Структура методической работы
МКОУ «ООШ № 3 ст. Кардоникской». Методическая работа школы (МРШ) – это система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленная на создание оптимальных условий для развития и повышения творческого потенциала каждого педагога и воспитателя, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников. Основные методологические подходы:
программно - целевой
системно-деятельностный;
мотивационный;
рефлексивный;
личностно ориентированный;
диагностическо - прогностический
культурологический, Управленческая деятельность:
Планирование методической работы ОУ (планирование работы МС, МО).
Прогнозирование потребностей педагогов в методическом обеспечении образовательного процесса.
Организация мониторинга качества образования (контрольные срезы, выявление эффективности изучения образовательных программ, посещение уроков, изучение познавательного интереса учащихся, изучение учебной мотивации, изучение и удовлетворение образовательного заказа учащихся и их родителей, диагностика уровня сформированностиобщеучебных умений и навыков).
Система повышения квалификации в рамках подготовки к аттестации.
Рецензирование авторских программ, элективных курсов.
Организация творческих конкурсов.
Анализ результатов образовательного процесса.
Проведение диагностики педагогической деятельности. Сегодня проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценка - неотъемлемая часть управления. Школу оценивают многие: ученики и их родители, администрация, отдел образования. Но главная задача не в том, чтобы дать учителю экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к самостоятельному осмыслению и решению своих проблем.
В школе создается такой диагностический блок, который позволяет каждому педагогу отрефлексировать собственную деятельность, определить особенности деятельности и личностные ориентиры:
- выявить методы, формы и средства достижения результата;
- наметить пути и перспективы развития инновационного опыта учителя и школы по следующему алгоритму:
Учителя школы осознают необходимость постоянного самоанализа своей педагогической деятельности, самосовершенствования, а это - основа творчества.
Качественное обновление управления методической службой школы в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало применение программно-целевого подхода, делает эту работу целенаправленной, конкретной, адресной, мобильной, направленной на популяризацию исследовательской и проектной работы учителей и учащихся. Инновационная деятельность:
Разработка программы, направлений инновационной деятельности.
Разработка, экспертиза и апробация новых образовательных программ, технологий и методик.
Анализ хода и результатов внедрения инноваций.
Пополнение банка инноваций.
Помощь учителям в организации их исследовательской и экспериментальной деятельности.
Разработка методической продукции. Профессиональное самообразование педагогического коллектива.
Семинары – практикумы.
Диагностика профессионального мастерства учителя.
Курсы повышения квалификации.
Семинары, совещания по обмену опыта.
Методические консультации (индивидуальные и групповые).
Работа над темой по самообразованию.
Диагностика педагогических затруднений учителя.
Наставничество.
Школа молодого учителя.
Обобщение передового педагогического опыта (собственного и коллег).
Разработка методической продукции.
Распространение передового педагогического опыта.
Работа в ШМК
Развитие кабинетной системы. Функции методической работы: По отношению к государственной системе повышения квалификации:
- Осмысление программно-методических требований, приказов, инструкций вышестоящих органов системы образования;
- Внедрение научных разработок;
- Внедрение прогрессивного опыта, признанного на всероссийском уровне. По отношению к педагогическому коллективу:
- Консолидация, сплочение педагогического коллектива;
- Выработка единого кредо общих ценностей, традиций.
- Изучение, обобщение и распространение прогрессивного педагогического опыта;
- Стимулирование группового педагогического творчества и инициативы учителей (генерация идей, их систематизация и структурирование). По отношению к конкретному учителю:
- Обогащение знаниями (ведущие дидактические теории и технологии);
- Развитие мировоззрения, ценностных взглядов, устремлений и т.д.
- Развитие мотивов творческой, профессиональной деятельности.
- Развитие устойчивых, нравственных качеств в личности.
- Формирование современного стиля педагогического мышления.
- Развитие профессиональных навыков педагогической техники и исполнительного мастерства.
- Формирование готовности к профессиональному самообразованию. Компоненты содержание методической работы в школе:
- Мировоззренческая подготовка учителя.
- Подготовка всех учителей к проведению опытно - экспериментальной работы (программа в рамках предмета, темы).
- Дидактическая подготовка учителя (экспертиза деятельности).
- Частная методическая подготовка учителя (самообразование).
- Воспитательная подготовка учителя.
- Психологическая подготовка учителя.
- Техническая и компьютерная подготовка учителя
- Развитие общей культуры личности учителя, расширение его культурного кругозора как обязательная, специально организованная методическая деятельность.
- Формирование исследовательской культуры. Формы организации методической работы в школе.
- Работа педагогического коллектива над Единой Методической Темой.
- Методический совет.
- Педагогические советы.
- Методический кабинет.
- Школа молодого учителя.
- Школа передового педагогического опыта (обобщение передового педагогического опыта).
- Заседание МО.
- Совещание классных руководителей.
- Читательские конференции.
- Методические выставки, стенгазеты, альманахи, уголки.
- Индивидуальное наставничество.
- Открытые уроки и открытые мероприятия.
- Деловые игры ролевого и не ролевого характера.
- Моделирование урока
- Творческие отчеты учителей.
- Предметная неделя
- Взаимопосещение уроков.
- Портфолио. Презентация результатов деятельности педагогов.
Участие в научно – практических конференциях всех уровней.
Организация и проведение семинаров, конференций ОУ.
Выставки педагогических достижений.
Разработка методической продукции (сборники, методические рекомендации, пособий).
Участие в экспертизе деятельности учителей других ОУ.
Совещание и семинары по обмену опыта.
Проведение дней открытых дверей.
Предметная неделя, декада
Творческие отчеты учителей.
Работа ШМК. Профессиональные объединения педагогов в учебном заведении.
-Предметные Методические Объединения.
- МО учителей начальных классов.
- МО классных руководителей.
- Педагогические мастерские, лаборатории.
- Творческие проблемные группы . Ведущие дидактические теории и технологии:
• П.Я. Гольперин.: Теория поэтапного формирования умственных действий.
• Занков, Эльконин, Давыдов, Эрдниев, Фаизов, Монтессори, Штайнер, Фране.: Теории и технологии развивающего обучения.
• В.В.Давыдов : Теории и технологии содержательного обобщения.
• Скаткин, Махмутов, Матюшкин: Теории и технологии прблемного обучения.
• Ильина, Талызина: Теории и технологии программированного обучения.
• Щукина: Теории и технологии развития познавательного интереса.
• Ю.К. Бабанский: Теория оптимизации обучения.
• А.К. Маркова: Теория активизации учебной деятельности.
• М.М. Поташник: «Управление развитием школы», « Управление качеством образования», «Профессиональные объединения педагогов».
• Ямбург: «Школа на пути к свободе».
• Щуркова, Караковская: программы воспитания, нравственные ценности
• Онищук : типы и структуры уроков
• А Г Осмолов «Психология личности»
Используемые современные технологии
в практической деятельности учителей МКОУ «СОШ № 90» Классификация:
Традиционные педагогические технологии
Объяснительно – иллюстративные технологии обучения Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-Педагогика сотрудничества
-Гуманно – личностная технология
-индивидуализация, личностно- ориентированное обучение
Педагогические технологии на основе активизации педагогического процесса - Игровые технологии;
- Проблемное обучение
-Коммуникативного обучения иноязычной культуре
- Интенсификации обучения на основе схем и знаковых моделей учебного материала
-Адаптивные
- Погружение
- Модульное обучение
-Профессиональные пробы Педагогические технологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса
-Диалог культур
-Реализация теорий поэтапного формирования умственных действий
-Групповые технологии
-Коллективный способ обучения на основе диагностики ключевых компетентностей учащихся. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования, реконструирования материала
-Обучения математике на основе решения задач
-Система поэтапного изучения физики
-Система поэтапного изучения иностранного языка и др. предметам
Педагогические технологии развивающего обучения
- Система развивающего обучения
-Личностно- ориентированное обучение Интерактивные технологии
-Компьютерные
- Поисково –исследовательские
- Метод проектов |