Скачать 424.4 Kb.
|
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ХМАО - Югры для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Серия конспектов уроков по русскому языку в 9 классе. Тема: «Имя прилагательное». Составила: учитель русского языка Н.Н. Пермякова.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Цель: Формирование знаний о согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже; формирование орфографических навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных. Задачи:- Выявить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить орфографические навыки написания окончаний прилагательных. -Коррекция и развитие устной и письменной речи через работу по составлению предложений с именами прилагательными. -Воспитание активной познавательной деятельности на основе организации видов и способов работы на уроке. Оборудование: опорные схемы, таблицы; памятки падежных окончаний прилагательных, предметные картинки, памятки по работе над ошибками и видами орфограмм, мулине для плетения, карточки для интеллектуальной разминки. Ход урока I. Организационный момент. «Я желаю вам доброго утра». \Первую фразу говорит учитель, далее несколько или все ученики говорят пожелания классу или друг другу.\ Учитель: Как вы думаете, для чего мы желали друг другу чего-либо хорошего? Д. Создавали хорошее настроение. II. Упражнения для развития мелкой мускулатуры рук. Учитель говорит детям о полезности этих занятий и далее ребята выполняют упражнения с нитками: кто быстрее заплетёт косичку. III. Работа над ошибками с последующим отчётом 2-3 учеников. \На столах у учащихся есть памятки для работы над ошибками и видами орфограмм.\. Учитель: Для чего желательна работа над ошибками? Д. Чтобы в дальнейшем в этом слове не допускать ошибок. IV. Интеллектуальная разминка. Учитель:. Проверим, готовы ли мы к активной работе? ЗАДАНИЕ: Исключите лишнее слово. \Запись на индивидуальных карточках.\
ПРОВЕРКА: по цепочке прочитать слова, которые оказались лишними. \Розовый, шёлковый, молодой, тонкий, морозный.\ V. Актуализация опорных знаний. 1. Словарная работа. ЗАДАНИЕ: Вставить нужную непроверяемую безударную гласную. \Один у доски, остальные ученики работают в тетради .\ Ав.ационное, авт.ритетное, агр.ссивный, в.нтиляционный, , еж.месячная, инфекц.онное, бл.годарная. Учитель: Почему важно ежедневно повторять словарные слова? Д. Чтобы запомнить правописание Учитель: Оцените словарную работу на полях. 2. Беседа. Учитель: Какой частью речи являются записанные слова? Д. Именем прилагательным. Учитель: Что вы знаете об имени прилагательном? Д. Обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? Зависит от прилагательного. Изменяется по числам и падежам, в ед.ч. изменяется по родам. 3. Тема урока. Целеполагание. У. Как вы думаете, для чего существует имя прилагательное? Д. Чтобы сделать речь более яркой и выразительной. 4.Цель: Учиться определять прилагательные в тексте, выделять окончания. 5.Устная работа. а). Двое учеников читают наизусть. Ученик 1. -Очень занимательное Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадёт оно. Ну, представьте-ка себе это! Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Ученик 2. Не скажем мы «прекрасное», Не скажем «безобразное», Н скажем маме «милая» Красивая», «любимая». Отцу и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные прилагательные. Чтобы всё отличным стало, Разных признаков немало. Будем все их замечать И к месту в речи их вставлять. У. Так для чего же в нашей речи используется имя прилагательное? Д. Для того, чтобы называть признаки предметов, описывать предметы, делать нашу речь более полной и выразительной. 6.Физминутка: Садится тот, кто подберёт прилагательное к имени существительному. Повидло по вкусу \сладкое Земляника по цвету \алая Тюль по длине \короткий Ворона по окраске \серая Чай по запаху \ароматный Дом по величине \ большой Шоссе по ширине \широкое Девочка по характеру \сварливая Песня по настроению \веселая 7.Работа у доски и в тетрадях. ЗАДАНИЕ 1 : Составить и записать предложения со словарными прилагательными. Для третей группы карточки с деформированным текстом. \Например: Мой брат окончил авиационное училище. Конкурс оценивало авторитетное жюри. Действия зверя приобрели агрессивный характер. Слесарь закрыл вентиляционный люк. Ежемесячная зарплата технического работника составляет 4 тысячи рублей. Григория положили в инфекционное отделение. Наташа очень благодарная девочка.\ 8.Самостоятельная работа.
ПРОВЕРКА: 2 группа - отчёт вслух 3 группа - взаимопроверка и оценка результатов. 9..Письмо на слух с разбором по членам третьего предложения. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Помню большой, весь золотой и светлый сад. Повсюду раздаётся тонкий аромат антоновских яблок. \Проверка по записи на доске и самооценка.\ VI.Итог урока. У. Давайте повторим, что же мы сегодня выяснили. Для чего же в нашей речи используется имя прилагательное? Д. Для того, чтобы называть признаки предметов, описывать предметы, делать нашу речь более полной и выразительной. У. Чему учились на уроке? Д. Мы учились находить прилагательные в тексте. У. Что нужно сделать, чтобы найти прилагательное в тексте? Д. Чтобы найти прилагательное в тексте, нужно определить существительное, к которому относится прилагательное. Далее задать вопрос от существительного к прилагательному. У. Над чем ещё хотели бы поработать? Д. Нужно учиться правильной постановке вопроса к именам прилагательным. У. Верно. В дальнейшем мы с вами установим связь имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. А сейчас оцените свою работу на уроке с помощью прилагательных: отличная, хорошая, средняя, плохая. \ Дети записывают оценку в тетрадь \. У. За ваше умение слушать, старание и активную работу я вам ставлю отличную оценку. Спасибо за общение! VII.Домашнее задание. 2 группа – упр.98, стр.76; 3 группа - выписать словосочетания существительных с прилагательными из этого же упражнения; чтение - стр.74 – для всех. Русский язык 9 класс. ТЕМА: Имя прилагательное как часть речи (обобщение). ЦЕЛЬ: Формирование навыков грамотного написания родовых окончаний прилагательных. ЗАДАЧИ: - Закрепить знания и умения по теме «Имя прилагательное как часть речи». Упражнения в написании родовых окончаний прилагательных. -Коррекция устной и письменной речи через работу по редактированию текста. -Воспитание устойчивого внимания на основе смены видов познавательной деятельности. ОБОРУДОВАНИЕ: памятки по работе над ошибками и видами орфограмм, памятки родовых окончаний прилагательных, картина с изображением зимнего леса, сигналы обратной связи – окончания имён прилагательных, карточки со словами, карточки описания сверкающей природы для учащихся 3 группы, слова для справок 3 группе для редактирования текста. ХОД I.Организационный момент. Дежурный сообщает дату, день недели, кто и почему отсутствуют. Девиз урока читается хором. Сколько правил, Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь внимательным и только, Будь старательным и только, Всё запомнишь, всё поймёшь! II.Работа над ошибками с последующим отчётом. III.Словарная работа. С . вершеннолетний, ав . ационный, . гентурная, бу . галтерская. . рхивная, вентиляц . онное, еж . месячное, былинные, инфекц . онные. У. Разделите эти прилагательные на 4 группы, объясните свои действия. Д. Первые 2 прилагательных мужского рода, 3,4,5 - прилагательные женского рода, 6,7 - средний род прилагательных, 8, 9 - имена прилагательные множественного числа. У. Составьте словосочетания прилагательных с именами существительными и запишите в тетрадь. Д. Совершеннолетний сын, авиационный бензин, агентурная связь, бухгалтерская проверка, архивная папка, вентиляционное отверстие, ежемесячное пособие, былинные герои, инфекционные заболевания. IV. Обобщение изученного. 1. Подготовительная беседа. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Ф. Тютчева о зиме. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, - Не мертвец, и не живой - Сном волшебным очарован, Весь окутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. У. Какое время года описывает автор в своём стихотворении? Д. Тютчев описывает зиму. У. Докажите это словами стихотворения. Д. «Чародейкою Зимою», «под снежной бахромой», «сном волшебным очарован», цепью пуховой», «зимнее солнце», «ослепительной красой». У. С помощью каких слов передаёт автор красоту зимней природы? Д. Снежная, ослепительная, пуховая. У. Какая это часть речи? Д. Это имена прилагательные. 2. Объявление темы и целей урока. У. Сегодня на уроке мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и о зимнем лесе. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья - имена прилагательные. Одновременно мы будем повторять всё, поговорим о роде, числе, родовых окончаниях имён прилагательных .
У. Когда зимой мы видим сверкающие облака? Д. Это бывает, когда зимой светит солнце, освещая редкие облака, которые плывут по небу. У. Как вы себе представляете сверкающий иней? Д. Зимнее морозное утро, яркое солнце, иней, лежащий на ветках елей и берёз, переливается всеми цветами радуги. У. А теперь нарисуйте словесную картину сверкающей природы. 2 группа - самостоятельно, 3 группа - читают по карточке Д. Широкое поле или небольшой перелесок. Зимнее солнце своими косыми лучами с помощью волшебной сверкающей кисти разукрасило всё вокруг красками, которые переливаются разными цветами, одевая в сверкающие одежды. 4. Цифровой диктант. У. На доске под определёнными номерами записаны окончания прилагательных. Я буду диктовать словосочетания прилагательных с именами существительными. Вам надо определить какое окончание должно быть у прилагательного и записать цифру, под которой находится необходимое окончание. Итак, приготовились: (два человека работают на индивидуальных досках для дальнейшей проверки работы учащихся)
Запорошенная земля, первый снежок, зимняя сказка, белоснежное поле, пушистые ели, холодный ветер, ранняя зима. 5. Проверка: дети, выполнявшие задание у доски, открывают свои работы для проверки.
6. Физкультминутка. У. Стоя играем в снежный ком, передавая зимние словосочетания легким касанием руки дальнейшего игрока: зимняя ночь зимняя ночь, снежный убор зимняя ночь, снежный убор, звёздное небо и т.д. 7. Работа по редактированию текста. У. А теперь отправимся в зимний лес. (На доске картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом.)
У. Прочитайте текст. Вставьте орфограммы. Назовите вид текста. Д. Это текст-описание. У. Чего не хватает в тексте-описании? Д. Нужно вставить прилагательные, чтобы текст был более полным и выразительным. У. Давайте отредактируем этот текст. 2 группа самостоятельно вставляют подходящие прилагательные. 3 группа пользуются словами для справок.
У. Придумайте название тексту. Д. Зимний лес. Утро в лесу. Лесная поляна. 8. Самостоятельная работа. 2 группа - самостоятельно записывают текст и первое предложение разбирают по членам и частям речи.
Взаимопроверка и оценка работ. V. Итоговое воспроизведение. 1. Фронтальная работа. У. Какую часть речи вставляли? Д. Прилагательные. У. Что обозначают имена прилагательные? Д. Имена прилагательные обозначают признак предмета. У. Какими членами предложения являются имена прилагательные? Д. Второстепенными членами У. От какой части речи зависят имена прилагательные? Д. Имена прилагательные зависят от имён существительных. Они стоят в том же роде и числе. У. Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные? Д. Описывают предметы. Делают текст более ярким, полным, выразительным. 2 Работа с сигналами обратной связи. У. Вы правильно отвечали на мои вопросы, а теперь проверим ваши практические навыки. Покажите окончание имени прилагательного. Беленький зайчик, светлое небо, сильная метель, холодное утро, высокая сосна, хитрая лиса, ранние заморозки, красивый лес, лютый холод, спящий медведь. У. Что вы ожжете сказать в конце урока? Д. Сегодня мы обобщили знания об имени прилагательном как о части речи, отредактировали текст-описание. Чувствовали себя на уроке комфортно. Готовы к выполнению домашнего задания. VI. Домашнее задание:
описание и выделить окончания прилагательных, указав род и число.
предложений с именами прилагательными и разобрать их по членам, у имён прилагательных определить род, число и выделить окончания. Русский язык 9 класс. ТЕМА: Безударные окончания прилагательных. ЦЕЛЬ:- Формирование умения обосновывать написание безударных окончаний прилагательных, развитие орфографической зоркости. ЗАДАЧИ: - Упражнять в написании безударных окончаний прилагательных. -Коррекция произвольного внимания через упражнения в сравнении; развитие речи на основе работы с незнакомыми словами: кобальт, обиход. -Воспитание чувства любви к Родине через знакомство с народными промыслами. ОБОРУДОВАНИЕ: Игра «Народные промыслы»; иллюстрации «Дымковские игрушки», расписные матрёшки и жостковские подносы (картинки); словарь Ожегова, алгоритм, карточки для самостоятельной работы. ХОД I.Организационный момент. II.Планирование работы на уроке. У. Прежде чем приступить к работе на уроке, попробуйте составить план урока. Д. 1. Работа над ошибками. 2. Словарная работа. 3. Разминка. 4.Изучение нового материала. 5. Работа у доски и в тетрадях. 6. Самостоятельная работа с учебником. 7. Письмо на слух. 8.Подведение итогов. III. Работа над ошибками с последующим отчётом. IV.Словарная работа. Разминка внимания. У. В чём отличия и в чем сходство?
Д. На обеих карточках даны словосочетания имён существительных с именами прилагательными. По 10 словосочетаний на каждой карточке. На второй карточке словосочетания даны в определённом порядке: средний род женский род мужской род множественное число. V.Изучение нового материала. 1.Вводная беседа. У. Над какой часть речи мы работаем на уроках русского языка? Д. Над именем прилагательным. У. Что обозначает имя прилагательное? Д. Признак предмета. У. На какие вопросы отвечает прилагательное? Д. Какой? какая? какой? какое? какие? У. Как изменяется имя прилагательное? Д. По родам, числам, падежам. Связано с существительным. 2. Запись темы в тетрадь. У. Тема нашего урока (на доске): Безударные окончания имён прилагательных. Цель: учиться проверять написание безударного окончания прилагательных. У. Как вы полагаете, для чего нужно уметь проверять написание безударных окончаний прилагательных? Д. Для того, чтобы писать грамотно безударные окончания прилагательных. 3. Объяснение. У. Существует 2 способа проверки написания безударных окончаний прилагательных. Первый способ – подобрать имя прилагательное с ударным окончанием. Второй способ – путём постановки вопроса. Сегодня на уроке и в дальнейшем, чтобы грамотно написать безударное окончание прилагательного, нам будет помогать алгоритм:
5. Работа со словарём. У. Сегодня на уроке мы познакомимся с промыслами русского народа. Что такое промысел? Прочитаем об этом в словаре Ожегова. Д. Промысел – ремесло или другое занятие как источник средств к существованию. У. Чем славится земля русская? Д. Изготовлением игрушек, посуды, убранства дома… 6. Работа у доски и в тетради. У. Запишите предложения и объясните правописание безударных окончаний, пользуясь алгоритмом. |
«Имя прилагательное» Образовательные: дать детям представление о грамматических признаках имени прилагательного; формировать умения безошибочно находить... | «Доброе утро, Имя Прилагательное!» Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», обогатить речь новыми словами прилагательными,... | ||
Тема «Имя прилагательное как часть речи» Орфографическая минутка: Предложение, расположить, прилагать, располагать, приложение, предположительно, прилагательное | Урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное н и нн... «Имя прилагательное н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Обобщение знаний о частях речи(имя существительное, имя прилагательное, глагол) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык» 6 класс для общеобразовательных учреждений (темы «Лексика», «Фразеология», «Словообразование и орфография», «Имя существительное»,... | ||
Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе В планировании уроков русского языка в 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как имя существительное,... | Урок русского языка. Умк «Гармония». 3 класс. Тема: Сравниваем части... Цель урока: создать условия для усвоения грамотного написания окончаний имён прилагательных | ||
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема... Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1) | «Имя прилагательное» «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга и пригородов» (программа «Power Point») | ||
Повторение по теме «Имя прилагательное» 5 класс Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания об имени прилагательном | Имя прилагательное как часть речи Обучающая: систематизация полученных сведений в начальной школе о прилагательном | ||
Блочно-модульная технология "Имя прилагательное" Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №44 г. Липецка | Русский язык имя прилагательное Цель. Отработка умения рассказывать о частях речи, приводить свои примеры, доказывать | ||
Конспект урока по русскому по теме «Имя прилагательное» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №44 г. Липецка | Тема: «Имя прилагательное» Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа... |