Конспект урока на тему





Скачать 106.65 Kb.
НазваниеКонспект урока на тему
Дата публикации21.10.2013
Размер106.65 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Журналистика > Конспект
Ново – Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан

ПЛАН – КОНСПЕКТ

урока на тему:

«Функциональные стили речи. Публицистика и ее жанры»

элективного курса по русскому языку «Стилистика русского языка» в 9 классе.

Учитель 1 квалификационной категории

Хисамиева Гузель Даяновна

Тема: Функциональные стили речи. Публицистика и ее жанры.
Метод – проектно – исследовательский

Тип урока – урок совершенствования знаний, умений, навыков
Цель:

1.Образовательная: раскрыть особенности публицистического стиля, жанровые особенности публичной речи;

2. Развивающая: развивать умение самостоятельно отбирать нужный для сообщений материал, убедительно и аргументировано высказывать свою точку зрения;

3. Воспитательная: способствовать формированию интереса к творческой и исследовательской работе, заинтересовать профессией журналиста;

4. Коммуникативная: продолжить работу по развитию культуры речи и коммуникативных навыков.
Оборудование и ТСО: телевизор, ДВД, видеозапись.

Наглядность: листы с памятками, на доске схемы: «Виды интервью» и «Виды репортажа».
Эпиграф к уроку: «Быть журналистом – значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать – это значит особым образом жить».

М. Кольцов
План урока

Актуализация:

Слово учителя. Опрос о публицистическом стиле.

  1. Проверка письменного домашнего задания (написать портретный или путевой очерк).

Формирование новых знаний и способов действия.

1.Об интервью как о жанре публицистики. Проектно-исследовательская работа.

2.О репортаже как о жанре публицистики. Проекно-исследовательская работа.

Обобщение и выводы. Написать сочинение - интервью или сочинение-репортаж.
Ход урока

  1. Слово учителя. Сообщение темы и цели урока. Опрос о публицистическом стиле. Подбор однокоренных слов: публика, публикация, публикует, опубликовать.

  2. Беседа о жанрах публицистики:

А) Газетные жанры (письменная форма публицистики): статья, информация (хроникальная и неофициальная), очерк, фельетон, репортаж, заметка, путевые заметки, зарисовка, колонка комментатора и другие.

Б) Жанры радио-, теле-, киножурналистики (устная форма публицистики): информационные программы, обозрения, выступления телекомментаторов, интервью, беседа, репортаж и другие.

В) Другие жанры публицистики: эссе, публичная лекция, памфлет и другие.

Учитель: Успех публичной речи во многом зависит от культуры речи оратора, ее ясности, точности, выразительности и информативной насыщенности.

  1. Заслушивание одного ученика, написавшего портретный или путевой очерк.

(2) Учитель предлагает посмотреть видеозапись и ответить на вопрос: К какому жанру публицистики можно отнести увиденное и услышанное с экрана?

Ответ учеников. Это интервью.

Учитель. Как определили, что это именно интервью? По каким признакам?

Ответы учеников. Диалог. Беседа двух людей. Один задает вопросы, другой отвечает.

Учитель. А как называют людей, участвующих в интервью?

Словарная работа. На обратной стороне доски заранее сделана следующая запись:

Интервью – предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом по актуальным вопросам.

Актуальный – важный, существенный для настоящего времени.

Респондент – тот, кто отвечает на вопросы, у кого берут интервью.

Интервьюер – лицо, которое берет интервью.

Интервьюирование – проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведений.
Ознакомление учащихся с видами интервью. (Работа со схемой «Виды интервью»).

Учитель. Цель урока – научиться писать сочинение в жанре интервью и почувствовать себя в качестве будущего журналиста. Для этого необходимо знать о том, как строится интервью. У вас на партах есть листы с памятками.
Исследовательская работа и выводы.

Учитель. Работа журналиста не так проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист осознает живую реальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверность изложения. Многие писатели и поэты начинали свой путь в газете, поскольку работа журналиста требует умения ясно излагать свои мысли, быть точным и последовательным.

Вот как вспоминает о своей работе журналистом известный поэт-бард (автор и исполнитель песен) Булат Окуджава:

«Я много лет проработал в газете, но ушел из нее, ибо самым трудным было для меня описание того, что я вижу в данный момент».

Что же было трудно написать поэту? Для того чтобы ответить на этот вопрос, смотрим на экран.

Видеозапись Репортаж со школьного спортзала с праздника «Папа, мама и я – спортивная семья»

Работа с листами – памятками. Исследовательская работа и выводы.

Репортаж – это материал, в котором читателям дается наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие очевидца или действующего лица.

Репортер – журналист, который ведет и пишет репортаж.

Ознакомление учащихся с видами репортажа. (Работа со схемой «Виды репортажа»).

(3)Учитель. Мы познакомились с двумя жанрами публицистики – интервью и репортажем. В дальнейшем будем подробно изучать и другие жанры. Я думаю, что вы получили для себя много интересного и познавательного. Учитывая все требования к жанрам, дома попробуйте написать сочинение-интервью или сочинение-репортаж.

Всем спасибо, творческих вам успехов.
Интервью (англ.) – 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам;

2) в социологических опросах – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат материалом для обобщений.

(Словарь иностранных слов и выражений. 1998.)
Интервью – это совместное творчество журналиста и человека, с которым велась беседа. Ведь успех во многом зависит от ведущего, то есть журналиста. Он должен быть высококультурным, знающим.
К интервью необходимо подготовиться:


  1. познакомиться с имеющейся под рукой литературой;

  2. проконсультироваться у сведущих людей;

  3. составить предварительный перечень вопросов;

  4. определить, в каком виде желательно писать интервью.


Интервью делится на следующие виды:

  1. Интервью-монолог. Избранному для беседы человеку задается вопрос, и он подробно отвечает на него.

  2. Интервью-диалог. Это беседа в вопросах и ответах.

  3. Интервью коллективное. Оно дает представление о мнении нескольких людей по какому-нибудь вопросу.

  4. Интервью-зарисовки, в котором журналист не только задает вопросы, но высказывает свое мнение по поводу темы или вопросов беседы, рассказывает об обстановке и в течение беседы комментирует ее, сообщает о своем впечатлении, об ответах, воссоздает в какой-то мере облик своего собеседника.

  5. Анкета. Особый, массовый вид интервью. Желательно узнать мнение большой группы людей по какой-нибудь теме, проблеме, редакция печатает вопросник и рассылает его по почте. Получив ответы, она анализирует их и публикует выводы.

  6. Эксклюзивное интервью – это значит единственное, составленное сразу после какого-то события, открытия с человеком или группой лиц, которые сделали то, чего до сих пор не было сделано. В таком интервью дается информация, которая для читающих и слушающих была еще неизвестной. В эксклюзивном интервью человек может рассказать о своей жизни, работе, увлечениях, открытиях, своем творчестве.

Эксклюзивный, исключительный, распространяемый на определенный круг людей, лиц, предметов (например, эксклюзивное интервью, предоставляемое какому-либо одному журналисту, печатному органу, отделу в журнале и т. п.)

  1. Самоинтервью – это письменное высказывание на определенную тему. Пишется оно автором самостоятельно. Ученик сам составляет вопросы и подбирает ответы на них. Это и будет текст, написанный в жанре интервью.

Самоинтервью – это интервью с самим собой, когда сам задаешь вопросы и сам на них отвечаешь.
Интервью печатается в газете, журнале, передается по радио и телевидению с различными целями:

    1. сообщить читателям, слушателям, зрителям об очередных политических, производственных и иных задачах;

    2. рассказать о творческих успехах и достижениях ученых, писателей, артистов, рекордсменов и других;

    3. информировать о предстоящем событии, к которому заранее готовятся, или сообщить подробности происшедшего события;

    4. разъяснить более подробно тот или иной факт, уже известный;

    5. узнать мнение политического, государственного, общественного деятеля, по какому-нибудь вопросу или группе вопросов.


Памятка

  1. Четко сформулируйте для себя: почему ты заинтересовался именно этим человеком?

  2. Что ты о нем знаешь?

  3. О чем его нужно и можно спросить? О чем нельзя?

  4. Каким временем для беседы он располагает?

  5. Как лучше сформулировать вопрос? Сколько их может быть? Немногословны ли они?

  6. Познакомься заранее с будущим собеседником и обсуди с ним план предстоящего разговора. Обрати внимание на начало и конец беседы.


Во время интервью определи:

  1. Каково настроение собеседника? Соответствует ли оно предполагаемой тональности разговора?

  2. Скорректируй вопросы, исходя из данной речевой ситуации.


Основные требования к составлению интервью

  1. Обращению к лицу, мнение которого интересно окружающим.

  2. Тема интервью должна быть важной, актуальной.

  3. Интервью состоит из 3 частей:

    1. Вступление (представление человека, у которого берется интервью).

    2. Основная часть(беседа по вопросам, расположенным в логической последовательности, ведущим к раскрытию темы интервью).

    3. Заключение (вопросы о планах на будущее или какой-то вывод из всего сказанного).

4.Диалог является обязательной формой беседы.

Репортаж -1.Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению)

Словарь иностранных слов дает такое толкование: Репортаж (французское слово) – 1. работа репортера; 2. сообщение о событиях дня, оперативная информация.

Репортажи ведут и пишут репортеры.

Репортер – это газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни.

Репортаж – это материал, в котором читателям, слушателям и зрителям дается наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие очевидца или действующего лица.
Требования к репортажу

    1. Репортаж пишется только с места события. Нет события – не может быть и репортажа.

    2. Не каждое событие можно отразить в форме репортажа. Происходящие в жизни явления имеют или статичный или динамичный характер. Для репортажа годиться только динамика.

    3. Событие, отражаемое в репортаже, обязательно должно содержать элемент новизны. Ценность любого информационного текста обусловлена наличием новых сведений.

    4. Репортаж пишется только в том случае, если репортер присутствовал на месте события. Репортерское отражение дается через непосредственное восприятие автора, который обязательно сам должен все наблюдать, слышать и чувствовать, а при возможности участвовать в событии.

    5. Репортаж от начала до конца пронизан авторским «я» - я вижу, я слышу, я думаю, я предлагаю.

    6. Для репортажа подбираются темы, наиболее яркие эпизоды и явления из нашей действительности, имеющие познавательное значение

    7. Интересный репортаж содержит не только повествование, но и диалог, красочное отступление, характеристику персонажей.

    8. В репортаже могут сочетаться все виды информации, Репортер имеет возможность рассказать о фактах и явлениях всеми доступными ему способами: включить в репортаж элементы беседы, зарисовки и другие.

    9. Особенностью репортажа является показ хода события в той последовательности, как все происходило.


Портретный очерк моей мамы

« Просыпайся, сынок! Уже пора» слышу я, спросонья, тихий ласковый голос моей матери и медленно открываю глаза. Хочу, чтобы этот сон не кончался . На меня смотрят немного прищуренные от улыбки серо-зеленые глаза. Сколько в них добра и нежности, которых, по-видимому, нет больше ни у кого. Длинные, заплетенные в один ряд, русые волосы спадают с левого плеча на ее грудь. Она смотрит на меня, а я любуюсь ее правильными чертами лица: длинные густые черные ресницы, темные, словно радуга

брови, прямой нос, губы, цвета спелой вишни, которые постоянно придают особую выразительность ее улыбке.

- Просыпайся, сынок! Пора!

Слышится тихий голос, и теплая рука матери ласково касается моих растрепанных волос. Пора - это значит нужно немедленно вставать, умываться, завтракать, давно приготовленным мамой завтраком, и вприпрыжку бежать в школу.

По дороге в школу я опять погружаюсь в мысли и раздумья о маме. Каждый человек любит и дорожит своими близкими и друзьями. Самые дорогие люди для каждого из нас - это его родители. Но не каждый человек окружен любовью родителей.

Моя мама родилась в Казахстане в селе Шаркитинское Егиндибулакского района Карагандинской области. Но ее мать отказалась от нее еще будучи младенцем, и ее отдали в Литвиновский дом ребенка. В трехлетнем возрасте ее перевели в детский дом, потом - в интернат в городе Тимертау. После окончания восьмилетней школы мама поступила учиться в профессионально-техническое училище на маляра-штукатура. Свою трудовую биографию она начала монтером путей на железной дороге.

В семнадцать лет мама встретила папу. Они полюбили друг друга, и вскоре мама обрела семью, они поженились. Наконец, мама стала для дедушки и бабушки дочерью, для папы любимой женой. Спустя год, на радость всем, родился я. Мама, как она сама рассказывает, была на седьмом небе от счастья. Ведь она теперь и мать, родившая сына.

Через два года мы всей семьей переехали жить в Татарстан, в родное село бабушки и дедушки. Мама с папой стали работать на животноводческой ферме: мама дояркой, а папа скотником. Мама быстро научилась делать все то, что никогда еще не выполняла: рано вставать, доить коров, работать в огороде. Но она никогда не жаловалась, потому что это были приятные заботы. Ведь она научилась терпеть и за свою жизнь прошла через много трудностей.

Мама всегда хотела иметь большую семью и много детей. Когда мне было пять лет, у меня родился братик, а октябре прошлого года у нас в семье появился еще один маленький братишка. В честь священного мусульманского месяца рамазан мама назвала его Рамазаном. Она по национальности полячка. Но из уважения к людям, с которыми она породнилась, научилась понимать и разговаривать на их языке.

Характер у мамы мягкий и спокойный. Она никогда не повышает голоса ни на кого, никогда не сердится нашим детским шалостям. Любит играть с нами даже в такие детские игры, как прятки и догонялки. Помогает нам во всем: выполнять домашние задания, шить новогодние костюмы, выпускать стенгазеты.

Мама все еще живет с надеждой найти своих родителей и родственников. Она неоднократно писала на передачу «Жди меня», но положительного ответа не получила, пока никого еще не нашли. Несмотря ни на что, она все-таки надеется, что когда-то найдет их.

Мама, добрая, дорогая мама! С мыслями о тебе я приближаюсь к зданию школы и все успехи в учебе, которых я достиг, хочу посвятить тебе. Тебе – «Женщине, склоненной над колыбелью».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока на тему iconКонспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!"
План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок»
Конспект урока на тему iconКонспект урока на тему: «БезОпасный Интернет»
План конспект урока на тему: «БезОпасный Интернет» (9 11 класс) Цель: обеспечение информационной безопасности
Конспект урока на тему iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Конспект урока на тему iconКонспект урока по русскому языку
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект урока на тему iconКонспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих...
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Конспект урока на тему iconКонспект урока-исследования "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова "Обломов")" (2 часа)
План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет»
Конспект урока на тему iconКонспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные...
План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке»
Конспект урока на тему iconКонспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему:...
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект урока на тему iconКонспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и...
План-конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и здоровый образ жизни»
Конспект урока на тему iconКонспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический...
План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет»
Конспект урока на тему iconКонспект урока по английскому языку 5 класс. Тема
План-конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и здоровый образ жизни»
Конспект урока на тему iconКонспект открытого занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности «Новогодняя сказка»
План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок»
Конспект урока на тему iconКонспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект урока на тему iconКонспект урока на тему: "Britain. Russia. The way I see it."
Повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные на урока по этой теме
Конспект урока на тему iconКонспект урока на тему
Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта
Конспект урока на тему iconКонспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей»
Семейный кодекс рф, конвенция о правах ребенка, конспект урока, презентация, видеофрагмент, музыкальное сопровождение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск