Скачать 467.67 Kb.
|
Управление образованием администрации города Костромы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 14» «Программа по физической культуре для организации третьего урока в начальной школе» Автор программы: Кручинина Галина Владимировна учитель физической культуры Кострома, 2013 год. Содержание Введение…………………………………………………………………… 3 Пояснительная записка…………………………………………………. Концепция программы …………………………………………… 7 Цели и задачи программы, возможности для развития учащихся . 8 Характеристика программы……………………………………… 9 Содержание программы…………………………………………… 13 Учебно – методическое обеспечение программы……………….. 21 Планируемые результаты…………………………………………. 23 Тематическое планирование…………………………………………….. 25 Формы аттестации учащихся……………………………………………. 41 Список литературы………………………………………………………… 44 Приложения ………………………………………………………………….. Приложение 1. Спортивный праздник «Путешествие в страну дорожных правил». Приложение 2. Урок по теме гимнастика «Формирование осанки» Приложение 3. Контрольные работы по физической культуре. Приложение 4. Контрольно-тестовые упражнения. Введение В начале XXI века основной целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта является оздоровление нации, формирование ценности здорового образа жизни у населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого подрастающего поколения. Проблема сохранения и укрепления здоровья нации, профилактика зависимого поведения несовершеннолетних, прежде всего, детей и молодежи, является предметом заботы государства и общества, что отражают документы международного и федерального уровня. Большую роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся, их физическое и нравственное воспитание государство отводит современной школе. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [5] подчеркивается что: «…сохранение и укрепление здоровья школьников признается одним из основных направлений развития общего образования». Кроме того, в документе подчеркнуто, что «…именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги». И далее: «…важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни». В последние годы в России всё более актуальной становит проблема укрепления здоровья подрастающего поколения, поскольку от него во многом зависит выход из демографического тупика. По данным Министерства образования и Министерства здравоохранения Российской Федерации, НИИ педиатрии РАН общая двигательная активность детей с поступлением в школу снижается на половину и продолжает снижаться от младших классов к старшим. Уже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только пятую – шестую часть суток. Здоровыми являются 15% школьников, 50% имеют отклонения в здоровье и 35% страдают хроническими заболеваниями. Дети испытывают острый дефицит двигательной активности, что в конечном в итоге это, выливается в целый букет заболеваний. В целях содействия изменению ситуации руководствам страны предпринят целый ряд мер. Однако заметных улучшений не наблюдается. Основная масса ребят, как и раньше, остается в стороне. Основная причина заключается в отсутствии комплексного, системного подхода. Как отмечал П.Ф. Лесгафт «Правильно поставленное физическое образование и обучение должно обеспечить ребенку не только приобретение знаний, но и глубокое понимание их, значение для практической деятельности и поверку этих знаний на практике». На международном спортивном форуме в 2011 году «Россия - спортивная держава» [16] поднимались вопросы о развитии системы физкультурно-спортивного воспитания в общеобразовательных учреждениях. Где А.Т. Паршиков, доктор педагогических наук, директор департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации, отмечал, что «Сегодня ставится задача повышения привлекательности занятий физической культурой и спортом, развития потребности в такой деятельности. Урок физической культуры должен стать инструментом развития двигательной активности учащихся средствами различных видов спорта, способствовать овладению основами технических действий, приемов и физических упражнений базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах двигательной, игровой и соревновательной деятельности». А также, по мнению А.Т. Паршикова: «В свете актуальности инновационного развития образования главным приоритетом является внедрение инновационных подходов к преподаванию физической культуры, способствующих кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогов и родителей». В рамках круглого стола для учителей физической культуры поднимался вопрос о «Совершенствовании физического воспитания и преподавания физической культуры на ступени начального общего образования». Ф.Ф. Харисов, доктор педагогических наук, отмечал, что «В соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе серьезное внимание следует уделять развитию физического воспитания путем совершенствования уроков физической культуры – предмета, обеспечивающего двигательную активность и общеразвивающий эффект. В процессе овладения физкультурными навыками у школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развивается мышление и сознание, творческие способности и самостоятельность. Новая школа прежде всего должна заниматься сбережением здоровья и формированием у учащихся здорового образа жизни. … Физическое воспитание – это также и определенное отношение к личности к собственному физическому здоровью, стремление быть здоровым, готовым познать когнитивные аспекты здоровой жизни и активно действовать, чтобы быть здоровым душой и телом, включаясь в деятельность по формированию культуры здоровья». «Программа по физической культуре для организации третьего урока в начальной школе» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и составлена на основе примерных программ физического воспитания, авторы: В.И. Лях, А.П. Матвеев. Объем программы в учебных часах. Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений на изучение физической культуры в начальной школе всего выделяется 405 часов, из них в 1 классе – 99 часов, а со 2 по 4 класс – по 102 часа ежегодно. Для занятий по «Программе физической культуры для организации третьего часа в начальной школе» можно выделить 1 час в неделю. Тогда в 1 классе изучение по программе составит – 33 часа, а со 2 по 4 класс – по 34 часа ежегодно, всего 135 часов. Пояснительная записка. Концепция программы. «Программа по физической культуре для организации третьего урока в начальной школе» разработана в соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации: - Закон Российской Федерации "О физической культуре и спорте в Российской Федерации», - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, - Письмо Министерства образования России «О повышении роли физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях», - Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, - Проект национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", - Закон Российской Федерации «Об образовании», - Письмо Министерства образования России «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации», - Приказ Министерства образования России, Министерства здравоохранения России, Государственного комитета по спорту России и РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», - Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». Целью программы по физической культуре является совершенствование процесса физического воспитания школьника, формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, а также развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культуры. Реализация цели программы соотносится с решением следующих задач:
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, программа в своем предметном содержании направлена:
Характеристика программы. В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности. Программа состоит из двух основных разделов: «Основы знаний о физической культуре» (теоретической части) и «Физическое совершенствование, развитие двигательных способностей» (практической части). Содержание раздела «Основы знаний о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека. Содержание раздела «Физическое совершенствование, развитие двигательных способностей» ориентировано на развитие и совершенствование двигательных способностей, что является важным условием его жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой. Кроме того, общее развитие школьников считается одной из важнейших задач общеобразовательной школы. Принципы государственной политики в области образования определяют здоровье человека как один из компонентов свободного развития личности. Данный раздел предусматривает развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты как путь всестороннего, гармонического развития школьников. Через развитие под руководством учителя ученик приобщается к саморазвитию, то есть к знаниям и умениям индивидуально решать задачи физического воспитания, осуществлять личностно-ориентированное физическое совершенствование. Для повышения двигательной активности и привития мотивации к занятиям физическими упражнениями, на каждом уроке физической культуры применяется игровой и соревновательный методы, а также метод примера, что является неизменным средством для решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствование умений. Программа по физической культуре позволяет формировать у школьников на ступени начального общего образования универсальных учебных действий, что способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию психических и социальных качеств личности. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности. В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:
Программный материал осваивается на третьем уроке физической культуры. Уроки физической культуры должны строиться с учетом новых направлений. Необходимо отойти от традиционной формы обучения и перейти к новым формам и методам обучения и воспитания школьников по предмету «Физическая культура», вовлекая детей в активные занятия физической культурой и спортом, что позволит решить комплекс воспитательных задач, таких как сохранение и укрепление здоровья, формирование нравственной культуры, формирование гармонично развитой личности. При построении урока использую: методику Е.Л. Мельниковой «Проблемный урок или как открывать знания с ученикам» [9, с.14 - 166], рекомендации М.М. Поташника «Требования к современному уроку» [11, с.13 - 171], методические рекомендации проведения нетрадиционного урока С.В. Кульневич и Т.П. Лакоцениной «Современный урок» [7], и другие. Развитие творческих способностей у учащихся, является важным аспектом, которое решается на уроке через постановку проблемы, поиска решения, выражение решения и реализация продукта, что обеспечивает учащимся прочные знания, интеллектуально-творческое развитие и воспитание инициативной личности. Уроки физической культуры проводятся в форме: игры, соревнования, исследования, путешествия, конкурса, знакомства, диспута, беседы, взаимного обучения, открытия, турнира, праздника и другое. Разделы программы «Основы знаний о физической культуре» (теоретическая часть) и «Физическое совершенствование, развитие двигательных способностей» (практическая часть) взаимосвязаны между собой. Ученик получают знания и одновременно закрепляют их умениями и навыками. В процессе обучения использую современные образовательные технологии:
Формы организации. Для более качественного освоения материала на уроках физической культуры использую образовательные методики:
Приобретенные знания, умения и навыки в последующем закрепляются во внеурочных формах занятий: самостоятельных занятиях, физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного и продленного дня, физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, во внеклассной работе. Содержание программы. Раздел 1. «Основы знаний о физической культуре»
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. История возникновения физической культуры и первых соревнованиях. Особенности физической культуры разных народов. Связь физической культуры с трудовой деятельностью, с традициями и обычаями народа. Развитие физической культуры в России. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности. Возрождение Олимпийских игр современности. Летние Олимпийские игры. Зимние Олимпийские игры.
Занятия легкой атлетикой. Занятия гимнастикой. Занятия на лыжах. Занятия подвижными играми. Занятия плаванием. Проведение инструктажа по технике безопасности. История возникновения акробатики и гимнастики. Правила выбора индивидуального лыжного инвентаря, подбора одежды для занятий. Подвижные игры разных народов. Подвижные игры для освоения спортивных игр. Подвижные игры на освоение технических приемов (на материале гимнастики, легкой атлетики и лыжной подготовки). История возникновения игры в баскетбол. Правила игры в баскетбол. Роль и значение умения плавать в жизни каждого человека.
Твой организм. Основные части тела человека. Опорно-двигательная система человека. Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и покоя. Укрепление сердца с помощью занятий физической культурой. Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Мозг и нервная система. Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Роль кожи для здоровья человека. Работа органов пищеварения. Что такое режим дня. Личная гигиена, ее основные процедуры. Соблюдение правил личной гигиены. Что такое закаливание. Как закаливать свой организм. Пища и питательные вещества, необходимые для жизни человека. Здоровое питание. Что такое осанка.
Урок – основная форма занятий. Утренняя зарядка и ее значение для организма человека. Физкультминутка и ее значение для организма человека. Малые подвижные игры. Занятия спортом. Туристские походы как форма активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления организма. Самостоятельные занятия физической культурой для организации здорового образа жизни.
Как измерить физическую нагрузку. Наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленности. Самоконтроль за состоянием здоровья. Дневник самонаблюдений. Самоконтроль за физической подготовленностью.
Физическое развитие человека. Основные физические качества человека. Силовые способности. Выносливость. Быстрота. Координационные способности. Гибкость.
Оказание первой медицинской помощи при травмах, полученных во время занятий физической культурой
«Путешествие в страну здоровья», «Ох и Ах идут в поход», «С Новым годом», «Зимние забавы», «Защитник Отечества», «Всемирный день здоровья», «Путешествие в страну дорожных правил», «Каждый хочет поехать в Сочи», «День Победы», «В здоровом теле – здоровый дух». Раздел 2. «Физическое совершенствование, развитие двигательных способностей» Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки, развития мышц туловища, развития основных физических качеств, проведение оздоровительных занятий в режиме дня. Комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств. Упражнения для снятия утомления глаз и профилактики нарушения зрения. Составление режима дня. Спортивно-оздоровительная деятельность. Совершенствование и закрепление полученных знаний на материале базовых видов спорта: гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, подвижные и спортивные игры. Развитие двигательных способностей. На материале гимнастики с основами акробатики. Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища; индивидуальные комплексы по развитию гибкости. Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну, с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя, лежа и сидя); преодоление полос препятствий, включающие в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию движений с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу. Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета. Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений, комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе; перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя, лежа, согнувшись; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках; комплексы упражнений с дополнительным отягощением и индивидуальные комплексы избирательной направленности на отдельные мышечные группы. На материале легкой атлетики. Развитие координации движений: бег с изменяющимся направлением; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной и двух ногах, поочередно на правой и левой ноге. Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с низкого и высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе, ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами; рывки с места и в движении по команде. Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м; бег на дистанцию 400 м; равномерный 6-минутный бег. Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий во время бега; передача набивного мяча в максимальном темпе, по кругу, из различных исходных положений, метание набивных мячей одной и двуми руками из разных исходных положений и различными способами; повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте и с продвижением вперед, с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам; запрыгивание на горку из матов и последующее спрыгивание с нее. На материале лыжных гонок. Развитие координации движений: перенос тяжести с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком); комплексы общеразвивающих упражнений стоя на лыжах; скольжение на правой и левой ноге после двух-трех шагов; спуск с горы на лыжах с изменяющимися стойками; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке. Развитие выносливости: передвижение на лыжах различными способами в режиме умеренной интенсивности, с прохождением отрезков большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций. Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию. На материале спортивных игр: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; прием и передача мяча; удар по неподвижному и катящемуся мячу; подвижные игры на материале баскетбола. Организация и проведение спортивных праздников. Спортивные мероприятия проводятся с целью полноценного решения задач физического воспитания, формирования здорового образа жизни школьников, повышения двигательной активности, спортивных достижений учеников. Ценностные ориентиры содержания программы. Содержание программы по физической культуре направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни. Личностные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметные понятия и отражают:
Предметные результаты. Предметные результаты включают освоенный школьниками в процессе изучения данного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и отражают:
Учебно-методическое обеспечение курса. Библиотечный фонд:
Технические средства обучения:
Экранно- звуковые пособия:
Учебно-практическое оборудование:
Средства доврачебной помощи: аптечка медицинская. Занятия по физической культуре проводятся: в спортивном зале и на пришкольном стадионе: легкоатлетическая дорожка, сектор для прыжков в длину, игровое поле для игры в футбол, площадка для подвижных и спортивных игр, гимнастический городок, лыжная трасса. Планируемые результаты. По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
|
Тема: «Путешествие в страну Фантастику» Познакомить учащихся с фантастикой как жанром литературы, направлениями современной фантастики | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа представляет собой документ, включающий разделы: пояснительную записку, содержание учебного курса, требования к... | ||
Тематическое планирование литературы в 6 классе Календарно – тематическое планирование литературы в 6 классе на 2012-2013 учебный год | Тематическое планирование курса литературы в V x класс Цели и задачи предмета "Литература". Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное... | ||
Тематическое планирование стр. 7 2 Требования к уровню подготовки... В числе приоритетных целей изучения музыкального искусства в начальной школе выступают | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В структуре программы представлены следующие разделы: Цели и задачи курса, Краткая характеристика умк, Содержание курса, Требования... | ||
Доклад инспекции по благоустройству о соблюдении правил благоустройства... Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 120 страниц текста, содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы... | Список электронных ресурсов школьной библиотеки мбоу "нижнесортымская сош" Как жили на Руси :[Электронный ресурс] : путешествие в страну знаний //. М. Творческие аукционы. 2006 | ||
Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по учебнику С. К. Бирюковой. За неделю 4 часа | Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению... Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель. Наше путешествие продолжается, и мы сегодня отправимся в музыкальную страну, которая называется Балет. Тема нашего урока... | Викторина для учащихся 6-х классов по теме: "Путешествие в страну Знаний" Использование интеграции в качестве средства активизации познавательной деятельности учащихся | ||
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику» Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для этой цели были проведены занятие с детьми "Путешествие в страну правил дорожного движения", дидактическая игра " Волшебные огоньки",... | ||
Календарно-тематическое планирование Математика Календарно-тематическое планирование по алгебре для 8 классовзаочной формы обучения по индивидуальному плану составлено на основе... | Тематическое планирование по информатике в 11 классе Информационные системы: назначение, состав, области приложения, техническая база, разновидности |