ( 3 ч.)
Земля и власть. Вечные труженики. За стенами замков.
Глава 6. «Так хочет Бог» ( 2 ч.)
Наследие каролингов. Ко гробу Господню
Глава 7. Лики города ( 3 ч.)
Возвращение городов. Рынок, ратуша, собор. В поисках знаний.
Глава 8. Вершины Средневековья (5 ч.)
Во главе христианского мира. Страны и государи. Тяжкие времена. На востоке Европы.
Глава 9. Где был и где не был Марко Поло ( 4 ч.)
Во владениях великого хана. Раджи и султаны. Поднебесная империя. В стране Сипанго. Очень разная Африка. Мир совсем неизвестный.
Заключение. Перед сменой времен ( 2 ч.)
И снова Европа: навстречу новой Европе. Прощальный взгляд. Курс Всеобщей истории интегрирован в курс истории России, поскольку это является наиболее целесообразным для полного понимания курса истории средних веков и для реализации поставленных целей. Это дает возможность увидеть историю России в контексте всемирной истории средних веков и более рационально использовать количество часов, данное на изучение курса.
Ожидаемый результат: реализация поставленных целей. УМК по истории России:
1. Е.В.Пчелов « История России с древнейших времен до конца XVI века», ./М.: «Просвещение», 2003 г.
Е.В.Пчелов «История России: 6 класс»: Поурочные разработки. ./М.: «Просвещение», 2003 г.
УМК по истории средних веков:
М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров «Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2007 г.
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
Настенные карты по истории средних веков.
Конспекты уроков для учителя истории. 6-7 класс.: Метод пособие: в 2-х ч.-М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006
Наглядность на уроках истории.- М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. -176 с.
Учебное электронное издание по курсу «Средние века» /разработан компанией «Новый диск»по заказу компании «Марис» - 2008
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки всемирной истории. Средние века»,2009
Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс 68ч (28ч- история средних веков; 40 ч- история России)
№,тема урока, д/з
| Дата провед. (план и факт.)
| Тип урока (этапы уч. деят - ти)
| Основное содержание
| Хар-ка осн.видов деят-ти
| Планируемые результаты
| предметные
| метапредметные
| личностные
| I четверть- 18 ч
1.В центре Ойкумены- 3ч (ист.ср.веков)
| 1.Что такое средние века?
Введение
|
|
| Вводный урок
| Средние века, их место во всемирной истории
| Повторение, работа по ленте времени
| яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры зарубежной истории эпохи раннего средневековья
| Регулятивные: умение самостоятельно составлять рассказ, следуя определенному плану, правильно организовывать свою работу. Познавательные : сравнивать различные объекты прошлого. поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог, задавать вопросы.
| Формирование отношения к истории, чувства гордости за историю , осознание себя частью истории.
Умение устанавливать связи между прошлым и современностью, выделять значение данных умений для практики
| 2.Новый Рим
$1
|
|
| Урок изучения нового материала
| Византия, ойкумена, христианство, клир, архиепископ
| Работа с текстом учебника, составление рассказа , работа по карте
| 3.Расцвет Византии $2
|
|
| Комбинированный урок
| Юстиниан, Свод гражданского права, базилика, крестово-купольный храм, мозаика, икона
| Работа с документами, картинами в парах, группах и индивидуальная; выписывание терминов из учебника
| 2.Древние жители нашей Родины- 5ч (история России)
| 4.Первобытная эпоха на территории нашей страны.
$1, История России
|
|
| Комбинированный урок
| История. История России. История Древнего мира. История Средних веков. Периодизация истории России. Периодизация истории России, изучаемой в 6-м классе. Факторы истории. Исторические источники
| Работа с картой, индивидуальные сообщения учащихся
|
Целостное представление об историческом пути России с древнейших времен до конца XVI в. как о важном периоде отечественной истории, в течение которого происходило формирование и развитие российской цивилизации, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы
|
Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми;
|
Расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире, для эффективного взаимодействия с «другими»;
| 5.На окраинах античного мира $2
|
|
| Комбинированный урок
| Античный мир. Греческая колонизация. Колония. Полис. Кочевники. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Гунны
| Работа с картой, по картинам учебника и карточкам-заданиям
| 6.Кочевые племена на территории России в IV-V веках. Наш край $3
|
|
| Комбинированный урок
| Великое переселение народов. Тюрки. Авары. Болгары. Хазары. Каганат. Каган. Царь. Ислам. Мулла. Мечеть. Иудаизм.
| Работа по картинам, сообщения учащихся, составление сравнительных характеристик
| 7.Восточные славяне в VI-VIII веках. $4 повт.1-3
|
|
| Комбинированный урок
| славяне. Летопись. «Повесть временных лет». Залежная система земледелия. Подсечно-огневая система земледелия. Бортничество. Кровная месть. Князь. Дружина. Родовая знать. Дань. Язычество. Язычники. Идол. Волхв. Кудесник.
| Работа по карте и документам, формулирование понятий по тексту, сообщения о язычестве, работа по картинам
| 8.Обобщающий урок «Древние жители нашей Родины»$4
|
|
| Урок обобщения
| Все понятия по изученной главе
| тестирование
| 3.Древняя Русь в IX-XII вв.- 10 ч (история России)
| 9.Образование Древнерусского государства
(§ 5)
|
|
| Урок изучения нового материала
| Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности.
Город. Посад. Варяги. Путь из варяг в греки. Русь
| Работа по карте, составление характеристик исторических деятелей, работа с терминами
| яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории с древнейших времен до конца XVIв.; элементарные представления о политике исторической памяти в России, выражающейся в установлении мемориальных знаков и памятных дат в честь знаменательных событий и личностей отечественной истории; способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории России в эпохи древности,
устанавливать синхронные связи с фактами из курса всеобщей истории; умения читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; выделять и объяснять изменения государственных границ, размеров территории и геополитического положения России
| готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги; умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках, музеях, «местах памяти», обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием
| приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущим в России и за рубежом; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, Расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире, для эффективного взаимодействия с «другими»; приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
| 10.Первые русские князья. $6
|
|
| Комбинированный урок
| Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Договор. Печенеги. Греческий огонь. Полюдье. Уроки. Погосты.
| Составление характеристик исторических деятелей, анализ основных понятий, сообщения учащихся, работа с понятиями
| 11.Князь Владимир и крещение Руси. $7
|
|
| Комбинированный урок
| Древняя Русь и её соседи. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич Религия. Вера.
Православное христианство
| Работа с картинами, анализ причин, значения и последствий, хар-ка личности
| 12.Киевская Русь при Ярославе Мудром. $8
|
|
| Комбинированный урок
| Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого. Древняя Русь и её соседи Вира. Штраф. Гривна
| Работа с документами, составление хар-ки личности, работа с понятиййным аппаратом
| 13.Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол. $9
|
|
| Комбинированный урок
| Политический строй Древней Руси. Древняя Русь и её соседи. Политика Владимира Мономаха. Удел. Лествица. Съезд князей. Поучение.
| Сообщения учащихся, составление хар-ки, работа с учебными картинами
| 14-15.Общественный строй Древней Руси $10
|
|
| Комбинированный урок
| Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремёсел и торговли. Староста. Соседская община. Изгой. Смерд. Бояре. Боярское землевладение. Вотчина. Закупы. Купа. Рядовичию Ряд. Холопы. Челядь. Огнищанин. Тиун. Ключник. Отроки. Гриди. Детинец. Посад. Торг. Вече. Тысяча. Тысяцкий.
| Работа с понятийным аппаратом, сравнительные хар-ки различных категорий населения
| 16.Православная Церковь в Киевской Руси. $11
|
|
| Комбинированный урок
| Христианство и язычество. Православная церковь. Митрополит. Митрополия, Епископ. Епископия. Священник. Поп. Приход. Десятина. Монастырь. Монах. Постриг. Инок. Обитель. Игумен.
| Практическая работа с текстом, сообщения учащихся
| 17.Культура Киевской Руси. $12 повт.5-11
|
|
| Комбинированный урок
| Культура. Древнерусский язык. Кириллица. Азбука. Пергамен. Кожа. Телятина. Устав. Титло. Орнамент. Миниатюра. Сказка. Былина. Летопись. Жития. Слово. Хождение. Поучение. Крестово-купольный храм. Мозаика. Фреска. Иконопись. Икона. Канон.
Декоративно-прикладное искусство. Скань. Зернь
| Заочная экскурсия, подготовка сообщений и презентаций, работа с понятийным аппаратом
| 18.Обобщающий урок «Древняя Русь» $12
|
|
| Урок промежуточного контроля знаний
| Все изученные понятия по разделу
| Тестирование по разделу
| II четверть- 14 ч
| |