Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов»





Скачать 111.23 Kb.
НазваниеГеннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов»
Дата публикации04.09.2014
Размер111.23 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Журналистика > Пояснительная записка
Содержание конкурсной работы:

  • Ф.И.О. автора – Геннадьева Марина Витальевна

  • Район – Московский

  • Место работы – МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов»

  • Предмет – русский язык и литература

  • Контактный телефон – 8-906-381-46-91

  • Номинация – «Метапредметный элективный курс как технология формирования креативного мышления учащихся»

  • Аннотация –

Структура элективного курса «Основы журналистики»

  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание изучаемого курса.

  3. Календарно-тематическое планирование.

  4. Перечень контрольных, лабораторных работ, практических и других видов работ.

  5. Список использованных источников

  6. Приложения. Презентация в программе Microsoft Power Point;


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Основы журналистики» рассчитана на учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы, изучающих русский язык на профильном уровне.

Для современного человека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать и оценить эти события и процессы, формировать собственную активную жизненную позицию. Умению компетентно и плодотворно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументированно отстаивать свою точку зрения и грамотно ее высказывать учатся на данном элективном курсе. Актуальность программы заключается в том, что в современном обществе востребованы креативные, активные люди. В наше время очень важно умение преподнести себя. Маркетинг, презентации, деловые переговоры – везде необходимо умение владеть речью, отстаивать свою позицию. Перспективность курса несомненна, потому что данный курс нацелен на формирование ключевых компетенций в коммуникативной, информационной и общественно-политической сферах. Благодатным материалом для выполнения этих задач являются журналистские тексты, современные жанры телевидения и радио.

Концептуальным положением программы «Основы журналистики» является реализация подхода к преподаванию русского языка как живого, развивающегося явления, требующего бережного и внимательного отношения.

Программа не только способствует решению общих задач изучения русского языка, но и формирует навык работы с периодическими изданиями, ориентирует учащихся на выбор профиля обучения, предусматривает знакомство с профессией журналиста. Практика анализа различных жанров радио, телевидения, газет, предложенных в программе, позволяет учащимся ознакомиться с широким спектром жанров журналистики, с их историей и спецификой, понять их природу и назначение. Практика работы с текстами показывает, какие задачи решает каждый из жанров: сообщает ли о новом факте, рассказывает ли об опыте, разъясняет ли теоретическое положение и его практическое значение, повествует ли о человеке и т.д.

В основу создания данной образовательной программы положена работа с текстами публицистического стиля в разных СМИ. Большую часть программного материала составляет работа над языком произведения, составление своих творческих работ, знакомство с современной журналистикой.

Цель: показать разнообразие языка прессы, активизировать языковые и речевые навыки учащихся, подготовить к чтению оригинальных материалов текущей периодики, развивать творческий потенциал учащихся.

Предлагается для изучения живой и разнообразный язык газет и журналов. В программе используются материалы следующих изданий: «Комсомольской правды», «МК в Чебоксарах», «Советской Чувашии», «Аргументов и фактов» и д.р. Такой выбор помогает учащимся расширить кругозор, сформировать активную жизненную позицию.

В процессе изучения программы «Основы журналистики» учащиеся смогут углубить и расширить знания, совершенствовать основные умения и навыки по русскому языку, формировать ключевые компетенции, помогающие реализовать себя во многих сферах жизни.

Курс рассчитан на 34 часа.

Задачи:

  • углубление знаний по стилистике, а также знаний основных публицистических жанров и особенностей текстов публицистического стиля;

  • формирование умения работать с публицистическими текстами, совершенствование навыков анализа публицистических текстов;

  • ознакомление с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля и формирование навыков создания публицистических текстов разных жанров, развитие творческого потенциала учащихся;

  • развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;

  • формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогают в выборе профессии.

Итоговые знания, умения, навыки. Ожидаемые результаты.

В ходе изучения данного курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:

  • определить свои способности и осознать собственные возможности в выборе гуманитарного профиля обучения;

  • повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по русскому языку;

  • понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального;

  • уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать;

  • знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь определять жанр публицистического произведения;

  • уметь анализировать журналистские тексты;

  • характеризовать композицию и сюжет публицистического произведения;

  • уметь анализировать речевые средства, использованные в публицистическом произведении;

  • уметь выполнять разного вида исследовательские работы;

  • уметь выполнять творческие работы разных жанров.

Виды деятельности учащихся.

Этот результат может быть достигнут благодаря использованию различных видов деятельности учащихся: языковой анализ текстов художественно-публицистического стиля, собирание материала и эстетическое оформление презентаций, составление заметок, статей, рецензий, написание рецензий, анализ языка современного СМИ, творческая работа с использованием художественных троп и стилистических фигур, выполнение контрольных и тренировочных заданий, участие в дискуссиях и диспутах, подготовка и проведение репортажей, интервью, проведение заочных экскурсий, пресс-конференций, лабораторные и зачетные работы.

Виды и формы контроля:

  • диктант (объяснительный, предупредительный, графический, с языковым анализом текста)

  • комплексный анализ текста;

  • составление текстов различных жанров;

  • оформление, проведение презентаций;

  • тренировочные, контрольные, зачетные, лабораторные работы;

  • тест;

  • устные высказывания;

  • организация и проведение репортажей, интервью;

  • путевой очерк, проблемный очерк, очерк-портрет,

  • рецензия;

  • эссе;

Содержание курса

Программа элективного курса «Основы журналистики» имеет блочно-модульную структуру. Содержание модулей основано на линейном принципе структурирования.

Основным элементом каждого занятия является работа по обогащению активного словарного запаса учащихся (расширение лексикона, работа по орфоэпии, орфографии, пунктуации).

Блок 1. Профессия-журналист

Введение. Значение журналистики в современной жизни. СМИ - это целый мир. Проблемы современной журналистики. Психология журналистского труда и творчества. Способы познания действительности. Журналист и аудитория. Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее. Интернет.

Блок 2. Жанры телевидения, радио, газет. Жанры журналистики (общая характеристика). Композиция журналистских произведений. Тема, замысел и идея журналистского произведения. Сбор информации. Где? Как? Когда? (получение информации). Стилистические нормы русского языка. Жанры журналистики (углубление знаний). Лабораторная работа «Узнай жанр работы!» Заметка в газету. Статья в газету. Очерк. Путевой очерк. Эссе. Д.С.Лихачев и его публицистика. Рецензия. Корреспонденция. Комментарий. Отчет. «Круглый стол». О русском языке в Государственной Думе РФ. Актуальные проблемы.

Блок 3. Современные художественно-публицистические жанры.

Работа с текстом публицистического стиля. Характеристика публицистического стиля и его особенностей. Лексические особенности публицистического стиля речи. Синтаксические особенности публицистического стиля речи. Синтаксический тренинг (по системе ЕГЭ). Экспрессивные (выразительные) средства языка. Средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи. Экология речи. Речевой этикет. Речь СМИ. Защита проектов. Работа с текстом публицистического стиля. Характеристика публицистического стиля и его особенностей. Лексические особенности публицистического стиля речи. Синтаксические особенности публицистического стиля речи. Синтаксический тренинг (по системе ЕГЭ). Экспрессивные (выразительные) средства языка. Средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи. Экология речи. Речевой этикет. Речь СМИ. Защита проектов.

Блок 4. Язык СМИ.

Язык СМИ. Заголовок в современном газетном и журнальном текстах.

Блок 5. Оттачиваем мастерство (практическая часть).

Практическая часть. Тексты для комплексного анализа текста. Тексты. Темы для рефератов и проектов.

Примерное тематическое планирование

п.п

Тема занятия

Тип урока

ИКТ


1

2

3

4

5-7

8

9,

10

11

12,13

14

15

16,

17

18,19

20

21

22

23,

24

25

26,

27,

28

29-

32


Блок 1.Вводное занятие. Что такое журналистика? Кодекс журналиста.

Значение журналистики в современной жизни

Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее.

СМИ – это целый мир. Телевидение, радио, печатные издания

Видеокомпания ЮТВ г.Чебоксары

Интернет – издания.

Блок 2. Жанры журналистики (общая характеристика). Жанры телевидения, радио, газет. Тема, замысел и идея журналистского произведения

Бло Блок 3. Современные журналистские жанры

Сбор информации. Где? Как? Когда? (получение информации).

Накопление и обработка материала. Работа над композицией и языком.

Реализация в публицистике стилистических норм русского языка

Жанры журналистики (углубление знаний). Лабораторная работа

«Узнай жанр работы!»

Заметка в газету

Статья в газету

Очерк. Путевой очерк. Очерки В. Пескова. Контрольная работа.

Пишем путевой очерк.

Портретный очерк (телеочерк, радиоочерк, очерк в газете)

Корреспонденция

Комментарий

Эссе. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Рецензия. Анализ письменных работ.

Блок 4. Язык СМИ.

Отчет «Круглый стол» о русском языке в Государственной Думе РФ. Актуальные проблемы.

Заголовок в современном газетном и журнальном текстах

Блок 5. Практическая работа. Комплексный анализ журналистского текста.

Защита проектов, портфолио.

2часа – резерв.

ИТОГО: теория-17 часов, практика-16 часов. Всего 34 часа.


Урок-круглый стол

Урок-конференция

Презентация

Заочная экскурсия

(презентация)

Урок-круглый стол

Урок-репортаж

Урок-семинар

Урок-деловая игра

Лабораторная работа

Урок-устный журнал

Урок 1-ой статьи

Урок-зачет

Урок развития речи

Деловая игра

(репортаж, интервью, устный журнал)

Заседание литер. Совета

Урок-семинар

Урок- размышление

Урок-практикум

Урок- исследование

Урок-круглый стол

Урок-размышление

Урок-практикум,

Урок творчества

Презентация


Видеоролик


Перечень контрольных, лабораторных работ, практических и других видов работ:

  • Эссе « Что такое журналистика?», «Современный журналист это...» Сообщения учащихся по темам «Первая печатная газета», «Ведомости», «Эра Гутенберга», «Онлайновая журналистика», «Всемирная паутина».

  • Презентации по теме «СМИ - это целый мир» ( Канал СТС, НТВ, ЮТВ и т.д.)

  • Презентация « Интернет – это...»

  • Практическая работа. «Понятие словесного ряда в «Тамани» М.Ю.Лермонтова»

  • Лабораторная работа «Узнай жанр работы!»

  • Заметка о нашей школьной жизни и не только...

  • Умеем ли мы писать статью. Письменная зачетная работа.

  • Очерк о человеке, которого вы хорошо знаете. Очерк о самом себе в форме дневника, о себе в третьем лице, в сказочной форме и т.д.

  • Чтение, обсуждение книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

  • Эссе о счастье, о предназначении человека и т.д.

  • Рецензия на научно-популярный фильм «Секрет»

  • Семинарское занятие. «Заголовок в современном газетном и журнальном текстах»

  • Отчет «Круглый стол» о русском языке в Государственной Думе РФ.

  • Практическая работа. Комплексный анализ журналистского текста.

  • Защита проектов, портфолио.

Список использованных источников.

1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2002

2.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 1997

3.Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.

4.Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.

5.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.

6.Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации для работников печати. – М., 1984. 7.Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconРабочая программа по курсу обж в моу богородская сош с углубленным...
Моу богородская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconИтоговый отчет инновационной площадки моу сош с углубленным изучением...
Наименование учебного заведения – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением...
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место работы моу «сош №56 с углубленным изучением отдельных предметов» Ленинского р-на г. Саратова
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconДиректора моу «гатчинская сош №9 с углубленным изучением отдельных...
Директора моу «гатчинская сош №9 с углубленным изучением отдельных предметов» по итогам
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconРабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для учащихся...
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconПрограмма составлена для преподавания географии в моу «сош №26 г....
Сыктывкара с углубленным изучением отдельных предметов в 10 классах. Преподавание географии осуществляется на основе переработанной...
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconС углубленным изучением отдельных предметов
Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconС углубленным изучением отдельных предметов
Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconС углубленным изучением отдельных предметов
Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconВ моу «сош №39 с углубленным изучением отдельных предметов города...
В моу «сош №39 с углубленным изучением отдельных предметов города Чебоксары» в 2010-2011 уч г
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconCоставила Огарцева Наталья Владимировна учитель начальных классов...
«Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconРабочая программа мбоу «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным...
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «сош №55 с углубленным изучением отдельных предметов»
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconТема: Двумерные массивы. Цель
Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа №177 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г....
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconКонспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий» 1 фио (полностью)...
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место работы мбоу сош №14 с углубленным изучением отдельных предметов г. Иркутска
Геннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов» iconРадиоактивность
Образовательное учреждение моу «сош №20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск