Требования к знаниям и умениям





НазваниеТребования к знаниям и умениям
страница1/6
Дата публикации20.12.2014
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
  1   2   3   4   5   6

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

    1. Цель и задачи изучения дисциплины

Цель курса – изучение закономерностей развития периодической печати в России (1703-1917 гг.), ее гуманистических и демократических традиций; изучение и осмысление опыта отечественной журналистики (печати, радиовещания, телевидения, информационных агентств, издательской деятельности) с февраля 1917 г. до 90-х гг. XX века; изучение особенностей функционирования российской журналистики в условиях многопартийности и рыночной экономики в период с 1990-х гг. по настоящее время.

Задачи курса:

  • изучение общественно-политической направленности ведущих газет и журналов как выразителей идеологии определенных общественных групп,

  • изучение взаимоотношений изданий, полемики, возникающей по наиболее острым вопросам политической, экономической, культурной и т.д. жизни России в изучаемый период;

  • рассмотрение редакторской, публицистической деятельности редакторов и выдающихся журналистов прошлого; анализ литературно-публицистического мастерства выдающихся русских журналистов,

  • рассмотрение различных типов изданий, выделение типообразующих факторов,

  • изучение правовых условий существования печати,

  • рассмотрение характера взаимоотношений органов печати и аудитории.

  • анализ функционирования средств массовой информации в условиях буржуазно-демократического го­сударства (март-октябрь 1917 г.), в советский период (ноябрь 1917 -начало 1990-х гг.), в постсоветские годы;

  • определение основной проблематики выступлений СМИ в различные периоды; анализ форм массовой работы СМИ; анализ позитивного и негативного опыта советской журналистики;

  • изучение истории журналистики рус­ского зарубежья.

    1. Требования к знаниям и умениям

В результате освоения курса студенты должны:

  • знать основные факты истории отечественной журналистики изучаемого периода: названия изданий, даты, имена издателей и редакторов, имена основных публицистов и т.п.

  • знать историю возникновения, организации и развития конкретных изданий, их роль в идейно-политической и литературной борьбе;

  • уметь определять тип, структуру, направление издания, проблематику публикуемых материалов,

  • уметь находить типообразующие признаки, взаимозависимость между типом издания и тематикой, проблематикой, стилем и т.п. публикуемых в нем материалов,

  • знать публицистические произведения классиков отечественной журналистики, уметь их анализировать,

  • уметь анализировать деятельность редакторов и сотрудников, публицистическое мастерство выдающихся журналистов прошлого;

  • иметь представление о процессе возникновения и развития основных газетно-журнальных жанров;

  • знать юридические и административные условия существования печати, способы распространения периодических изданий, взаимоотношения органов печати и аудитории, знать основные законодательные акты, регулирующие деятельность журналистики в изучаемый период, иметь представление о мерах юридического, административного и экономического воздействия на печать

1.3. Связь курса с другими учебными дисциплинами

Курс является частью фундаментального гуманитарного образования, теоретической и исторической подготовки журналистов.

1.4. Методика преподавания курса

Основное внимание в процессе изучения курса уделяется анализу общественно-политического направления изданий как выразителей идеологии определенных общественных групп. Рассматриваются взаимоотношения изданий, полемика, возникающая по наиболее острым вопросам политической, экономической, культурной и т.д. жизни России в изучаемый период.

В курсе прослеживается история возникновения, организации и развития конкретных изданий, их роль в идейно-политической и литературной борьбе. Анализируется деятельность редакторов и сотрудников, публицистическое мастерство выдающихся журналистов прошлого, рассматривается процесс возникновения и развития основных газетно-журнальных жанров, что способствует развитию самосознания и мышления студентов, повышению профессиональной подготовки будущих журналистов.

Особое внимание уделяется изучению юридических и административных условий существования печати, способам распространения периодических изданий, взаимоотношению печати и аудитории.

В процессе изучения курса студентам необходимо ознакомиться с первоисточниками: со статьями и другими публикациями ведущих публицистов изучаемого периода, правовыми документами (цензурными уставами, законами и т.д.), просмотреть комплекты указанных в списке изданий, уметь определять тип издания, знать структуру, отделы, круг сотрудников и авторов, характер публикуемых материалов.

Основные темы курса: «Основные периоды развития отечественной журналистики», «Журналистика XVIII века», «Журналистика первого десятилетия XIX века и эпохи Отечественной войны 1812 г.», «Журналистская деятельность декабристов», «Журналистика 1820-1830-х гг..», «Журналистика 1840-х гг.», «Журналистика в период «мрачного семилетия» (1848-1855)», «Журналистская деятельность А.И.Герцена и Н.П.Огарева», «Журналистика в период «великих реформ» (вторая половина 1850 – начало 1860-х гг.)», «Демократические издания второй половины 1860 – 1880-х гг.», «Либеральные издания второй половины XIX – начала XX века», «Журналистика конца XIX – начала XX века. Газеты. Еженедельники как тип издания».

во второй половине XIX века», «Правовое положение печати во второй половине XIX – начале XX века», «Журнал Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», «Публицистика М.Е.Салтыкова-Щедрина», «Журнал Г.Е.Благосветлова «Дело», «Нелегальная революционная журналистика 1870-х гг.», «Журнал «Вестник Европы», «Журнал «Русская мысль», «Публицистика Н.В.Шелгунова», «Журнал «Русское богатство», «Публицистика В.Г.Короленко», Газеты 1870-1900-х гг. («Русские ведомости», «Русское слово», «Московские ведомости», «Новое время», газеты-листки, газеты-копейки и др.)», «Журналистская деятельность В.М.Дорошевича», «Журналистская деятельность В.А.Гиляровского», «Эволюция «толстого» журнала на рубеже веков», «Еженедельники как тип издания», «Партийная пресса начала XX в.», «Журналистика России в условиях буржуазно-демократического государства (февраль-октябрь 1917 г.)», «Журналистика первого советского десятилетия (1917-1927)», «Журналистика конца 1920-1930-х гг.», «Журналистика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», «Средства массовой информации послевоенного периода (1946-1956 гг.)», «Средства массовой информации второй половины 1950-х – начала 1980-х гг.», «Средства массовой информации второй половины 1980-х – начала 1990-х гг.», Журналистика Российской Федерации (начало 1990-х -2000-е гг.).

Изучение учебной дисциплины осуществляется в форме лекций, семинарских и практических занятий. Задача лекционных занятий – изложение теоретического материала в рамках ниже указанной программы. Задача семинарских и практических занятий – закрепление полученных теоретических знаний.

Активность на семинарских и практических занятиях имеет приоритетное значение перед посещением лекций. Дискуссии на семинарах по заранее объявленным темам проходят в свободной форме и имеют целью выявление знания, понимания проблемы и способности критической оценки различных подходов к анализу средств массовой информации и методов их изучения.

Во время самостоятельной работы по усвоению курса студенты готовят эссе, рефераты, рецензии, публикации в газетах и журналах. Результаты самостоятельной работы оформляются в специальные папки и принимаются во внимание при выставлении оценок по результатам изучения курса.

1.5. Формы контроля и итоговая оценка

Формы текущего и промежуточного контроля: написание эссе и рефератов, выступление на круглых столах; участие в работе на семинарах.

Дисциплина оценивается в ходе экзамена в первом и во втором семестрах.

Результирующая оценка слагается из следующих составляющих:

  • активное участие в семинарских и практических занятиях;

  • посещение лекций;

  • написание письменных работ по заданной теме (эссе, рефераты, рецензии, публикации в газетах и журналах);

  • ответ во время зачета (зачет принимается в форме собеседования, обязателен дополнительный вопрос по каждой пропущенной или плохо отработанной на семинаре/практическом занятии теме).


Учебная программа подготовлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601.65 «Журналистика».

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Наименование тем, их содержание, объем в часах






п/п

Наименование тем, разделов

Общая трудоемкость (часов)

Ауд.

занятия

(часов)

Лек-

ции

Практич.

(семинар.)

занятия

1 СЕМЕСТР

1

Тема 1. Журналистика XVIII века

6

4

2

2

Тема 2. Журналистика первого десятилетия XIX века и отечественной войны 1812 г.


2

1

1

3

Тема 3. Журналистская деятельность декабристов


2

1

1

4

Тема 4. Журналистика 1820-1830-х гг.


6

4

2

5

Тема 5. Журналистика 1840-х гг. Журналистика в период «мрачного семилетия» (1848-1855 гг.)


6

4

2

6

Тема 6. Журналистская деятельность А.И.Герцена и Н.П.Огарева


6

4

2

7

Тема 7. Журналистика в эпоху «великих реформ» (вторая пол. 1850- начало 1860-х гг.)


12

8

4

8

Тема 8. Демократические издания второй половины 1860-1880-х гг. Нелегальная революционная журналистика 1870-х гг.

6

4

2

9

Тема 9. Либеральные журналы второй половины XIX века - начала XX века

5

4

1




Итого в семестре

51

34

17

2 СЕМЕСТР

10

Тема 10. Журналистика конца XIX – начала XX вв. Газеты. Распространение еженедельников

16

12

4

11

Тема 11. Журналистика России в условиях буржуазно - демократического государства (февраль-октябрь 1917 г.)

4

3

1

12

Тема 12. Журналистика первого советского десятилетия (1917 – 1927 гг.)

4

3

1

13

Тема 13. Журналистика конца 1920 - 1930-х гг.

4

2

2

14

Тема 14. Журналистика в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)

4

2

2

15

Тема 15. Средства массовой информации послевоенного периода (1946 - 1956гг.)

2

2

1

16

Тема 16. Средства массовой информации второй половины 1950-х-начала 80-х гг.

4

2

1

17

Тема 17. Средства массовой информации второй половины 1980-х - начала 90-х гг.

4

2

2

18

Тема 18. Журналистика Российской Федерации (начало 1990-х -2000-е гг.)

3

2

1




Итого в семестре

45

30

15




ИТОГО

96

64

32
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Требования к знаниям и умениям iconА. А. Недоступ «20» июня 2011 г
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре
Требования к знаниям и умениям iconРабочая программа дисциплины «Физическая культура»
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре
Требования к знаниям и умениям iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре
Требования к знаниям и умениям iconРабочие программы по биологии класс 7
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе...
Требования к знаниям и умениям iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ю. В. Лебедева и В. В. Агеносова. Поэтому основному разделу предшествуют «Обязательный минимум содержания основного общего образования...
Требования к знаниям и умениям iconФилософия
Философские требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на базе основных образовательных программ среднего...
Требования к знаниям и умениям iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
Бухгалтерский учет и налогообложение операций с ценными бумагами
Требования к знаниям и умениям iconРабочая программа Учебная
Цели, задачи дисциплины и требования к знаниям, представлениям, умениям и навыкам студента отвечают характеристике профессиональной...
Требования к знаниям и умениям iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д. Э. Розенталя «Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы». Поэтому основному разделу предшествуют «Обязательный...
Требования к знаниям и умениям iconМетодические указания по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения специальности
Требования к знаниям и умениям студентов при сдаче экзамена (зачета) по учебной дисциплине
Требования к знаниям и умениям iconТребования к знаниям и умениям
Изучение основных профессионально-этических принципов и норм, существующих в зарубежной и отечественной журналистике. Получение представлений...
Требования к знаниям и умениям iconАннотация к программе подготовки специалистов среднего звена по специальности...
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Требования к знаниям и умениям iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Требования к знаниям и умениям iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры
Требования к знаниям и умениям iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис – XXI век»
Требования к знаниям и умениям iconРабочая программа клинической ординатуры по общей клинической практике...
Требования к знаниям и умениям врача-ординатора в области терапии, и определяет содержание учебных занятий и отчетности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск