Скачать 261.64 Kb.
|
На правах рукописи НЕСЫН Евгений Николаевич ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.А.ГИЛЯРОВСКОГО-РЕПОРТЕРА Специальность 10.01.10 – Журналистика АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Ростов-на-Дону – 2011 Работа выполнена на кафедре истории журналистики ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Станько Александр Иванович Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Акопов Александр Иванович кандидат филологических наук Алексеев Константин Александрович Ведущая организация: Ставропольский государственный университет Защита состоится « » __________2011 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.09 по филологическим наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, факультет филологии и журналистики ЮФУ, ауд. 22. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан « »_______________ 2011 г. Ученый секретарь диссертационного совета Самигулина Ф.Г. Актуальность исследования. В современных средствах массовой информации репортаж занимает лидирующие позиции. Невозможно представить выпуск новостей на радио или телевидении без репортажа; нет такой газеты, которая бы игнорировала этот жанр. Роль репортажа в средствах массовой информации резко возрастает в пору чрезвычайных происшествий, когда реципиент ждет подробностей незамедлительно, и каждое средство массовой информации в таких случаях стремится опередить конкурентов в оперативности освещения экстремального события. В средствах массовой информации последних лет сообщения о чрезвычайных происшествиях вышли на первый план, и значительное место в них стали занимать сцены насилия и жестокости, издевательств над людьми, описания увечий, следов побоев, ранений. В Законе РФ «О средствах массовой информации» признается недопустимым неоправданно подробный и шокирующий показ такого рода сцен; подобные рекомендации содержатся в «Кодексе профессиональной этики российского журналиста», «Международной декларации принципов поведения журналистов». Однако, несмотря на действие официальных документов, телевидение и пресса нередко сосредотачивают внимание читателей, слушателей и зрителей на натуралистических подробностях стихийных бедствий, катастроф и террористических актов. В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение исторического опыта отечественной журналистики в освещении сенсационных фактов, анализ творческой деятельности выдающихся репортеров. Среди признанных мастеров жанра репортажа одно из первых мест по праву принадлежит Владимиру Алексеевичу Гиляровскому, которого еще при жизни называли «королем репортеров». Оперативный репортаж о сенсационном факте стал визитной карточкой Гиляровского и принес ему известность в России и за ее пределами. Степень научной разработанности проблемы: В советский период репортерское искусство Гиляровского не привлекало значительного внимания исследователей. Одна из причин заключалась в том, что в отечественной историко-журналистской науке преобладал интерес к революционно-демократической прессе, в которой Гиляровский не принимал участия. Объективную оценку состоянию научной разработанности творческой деятельности Гиляровского дал Б.И. Есин: «К сожалению, обстоятельная научная биография журналиста еще не написана, его творчество не становилось предметом серьезного изучения. Нет удовлетворительной летописи жизни и деятельности Гиляровского» (1985). Значительным препятствием для исследования творчества Гиляровского-репортера является труднодоступность источников. Как справедливо замечает Б.И. Есин, «до сих пор огромный пласт газетного творчества журналиста, большое число его репортажей остаются недоступными исследователю, ибо многие из них печатались анонимно». К этому следует добавить, что богатейший архив Гиляровского с рукописями материалов погиб во время пожара на его даче. Исследователи творческой деятельности В.А. Гиляровского сосредотачивали внимание на биографических подробностях незаурядной личности, его литературных трудах, исторических разысканиях. Таковы монографии В.В. Гуры «Жизнь и книги дяди Гиляя» (1959), Н.И. Морозова «Сорок лет с Гиляровским» (1963), В.М. Лобанова «Столешники дяди Гиляя» (1972), Е.Г. Киселевой «Рассказы о дяде Гиляе» (1983) и др. В «Библиографическом указателе диссертаций по журналистике 1990-2008» Л.Г. Фещенко (2010) значится единственная диссертация Л.Н. Павловой на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Жанровое своеобразие очерков В.А. Гиляровского» (2002). Как и в ранее названных работах, в ней исследуется литературное творчество писателя. Наибольший интерес в связи с поставленной проблемой представляет исследование Б.И. Есина «Репортажи В.А. Гиляровского» (1985). Автор предпринял, по собственному признанию, попытку «создать документированный обзор-очерк его журналистской деятельности в московских газетах» и особое внимание уделил репортажам. Ценность работы Б.И. Есина заключается не только в характеристике творческого участия журналиста в «Московском листке», «Русских ведомостях» и «Русском слове», но и в публикации текстов 24 репортажей, взятых непосредственно из газет. Творческая деятельность Гиляровского-репортера и непосредственно с ней связанная работа в созданном им рекламном агентстве, спортивном журнале, а также его автобиографическая проза, раскрывающая лабораторию этой деятельности, заслуживают специального рассмотрения. Объектом диссертационного исследования является репортерская, редакторская и рекламная деятельность Гиляровского конца XIX – начала XX веков, ставшая заметным явлением в истории отечественной журналистики, и его автобиографическая проза, в которой раскрываются авторские замыслы и возможности их осуществления в контексте времени. Предметом исследования стали тематика, проблематика, стиль репортажей Гиляровского, специфика их связей с редакторской, рекламной, историко-мемуарной деятельностью автора. Цель исследования – комплексное и системное изучение многогранной деятельности Гиляровского-репортера, выявление традиций и новаторства его творчества, обоснование значительного вклада в историю отечественных средств массовой информации. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проследить тенденции развития жанра репортажа в отечественной журналистике и его современные историко-теоретические концепции, выявить роль Гиляровского в становлении репортажа; 2. Дать периодизацию творческой деятельности Гиляровского в прессе XIX – XX веков, обосновать причины выбора журналистом конкретных изданий для работы; 3. Исследовать тематику и проблематику газетных публикаций Гиляровского, их жанрово-стилистические особенности; 4. Охарактеризовать процесс становления мастерства Гиляровского, динамику его подходов к отбору фактов и методов их освещения в прессе; 5. Выявить место и роль сенсации в репортажах Гиляровского, показать трансформацию взглядов журналиста на способы её подачи в печати; 6. Обосновать причины обращения Гиляровского к автобиографической прозе, которая раскрывает творческую лабораторию журналиста;
Методологической основой диссертационного исследования стали труды известных историков и теоретиков отечественной журналистики Б.И. Есина, Л.П. Громовой, Г.В. Жиркова, М.М. Ковалевой, Е.П. Прохорова, работы исследователей типологии журналистики, жанров публицистики А.И. Акопова, Е.В. Ахмадулина, Е.А. Корнилова, А.И. Станько и др. В диссертационной работе определяющим стал принцип историзма, позволяющий проследить процесс формирования мастерства Гиляровского-репортера в широком контексте исторической эпохи. Используются следующие методы исследования проблемы: конкретно-исторический, текстологический, биографический, комплексный и системный анализ творческой деятельности Гиляровского. Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые комплексно и системно изучается репортерская, редакторская и мемуарная деятельность Гиляровского, в научный оборот вводится значительное количество репортажей автора (150 наименований), не вошедших в четырехтомное собрание его сочинений (М., 1999), исследуется его творчество в газете «Голос Москвы», «Журнале спорта», рекламном агентстве, ранее специально не изучавшееся. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение при создании обобщающих трудов по истории отечественной журналистики, а разработанная автором методика изучения творческой деятельности репортера может быть использована в аналогичных исследованиях, посвященных публицистическому мастерству. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных выводов в лекционных курсах по истории отечественной журналистики и в профессиональной деятельности работников средств массовой информации. Апробация диссертации. Результаты работы над диссертацией обсуждались на кафедре истории журналистики Южного федерального университета. Основные положения и выводы изложены в 7 публикациях автора, в том числе двух статьях в журналах, включенных в утвержденный ВАК Министерства образования и науки РФ перечень ведущих научных изданий (первые две публикации в прилагаемом списке), а также в тезисах докладов на международных и региональных научных конференциях в ЮФУ (2008,2009), ВГУ (2008), МГУ (2009,2010). Положения, выносимые на защиту: 1. Репортаж, формировавшийся в отечественной прессе как информационный жанр, приобрел в последней четверти XIX века аналитический характер, чему в немалой степени способствовала репортерская деятельность В.А. Гиляровского, его позиция журналиста-расследователя. 2. Характер освещения Гиляровским экстремальных событий зависел от требований редакций и от профессионального мастерства автора. Показ натуралистических подробностей, приемлемый для бульварной газеты первых лет творческой деятельности Гиляровского («Московский листок»), постепенно уступает место изучению причинно-следственных связей и судеб пострадавших от чрезвычайных происшествий простых людей, которые стали героями репортажей Гиляровского на страницах либеральных газет («Русские ведомости», «Русское слово»). 3. Сравнительный анализ газетных публикаций Гиляровского и его автобиографической прозы позволяет раскрыть творческую лабораторию журналиста, историю создания и действенность его репортажей, реакцию читателей на них. 4. Отличительной чертой репортажей Гиляровского является контаминация жанра, его соединение с другими информационными и аналитическими жанрами, в результате чего появляются репортаж-отчет, репортаж-статья, репортаж-рецензия и др. 5. В процессе творческой деятельности Гиляровского-репортера выкристаллизовываются специфические черты его идиостиля: антропоцентризм, единство эмоционального и логического компонентов в структуре текста, создание с помощью диалога с очевидцами события реальной картины происшествия, метод включенного наблюдения и др. Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, в котором обосновываются актуальность темы, выбор объекта и предмета исследования, раскрывается его научная новизна, приводятся положения, выносимые на защиту; четырех глав, разделенных на параграфы, в которых разрабатывается концепция исследования и обосновывается истинность ее решения; заключения, в котором подводятся итоги проделанной работы; списка использованной литературы, включающего 127 наименований; указателя источников, состоящего из 150 названий публикаций Гиляровского, обнаруженных диссертантом в прессе XIX – XX веков. В первой главе «Историко-теоретические основы развития и изучения жанра репортажа» выявляется специфика жанра репортажа, условия его возникновения и развития в отечественной прессе. Исследуются взгляды ученых на существенные признаки жанра. Определяются условия, в которых реализовал свой теоретический потенциал Гиляровский-репортер, характеризуется методологическая база для его изучения. В параграфе 1.1. «Генезис жанра репортажа в контексте философской теории отражения» обосновывается тезис о том, что философская теория отражения является основой для понимания природы жанра репортажа. В философской теории отражения исходным пунктом является диалектико-материалистический принцип, согласно которому результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику, то есть оригиналу. Прежде, чем приступить к написанию репортажа, журналист должен найти в окружающем мире значимый и социально важный факт. В качестве объекта журналистского отражения может быть реальная действительность, происходящие в ней социальные явления и непосредственно сам человек. Говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, ученые приходят к выводу, что «содержание факта есть отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна» (В.М. Горохов, 1975). По нашему мнению, описание факта нельзя полностью отождествлять с его реальным существованием в действительности, хотя бы в силу психо-физиологических особенностей восприятия его журналистом. Такой специфический для жанра репортажа момент, как «эффект присутствия», складывается из двух составляющих: присутствия автора на месте события и достигнутого изложением материала ощущения присутствия читателя в описываемой ситуации. Эффект присутствия автора в репортаже – одно из действенных средств приближения события к читателю, приобщения аудитории к сути сообщения. При этом эффект присутствия и автора, и читателя обеспечивается наглядностью изображения, последовательностью передачи эпизодов события. Тем самым достигается цель репортажа — привлечь внимание реципиента, заинтересовать его. Среди различных видов внимания – непроизвольного, произвольного и послепроизвольного – важным для жанра репортажа является непроизвольное внимание, когда «человек просто не может не замечать некоторые события в своем окружении, поскольку они обладают рядом свойств и выступают в роли раздражителей его психики» (Ю.А. Шерковин, 1973). Такими факторами привлечения непроизвольного внимания являются контрастность, повторяемость, влияние прежнего опыта людей. Однако непроизвольное внимание может исчезнуть, если не закрепить его произвольным и послепроизвольным. Если непроизвольное внимание реципиента достигается занимательностью формы подачи материала, то произвольное — значительностью содержания, авторским отношением к событию. Информационное воздействие должно быть рассчитано на то, чтобы изложение событий и авторская их оценка понимались реципиентом как непрерывная логическая цепь понятий, суждений и умозаключений. Названные категории определяют сущность жанра репортажа, его функционирование и воздействие на аудиторию. В параграфе 1.2. «Концепции репортажа как жанра публицистики» анализируются различные определения жанра репортажа современными исследователями. Признавая общепринятое определение: «репортаж – это информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор» (БСЭ, 1978), диссертант считает, что оно не отражает всех граней и тонкостей данного жанра журналистики. Подтверждением этому служит анализ высказываний теоретиков печати. Так, М.Н. Ким считает, что предметом отображения в репортаже является не событие, а непосредственно сам процесс, действие, и «основная задача журналиста – создание целостного впечатления об эпизоде жизни» (М.Н. Ким, 2001). По мнению Л.Е. Кройчика, «репортаж – один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом» (Л.Е. Кройчик, 2000). Синтетическую природу жанра репортажа признают Г.Я. Солганик, Е.В. Рябчиков, Н.А. Педашенко, С.М. Гуревич, В.В. Ученова. С.М. Гуревич выделяет особо репортаж-«раздумье», имеющий в своем составе авторские отступления и, как следствие, склонность к аналитичности (С.М. Гуревич, 1963). А.А. Тертычный отмечает два способа, благодаря которым репортер может вызвать сопереживание реципиента. Первый – изложить динамику события, его последовательное развитие. Второй – изложить динамику непосредственно авторских переживаний, которые возникли в связи с данным событием (А.А. Тертычный, 2003). Принимая во внимание существующие мнения ученых о жанре репортажа, автор диссертации руководствуется следующими историко-теоретическими положениями. Во-первых, репортаж как жанр журналистики представляет собой историческое явление, которое имеет причины возникновения, определенные этапы своего развития. Во-вторых, не существует китайской стены между жанрами журналистики, и репортаж испытывал и испытывает в процессе становления влияние других жанров, а также сам воздействует на них. В параграфе 1.3. «Закономерности формирования репортажа в отечественной журналистике и новаторская деятельность Гиляровского-репортера» определяются основные этапы становления жанра репортажа в прессе и роль Гиляровского в этом процессе. Для того, чтобы такой оперативный жанр появился на страницах газеты, должны были возникнуть соответствующие условия и прежде всего потребность общества в оперативном получении достоверной и нужной информации. Первая печатная газета петровские «Ведомости» информировала читателей о ходе Северной войны и стремилась оперативно известить население о победах россиян. Составленное Петром I описание полтавского боя, опубликованное в №11 «Ведомостей» за 1709 год, можно считать прообразом жанра репортажа. В нем наглядно, достоверно и оперативно Петр I информировал читателей о событии, в котором сам принимал участие. К предвестникам репортажей можно условно отнести военные реляции в «Ведомостях», а также описания торжеств и гуляний, составленные Яковом Синявичем, которого историки назвали «первым русским репортером» (А.П. Мальшинский, 1886). Поскольку в отечественной периодике XVIII – середины XIX веков доминировали журналы, жанр репортажа, более свойственный газетной прессе, появлялся изредка. Определенный сдвиг в плане информационного насыщения газет и журналов произошел после реформ 1860-х годов. С отменой предварительной цензуры информационное наполнение русских изданий стало намного богаче. Свою позитивную роль в развитии жанра репортажа сыграли информационные агентства 1870 – 1880-х годов, поставлявшие оперативную информацию для прессы. Один из ведущих репортеров того времени В.А. Гиляровский определил лицо отечественной репортерской школы. Обладая богатым жизненным опытом, он смог обучиться всем навыкам репортерства, за короткое время стать лучшим в своем деле. Работая оперативно и без ошибок, Гиляровский сообщал немало сенсаций в газетах «Московский листок», «Русские ведомости», «Россия», «Русское слово», «Голос Москвы». Наряду с эмоциональной передачей деталей событий, в репортажах Гиляровского отчетливо проявилась тенденция к показу человеческих судеб, размышлений по поводу жизненных неустройств. Анализу нововведений Гиляровского-репортера посвящены следующие главы диссертации. Представленный в параграфе обзор развития репортажа свидетельствует о влиянии политических условий на тематику и проблематику жанра, претерпевшего трансформацию от информативности к публицистичности содержания. Традиции объективного показа человеческих судеб и характеров в обыденной жизни и в экстремальных ситуациях, заключенные в репортажах Гиляровского, определили тенденции становления жанра в средствах массовой информации. Во второй главе «Становление репортерского мастерства Гиляровского в газетах конца XIX века» анализируется идейно-содержательная специфика репортажей Гиляровского, изучается творческая лаборатория журналиста, сопоставляются тексты репортажей с описанием тех же событий в автобиографической прозе. В параграфе 2.1. «Дебют в «Московском листке» (1881-1882)» исследуется начало профессиональной деятельности Гиляровского-репортера в бульварной газете «Московский листок» Н.И. Пастухова, где он приобрел навыки оперативного и объективного освещения, главным образом, сенсационных фактов, что соответствовало требованиям издания. Первые опыты работы Гиляровского в газете рассматриваются на фоне выступлений в жанре репортажа его предшественников и современников: Ю.О. Шрейера, А.В. Каировой, Н.Н. Животова и др., изучается процесс становления творческой индивидуальности будущего «короля репортеров». Первым громким успехом для Гиляровского в данном издании стал его репортаж о пожаре на фабрике Морозова в Орехово-Зуево, который власти пытались замолчать. Сопоставление репортажа с описанием этого события в автобиографической прозе Гиляровского позволяет выявить методику работы репортера. Прибыв на место пожара, Гиляровский влился в среду простых рабочих и добыл сведения, которые не были никому известны. Не присутствуя при пожаре, он воспроизвел детали события, которые смог выяснить во время бесед со свидетелями. Таким образом, проявилась специфическая особенность его репортерской деятельности, которая стала определяющей в дальнейшей работе – реконструкция события с помощью диалога. Серия репортажей Гиляровского о Кукуевской железнодорожной катастрофе свидетельствует о тенденции развития жанра его выступлений от информационности к публицистичности. Она проявляется в расследовательском характере репортажей, стремлении автора выявить причины катастрофы и виновных в ней. Приводя диалог двух рабочих, которые кладут на новой насыпи старые трубы, уцелевшие после катастрофы, Гиляровский называет не только причины, но и возможность нового несчастья. В репортаже присутствует важный аспект – нравственный: Гиляровский возмущен тем, что на месте катастрофы устраиваются массовые гуляния. В 1883 году Гиляровский перестал сотрудничать в газете «Московский листок». Причиной, как свидетельствуют воспоминания репортера, послужили разногласия с редактором, который посчитал предложенные Гиляровским материалы о жизни фабричных рабочих неприемлемыми для издания. Можно предположить, что истинная причина ухода коренилась в том, что репортера перестал устраивать сам тип бульварной газеты. В параграфе 2.2. «Корреспондент газет «Русские ведомости» (1883–1899) и «Россия» (1899–1901)» анализируются новые аспекты творческой деятельности Гиляровского. Став корреспондентом либеральных газет «Русские ведомости» и «Россия», Гиляровский значительно расширил тематику своих репортажей, придал им социальную направленность. Быт обитателей трущоб стал объектом его внимания в репортажах и литературном творчестве, и такой синтез журналистской и писательской деятельности положительно сказался на росте его репортерского мастерства. Участвовавшие в «Русских ведомостях» писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский поддержали литературные начинания Гиляровского, положительно оценили его произведения, в том числе очерк «Обреченные», посвященный тяжелой жизни рабочих белильного завода. Некоторые репортажи Гиляровского своими художественно-публицистическими особенностями приближались к очерковому жанру. Такие репортажи-очерки, как «В туннеле артезианского колодца», «Человек и собака», напечатанные в газете «Русские ведомости», вошли в его книгу «Трущобные люди». Проведенный в параграфе сравнительный анализ репортажей Гиляровского о сенсационном судебном процессе над владельцем Скопинского банка Рыковым с отчетами на эту тему «Московского листка», свидетельствует о том, что корреспондент «Русских ведомостей» порвал с традициями бульварной газеты. Гиляровский сосредотачивает внимание читателя на преступных и безнравственных действиях банковских воротил, оставивших без средств к существованию малоимущих людей. Вершиной творчества Гиляровского в «Русских ведомостях» стал его репортаж о трагедии на Ходынском поле во время коронации Николая II. На основании анализа автобиографической прозы, текста репортажа «Катастрофа на Ходынском поле» и других публикаций Гиляровского об этом событии автор диссертации раскрывает творческую лабораторию журналиста, начиная с подготовительной работы (изучение им местности до торжеств), описания трагических событий (хронометраж трагедии) и заканчивая финалом празднеств после трагедии («Праздник над трупами начался!»). Приняв в 1899 году приглашение А. Амфитеатрова освещать жизнь Москвы на страницах газеты «Россия», Гиляровский опубликовал в канун столетия со дня рождения А.С.Пушкина репортаж-интервью о встрече с В.А. Нащокиной – современницей великого поэта; репортаж-очерк «Железная горячка», в художественно-документальной форме повествующий о бесконтрольной эксплуатации природных недр страны. Репортажи Гиляровского в газете «Россия» о политической ситуации в Сербии во время деспотического правления короля Милана явились примером эффективности и действенности печатного слова, получили международное признание и способствовали изгнанию из страны короля-деспота. Деятельность Гиляровского в газете прекратилась в связи с запрещением издания. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возрастно-нормативная модель: 5-11классы учебно-образовательная деятельность (лекция, библиотечный урок; исследовательская деятельность,... | Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | ||
«Имя прилагательное» Пм. 01. Художественно-творческая деятельность по созданию рекламной продукции | Классный час в 11 классе «Профессиональное самоопределение» Пм. 01. Художественно-творческая деятельность по созданию рекламной продукции | ||
Решение кафедры Творческая предметно – преобразующая деятельность и известные объекты конструирования в исторической практике народов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пм. 01. Художественно-творческая деятельность по созданию рекламной продукции | ||
Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на... Пм. 01. Художественно-творческая деятельность по созданию рекламной продукции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творческая деятельность учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения и во внеурочное время | ||
Татьяна Анатольевна Кондрякова В нашем понимании проект это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям,... | Научно-исследовательская, творческая и учебно-методическая деятельность Пцк и преподавательского состава. Методическая работа в училище осуществляется под контролем администрации и методиста | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Летописец истории и мужества». (Жизнь и творческая деятельность башкирского поэта и писателя Ахияра Хакима) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закреплять у детей полученные знания посредством интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественно... | ||
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» В век информационных технологий учебник становится не только носителем новой информации, а, прежде всего средством, организующим... | Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» Художественно-творческая деятельность таких ансамблей ориентирована не столько на концертно-сценическую интерпретацию фольклора,... | ||
Методическая разработка «Развитие творческих способностей на начальном... Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и приемы: «мозговой штурм», работа в парах, группах, индивидуальная работа, творческая деятельность, равноправное партнерское... |