Скачать 366.82 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» Институт гуманитарных наук Кафедра русской и общей филологии УТВЕРЖДЕНО на заседании учебно-методической комиссии Института гуманитарных наук «______»_________________2011 Протокол №______ Председатель УМК РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Зарубежная литература» Блок дисциплин (ПД) Направление 071500.62 « Народная художественная культура» Квалификация - бакалавр Факультет искусств Форма обучения - очная Семестр – 1 Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетных единицы, 72 часа В том числе: Аудиторных – 54 часа, из них: Лекций – 36 часов Семинарских – 18 часов Самостоятельная работа – 15 часов Текущий контроль за самостоятельной работой – 3 часа Итоговый контроль (зачет) – 1 сем. Сыктывкар 2011 ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана направления 071500.62 «Народная художественная культура», 072500 Составитель: Доктор филологических наук, профессор Кожуховская Н.В. рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русской и общей филологии Института гуманитарных наук протокол заседания № _______от _________________________________2011 года заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Сергиева Н.С. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая рабочая программа по дисциплине «Зарубежная литература» составлена на основе учебного плана по направлению 071500.62 «Народная художественная культура» (проф. модуль – «Руководство студией декоративно-прикладного творчества») в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Цель освоения дисциплины «Зарубежная литература» - сформировать культурный кругозор студента, способствовать знакомству с культурными ценностями различных веков в сфере словесного художественного творчества, чтобы правильно понимать общую основу искусства и главные тенденции его развития. Задачи курса - по возможности сжато и наглядно продемонстрировать студентам историческую изменчивость художественной картины мира, связь ее с бытом, верованиями, системой ценностей, уровнем научных представлений той или иной эпохи. Студент в процессе изучения курса должен получить знания о специфике мирового литературного процесса, литературном развитии больших культурных эпох – Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, классицизма, об особенностях ведущих литературных направлений и художественных систем 19 – 20 веков: романтизме, реализме, модернизме, постмодернизме. Отводимое на изучение курса время диктует, с одной стороны, обращение к культурно-типологическому принципу его построения, с другой – лишь фрагментарное освещение проблем национально-исторического своеобразия литературы рассматриваемых эпох.
«Зарубежная литература» как учебная дисциплина входит в блок дисциплин общепрофессионального цикла (Б2) Федерального государственного стандарта ВПО, регламентирующего подготовку выпускников по направлению «Народное художественное творчество» со степенью бакалавра. Данный курс тесно связан с дисциплинами, которые обеспечивают профессиональное обучение (рисунок, живопись, композиция, скульптура) поскольку студенты знакомятся с историей развития стилей, жанров и направлений; а также содействует развитию эстетического вкуса. Изучение материала тесно связано с такими дисциплинами образовательной программы, как «Философия», «Русская литература», «История искусств» и «Культурология». Воспитательная функция курса осуществляется через его материал. При поступлении на специальность для успешного освоения предмета будущий студент должен разбираться в вопросах мировой истории, представлять историю развития мировых цивилизаций, владеть основами философских знаний.
В результате освоения курса «Зарубежная литература» у выпускника, обучающегося по направлению «Народное художественное творчество», формируются следующие компетенции: Общекультурные (ОК) Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10); Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12). Профессиональные (ПК) Умение создавать благоприятные психолого-педагогические условия для успешного личностного и профессионального становления обучающихся (ПК-3). Кроме того, изучение курса «Зарубежная литература» косвенно содействует также развитию общекультурных компетенций ОК-2 (умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь) и ОК-6 (стремление к саморазвитию). В результате изучения дисциплины студент должен знать, что каждый период развития литературы обладает своими, только ему присущими особенностями. Студент должен уметь охарактеризовать эти особенности и продемонстрировать свое понимание их специфики применительно к конкретно взятому произведению. Студент должен владеть навыками анализа художественного текста - как в аспекте его идейного содержания, так и в аспекте поэтики. Широкое понимание термина «текст» позволит обеспечить связь дисциплины «Зарубежная литература» со сферой непосредственных профессиональных интересов будущих художников. Прилагаемый к программе список художественных произведений является факультативным, стимулирующим процесс дальнейшего самообразования. Ознакомиться со значительными по объему текстами студент может по хрестоматии.
Программа рассчитана на один семестр обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (72 часа) КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел 1. Взаимодействие литератур различных культурных регионов. Памятники литературы Древнего Востока. Художественный образ как отражение действительности. Особенности отражения действительности в разных формах общественного сознания: наука, философия, искусство и религия. Метафора как способ постижения сверхчувственной реальности. Понятие «картина мира». Менталитет как единство умственных навыков и духовных установок. Национальная и историческая вариативность образа мира. Понятие «система ценностей» и историческое изменение его содержания; ценности инструментальные и терминальные. Основные типы цивилизаций. Связь художественной модели мира с преобладающей проблематикой эпохи, господствующими жанрами. Типологические параллели в области живописи. Национальные различия в картине мира, их обусловленность географическими и историческими особенностями страны. Глобальные различия в восприятии и отражении мира цивилизациями Востока и Запада. Особое положение России. Базовые категории европейской эстетики: мимесис, катарсис, калокагатия. Их историческая обусловленность и формы проявления в искусстве. Принципиально иной характер эстетических установок восточной культуры: содержание эстетических категорий «моно-но аварэ», «югэн», «саби» (Япония). Особенности их опредмечивания в литературном тексте, в живописи. Сопоставление реализации однородных сюжетов в произведениях искусства Запада и Востока и различие жизненных установок: приспособление мира к себе или себя к миру. Образ мира в древних литературах. Появление представлений о единстве и диалектике бытия в древних литературах Востока, их отражение в канонических и религиозных памятниках (Книга перемен, Ригведа, Библия). Особые отношения человека с высшим началом в религии монотеистического типа и их последствия. Раздел 2. Классические литературные жанры античности. Особенности менталитета античного человека: конкретное мышление, слабое развитие чувства времени и истории, «закрытость» внутренней жизни. Отражение этих особенностей в быту и в искусстве. Отсутствие выраженного этического начала в религиозных верованиях и «антропоморфность» богов. Античная концепция судьбы как рока (Гомер, Эсхил, Софокл, Вергилий); судьбы как случая (греческий роман и перспектива этого жанра). История и мифология в поэмах Гомера. Миф и история в трагедиях Эсхила. («Персы», «Прометей Прикованный», «Орестея»). Нормативность героических образов и принципов общественного поведения в трагедиях Софокла («Царь Эдип», «Антигона»). Переосмысление мифологической традиции в трагедиях Еврипида («Медея», «Ипполит»). Основные жанры греческой лирики. Зарождение психологизма и перемещение источника трагедии героя из внешнего мира в его собственную душу. Древняя аттическая комедия (Аристофан). Эллинизм и новая аттическая комедия (Менандр). Театр и драма в Древнем Риме (Плавт, Теренций) Римская поэзия «Золотого века». Мифическая и реальная история в «Энеиде» Вергилия. Темы и жанры поэзии Горация. Психологизация мифа в «Метаморфозах» Овидия. Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения. Изменение картины мира в сознании человека средневековья. Трансформация античных эстетических и этических установок. Сказочно- мифологический эпос Раннего Средневековья. Архаика родового сознания в «Старшей Эдде». Линейное, «векторное» время, насыщенное религиозным смыслом; пространственный образ мира, его дуалистический характер. Латинская поэзия вагантов. Куртуазная лирика провансальских трубадуров: темы и жанры. Средневековый рыцарский роман: сюжетно-жанровая типология. Разные формы проявления поляризации: клерикальная культура – карнавальная традиция, fals amour – fin amour и т.п. Возрастание роли символа и аллегории в результате осмысления всего сущего как системы соответствий (и современные рудименты этих представлений). Национально-исторический эпос Зрелого Средневековья. Феодальный быт и феодальное сознание в «Песни о Нибелунгах». Национально-религиозная идея в «Песни о Роланде». Реальная историчность «Песни о Сиде». Проблема согласования античной и христианской культуры (героический эпос, роман Артуровского цикла). Этическая концепция мира (Данте). Роль научных и географических открытий в формировании мировоззрения человека эпохи Возрождения. Проблема соотношения цельности и противоречивости в его личности. Гуманизм как идеология Ренессанса. Многообразие форм реализации ренессансного антропоцентризма (Боккаччо, Петрарка, Рабле, Макиавелли, Сервантес). «Время, овеществленное в людях» (мир и личность у Шекспира). Трагедия гуманизма. |
Утверждено утверждено Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Учебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии... Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.) | ||
Положение утверждено на заседании Ученого Совета Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»... | Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено... Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19.... | ||
Общие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной... Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г | Общие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной... Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г | ||
Положение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании... Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
Рассмотрено согласовано утверждено | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
Рассмотрено согласовано утверждено | Рабочая программа Изобразительное искусство «Согласовано» «Утверждено» | ||
Миннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено | Утверждено Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 |