Утверждено





Скачать 366.82 Kb.
НазваниеУтверждено
страница1/3
Дата публикации08.07.2013
Размер366.82 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра русской и общей филологии


УТВЕРЖДЕНО

на заседании учебно-методической комиссии Института гуманитарных наук
«______»_________________2011
Протокол №______
Председатель УМК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Зарубежная литература»

Блок дисциплин (ПД)

Направление 071500.62 « Народная художественная культура»

Квалификация - бакалавр

Факультет искусств

Форма обучения - очная

Семестр – 1

Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетных единицы, 72 часа

В том числе:

Аудиторных – 54 часа, из них:

Лекций – 36 часов

Семинарских – 18 часов

Самостоятельная работа – 15 часов

Текущий контроль за самостоятельной работой – 3 часа

Итоговый контроль (зачет) – 1 сем.

Сыктывкар 2011
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана направления 071500.62 «Народная художественная культура», 072500

Составитель:

Доктор филологических наук, профессор Кожуховская Н.В.
рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русской и общей филологии Института гуманитарных наук

протокол заседания № _______от _________________________________2011 года

заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Сергиева Н.С.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая рабочая программа по дисциплине «Зарубежная литература» составлена на основе учебного плана по направлению 071500.62 «Народная художественная культура» (проф. модуль – «Руководство студией декоративно-прикладного творчества») в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования.


  1. Цели и задачи дисциплины «Зарубежная литература»

Цель освоения дисциплины «Зарубежная литература» - сформировать культурный кругозор студента, способствовать знакомству с культурными ценностями различных веков в сфере словесного художественного творчества, чтобы правильно понимать общую основу искусства и главные тенденции его развития.

Задачи курса - по возможности сжато и наглядно продемонстрировать студентам историческую изменчивость художественной картины мира, связь ее с бытом, верованиями, системой ценностей, уровнем научных представлений той или иной эпохи. Студент в процессе изучения курса должен получить знания о специфике мирового литературного процесса, литературном развитии больших культурных эпох – Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, классицизма, об особенностях ведущих литературных направлений и художественных систем 19 – 20 веков: романтизме, реализме, модернизме, постмодернизме.

Отводимое на изучение курса время диктует, с одной стороны, обращение к культурно-типологическому принципу его построения, с другой – лишь фрагментарное освещение проблем национально-исторического своеобразия литературы рассматриваемых эпох.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

«Зарубежная литература» как учебная дисциплина входит в блок дисциплин общепрофессионального цикла (Б2) Федерального государственного стандарта ВПО, регламентирующего подготовку выпускников по направлению «Народное художественное творчество» со степенью бакалавра. Данный курс тесно связан с дисциплинами, которые обеспечивают профессиональное обучение (рисунок, живопись, композиция, скульптура) поскольку студенты знакомятся с историей развития стилей, жанров и направлений; а также содействует развитию эстетического вкуса.

Изучение материала тесно связано с такими дисциплинами образовательной программы, как «Философия», «Русская литература», «История искусств» и «Культурология». Воспитательная функция курса осуществляется через его материал.

При поступлении на специальность для успешного освоения предмета будущий студент должен разбираться в вопросах мировой истории, представлять историю развития мировых цивилизаций, владеть основами философских знаний.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения курса «Зарубежная литература» у выпускника, обучающегося по направлению «Народное художественное творчество», формируются следующие компетенции:

Общекультурные (ОК)

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12).

Профессиональные (ПК)

Умение создавать благоприятные психолого-педагогические условия для успешного личностного и профессионального становления обучающихся (ПК-3).
Кроме того, изучение курса «Зарубежная литература» косвенно содействует также развитию общекультурных компетенций ОК-2 (умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь) и ОК-6 (стремление к саморазвитию).

В результате изучения дисциплины студент должен знать, что каждый период развития литературы обладает своими, только ему присущими особенностями.

Студент должен уметь охарактеризовать эти особенности и продемонстрировать свое понимание их специфики применительно к конкретно взятому произведению.

Студент должен владеть навыками анализа художественного текста - как в аспекте его идейного содержания, так и в аспекте поэтики. Широкое понимание термина «текст» позволит обеспечить связь дисциплины «Зарубежная литература» со сферой непосредственных профессиональных интересов будущих художников.

Прилагаемый к программе список художественных произведений является факультативным, стимулирующим процесс дальнейшего самообразования. Ознакомиться со значительными по объему текстами студент может по хрестоматии.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Программа рассчитана на один семестр обучения.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (72 часа)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование темы, раздела

количество часов по учебному плану

максим нагрузка студента

аудиторная нагрузка

самост. работа

всего

в том числе

лекц.

п / з

Взаимодействие литератур различных культурных регионов. Памятники литературы Древнего Востока.
















Национальная картина мира. Искусство Запада и Востока

3

2

2




1

Образ мира в древних литературах Востока

3

2

1

1

1

Классические литературные жанры античности.
















Европейская античность как культурный феномен

3

2

2




1

Эпос. Лирика. Драма

3

2

1

1

1

Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
















Средние века и Возрождение. Трансформация античных эстетических и этических установок.

Основные жанры эпохи средневековья

3

3

2

1




Ренессансный гуманизм. Фазы Возрождения, его эстетика и представители

3

2

1

1

1

Основные литературные направления Нового времени. XVII-XVIII вв.
















Противоречия действительности 17-18 вв. и сложный характер литературного процесса

Барокко и рококо

3

3

2

1




Классицизм: идеи и образы


3

2

1

1

1

Литература и идеология эпохи Просвещения


3

2

1

1

1

Основные литературные направления Нового времени. Романтизм
















Картина мира у романтиков. Ее национальные и индивидуальные инварианты:

Немецкий романтизм. Гофман

3

2

1

1

1

Английский романтизм. «Озерная школа»,

Байрон, Шелли, В.Скотт

3

2

2




1

Французский романтизм. Гюго, Виньи, Ж.Санд

3

3

2

1




Американский романтизм. Э.По, Купер

3

3

2

1




От романтизма к реализму. Мериме, Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей

3

3

2

1




Основные литературные направления Нового времени. Реализм
















Реальность 19 века и ее отражение в литературе

Зрелый классический реализм. Проза Флобера и Гарди, драматургия Ибсена и Шоу

3

3

2

1




Натурализм. Золя, Мопассан, Гонкуры, Гамсун

3

2

2




1

Эстетизм. О.Уайльд

3

2

1

1

1

Символизм: «проклятые поэты», Метерлинк

3

2

1

1

1

Английский неоромантизм: Стивенсон, Киплинг

3

2

1

1

1

Реализм, модернизм, постмодернизм в литературе ХХ – начала ХХI века.
















Образ мира в 20 веке и его основные литературные «модели»:

Авангардизм и модернизм. Пруст, Джойс, Кафка

3

2

1

1

1

Судьбы реализма в ХХ веке. Литература «потерянного поколения». Хемингуэй, Ремарк, Фолкнер

3

2

2




1

Французский экзистенциализм: Сартр и Камю

3

2

2




1

Постмодернизм

3

2

1

1

1

Жанр философской притчи – подведение итогов ХХ века

3

2

1

1

1

Итого

72

54

36

18

18




  1. Содержание дисциплины

Раздел 1.

Взаимодействие литератур различных культурных регионов. Памятники литературы Древнего Востока.

Художественный образ как отражение действительности. Особенности отражения действительности в разных формах общественного сознания: наука, философия, искусство и религия. Метафора как способ постижения сверхчувственной реальности.

Понятие «картина мира». Менталитет как единство умственных навыков и духовных установок. Национальная и историческая вариативность образа мира. Понятие «система ценностей» и историческое изменение его содержания; ценности инструментальные и терминальные. Основные типы цивилизаций. Связь художественной модели мира с преобладающей проблематикой эпохи, господствующими жанрами. Типологические параллели в области живописи.

Национальные различия в картине мира, их обусловленность географическими и историческими особенностями страны. Глобальные различия в восприятии и отражении мира цивилизациями Востока и Запада. Особое положение России.

Базовые категории европейской эстетики: мимесис, катарсис, калокагатия. Их историческая обусловленность и формы проявления в искусстве. Принципиально иной характер эстетических установок восточной культуры: содержание эстетических категорий «моно-но аварэ», «югэн», «саби» (Япония). Особенности их опредмечивания в литературном тексте, в живописи. Сопоставление реализации однородных сюжетов в произведениях искусства Запада и Востока и различие жизненных установок: приспособление мира к себе или себя к миру.

Образ мира в древних литературах. Появление представлений о единстве и диалектике бытия в древних литературах Востока, их отражение в канонических и религиозных памятниках (Книга перемен, Ригведа, Библия). Особые отношения человека с высшим началом в религии монотеистического типа и их последствия.
Раздел 2.

Классические литературные жанры античности.

Особенности менталитета античного человека: конкретное мышление, слабое развитие чувства времени и истории, «закрытость» внутренней жизни. Отражение этих особенностей в быту и в искусстве. Отсутствие выраженного этического начала в религиозных верованиях и «антропоморфность» богов.

Античная концепция судьбы как рока (Гомер, Эсхил, Софокл, Вергилий); судьбы как случая (греческий роман и перспектива этого жанра). История и мифология в поэмах Гомера.

Миф и история в трагедиях Эсхила. («Персы», «Прометей Прикованный», «Орестея»). Нормативность героических образов и принципов общественного поведения в трагедиях Софокла («Царь Эдип», «Антигона»). Переосмысление мифологической традиции в трагедиях Еврипида («Медея», «Ипполит»).

Основные жанры греческой лирики. Зарождение психологизма и перемещение источника трагедии героя из внешнего мира в его собственную душу.

Древняя аттическая комедия (Аристофан). Эллинизм и новая аттическая комедия (Менандр). Театр и драма в Древнем Риме (Плавт, Теренций)

Римская поэзия «Золотого века». Мифическая и реальная история в «Энеиде» Вергилия. Темы и жанры поэзии Горация. Психологизация мифа в «Метаморфозах» Овидия.
Раздел 3.

Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.

Изменение картины мира в сознании человека средневековья. Трансформация античных эстетических и этических установок. Сказочно- мифологический эпос Раннего Средневековья. Архаика родового сознания в «Старшей Эдде». Линейное, «векторное» время, насыщенное религиозным смыслом; пространственный образ мира, его дуалистический характер.

Латинская поэзия вагантов. Куртуазная лирика провансальских трубадуров: темы и жанры. Средневековый рыцарский роман: сюжетно-жанровая типология. Разные формы проявления поляризации: клерикальная культура – карнавальная традиция, fals amour – fin amour и т.п. Возрастание роли символа и аллегории в результате осмысления всего сущего как системы соответствий (и современные рудименты этих представлений).

Национально-исторический эпос Зрелого Средневековья. Феодальный быт и феодальное сознание в «Песни о Нибелунгах». Национально-религиозная идея в «Песни о Роланде». Реальная историчность «Песни о Сиде». Проблема согласования античной и христианской культуры (героический эпос, роман Артуровского цикла).

Этическая концепция мира (Данте). Роль научных и географических открытий в формировании мировоззрения человека эпохи Возрождения. Проблема соотношения цельности и противоречивости в его личности. Гуманизм как идеология Ренессанса.

Многообразие форм реализации ренессансного антропоцентризма (Боккаччо, Петрарка, Рабле, Макиавелли, Сервантес). «Время, овеществленное в людях» (мир и личность у Шекспира). Трагедия гуманизма.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждено iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Утверждено iconУчебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии...
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.)
Утверждено iconПоложение утверждено на заседании Ученого Совета
Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»...
Утверждено iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconПоложение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании...
Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г
Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРабочая программа Изобразительное искусство
«Согласовано» «Утверждено»
Утверждено iconМиннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconУтверждено
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск