Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История





Скачать 125.79 Kb.
НазваниеОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История
Дата публикации28.11.2014
Размер125.79 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > История > Основная образовательная программа
Филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» в г.Дербенте
Основная образовательная программа

высшего профессионального образования

направления подготовки 030600 – История

АННОТАЦИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Дисциплина : Б.3.Б.8 История средних веков
Общая трудоемкость дисциплины: 10 ЗЕТ (360 часа)
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030600 «История» и готовит студента-историка к научно-исследовательской, культурно-просветительской и экспертно-аналитической видам деятельности, заключающимся в следующем:

научно-исследовательская – использование в исторических исследованиях базовых знаний в области истории Средних веков, источниковедения Средних веков, специальных исторических дисциплин, историографии Средних веков и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки, понимание движущих сил и закономерностей исторического развития, роли насилия и ненасилия, а также места человека в историческом процессе, политической организации общества, понимание и критическое использование базовой исторической информации, критическое использование концепций различных историографических школ, а также составление обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по истории Средних веков;

культурно-просветительская – разработка информационного обеспечения историко-культурных аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры;

в экспертно-аналитической деятельности – работа с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ.

Цель курса – осветить историю раннего и развитого средневековья в странах Западной, Северной Европы и Византии, <…> способствуя формированию комплекса компетенций, необходимых для подготовки бакалавра истории к профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Курс является составной частью профессионального цикла (Б. 3) – базовая (общепрофессиональная) часть (ПБ) и читается на втором курсе в третьем-четвёртом семестрах. Особенностью курса является то, что изучаемый раздел истории генетически включён в контекст всеобщей истории. В ходе изучения дисциплины актуализируются исторические знания по истории Древнего мира и закладываются основы для изучения истории Нового времени.

Генетически курс связан с дисциплинами «История Древнего мира» (1, 2 семестры) и «История первобытного общества» (1 семестр) поскольку в центре внимания первого раздела курса стоит проблема синтеза римского (античного) и германского (варварского) мира в социальной, экономической, политической и культурной сферах. Необходимым условием понимания этнических процессов средневековья являются знания, полученные в рамках курса «Этнология и социальная антропология» (1 семестр). Знание средневековой истории России («История России до нач. XIX в.», 1, 2 семестры) позволит студентам видеть аналогии в историческом развитии Западной, Северной и Восточной Европы, а также устанавливать закономерности исторического развития в период средневековья. Условием успешного овладения курсом является знакомство с дисциплиной «История мировых религий» (2 семестр), поскольку Средневековье – это эпоха, в течение которой распространение получают такие мировые религии, как христианство (в православной. католической, протестантской формах) и ислам.

Курс связан с параллельно изучающимися дисциплинами «Источниковедение» (4 семестр), а также «Вспомогательные исторические дисциплины» (2-3 семестры), знакомство с которыми способствует более глубокому овладению умениями и владениями в научно-исследовательской работе, а также с курсом «История мировой культуры» (3 семестр), в рамках которого студенты выявляют специфику развития культуры в эпоху Средневековья на фоне других эпох культурного развития человечества.

Для успешного освоения курса студент должен отвечать следующим характеристикам:

  • знать понятия «исторический источник», «научная литература»;

  • иметь навык самостоятельной работы с историческими источниками и научной литературой;

  • ориентироваться в физической карте мира, а также в политической карте современного мира и исторической карте поздней античности;

  • знать социально-экономическое, политическое и культурное состояние позднеантичного общества, понимать основные теории и логику формирования государственности у варварских народов, знать основные тенденции развития средневекового общества на примере средневекового русского государства;

  • пользоваться основными понятиями социально-экономической, политической культурной истории;

  • анализировать историческую информацию, выделяя главную мысль;

  • аргументировано отвечать на вопросы преподавателя, чётко структурируя свою мысль;

  • выражать собственную позицию по дискуссионным вопросам.

Знания, умения и владения, полученные в ходе изучения «Истории средних веков», должны применяться при изучении последующих дисциплин, в частности «История Нового времени» (5, 6 семестры), а также «История южных и западных славян» (7, 8 семестры), поскольку развитие этих народов в эпоху Средневековье протекало параллельно развитию романо-германских и кельтских народов Западной и Центральной Европы; «История стран Азии и Африки» (7, 8 семестры) – в рамках данной дисциплины студенты формируют представление об особенностях средневекового развития этих регионов мира, во многом отличного от европейского пути.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История средних веков».

Процесс обучения направлен на развитие следующего комплекса общекультурных, профессиональных и региональных профессиональных компетенций:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6);

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

  • использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы
    (ОК-10);

  • готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

  • способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

  • способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

  • способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

  • способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

  • способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

  • способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

  • способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);

  • способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15).

В результате обучения студент должен

знать:

  • объект и предмет истории средних веков как самостоятельной отрасли исторической науки (ПК-4, 1.1);

  • основные события всеобщей истории в эпоху средневековья, их последовательность и взаимосвязь (ПК-1, 1.2);

  • причины, ход, значение важнейших событий всеобщей истории в эпоху средневековья (ПК-1, 1.3);

  • основные факторы, определившие историческое развитие стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья (ПК-1, 1.4);

  • общие тенденции и принципы социально-экономического и политического развития стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья и их культуры (ОК-10, ПК-1, 1.5);

  • своеобразие социально-экономического и политического развития, а также культуры стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья (ПК-1, ПК-14, 1.6);

  • имена и факты биографии значимых исторических деятелей средневековой истории (ПК-1, 1.7);

  • научную терминологию и основные понятия политической, экономической, социальной истории и культуры стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья (ОК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-14, 1.8);

  • базовые термины и понятия источниковедения и историографии истории средних веков (ПК-3, ПК-7, 1.9);

  • основные источники по истории средних веков (ПК-15, 1.10);

  • методы критического анализа источников по истории средних веков (ПК-3, 1.11);

  • основные этапы формирование представления о факторах и закономерностях развития исторической науки об эпохе средневековья (ПК7, 1.12);

  • эволюцию важнейших направлений и школ в историографии истории средних веков (ПК-7, 1.13);

  • видных представителей исторической науки, занимавшихся исследованием средневековья (ПК-7, 1.14);

  • основные научные дискуссии по вопросам средневековой истории Европы, Америки, Азии, Африки (ПК-1, 1.15);

  • основной круг научных исследований и учебных работ, оказавших решающее влияние на развитие истории средних веков (ПК-7, 1.16);

  • современные трактовки основных проблем теории и методологии истории средних веков (ПК-4, 1.17);

уметь:

  • использовать принципы системного мышления при работе с исторической информацией (ОК-1, 2.1);

  • анализировать и обобщать историческую информацию (ОК-1, 2.2);

  • соблюдать принципы исторического познания (ПК-4, 2.3);

  • обнаруживать взаимосвязь исторических событий и устанавливать причинно-следственные отношения между ними (ПК-1, 2.4);

  • объяснять закономерности исторического развития стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья (ПК-1, 2.5);

  • выявлять и учитывать региональные особенности политической, социальной, экономической истории и культуры стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья (ПК-1, 2.6);

  • выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем истории средних веков (ОК-1, 2.7);

  • грамотно употреблять научную терминологию и использовать понятийный аппарат политической, экономической, социальной истории и культуры стран Европы, Америки, Азии, Африки в эпоху средневековья (ПК1, 2.8);

  • выбирать и применять основные методы источниковедческого и историографического анализа применительно к истории средних веков (ПК3, 2.9);

  • анализировать исторические, историографические источники по истории средних веков (ПК-3, 2.10);

  • формировать выводы об источниковедческой значимости различных типов и видов источников по истории средних веков, историографической ситуации той или иной проблемы средневековой истории стран Европы, Америки, Азии, Африки (ПК-3, 2.11);

  • осуществлять критический анализ разнообразных типов и видов исторических источников по истории средних веков (ПК-6, 2.12);

  • делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения и анализа исторических источников по истории средних веков (ПК-5, 2.13);

  • использовать методику реконструкции событий средневековой истории на основе полученных фактов (ПК-6, 2.14);

  • выделять ключевые проблемы развития исторической науки об истории средних веков (ПК-7, 2.15);

  • показать многообразие существующих трактовок основных проблем теории и методологии истории средних веков и стилей исторического исследования (ПК-4, 2.16);

  • анализировать условия и закономерности, определявшие развитие исторической науки (ПК-7, 2.17);

  • устанавливать связи изучения истории средних веков с имманентными факторами развития науки (ПК-7, 2.18);

  • устанавливать связи изучения истории средних веков с потребностями общества, с интеллектуальным контекстом эпохи и вытекающие отсюда социальные функции исторической науки (ПК-7, 2.19);

  • дать историографический анализ рассматриваемой научной проблемы по истории средних веков (ПК-7, 2.20);

  • находить необходимую информацию по истории средних веков, используя Интернет-ресурсы, библиотеки (ПК-15, 2.21);

  • оформлять результаты поиска необходимой информации и составлять обзоры по тематике проводимых исследований (ПК-10, 2.22);

  • составлять рефераты по истории средних веков (ПК-10, 2.23);

  • составлять библиографию по истории средних веков (ПК-10, 2.24);

  • самостоятельно работать с литературой и другими источниками информации по истории средних веков (ПК-10, 2.25);

  • проводить на основе критического анализа отбор достоверной информации по истории средних веков (ПК-15, 2.26);

  • систематизировать, обобщать и ранжировать по степени значимости и достоверности информацию по истории средних веков (ПК-15, 2.27);

владеть:

  • навыками критического осмысления событий истории средних веков (ПК-1, 3.1);

  • навыками установления причинно-следственных отношений в истории поздней античности, средних веков и раннего нового времени (ПК1, 3.2);

  • технологией обобщения исторических фактов и формирования выводов в самостоятельную концепцию (ПК-1, 3.3);

  • прикладными навыками применения в исторических исследованиях теоретических знаний по истории средних веков (ПК-4, 3.4);

  • основными приемами и методами анализа историографии истории средних веков (ПК-3, ПК-7, 3.5);

  • навыками критического анализа исторических концепций различных историографических школ истории средних веков (ПК-7, 3.6);

  • навыками источниковедческого анализа различных типов и видов исторических источников по истории средних веков (ПК-3, ПК-6, 3.7);

  • методикой выявления источниковедческой значимости полученной информации (полнота, достоверность полученных фактов) (ПК-6, 3.8);

  • различными методиками изучения исторического процесса (ПК-5, 3.9);

  • способностью к формированию эмпатии, к сопереживанию, к пониманию и стремлению понять мотивы, которыми руководствовались люди в эпоху средневековья (ПК-5, 3.10);

  • навыками ёмко и образно выражать свои мысли (ПК-5, 3.11);

  • приемами ведения дискуссии и отстаивания своей точки зрения (ПК-7, 3.12);

  • навыками самостоятельной работы с литературой по истории средних веков и другими источниками информации (ПК-10, 3.13);

  • навыками отбора и критического осмысления исторической информации (ПК-15, 3.14);

  • способами систематизации и обработки данных, полученных в ходе работы с различными источниками информации (ПК-10, 3.15);

  • опытом составления обзоров и аннотаций, библиографии по истории средних веков (ПК-10, 3.16);

  • опытом написания рефератов по истории средних веков и их публичного представления (ПК-10, 3.17);

  • навыками обобщения информации в виде аналитических справок, докладов, статей (ПК-15, 3.18);

  • навыками популяризации научной информации (ПК-14, ПК-15, 3.19).


3. Основные дидактические единицы (разделы):

2 курс

Модуль I «Раннее и классическое Средневековье»

Понимание средневековья в исторической науке: сущность, периодизация, источники;

основные направления в развитии медиевистики. Великое переселение народов – рубеж античности и средневековья

Западная Европа и Византия в IV – 1-ой пол. VI в.:

противостояние римского и германского мира; формирование варварских королевств; римляне и варвары в королевствах готов; политика Юстиниана.

Западная Европа и Византия в конце VI – нач. VIII в.: Византия при преемниках Юстиниана; экзархаты; арабские завоевания; франки в эпоху Меровингов.

Западная Европа и Византия в VIII-XI вв.: возвышение Пипинидов, эпоха Карла Мартелла и Пипина Короткого; политика Карла Великого; империя после Карла и Верденский раздел; Западная Европа в конце раннего средневековья; Византия в 8–11 вв.

Христианская церковь в период раннего средневековья, разделение восточной и западной церквей:

догматика, отношения духовной и светской власти, институты (папство и монашество).

Культура Западной Европы и Византии в эпоху раннего средневековья: античное наследие, христианское просвещение, народная культура.

Англосаксонская Британия в раннем средневековье: крещение Англии; ранняя английская церковь и государственность, экономика и социум; монастырская и народная культура.

Эпоха викингов в Северной Европе:

причины, направления, этапы, участники походов; значение движения викингов для социально-экономического, политического и культурного развития Скандинавии.

Католическая церковь в Западной Европе в XI–XV вв. Развитие церковной организации, становление догматики, культа и обрядов католицизма. Роль церкви в общественной и культурной жизни Европы.

Крестовые походы. Их причины, результаты и влияние на жизнь Европы

Средневековое мировоззрение. Его идейные истоки, этапы развития, содержание.

Ереси. Их формы, идейные истоки, связь с народным недовольством.

Возникновение и развитие городов в Западной Европе в XI – XV вв. Факторы, способствовавшие урбанизации, и этапы развития городов. Развитие ремесла и торговли в городах. Политическая жизнь города.

Аграрные отношения в Западной Европе в XI – XV вв. Влияние развития товарно-денежных отношений на подъем сельского хозяйства. Изменения в аграрном строе. Освобождение крестьян от личной зависимости. Изменения в положении дворянства.

Политическое развитие Западной Европы и Византии в XI – XV вв. Основные этапы развития феодальной государственности. Особенности политического развития отдельных стран.

Развитие культуры в Западной Европе в XI – XV вв. Система средневекового образования и школы. Складывание схоластики. Возникновение и развитие университетов. Естественнонаучное знание. Историческая мысль. Рыцарская и городская литература.

Раннее Возрождение в Италии и общественно-исторические и культурные условия его появления. Характерные черты гуманизма как мировоззрения и идеологии Возрождения. Ф.Петрарка как родоначальник гуманизма. Творчество Дж. Боккаччо. Гуманизм XV в. Влияние раннего итальянского Возрождения на европейскую культуру XVI в.

2 курс

Модуль II «Позднее средневековье и ранее Новое время»

Введение. Проблемы хронологии средневековья и Нового времени.

Великие географические открытия

Генезис капитализма в Западной Европе

Проблема абсолютизма в Западной Европе

Реформация в странах Западной Европы

Нидерландская буржуазная революция

Международные отношения в Западной Европе в XVI-XVII вв. Тридцатилетняя война.

Культура позднего средневековья


4. Виды учебной работы, формы промежуточной аттестации:

виды учебной работы: лекции, семинары.

формы промежуточной аттестации: экзамен в 4,5 семестре.
5. Дисциплина закреплена за кафедрой гуманитарных наук


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030600 «История» и готовит студента-историка к педагогической,...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030600. 62 «История»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 030600 История...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
«История» и начинает готовить студентов-историков к педагогической, научно-исследовательской, экспертно-аналитической и организационно-управленческой...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления 030600. 68 «история» подготовки магистра, изучающих...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования 030600 «История»
Председатель Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПрограмма дисциплины «История российской государственности» для направления...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа Высшего профессионального образования Направления подготовки
Основная образовательная программа высшего профессионального образования ноу мфпу «Синергия»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск