Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История





Скачать 130.43 Kb.
НазваниеОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История
Дата публикации19.11.2014
Размер130.43 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > История > Основная образовательная программа
Филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» в г.Дербенте
Основная образовательная программа

высшего профессионального образования
направления подготовки 030600 – История

АННОТАЦИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Дисциплина Б.3.Б.9 Новая и новейшая история
Общая трудоемкость дисциплины: 8 ЗЕТ (360 часов)

  1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030600 «История» и начинает готовить студентов-историков к педагогической, научно-исследовательской, экспертно-аналитической и организационно-управленческой видам деятельности. Конкретно подготовка заключается в следующем:

- педагогическая – в освоении практических основ педагогической деятельности в преподавании новой и новейшей истории зарубежных стран;

- научно-исследовательская – в закреплении навыков работы в библиотеках с научной литературой, в поиске и обработке собранных данных, в подготовке рефератов и презентаций;

- экспертно-аналитическая – в подготовке и обработке информации не только для обеспечения учебного процесса, но и его качественного повышения;

- организационно-управленческая – в закреплении навыков работы с базами данных и информационными системами.

«Новая и новейшая история» – это курс, который предполагает изучение цивилизационных процессов в новое время. Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об основных направлениях социально-экономического, политического и культурного развития европейских народов в обозначенные периоды, об особенностях формирования европейской цивилизации. Особое внимание будет уделено процессу модернизации в новое время в странах Западной Европы и США. Освоение материала поможет студентам понять закономерности мирового цивилизационного процесса.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают базовые понятия, связанные с цивилизационным развитием стран Европы и Америки, развивают способности к обобщению, анализу, восприятию информации.

Курс связан с другими дисциплинами

из гуманитарного, социального и экономического цикла

из базовой части – с «Философией» (3 семестр), экономикой (3, 4 семестры),

из вариативной части – с «Политологией» (1 семестр)

из профессионального цикла

из базовой (общепрофессиональной) части – с «Историей России (до ХХ века)» (3, 4 семестры), «Историей Средних веков» (3, 4 семестры), «Источниковедением» (4, 5 семестры),

из вариативной (профильной) части – с «Историей мировых религий» (2 семестр).

В рамках этих курсов студенты овладевают исследовательско-аналитическим видом деятельности, познают законы логики. У них формируется стремление к саморазвитию, навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Для успешного освоения курса студент должен:

- самостоятельно работать с научной литературой;

- аргументировано отвечать на вопросы преподавателя;

- делать выводы по обсуждаемым проблемам;

- анализировать получаемую информацию, выделяя главную мысль.

Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения «новой истории» должны применяться при изучении последующих дисциплин – «Современной историей Европы и Америки» (8 семестр), «Историей южных и западных славян» (7, 8 семестры»).

В результате обучения студент должен:

Знать:

  • социально-экономические и политические понятия, основные технологии анализа социально-значимых проблем и процессов;

  • закономерности и движущие силы исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • основные события всеобщей истории, их последовательность, взаимосвязь, причины, ход и значение важнейших событий всемирной истории, основные факторы, определившие историческое развитие стран Европы и Америки;

  • общие тенденции и принципы социально-экономического и политического развития стран Европы и Америки, их культуры;

  • своеобразие социально-экономического и политического развития, культуры стран Европы и Америки, имена и факты биографии значимых исторических деятелей, научную терминологию и основные понятия политической, экономической, социальной истории и культуры отдельных стран в конкретные исторические периоды.

Уметь:

  • воспринимать информацию, анализировать и обобщать полученные знания;

  • выделять главное в изучаемом материале;

  • логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • работать с информацией, содержащейся в учебной, научной литературе, источниках по истории нового времени;

  • выявлять социально-значимые проблемы и процессы, их причины и социальные корни, применять технологии анализа социально значимых проблем;

  • обнаруживать взаимосвязь исторических событий и устанавливать причинно-следственные отношения между ними;

  • объяснять логику исторического развития отдельных стран и регионов;

  • выявлять и учитывать региональные особенности политической, социально-экономической истории и культуры стран Европы и Америки в новое время;

  • грамотно употреблять научную терминологию и использовать понятийный аппарат политической, экономической и социальной истории и культуры отдельных стран.

Владеть:

  • навыками анализа социально значимых проблем, экономических и политических процессов;

  • навыками обработки неструктурированной и структурированной информации;

  • навыками обобщения полученных знаний, критического осмысления исторических событий;

  • навыками установления причинно-следственных отношений в истории;

  • навыками выявления закономерностей исторического развития.


3. Основные дидактические единицы (разделы):

3 курс

Новая история стран Европы и Америки. Первый период

Раздел 1. «Новое время» в европейской и мировой истории.

Понятие «новая история».

Концепции «новой истории».

Проблема периодизации «новой истории».

Историческое содержание «нового времени».

Раздел 2. Английская революция 1640—1688 гг.

Тема 1. Англия накануне революции.

Особенности экономического развития, социальной структуры и политического развития Англии в начале XVII в.

Пуританизм. Особенности английского абсолютизма.

Политика Якова I и Карла I Стюартов и обострение общественных противоречий к 40-м гг. XVII в.

Тема 2. Развитие Английской революции в 1640—1649 гг.

Мирный этап развития революции.

Первая гражданская война (1642—1646).

Обострение политической ситуации в 1646—1647 гг. Вторая гражданская война 1648 г.

Тема 3. Индепенентская республика и протекторат О. Кромвеля (1649—1658/59 гг.).

Внутренняя и внешняя политика

Индепендентской республики.

Режим протектората и его отмена.

Итоги развития Англии в период Индепендентской республики и протектората. Политические учения.

Тема 3. Решение аграрного вопроса в годы Английской революции XVII в.

Поземельные отношения в Англии накануне революции.

Аграрный вопрос в политике пресвитериан.

Аграрная политика индепендентов.

Отношение к аграрному вопросу левеллеров и диггеров.

Тема 4. Англия в годы Второй республики и Реставрации Стюартов. «Славная революция» 1688 г.

Вторая республика и Реставрация Стюартов. Англия в первые годы Реставрации. Особенности политической борьбы в 70-е — 80-е гг. XVII в. «Славная революция» 1688 г.

Раздел 3. Англия в XVIII в.

Становление английского парламентаризма.

Начало промышленного переворота.

Раздел 4. Итальянские, германские государства и империя австрийских Габсбургов в середине ХVII — конце XVIII вв.

Тема 1. Итальянские государства в середине ХVII — конце XVIII вв.

Географическое положение. Государственная раздробленность. Особенности социально-экономического развития (Север, Центр, Юг). Просвещенный абсолютизм.

Тема 2. Империя австрийских Габсбургов в середине ХVII — конце XVIII вв.

Государство австрийских Габсбургов с 1648 по 1740 г. «Просвещенный абсолютизм» Марии-Терезии и Иосифа II .Венгрия в составе монархии Габсбургов.

Тема 3. Германские государства в середине ХVII — конце XVIII вв.

Международное положение «Германии» после Вестфальского мира 1648 г. Социально-экономическое развитие германских государств. Политическая раздробленность. Немецкое Просвещение.

Тема 4. Пруссия в середине ХVII — конце XVIII вв.

Курфюршество Бранденбург и герцогство Пруссия в 1415—1713 гг. Создание Прусского королевства. Правление Фридриха I и Фридриха-Вильгельма I. «Просвещенный абсолютизм» Фридриха II. Внешняя политика Фридриха II.

Раздел 5. Североамериканские колонии Англии в XVII — 80-е гг. XVIII в. Война за независимость и образование США:

Тема 1. Североамериканские колонии Англии до 1775 г.

Появление первых 13-ти английских колоний в Северной Америке. Система власти и социально-экономическое развитие колоний. Американское Просвещение. Рост противоречий с метрополией в 60-е — 70-е гг. XVIII в.

Тема 2. Война за независимость североамериканских колоний Англии.

Начало войны за независимость. Второй континентальный конгресс. Основные районы и этапы Войны за независимость. Международное положение США.

Тема 3. Конституция США 1787 г.

История создания. Основное содержание (принцип разделения властей). История принятия.

Раздел 6. Франция в середине ХVII — конце XVIII вв.:

Тема 1. «Век Людовика XIV».

Социально-политический кризис во Франции в 1648—1653 гг. Французский абсолютизм при Людовике XIV (институты государственной власти; экономическое развитие). Идейное противоборство в годы правления Людовика XIV. Положение населения Франции в 1643—1715 гг. и наиболее значимые выступления протеста.

Тема 2. Франция в 1715—1789 гг.: кризис социально-экономической и политической системы.

Сельское хозяйство и промышленность. Политический строй. Особенности социальной структуры французского общества. Французское Просвещение. Складывание антиправительственного блока сил. Генеральные штаты, Национальное и Учредительное собрания.

Раздел 7. Международные отношения в 1648—1789 гг.

Европа по условиям Вестфальского и Пиренейского мирных договоров. Борьба Франции за гегемонию в Европе и ее результаты. Перегруппировка сил на международной арене в первой четверти XVIII в. Перегруппировка сил в Европе в середине XVIII в. Колониальные владения Испании, Португалии, Голландии, Франции и Англии в XVII—XVIII вв. Итоги развития международных отношений в 1648—1789 гг.

Раздел 8. Французская революция 1789—1799 гг.:

Первый этап Французской революции XVIII в. Второй этап Французской революции XVIII в. Третий этап Французской революции XVIII в. Четвертый этап Французской революции XVIII в.

Тема 2. Решение аграрного вопроса в годы Французской революции XVIII в.

Французская деревня накануне революции.

Аграрная политика фельянов. Отношение жирондистов к аграрному вопросу. Решение аграрного вопроса якобинцами. Отношение «бешеных» к аграрному вопросу. Итоги решения аграрного вопроса.

Тема 3. Некоторые вопросы историографии Французской революции XVIII в.

Проблема периодизации Великой французской революции в зарубежной и отечественной историографии. Отечественная историография Великой французской революции: этапы, дискуссии, достижения и недочеты. Основные направления зарубежной историографии Французской революции конца XVIII в.

Раздел 9.

Франция в годы Консульства и Первой империи.

Первые преобразования Наполеона Бонапарта. Бонапартизм и его социальная база. Этапы правления: 1799—1805/06 и 1806—1814/15. Закат империи Наполеона.

Раздел 10.

Европа в годы революционных и наполеоновских войн Франции (1789—1815 гг.).

Влияние Великой французской революции на страны Европы в 1789—1792 гг. Революционные и наполеоновские войны Франции. Англия, Австрия, германские и итальянские государства в 1792—1815 гг.

Раздел 11. Венский конгресс. «Священный союз»:

Венский конгресс: причины созыва, этапы работы, основные вопросы, решения. «Священный союз»: создание, конгрессы, причины распада.

Раздел 12.

Европа в 1815—1847 гг.:

Франция в годы Реставрации. Франция в годы Июльской монархии. Германские государства в 1815—1847 гг. Итальянские государства в 1815—1847 гг. Австрийская империя в 1815—1847 гг. Англия в 1815—1850 гг.

Раздел 13. Революции в Европе 1848—1849 гг.

Революция 1848—1849 гг. во Франции. Революция 1848–1849 гг. в Австрийской империи. Революция 1848—1849 гг. в итальянских государствах. Революция 1848—1849 гг. в германских государствах.

Раздел 14.

США в первой половине XIX в.

Территория и население. Особенности экономического развития. Первые американские миллионеры. Проблема рабства. Аболиционистское движение. Борьба демократов и республиканцев. Избрание президентом А. Линкольна.

Раздел 15.

Война за независимость в Латинской Америке и образование независимых государств.

Латинская Америка до начала войны за независимость: территория, население, социально-экономическое развитие, политическое устройство. Освободительная борьба в Латинской Америке в XVI—XVIII вв. Деятельность Ф. Миранды. Идеологические истоки освободительного движения. Восстание на о. Гаити. Первый этап освободительного движения (1810—1816 гг.). Второй этап освободительного движения (1816—1826 гг.). Итоги и значение национально-освободительных революций в Латинской Америке.

Раздел 16.

Идейно-политические течения первой половины XIX в.:

Консерватизм в первой половине XIX в.: идеология и практика. Либерализм в первой половине XIX в.: идеология и практика. Социалистическая мысль первой половины XIX в. Начало деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса.

Раздел 17.

Наука и культура в середине XVII — первой половине XIX в.

Основные направления развития науки и культуры в середине XVII — конце XVIII в. Основные направления развития науки и культуры в первой половине XIX в.

4 курс

Раздел 18.Новая история стран Европы и Америки. Второй период

Тема1.Основные тенденции экономического и политического развития стран Европы и Америки в середине Х1Х – нач. ХХ вв.

Промышленная революция и формирование социально-экономической системы индустриального общества.

Формирование в странах Запада конституционно-парламентской системы, развитие гражданского общества.

Тема2.Германская империя в 60-е гг . Х1Х в. – нач. ХХ в.

Предпосылки объединения Германии.

Династические войны.

Роль Бисмарка в объединении страны.

Конституционное устройство Германии, особенности социально-экономического развития.

Внешняя и колониальная политика Германии.

Борьба за передел мира.

Тема3.Италия в 60-е гг. Х1Х – нач. ХХ вв.

Предпосылки объединения Италии.

План Кавура.

Роль Гарибальди в объединении страны.

Социально-экономическое и политическое развитие Италии после объединения. «Левая» и «правая».

Особенности внешней и колониальной политики Италии.

Тема4.Великобритания в середине Х1Х – начале ХХ вв.

Социально-экономическое развитие Англии, причины замедления темпов экономического роста.

Двухпартийная система Великобритании.

Реформы либералов и консерваторов.

Идеология английского колониализма.

Отказ от политики «блестящей изоляции».

Тема5.Франция в 1860- 1914 гг.

Структурные изменения во французской экономике.

Особенности социальной структуры французского общества.

Конституционно-правовое устройство Третьей республики.

Политические кризисы.

«Левый блок» у власти.

Внешняя и колониальная политика Франции.

Тема6. США в середине Х1Х – начале ХХ вв.

Гражданская война и ее результаты.

Реконструкция Юга.

Причины быстрого социально-экономического развития страны.

Двухпартийная система США.

Политика демократов и республиканцев.

Внешняя и колониальная политика США.

«Дипломатия доллара» и «дипломатия дубинки».

Тема 7.Австро-Венгрия в 1867-1914 гг.

Система дуализма.

Специфика социально-экономического и политического развития Австро-Венгрии.

Национальный вопрос и попытки его решения.

Кризис дуализма на рубеже веков.

Внешняя и колониальная политика Австро-Венгрии.

Тема8. Международные отношения в середине Х1Х – начале ХХ вв.

Нарастание противоречий в отношениях ведущих держав.

Образование военно-политических блоков.

Первые войны за передел мира.

Тема9.Первая мировая война.

Причины, повод, основные цели участников.

Военные кампании 1914, 1915, 1916, 1917-1918 гг.

14 пунктов В. Вильсона.

Итоги первой мировой войны.


4. Виды учебной работы, формы промежуточной аттестации:
виды учебной работы: лекции, семинары.
формы промежуточной аттестации: экзамен в 6,7 семестрах.
5. Дисциплина закреплена за кафедрой гуманитарных наук



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030600 «История» и готовит студента-историка к педагогической,...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030600 «История»...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030600. 62 «История»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 030600 История...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления 030600. 68 «история» подготовки магистра, изучающих...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования 030600 «История»
Председатель Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПрограмма дисциплины «История российской государственности» для направления...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconОсновная образовательная программа Высшего профессионального образования Направления подготовки
Основная образовательная программа высшего профессионального образования ноу мфпу «Синергия»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 030600 История iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск