Скачать 163.29 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа научно-исследовательского семинара История советской повседневности для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Автор программы: О. Л. Лейбович, доктор исторических наук, профессор. oleg.leibov@gmail.com Одобрена на заседании кафедры Гуманитарных дисциплин «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.А.Борисов _______________________ Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г. Председатель Г.Е. Володина ________________________ Пермь, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История» подготовки бакалавра Исследовательский семинар: История советской повседневности» Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» по направлению подготовки 030600.62, уровень подготовки бакалавр, утвержденным ученым советом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ, протокол № 15 от 02.07.2010 г. Образовательной программой 030600.62 «История». Уровень подготовки: бакалавр. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История», утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплины2.1.В области обучения НИС « История советской повседневности» являются: Овладение первичными навыками академической работы и научной деятельности; Знакомство с принятыми в академическом сообществе практиками письменного общения; Овладение навыками конспектирования научной литературы; Овладение навыками библиографического описания; правилами цитирования; Знакомство с методологическими подходами в изучении истории Овладение первичными навыками критики исторических источников; Освоение исходных навыков работы в архивах Освоение навыков работы с научной литературой. Целями воспитания НИС « История советской повседневности» являются: 2.2. В области воспитания личности являются приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию и развитию творческих способностей, организованности, чувства гражданской ответственности, коммуникативности, толерантности и социальной адаптации. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и вариативной части дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Введение в профессию, Социология. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих всех других профессиональных и специальных дисциплин, прежде всего:
5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковПри сдаче реферата студент должен продемонстрировать: знакомство с историческими концепциями; знание понятийного аппарата, умение правильно составить библиографический указатель, делать сноски на литературу и источники, структурировать материал по одному основанию, анализировать источники. При сдаче зачета студент должен владение основными компетенциями по курсу: знание литературы вопроса, умение анализировать исторические источники, способность подготовить тезисы доклада по избранной теме, правильно оформить его, составить аннотацию, указать ключевые слова (теги). Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 6.2Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность в решении поставленных задач, точность и аккуратность их исполнения в письменном и устном вариантах, полноту выполнения задач. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП: Отекущий = · n3Ореф, где n3 = 1. Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический. На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. 7Содержание дисциплиныРаздел 1. История советской повседневности. Тема 1. Повседневность как проблема гуманитарного знания. Философские и социологические основания концепции повседневности. Феноменологические основания концепции повседневности (А. Шюц П.Бергер. Т. Лукман. Х. Абельс). Повседневность как область коллективного опыта. Эвристические возможности концепции жизненного мира. Тема повседневности в исторической традиции (Бродель Ф., Ле Гофф Ж.). Повседневность и частная жизнь. Возможность применения концепции повседневности к изучению советской истории. Количество часов аудиторной работы: 6 часов Тема 2. Способы изучения советской повседневности. Советская повседневность как сумма освоенных людьми предметных и духовных практик. Их отражение в официальных и частных документах, в фотографиях и художественных тестах. «Закон Такман» и методы интерпретации источников. Уликовая парадигма К. Гинзбурга и ее применение для изучения советской повседневности. Количество часов аудиторной работы: 8 часов Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 24 часа для подготовки к семинарским и практическим занятиям. Литература по разделу: Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб: Алетейя, 1999. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993. Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. – М.: РОССПЭН, 2000. Лейбович О. Дом о трех этажах, или как изучать повседневность поздней сталинской эпохи// Астафьевские чтения (Ноябрь 2008 года). Пермь, 2008 С.250 – 264. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения истории повседневности // Этнографическое обозрение. 2004. №1. http://www.tambovdem.ru/thesises.php?id=gender1.pushkareva. Хелльбек Й. Повседневная идеология: жизнь при сталинизме// «Неприкосновенный запас» 2010, №4(72). http://magazines.russ.ru/nz/2010/4/he2-pr.html. Шюц А. Структура повседневного мышления//Социологические исследования. 1988. №2. С. 129 – 137. http://www.countries.ru/library/texts/shutz.htm. Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: семинарские занятия, лекции – дискуссии, практические занятия по анализу исторических документов. Раздел 2. Источники по теме «История советской повседневности»: технология анализа и описания. Тема 3. Источники по истории советской повседневности. Документирование повседневности: делопроизводственные документы, материалы прессы, архивно-следственные дела, документы личного происхождения – мемуары, дневники, письма, фотоальбомы. Особенности источниковой базы истории советской повседневности. Опубликованные источники по истории советской повседневности. Количество часов аудиторной работы: 6 часов Тема 4. Case-study: Повседневность советского тыла глазами рабочих. Социальные миры советского тыла. Расколотая повседневность. Способы ее интерпретации: диалоги в нетопленных бараках. Особенности фиксации устной речи. Сводки НКГБ как источник. Количество часов аудиторной работы: 6 часов Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 24 часа для подготовки к семинарским и практическим занятиям. Литература по разделу: Пушкарева Н.Л. История повседневности и частной жизни глазами историка // Социальная история-2003. М., 2003. Нарский И. Фотокарточка на память: семейные истории, фотографические послания и советское детство. Челябинск: Энциклопедия, 2008. «Русская повседневность» Карстена Гёрке //http://www.perspectivy.info/history/russkaja_povsednevnost_karstena_gorke_2010-03-16.htm. Соколов Б. Был порядок, говорят… Штрихи к портрету коррупции в сталинскую эпоху//Отечественные записки. Т.47. 2012. №2. С.229 – 235. Источники: На «краю» советского общества. Социальные маргиналы как объект государственной политики 1945 – 1960-е гг./Сост. Зубкова Е.Ю. Жукова Т.Ю. М.: РОССПЭН, 2010. Трансформация Великой утопии. Советское наивное искусство. Пермь: Музей советского наива, 2012. Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: семинарские занятия, лекции – дискуссии, практические занятия по анализу исторических документов. Раздел 3. Архивный поиск источников по теме «История советской повседневности» Тема 5. Архивные фонды как собрания исторической документации. Архивы как государственные учреждения: их функции и статус. Архивы Пермского края. Правовые основания архивной деятельности. Миссия и функция архивов. Правила работы пользователей в архиве. Количество часов аудиторной работы: 14 часов. Тема 6. Поиск источников по теме советская повседневность в архиве ПермГАНИ. Ступенчатая структура архивного хранения: фонд, опись, дело, документ. Отражение повседневности в партийном делопроизводстве. Способы интерпретации информации. Техника работы с документом: просмотр, выписки, оформление сносок. Количество часов аудиторной работы: 14 часов Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 56 часов для подготовки к семинарским и практическим занятиям. Литература по разделу: Козельчук Т. Тершукова Е. Проблемы городской повседневности в трудах архивистов// http://www.vestarchive.ru/arhivovedenie/711--i-n------ni---.html. Павлова Т.Ф. Пользователи в читальных залах федеральных архивов// http://www.vestarchive.ru/arhivovedenie/776--no----.html. Официальная документация Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук. 18 01 2007// http://www.rusarchives.ru/lows/pohkuidaf.shtml. Сайты: Госархив Пермского Края// http://www.archive.perm.ru/. Пермский государственный архив новейшей истории// http://www.permgani.ru/. Портал «Архивы России»// http://www.rusarchives.ru/. Фонды ПермГАНИ// http://www.permgani.ru/funds/ Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: семинарские занятия, лекции – дискуссии, практические занятия по анализу исторических документов. Раздел 4. Реферирование литературы по теме «История повседневности» Тема 7. Принципы и методика реферирования научной литературы Выбор литературы для реферирования. Реферирование научной монографии по истории. Работа с текстом монографии: анализ структуры, авторской концепции, источниковой базы, основных выводов. Структурирование текста реферата. Принципы изложения авторской концепции. Язык реферата. Количество часов аудиторной работы: 30 часов. Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 60 часов работы над рефератом. Литература к разделу 4 (для реферирования) 1956: незамеченный термидор. Пермь: изд-во ПГИИК, 2012. Верт Н. Террор и беспорядок. Сталинизм как система. М.: РОССПЭН, 2010. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 1999. Кухер К. Парк Горького. Культура досуга в сталинскую эпоху. 1928-1941— М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. Лейбович О.Л. В городе М. Очерки политической повседневности советской провинции в 40 – 50 гг. XX века. Пермь: Июль – Медиа, 2009. Рольф М. Советские массовые праздники. М.: РОССПЭН, 2009. Утехин И. Очерки коммунального быта. 2-е изд, доп. М.: ОГИ, 2004. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2001. Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: семинарские занятия, лекции – дискуссии, практические занятия по анализу исторических документов. Раздел 5. Исследовательский проект по истории советской повседневности Выбор темы исследования. Постановка проблемы. Понятия актуальности и научной значимости. Формулировка цели и задач исследования. Предмет и объект исследования. Выбор методологии исследования. Историография и источники. Количество часов аудиторной работы: Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: Литература к разделу 5 Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: семинарские занятия, лекции – дискуссии, практические занятия по анализу исторических документов. 8Образовательные технологииКоллективная работа над историческими документами, разучивание способов извлечения исторической информации из разных типов источников: официальных справок, ответов на запросы, заявлений, протоколов заседаний и отчетов; коллективная работа на текстами исторических исследований: составлений кратких аннотаций, выявление ключевых слов, обнаружение авторской методологии и пр.; разбор кейсов. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляТема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень заданий к итоговому зачету: Вопросы для анализа исторического документа:
9.3Примеры заданий итогового контроляВам предлагается для анализа документ следующего содержания: «Б-НА Елизавета Михайловна, 1899 года рождения, уроженка села Верхние Городки Верхне-Городковского района Молотовской области, член ВКП(б) с 1930 г., образование – 7 классов, работая управляющей Молотовской базой «Союзглавлегсбыт»с 1941 г., занималась злоупотреблением по службе, производя разбазаривание промтоваров с последующим списанием их по бестоварным фактурам на розничный магазин базы. Гражданке Губаевой Марии Васильевне за копку картофеля для Б-ой в 19… г. по ее распоряжение из магазина базы были проданы промтовары: полуботинки детские – 1 пара, чулки детские - 2 пары, платье детское – одно. А в 19… г. за перенос картофеля Бородуллиной ГУБАЕВА из магазина получила чулок дамских – 2 пары, юбку трикотажную детскую – одну» . Ответьте письменно на следующие вопросы: а) каков жанр документа; б) к какому историческому периоду он относится (приведите соответствующие аргументы); в) какие знания о советской повседневности можно из него извлечь (аргументируйте Ваше суждение); оцените степень представительности содержащихся в документе сведений (аргументируйте Ваше суждение); раскодируйте аббревиатуры, в документе содержащиеся. 10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебникТеоретические концепции повседневности в современной гуманитарной науке. Хрестоматия/Сост. А.В. Бушмаков. Пермь: ПГИИК, 2010. – 121 с. (Доступна электронная версия) 10.2Основная литератураОрлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2010. 320 с. (Частично доступна электронная версия). Лейбович О. Дом о трех этажах, или как изучать повседневность поздней сталинской эпохи// Астафьевские чтения (Ноябрь 2008 года). Пермь: ПКИ, 2008. С.250 – 264. 10.3Дополнительная литератураБергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М.: РОССПЭН, 1999. 10.4 Справочники, словари, энциклопедии 10.5 Программные средства Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
10.6 Дистанционная поддержка дисциплины Дистанционная поддержка дисциплины осуществляется при помощи Learning Management System (LMS). 11Материально-техническое обеспечение дисциплиныПроектор и ноутбук для чтения лекций и демонстрации проектов на семинарах. |
Программа дисциплины "Исторический анализ структур повседневности" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | Программа дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки... | ||
Программа дисциплины «Теория и история исторического знания» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины «История правовых и политических учений (часть... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины европа в V xvii вв для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Европа в V-XVII вв.»; учебных ассистентов и студентов направления... | ||
Программа дисциплины История и социология гуманитарного знания для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 030600.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Программа дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов... | Программа дисциплины История правовых и политических учений для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030600 «История» и готовит студента-историка к педагогической,... | Программа дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030600 «История»... | Программа дисциплины Английский язык для начинающих 1 для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... |