Филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» в г.Дербенте Основная образовательная программа
высшего профессионального образования
направления подготовки 030600 – История
АННОТАЦИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Дисциплина : Б.3.Б.8 История средних веков Общая трудоемкость дисциплины: 10 ЗЕТ (360 часа) 1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030600 «История» и готовит студента-историка к научно-исследовательской, культурно-просветительской и экспертно-аналитической видам деятельности, заключающимся в следующем:
научно-исследовательская – использование в исторических исследованиях базовых знаний в области истории Средних веков, источниковедения Средних веков, специальных исторических дисциплин, историографии Средних веков и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки, понимание движущих сил и закономерностей исторического развития, роли насилия и ненасилия, а также места человека в историческом процессе, политической организации общества, понимание и критическое использование базовой исторической информации, критическое использование концепций различных историографических школ, а также составление обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по истории Средних веков;
культурно-просветительская – разработка информационного обеспечения историко-культурных аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры;
в экспертно-аналитической деятельности – работа с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ.
Цель курса – осветить историю раннего и развитого средневековья в странах Западной, Северной Европы и Византии, <…> способствуя формированию комплекса компетенций, необходимых для подготовки бакалавра истории к профессиональной деятельности. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Курс является составной частью профессионального цикла (Б. 3) – базовая (общепрофессиональная) часть (ПБ) и читается на втором курсе в третьем-четвёртом семестрах. Особенностью курса является то, что изучаемый раздел истории генетически включён в контекст всеобщей истории. В ходе изучения дисциплины актуализируются исторические знания по истории Древнего мира и закладываются основы для изучения истории Нового времени.
Генетически курс связан с дисциплинами «История Древнего мира» (1, 2 семестры) и «История первобытного общества» (1 семестр) поскольку в центре внимания первого раздела курса стоит проблема синтеза римского (античного) и германского (варварского) мира в социальной, экономической, политической и культурной сферах. Необходимым условием понимания этнических процессов средневековья являются знания, полученные в рамках курса «Этнология и социальная антропология» (1 семестр). Знание средневековой истории России («История России до нач. XIX в.», 1, 2 семестры) позволит студентам видеть аналогии в историческом развитии Западной, Северной и Восточной Европы, а также устанавливать закономерности исторического развития в период средневековья. Условием успешного овладения курсом является знакомство с дисциплиной «История мировых религий» (2 семестр), поскольку Средневековье – это эпоха, в течение которой распространение получают такие мировые религии, как христианство (в православной. католической, протестантской формах) и ислам.
Курс связан с параллельно изучающимися дисциплинами «Источниковедение» (4 семестр), а также «Вспомогательные исторические дисциплины» (2-3 семестры), знакомство с которыми способствует более глубокому овладению умениями и владениями в научно-исследовательской работе, а также с курсом «История мировой культуры» (3 семестр), в рамках которого студенты выявляют специфику развития культуры в эпоху Средневековья на фоне других эпох культурного развития человечества.
Для успешного освоения курса студент должен отвечать следующим характеристикам:
знать понятия «исторический источник», «научная литература»;
иметь навык самостоятельной работы с историческими источниками и научной литературой;
ориентироваться в физической карте мира, а также в политической карте современного мира и исторической карте поздней античности;
знать социально-экономическое, политическое и культурное состояние позднеантичного общества, понимать основные теории и логику формирования государственности у варварских народов, знать основные тенденции развития средневекового общества на примере средневекового русского государства;
пользоваться основными понятиями социально-экономической, политической культурной истории;
анализировать историческую информацию, выделяя главную мысль;
аргументировано отвечать на вопросы преподавателя, чётко структурируя свою мысль;
выражать собственную позицию по дискуссионным вопросам.
Знания, умения и владения, полученные в ходе изучения «Истории средних веков», должны применяться при изучении последующих дисциплин, в частности «История Нового времени» (5, 6 семестры), а также «История южных и западных славян» (7, 8 семестры), поскольку развитие этих народов в эпоху Средневековье протекало параллельно развитию романо-германских и кельтских народов Западной и Центральной Европы; «История стран Азии и Африки» (7, 8 семестры) – в рамках данной дисциплины студенты формируют представление об особенностях средневекового развития этих регионов мира, во многом отличного от европейского пути.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История средних веков».
Процесс обучения направлен на развитие следующего комплекса общекультурных, профессиональных и региональных профессиональных компетенций:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);
способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);
способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);
способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);
способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15).
В результате обучения студент должен
знать:
объект и предмет истории средних веков как самостоятельной отрасли исторической науки (ПК-4, 1.1);
основные события всеобщей истории в эпоху средневековья, их последовательность и взаимосвязь (ПК-1, 1.2);
причины, ход, значение важнейших событий всеобщей истории в эпоху средневековья (ПК-1, 1.3);
основные факторы, определившие историческое развитие стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья (ПК-1, 1.4);
общие тенденции и принципы социально-экономического и политического развития стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья и их культуры (ОК-10, ПК-1, 1.5);
своеобразие социально-экономического и политического развития, а также культуры стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья (ПК-1, ПК-14, 1.6);
имена и факты биографии значимых исторических деятелей средневековой истории (ПК-1, 1.7);
научную терминологию и основные понятия политической, экономической, социальной истории и культуры стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья (ОК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-14, 1.8);
базовые термины и понятия источниковедения и историографии истории средних веков (ПК-3, ПК-7, 1.9);
основные источники по истории средних веков (ПК-15, 1.10);
методы критического анализа источников по истории средних веков (ПК-3, 1.11);
основные этапы формирование представления о факторах и закономерностях развития исторической науки об эпохе средневековья (ПК7, 1.12);
эволюцию важнейших направлений и школ в историографии истории средних веков (ПК-7, 1.13);
видных представителей исторической науки, занимавшихся исследованием средневековья (ПК-7, 1.14);
основные научные дискуссии по вопросам средневековой истории Европы, Америки, Азии, Африки (ПК-1, 1.15);
основной круг научных исследований и учебных работ, оказавших решающее влияние на развитие истории средних веков (ПК-7, 1.16);
современные трактовки основных проблем теории и методологии истории средних веков (ПК-4, 1.17);
уметь:
использовать принципы системного мышления при работе с исторической информацией (ОК-1, 2.1);
анализировать и обобщать историческую информацию (ОК-1, 2.2);
соблюдать принципы исторического познания (ПК-4, 2.3);
обнаруживать взаимосвязь исторических событий и устанавливать причинно-следственные отношения между ними (ПК-1, 2.4);
объяснять закономерности исторического развития стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья (ПК-1, 2.5);
выявлять и учитывать региональные особенности политической, социальной, экономической истории и культуры стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья (ПК-1, 2.6);
выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем истории средних веков (ОК-1, 2.7);
грамотно употреблять научную терминологию и использовать понятийный аппарат политической, экономической, социальной истории и культуры стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья (ПК1, 2.8);
выбирать и применять основные методы источниковедческого и историографического анализа применительно к истории средних веков (ПК3, 2.9);
анализировать исторические, историографические источники по истории средних веков (ПК-3, 2.10);
формировать выводы об источниковедческой значимости различных типов и видов источников по истории средних веков, историографической ситуации той или иной проблемы средневековой истории стран Европы, Америки, Азии, Африки (ПК-3, 2.11);
осуществлять критический анализ разнообразных типов и видов исторических источников по истории средних веков (ПК-6, 2.12);
делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения и анализа исторических источников по истории средних веков (ПК-5, 2.13);
использовать методику реконструкции событий средневековой истории на основе полученных фактов (ПК-6, 2.14);
выделять ключевые проблемы развития исторической науки об истории средних веков (ПК-7, 2.15);
показать многообразие существующих трактовок основных проблем теории и методологии истории средних веков и стилей исторического исследования (ПК-4, 2.16);
анализировать условия и закономерности, определявшие развитие исторической науки (ПК-7, 2.17);
устанавливать связи изучения истории средних веков с имманентными факторами развития науки (ПК-7, 2.18);
устанавливать связи изучения истории средних веков с потребностями общества, с интеллектуальным контекстом эпохи и вытекающие отсюда социальные функции исторической науки (ПК-7, 2.19);
дать историографический анализ рассматриваемой научной проблемы по истории средних веков (ПК-7, 2.20);
находить необходимую информацию по истории средних веков, используя Интернет-ресурсы, библиотеки (ПК-15, 2.21);
оформлять результаты поиска необходимой информации и составлять обзоры по тематике проводимых исследований (ПК-10, 2.22);
составлять рефераты по истории средних веков (ПК-10, 2.23);
составлять библиографию по истории средних веков (ПК-10, 2.24);
самостоятельно работать с литературой и другими источниками информации по истории средних веков (ПК-10, 2.25);
проводить на основе критического анализа отбор достоверной информации по истории средних веков (ПК-15, 2.26);
систематизировать, обобщать и ранжировать по степени значимости и достоверности информацию по истории средних веков (ПК-15, 2.27);
владеть:
навыками критического осмысления событий истории средних веков (ПК-1, 3.1);
навыками установления причинно-следственных отношений в истории поздней античности, средних веков и раннего нового времени (ПК1, 3.2);
технологией обобщения исторических фактов и формирования выводов в самостоятельную концепцию (ПК-1, 3.3);
прикладными навыками применения в исторических исследованиях теоретических знаний по истории средних веков (ПК-4, 3.4);
основными приемами и методами анализа историографии истории средних веков (ПК-3, ПК-7, 3.5);
навыками критического анализа исторических концепций различных историографических школ истории средних веков (ПК-7, 3.6);
навыками источниковедческого анализа различных типов и видов исторических источников по истории средних веков (ПК-3, ПК-6, 3.7);
методикой выявления источниковедческой значимости полученной информации (полнота, достоверность полученных фактов) (ПК-6, 3.8);
различными методиками изучения исторического процесса (ПК-5, 3.9);
способностью к формированию эмпатии, к сопереживанию, к пониманию и стремлению понять мотивы, которыми руководствовались люди в эпоху средневековья (ПК-5, 3.10);
навыками ёмко и образно выражать свои мысли (ПК-5, 3.11);
приемами ведения дискуссии и отстаивания своей точки зрения (ПК-7, 3.12);
навыками самостоятельной работы с литературой по истории средних веков и другими источниками информации (ПК-10, 3.13);
навыками отбора и критического осмысления исторической информации (ПК-15, 3.14);
способами систематизации и обработки данных, полученных в ходе работы с различными источниками информации (ПК-10, 3.15);
опытом составления обзоров и аннотаций, библиографии по истории средних веков (ПК-10, 3.16);
опытом написания рефератов по истории средних веков и их публичного представления (ПК-10, 3.17);
навыками обобщения информации в виде аналитических справок, докладов, статей (ПК-15, 3.18);
навыками популяризации научной информации (ПК-14, ПК-15, 3.19).
3. Основные дидактические единицы (разделы):
2 курс
| Модуль I «Раннее и классическое Средневековье»
| Понимание средневековья в исторической науке: сущность, периодизация, источники;
основные направления в развитии медиевистики. Великое переселение народов – рубеж античности и средневековья
| Западная Европа и Византия в IV – 1-ой пол. VI в.:
противостояние римского и германского мира; формирование варварских королевств; римляне и варвары в королевствах готов; политика Юстиниана.
| Западная Европа и Византия в конце VI – нач. VIII в.: Византия при преемниках Юстиниана; экзархаты; арабские завоевания; франки в эпоху Меровингов.
| Западная Европа и Византия в VIII-XI вв.: возвышение Пипинидов, эпоха Карла Мартелла и Пипина Короткого; политика Карла Великого; империя после Карла и Верденский раздел; Западная Европа в конце раннего средневековья; Византия в 8–11 вв.
| Христианская церковь в период раннего средневековья, разделение восточной и западной церквей:
догматика, отношения духовной и светской власти, институты (папство и монашество).
| Культура Западной Европы и Византии в эпоху раннего средневековья: античное наследие, христианское просвещение, народная культура.
| Англосаксонская Британия в раннем средневековье: крещение Англии; ранняя английская церковь и государственность, экономика и социум; монастырская и народная культура.
| Эпоха викингов в Северной Европе:
причины, направления, этапы, участники походов; значение движения викингов для социально-экономического, политического и культурного развития Скандинавии.
| Католическая церковь в Западной Европе в XI–XV вв. Развитие церковной организации, становление догматики, культа и обрядов католицизма. Роль церкви в общественной и культурной жизни Европы.
Крестовые походы. Их причины, результаты и влияние на жизнь Европы
| Средневековое мировоззрение. Его идейные истоки, этапы развития, содержание.
| Ереси. Их формы, идейные истоки, связь с народным недовольством.
| Возникновение и развитие городов в Западной Европе в XI – XV вв. Факторы, способствовавшие урбанизации, и этапы развития городов. Развитие ремесла и торговли в городах. Политическая жизнь города.
| Аграрные отношения в Западной Европе в XI – XV вв. Влияние развития товарно-денежных отношений на подъем сельского хозяйства. Изменения в аграрном строе. Освобождение крестьян от личной зависимости. Изменения в положении дворянства.
| Политическое развитие Западной Европы и Византии в XI – XV вв. Основные этапы развития феодальной государственности. Особенности политического развития отдельных стран.
| Развитие культуры в Западной Европе в XI – XV вв. Система средневекового образования и школы. Складывание схоластики. Возникновение и развитие университетов. Естественнонаучное знание. Историческая мысль. Рыцарская и городская литература.
| Раннее Возрождение в Италии и общественно-исторические и культурные условия его появления. Характерные черты гуманизма как мировоззрения и идеологии Возрождения. Ф.Петрарка как родоначальник гуманизма. Творчество Дж. Боккаччо. Гуманизм XV в. Влияние раннего итальянского Возрождения на европейскую культуру XVI в.
| 2 курс
| Модуль II «Позднее средневековье и ранее Новое время»
| Введение. Проблемы хронологии средневековья и Нового времени.
| Великие географические открытия
| Генезис капитализма в Западной Европе
| Проблема абсолютизма в Западной Европе
| Реформация в странах Западной Европы
| Нидерландская буржуазная революция
| Международные отношения в Западной Европе в XVI-XVII вв. Тридцатилетняя война.
| Культура позднего средневековья
|
4. Виды учебной работы, формы промежуточной аттестации:
виды учебной работы: лекции, семинары.
формы промежуточной аттестации: экзамен в 4,5 семестре. 5. Дисциплина закреплена за кафедрой гуманитарных наук
|