Филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» в г.Дербенте Основная образовательная программа
высшего профессионального образования направления подготовки 030600 – История
АННОТАЦИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ Дисциплина Б.3.Б.9 Новая и новейшая история Общая трудоемкость дисциплины: 8 ЗЕТ (360 часов)
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030600 «История» и начинает готовить студентов-историков к педагогической, научно-исследовательской, экспертно-аналитической и организационно-управленческой видам деятельности. Конкретно подготовка заключается в следующем:
- педагогическая – в освоении практических основ педагогической деятельности в преподавании новой и новейшей истории зарубежных стран;
- научно-исследовательская – в закреплении навыков работы в библиотеках с научной литературой, в поиске и обработке собранных данных, в подготовке рефератов и презентаций;
- экспертно-аналитическая – в подготовке и обработке информации не только для обеспечения учебного процесса, но и его качественного повышения;
- организационно-управленческая – в закреплении навыков работы с базами данных и информационными системами.
«Новая и новейшая история» – это курс, который предполагает изучение цивилизационных процессов в новое время. Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об основных направлениях социально-экономического, политического и культурного развития европейских народов в обозначенные периоды, об особенностях формирования европейской цивилизации. Особое внимание будет уделено процессу модернизации в новое время в странах Западной Европы и США. Освоение материала поможет студентам понять закономерности мирового цивилизационного процесса.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
В ходе изучения дисциплины студенты осваивают базовые понятия, связанные с цивилизационным развитием стран Европы и Америки, развивают способности к обобщению, анализу, восприятию информации.
Курс связан с другими дисциплинами
из гуманитарного, социального и экономического цикла
из базовой части – с «Философией» (3 семестр), экономикой (3, 4 семестры),
из вариативной части – с «Политологией» (1 семестр)
из профессионального цикла
из базовой (общепрофессиональной) части – с «Историей России (до ХХ века)» (3, 4 семестры), «Историей Средних веков» (3, 4 семестры), «Источниковедением» (4, 5 семестры),
из вариативной (профильной) части – с «Историей мировых религий» (2 семестр).
В рамках этих курсов студенты овладевают исследовательско-аналитическим видом деятельности, познают законы логики. У них формируется стремление к саморазвитию, навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
Для успешного освоения курса студент должен:
- самостоятельно работать с научной литературой;
- аргументировано отвечать на вопросы преподавателя;
- делать выводы по обсуждаемым проблемам;
- анализировать получаемую информацию, выделяя главную мысль.
Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения «новой истории» должны применяться при изучении последующих дисциплин – «Современной историей Европы и Америки» (8 семестр), «Историей южных и западных славян» (7, 8 семестры»).
В результате обучения студент должен:
Знать:
социально-экономические и политические понятия, основные технологии анализа социально-значимых проблем и процессов;
закономерности и движущие силы исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
основные события всеобщей истории, их последовательность, взаимосвязь, причины, ход и значение важнейших событий всемирной истории, основные факторы, определившие историческое развитие стран Европы и Америки;
общие тенденции и принципы социально-экономического и политического развития стран Европы и Америки, их культуры;
своеобразие социально-экономического и политического развития, культуры стран Европы и Америки, имена и факты биографии значимых исторических деятелей, научную терминологию и основные понятия политической, экономической, социальной истории и культуры отдельных стран в конкретные исторические периоды.
Уметь:
воспринимать информацию, анализировать и обобщать полученные знания;
выделять главное в изучаемом материале;
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
работать с информацией, содержащейся в учебной, научной литературе, источниках по истории нового времени;
выявлять социально-значимые проблемы и процессы, их причины и социальные корни, применять технологии анализа социально значимых проблем;
обнаруживать взаимосвязь исторических событий и устанавливать причинно-следственные отношения между ними;
объяснять логику исторического развития отдельных стран и регионов;
выявлять и учитывать региональные особенности политической, социально-экономической истории и культуры стран Европы и Америки в новое время;
грамотно употреблять научную терминологию и использовать понятийный аппарат политической, экономической и социальной истории и культуры отдельных стран.
Владеть:
навыками анализа социально значимых проблем, экономических и политических процессов;
навыками обработки неструктурированной и структурированной информации;
навыками обобщения полученных знаний, критического осмысления исторических событий;
навыками установления причинно-следственных отношений в истории;
навыками выявления закономерностей исторического развития.
3. Основные дидактические единицы (разделы):
3 курс
| Новая история стран Европы и Америки. Первый период
| Раздел 1. «Новое время» в европейской и мировой истории.
Понятие «новая история».
Концепции «новой истории».
Проблема периодизации «новой истории».
Историческое содержание «нового времени».
| Раздел 2. Английская революция 1640—1688 гг.
Тема 1. Англия накануне революции.
Особенности экономического развития, социальной структуры и политического развития Англии в начале XVII в.
Пуританизм. Особенности английского абсолютизма.
Политика Якова I и Карла I Стюартов и обострение общественных противоречий к 40-м гг. XVII в.
Тема 2. Развитие Английской революции в 1640—1649 гг.
Мирный этап развития революции.
Первая гражданская война (1642—1646).
Обострение политической ситуации в 1646—1647 гг. Вторая гражданская война 1648 г.
Тема 3. Индепенентская республика и протекторат О. Кромвеля (1649—1658/59 гг.).
Внутренняя и внешняя политика
Индепендентской республики.
Режим протектората и его отмена.
Итоги развития Англии в период Индепендентской республики и протектората. Политические учения.
Тема 3. Решение аграрного вопроса в годы Английской революции XVII в.
Поземельные отношения в Англии накануне революции.
Аграрный вопрос в политике пресвитериан.
Аграрная политика индепендентов.
Отношение к аграрному вопросу левеллеров и диггеров.
Тема 4. Англия в годы Второй республики и Реставрации Стюартов. «Славная революция» 1688 г.
Вторая республика и Реставрация Стюартов. Англия в первые годы Реставрации. Особенности политической борьбы в 70-е — 80-е гг. XVII в. «Славная революция» 1688 г.
| Раздел 3. Англия в XVIII в.
Становление английского парламентаризма.
Начало промышленного переворота.
| Раздел 4. Итальянские, германские государства и империя австрийских Габсбургов в середине ХVII — конце XVIII вв.
Тема 1. Итальянские государства в середине ХVII — конце XVIII вв.
Географическое положение. Государственная раздробленность. Особенности социально-экономического развития (Север, Центр, Юг). Просвещенный абсолютизм.
Тема 2. Империя австрийских Габсбургов в середине ХVII — конце XVIII вв.
Государство австрийских Габсбургов с 1648 по 1740 г. «Просвещенный абсолютизм» Марии-Терезии и Иосифа II .Венгрия в составе монархии Габсбургов.
Тема 3. Германские государства в середине ХVII — конце XVIII вв.
Международное положение «Германии» после Вестфальского мира 1648 г. Социально-экономическое развитие германских государств. Политическая раздробленность. Немецкое Просвещение.
Тема 4. Пруссия в середине ХVII — конце XVIII вв.
Курфюршество Бранденбург и герцогство Пруссия в 1415—1713 гг. Создание Прусского королевства. Правление Фридриха I и Фридриха-Вильгельма I. «Просвещенный абсолютизм» Фридриха II. Внешняя политика Фридриха II.
| Раздел 5. Североамериканские колонии Англии в XVII — 80-е гг. XVIII в. Война за независимость и образование США:
Тема 1. Североамериканские колонии Англии до 1775 г.
Появление первых 13-ти английских колоний в Северной Америке. Система власти и социально-экономическое развитие колоний. Американское Просвещение. Рост противоречий с метрополией в 60-е — 70-е гг. XVIII в.
Тема 2. Война за независимость североамериканских колоний Англии.
Начало войны за независимость. Второй континентальный конгресс. Основные районы и этапы Войны за независимость. Международное положение США.
Тема 3. Конституция США 1787 г.
История создания. Основное содержание (принцип разделения властей). История принятия.
| Раздел 6. Франция в середине ХVII — конце XVIII вв.:
Тема 1. «Век Людовика XIV».
Социально-политический кризис во Франции в 1648—1653 гг. Французский абсолютизм при Людовике XIV (институты государственной власти; экономическое развитие). Идейное противоборство в годы правления Людовика XIV. Положение населения Франции в 1643—1715 гг. и наиболее значимые выступления протеста.
Тема 2. Франция в 1715—1789 гг.: кризис социально-экономической и политической системы.
Сельское хозяйство и промышленность. Политический строй. Особенности социальной структуры французского общества. Французское Просвещение. Складывание антиправительственного блока сил. Генеральные штаты, Национальное и Учредительное собрания.
| Раздел 7. Международные отношения в 1648—1789 гг.
Европа по условиям Вестфальского и Пиренейского мирных договоров. Борьба Франции за гегемонию в Европе и ее результаты. Перегруппировка сил на международной арене в первой четверти XVIII в. Перегруппировка сил в Европе в середине XVIII в. Колониальные владения Испании, Португалии, Голландии, Франции и Англии в XVII—XVIII вв. Итоги развития международных отношений в 1648—1789 гг.
| Раздел 8. Французская революция 1789—1799 гг.:
Первый этап Французской революции XVIII в. Второй этап Французской революции XVIII в. Третий этап Французской революции XVIII в. Четвертый этап Французской революции XVIII в.
Тема 2. Решение аграрного вопроса в годы Французской революции XVIII в.
Французская деревня накануне революции.
Аграрная политика фельянов. Отношение жирондистов к аграрному вопросу. Решение аграрного вопроса якобинцами. Отношение «бешеных» к аграрному вопросу. Итоги решения аграрного вопроса.
Тема 3. Некоторые вопросы историографии Французской революции XVIII в.
Проблема периодизации Великой французской революции в зарубежной и отечественной историографии. Отечественная историография Великой французской революции: этапы, дискуссии, достижения и недочеты. Основные направления зарубежной историографии Французской революции конца XVIII в.
| Раздел 9.
Франция в годы Консульства и Первой империи.
Первые преобразования Наполеона Бонапарта. Бонапартизм и его социальная база. Этапы правления: 1799—1805/06 и 1806—1814/15. Закат империи Наполеона.
| Раздел 10.
Европа в годы революционных и наполеоновских войн Франции (1789—1815 гг.).
Влияние Великой французской революции на страны Европы в 1789—1792 гг. Революционные и наполеоновские войны Франции. Англия, Австрия, германские и итальянские государства в 1792—1815 гг.
| Раздел 11. Венский конгресс. «Священный союз»:
Венский конгресс: причины созыва, этапы работы, основные вопросы, решения. «Священный союз»: создание, конгрессы, причины распада.
| Раздел 12.
Европа в 1815—1847 гг.:
Франция в годы Реставрации. Франция в годы Июльской монархии. Германские государства в 1815—1847 гг. Итальянские государства в 1815—1847 гг. Австрийская империя в 1815—1847 гг. Англия в 1815—1850 гг.
| Раздел 13. Революции в Европе 1848—1849 гг.
Революция 1848—1849 гг. во Франции. Революция 1848–1849 гг. в Австрийской империи. Революция 1848—1849 гг. в итальянских государствах. Революция 1848—1849 гг. в германских государствах.
| Раздел 14.
США в первой половине XIX в.
Территория и население. Особенности экономического развития. Первые американские миллионеры. Проблема рабства. Аболиционистское движение. Борьба демократов и республиканцев. Избрание президентом А. Линкольна.
| Раздел 15.
Война за независимость в Латинской Америке и образование независимых государств.
Латинская Америка до начала войны за независимость: территория, население, социально-экономическое развитие, политическое устройство. Освободительная борьба в Латинской Америке в XVI—XVIII вв. Деятельность Ф. Миранды. Идеологические истоки освободительного движения. Восстание на о. Гаити. Первый этап освободительного движения (1810—1816 гг.). Второй этап освободительного движения (1816—1826 гг.). Итоги и значение национально-освободительных революций в Латинской Америке.
| Раздел 16.
Идейно-политические течения первой половины XIX в.:
Консерватизм в первой половине XIX в.: идеология и практика. Либерализм в первой половине XIX в.: идеология и практика. Социалистическая мысль первой половины XIX в. Начало деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса.
| Раздел 17.
Наука и культура в середине XVII — первой половине XIX в.
Основные направления развития науки и культуры в середине XVII — конце XVIII в. Основные направления развития науки и культуры в первой половине XIX в.
| 4 курс
| Раздел 18.Новая история стран Европы и Америки. Второй период
| Тема1.Основные тенденции экономического и политического развития стран Европы и Америки в середине Х1Х – нач. ХХ вв.
Промышленная революция и формирование социально-экономической системы индустриального общества.
Формирование в странах Запада конституционно-парламентской системы, развитие гражданского общества.
| Тема2.Германская империя в 60-е гг . Х1Х в. – нач. ХХ в.
Предпосылки объединения Германии.
Династические войны.
Роль Бисмарка в объединении страны.
Конституционное устройство Германии, особенности социально-экономического развития.
Внешняя и колониальная политика Германии.
Борьба за передел мира.
| Тема3.Италия в 60-е гг. Х1Х – нач. ХХ вв.
Предпосылки объединения Италии.
План Кавура.
Роль Гарибальди в объединении страны.
Социально-экономическое и политическое развитие Италии после объединения. «Левая» и «правая».
Особенности внешней и колониальной политики Италии.
| Тема4.Великобритания в середине Х1Х – начале ХХ вв.
Социально-экономическое развитие Англии, причины замедления темпов экономического роста.
Двухпартийная система Великобритании.
Реформы либералов и консерваторов.
Идеология английского колониализма.
Отказ от политики «блестящей изоляции».
| Тема5.Франция в 1860- 1914 гг.
Структурные изменения во французской экономике.
Особенности социальной структуры французского общества.
Конституционно-правовое устройство Третьей республики.
Политические кризисы.
«Левый блок» у власти.
Внешняя и колониальная политика Франции.
| Тема6. США в середине Х1Х – начале ХХ вв.
Гражданская война и ее результаты.
Реконструкция Юга.
Причины быстрого социально-экономического развития страны.
Двухпартийная система США.
Политика демократов и республиканцев.
Внешняя и колониальная политика США.
«Дипломатия доллара» и «дипломатия дубинки».
| Тема 7.Австро-Венгрия в 1867-1914 гг.
Система дуализма.
Специфика социально-экономического и политического развития Австро-Венгрии.
Национальный вопрос и попытки его решения.
Кризис дуализма на рубеже веков.
Внешняя и колониальная политика Австро-Венгрии.
| Тема8. Международные отношения в середине Х1Х – начале ХХ вв.
Нарастание противоречий в отношениях ведущих держав.
Образование военно-политических блоков.
Первые войны за передел мира.
| Тема9.Первая мировая война.
Причины, повод, основные цели участников.
Военные кампании 1914, 1915, 1916, 1917-1918 гг.
14 пунктов В. Вильсона.
Итоги первой мировой войны.
|
4. Виды учебной работы, формы промежуточной аттестации: виды учебной работы: лекции, семинары. формы промежуточной аттестации: экзамен в 6,7 семестрах. 5. Дисциплина закреплена за кафедрой гуманитарных наук
|