Скачать 106.65 Kb.
|
Ново – Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан ПЛАН – КОНСПЕКТ урока на тему: «Функциональные стили речи. Публицистика и ее жанры» элективного курса по русскому языку «Стилистика русского языка» в 9 классе. Учитель 1 квалификационной категории Хисамиева Гузель Даяновна Тема: Функциональные стили речи. Публицистика и ее жанры. Метод – проектно – исследовательский Тип урока – урок совершенствования знаний, умений, навыков Цель: 1.Образовательная: раскрыть особенности публицистического стиля, жанровые особенности публичной речи; 2. Развивающая: развивать умение самостоятельно отбирать нужный для сообщений материал, убедительно и аргументировано высказывать свою точку зрения; 3. Воспитательная: способствовать формированию интереса к творческой и исследовательской работе, заинтересовать профессией журналиста; 4. Коммуникативная: продолжить работу по развитию культуры речи и коммуникативных навыков. Оборудование и ТСО: телевизор, ДВД, видеозапись. Наглядность: листы с памятками, на доске схемы: «Виды интервью» и «Виды репортажа». Эпиграф к уроку: «Быть журналистом – значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать – это значит особым образом жить». М. Кольцов План урока Актуализация: Слово учителя. Опрос о публицистическом стиле.
Формирование новых знаний и способов действия. 1.Об интервью как о жанре публицистики. Проектно-исследовательская работа. 2.О репортаже как о жанре публицистики. Проекно-исследовательская работа. Обобщение и выводы. Написать сочинение - интервью или сочинение-репортаж. Ход урока
А) Газетные жанры (письменная форма публицистики): статья, информация (хроникальная и неофициальная), очерк, фельетон, репортаж, заметка, путевые заметки, зарисовка, колонка комментатора и другие. Б) Жанры радио-, теле-, киножурналистики (устная форма публицистики): информационные программы, обозрения, выступления телекомментаторов, интервью, беседа, репортаж и другие. В) Другие жанры публицистики: эссе, публичная лекция, памфлет и другие. Учитель: Успех публичной речи во многом зависит от культуры речи оратора, ее ясности, точности, выразительности и информативной насыщенности.
(2) Учитель предлагает посмотреть видеозапись и ответить на вопрос: К какому жанру публицистики можно отнести увиденное и услышанное с экрана? Ответ учеников. Это интервью. Учитель. Как определили, что это именно интервью? По каким признакам? Ответы учеников. Диалог. Беседа двух людей. Один задает вопросы, другой отвечает. Учитель. А как называют людей, участвующих в интервью? Словарная работа. На обратной стороне доски заранее сделана следующая запись: Интервью – предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом по актуальным вопросам. Актуальный – важный, существенный для настоящего времени. Респондент – тот, кто отвечает на вопросы, у кого берут интервью. Интервьюер – лицо, которое берет интервью. Интервьюирование – проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведений. Ознакомление учащихся с видами интервью. (Работа со схемой «Виды интервью»). Учитель. Цель урока – научиться писать сочинение в жанре интервью и почувствовать себя в качестве будущего журналиста. Для этого необходимо знать о том, как строится интервью. У вас на партах есть листы с памятками. Исследовательская работа и выводы. Учитель. Работа журналиста не так проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист осознает живую реальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверность изложения. Многие писатели и поэты начинали свой путь в газете, поскольку работа журналиста требует умения ясно излагать свои мысли, быть точным и последовательным. Вот как вспоминает о своей работе журналистом известный поэт-бард (автор и исполнитель песен) Булат Окуджава: «Я много лет проработал в газете, но ушел из нее, ибо самым трудным было для меня описание того, что я вижу в данный момент». Что же было трудно написать поэту? Для того чтобы ответить на этот вопрос, смотрим на экран. Видеозапись Репортаж со школьного спортзала с праздника «Папа, мама и я – спортивная семья» Работа с листами – памятками. Исследовательская работа и выводы. Репортаж – это материал, в котором читателям дается наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие очевидца или действующего лица. Репортер – журналист, который ведет и пишет репортаж. Ознакомление учащихся с видами репортажа. (Работа со схемой «Виды репортажа»). (3)Учитель. Мы познакомились с двумя жанрами публицистики – интервью и репортажем. В дальнейшем будем подробно изучать и другие жанры. Я думаю, что вы получили для себя много интересного и познавательного. Учитывая все требования к жанрам, дома попробуйте написать сочинение-интервью или сочинение-репортаж. Всем спасибо, творческих вам успехов. Интервью (англ.) – 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам; 2) в социологических опросах – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат материалом для обобщений. (Словарь иностранных слов и выражений. 1998.) Интервью – это совместное творчество журналиста и человека, с которым велась беседа. Ведь успех во многом зависит от ведущего, то есть журналиста. Он должен быть высококультурным, знающим. К интервью необходимо подготовиться:
Интервью делится на следующие виды:
Эксклюзивный, исключительный, распространяемый на определенный круг людей, лиц, предметов (например, эксклюзивное интервью, предоставляемое какому-либо одному журналисту, печатному органу, отделу в журнале и т. п.)
Самоинтервью – это интервью с самим собой, когда сам задаешь вопросы и сам на них отвечаешь. Интервью печатается в газете, журнале, передается по радио и телевидению с различными целями:
Памятка
Во время интервью определи:
Основные требования к составлению интервью
4.Диалог является обязательной формой беседы. Репортаж -1.Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению) Словарь иностранных слов дает такое толкование: Репортаж (французское слово) – 1. работа репортера; 2. сообщение о событиях дня, оперативная информация. Репортажи ведут и пишут репортеры. Репортер – это газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни. Репортаж – это материал, в котором читателям, слушателям и зрителям дается наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие очевидца или действующего лица. Требования к репортажу
Портретный очерк моей мамы « Просыпайся, сынок! Уже пора» слышу я, спросонья, тихий ласковый голос моей матери и медленно открываю глаза. Хочу, чтобы этот сон не кончался . На меня смотрят немного прищуренные от улыбки серо-зеленые глаза. Сколько в них добра и нежности, которых, по-видимому, нет больше ни у кого. Длинные, заплетенные в один ряд, русые волосы спадают с левого плеча на ее грудь. Она смотрит на меня, а я любуюсь ее правильными чертами лица: длинные густые черные ресницы, темные, словно радуга брови, прямой нос, губы, цвета спелой вишни, которые постоянно придают особую выразительность ее улыбке. - Просыпайся, сынок! Пора! Слышится тихий голос, и теплая рука матери ласково касается моих растрепанных волос. Пора - это значит нужно немедленно вставать, умываться, завтракать, давно приготовленным мамой завтраком, и вприпрыжку бежать в школу. По дороге в школу я опять погружаюсь в мысли и раздумья о маме. Каждый человек любит и дорожит своими близкими и друзьями. Самые дорогие люди для каждого из нас - это его родители. Но не каждый человек окружен любовью родителей. Моя мама родилась в Казахстане в селе Шаркитинское Егиндибулакского района Карагандинской области. Но ее мать отказалась от нее еще будучи младенцем, и ее отдали в Литвиновский дом ребенка. В трехлетнем возрасте ее перевели в детский дом, потом - в интернат в городе Тимертау. После окончания восьмилетней школы мама поступила учиться в профессионально-техническое училище на маляра-штукатура. Свою трудовую биографию она начала монтером путей на железной дороге. В семнадцать лет мама встретила папу. Они полюбили друг друга, и вскоре мама обрела семью, они поженились. Наконец, мама стала для дедушки и бабушки дочерью, для папы любимой женой. Спустя год, на радость всем, родился я. Мама, как она сама рассказывает, была на седьмом небе от счастья. Ведь она теперь и мать, родившая сына. Через два года мы всей семьей переехали жить в Татарстан, в родное село бабушки и дедушки. Мама с папой стали работать на животноводческой ферме: мама дояркой, а папа скотником. Мама быстро научилась делать все то, что никогда еще не выполняла: рано вставать, доить коров, работать в огороде. Но она никогда не жаловалась, потому что это были приятные заботы. Ведь она научилась терпеть и за свою жизнь прошла через много трудностей. Мама всегда хотела иметь большую семью и много детей. Когда мне было пять лет, у меня родился братик, а октябре прошлого года у нас в семье появился еще один маленький братишка. В честь священного мусульманского месяца рамазан мама назвала его Рамазаном. Она по национальности полячка. Но из уважения к людям, с которыми она породнилась, научилась понимать и разговаривать на их языке. Характер у мамы мягкий и спокойный. Она никогда не повышает голоса ни на кого, никогда не сердится нашим детским шалостям. Любит играть с нами даже в такие детские игры, как прятки и догонялки. Помогает нам во всем: выполнять домашние задания, шить новогодние костюмы, выпускать стенгазеты. Мама все еще живет с надеждой найти своих родителей и родственников. Она неоднократно писала на передачу «Жди меня», но положительного ответа не получила, пока никого еще не нашли. Несмотря ни на что, она все-таки надеется, что когда-то найдет их. Мама, добрая, дорогая мама! С мыслями о тебе я приближаюсь к зданию школы и все успехи в учебе, которых я достиг, хочу посвятить тебе. Тебе – «Женщине, склоненной над колыбелью». |
Конспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!" План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | Конспект урока на тему: «БезОпасный Интернет» План конспект урока на тему: «БезОпасный Интернет» (9 11 класс) Цель: обеспечение информационной безопасности | ||
Конспект урока. Организационная информация План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | Конспект урока по русскому языку План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» | ||
Конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих... План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | Конспект урока-исследования "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова "Обломов")" (2 часа) План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет» | ||
Конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные... План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке» | Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему:... План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» | ||
Конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и... План-конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и здоровый образ жизни» | Конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический... План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет» | ||
Конспект урока по английскому языку 5 класс. Тема План-конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и здоровый образ жизни» | Конспект открытого занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности «Новогодняя сказка» План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | ||
Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима» План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» | Конспект урока на тему: "Britain. Russia. The way I see it." Повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные на урока по этой теме | ||
Конспект урока на тему Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта | Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» Семейный кодекс рф, конвенция о правах ребенка, конспект урока, презентация, видеофрагмент, музыкальное сопровождение |