По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства





Скачать 132.26 Kb.
НазваниеПо предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства
Дата публикации02.09.2014
Размер132.26 Kb.
ТипКалендарно-тематический план
100-bal.ru > Культура > Календарно-тематический план
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1 имени А.С. Розанова»

Рабочая программа



по предмету «Скульптура»

образовательной программы изобразительного искусства

4-летнего срока обучения, 1-4 класс

на основании примерной программы «Скульптура»

для детских художественных школ и школ искусств

МК СССР, Москва 1982 год

Срок реализации 4 года

Возраст детей 10-14 лет, 12-16 лет.

Авторы-составители: преподаватели художественного отделения

Головко Людмила Александровна

Бондаренко Тамара Ивановна

Кировск


2008 год

1. Пояснительная записка
Основные цели скульптуры в обучении детей 10-14 лет:

-развитие объемно-пространственного мышления, развитие у ребят трехмерного восприятия объемной формы и умения хорошо чувствовать и передавать пластическими средствами объем.

-развитие интереса к скульптуре как к одному из видов изобразительного искусства, знакомство с лучшими образцами скульптуры.

-развитие чувства пластики, цельности и вкуса, раскрытие творческих способностей у учащихся, наиболее склонных к пластической передаче образа.

-развитие навыков и умений в работе с пластическими материалами, формирование наблюдательности, трудолюбия.

Учащиеся должны уметь выполнять рельефные композиции по предварительному эскизу, в круглой скульптуре необходим круговой обзор, чтобы добиться наибольшей выразительности. Учащимся предлагаются задания от простых к более сложным. Материалом для работы в основном являются глина и пластилин.

В пластилине часть работ, связанных с лепкой фигур животных и человека, предполагается лепить на каркасе.

На уроках скульптуры используются знания, полученные на уроках рисунка, истории искусства, предполагается наличие нагляд­ного иллюстративного материала с образцами скульптуры, а также материала, показывающего последовательность выполнения работ.

  1. Календарно-тематический план

1 класс

I четверть – 18 часов (по 2 часа в неделю)



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Вводная беседа

Оборудование и пластические материалы.

Порядок работы с глиной, пластилином.

Лепим простые формы.

Пластилин

2

2

Лепка с натуры плоских предметов

Лепка листьев разного характера, формы, строения.

- Передать форму и характерные особенности, линии и изгибы листьев

4

3

Лепка декоративной посуды разной формы и назначения

Лепка из целого куска глины или пластилина.

Сформировать понимание зависимости формы предмета от его назначения.

Понятие кругового обзора

4

4

Лепка декоративной посуды с лепными деталями

Создание формы предмета из пластинок (колбасок).

Соотношение формы и декоративных упражнений

2

5

Лепка предметов простой формы: фрукты, овощи, грибы

Продолжение знакомства с понятием объемности, кругового обзора.

Представление о пропорциях предметов, плоскостях и переломах формы

2

6

Декоративная композиция «Русский пряник»

Знакомство с рельефом. Переработка природных форм. Дать понятие о декоративном рельефе. Глина

4


II четверть – 16 часов (по 2 часа в неделю)



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Набросок птицы (с чучела).

Пластилин

Развитие наблюдательности, способности передавать характер натуры и ее пропорции. Разъяснение понятия кругового обзора

4

2

Декоративный рельеф «Птица» или «Рыба».

Глина

лепка невысокого рельефа прямоугольной формы. Украшение прилепами и росписью. Знакомство с новыми приемами в работе.

Развить умение вписать изображение в выбранный формат, переработать реальные формы в декоративные

4

3

Лепка игрушек по мотивам народного декоративно-прикладного искусства

Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве керамики, народных игрушках-свистульках.

Знакомство с техникой изготовления игрушки-свистульки

4

Грунтовка и роспись обожженной игрушки

2


III четверть – 20 часов (2 часа в неделю)



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Набросок фигуры человека.

Пластилин

Передать основные пропорции и характер. Закрепление понимания кругового обзора

4

2

Декоративный сосуд.

Глина

Знакомство с произведениями гончарного промысла. Сопоставление оси симметрии в рисунке и центра гончарного круга. Понятие тела вращения. Связь формы и д?

4

Роспись обожженного сосуда

2

3

Декоративная 2-3-х фигурная композиция по мотивам народных сказок.

Пластилин

Научить передавать характер­ные особенности персонажей. Понятие условности языка декоративной скульптуры.

Метод обобщения и упроще­ния с одновременным усиле­нием выразительности пласти­ки изображаемых героев

4

4

Композиция «Цирк»

3-4 фигурная

Барельеф, пластилин

Выполнение эскиза и основы

2

Развитие наблюдательности, зрительной памяти. Передача выразительности изображаемого и сохранение целостности композиции

4


IV четверть – 14 часов (2 часа в неделю)



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Лепка животных, птиц. Глина

Придумать и слепить смешной сюжет «н-р»?: щенок и воробей, котенок и ворона.

Передать пластику, присущую данному герою, выразительность и эмоциональность позы, движения

4

2

Лепка с натуры несложного гипсового оригинала

Точно передать пропорции, форму натурального образца

4

3

Итоговая работа.

Композиция на тему «Человек и животные» (птицы и т.д.).

Материал на выбор

Поиск композиционного решения в листе. Выбор: круглая скульптура или рельеф.

Выявить степень усвоения изученного материала, закрепление навыков и умений приобретенных за год

6


2 класс

I четверть – 18 часов (по 2 часа в неделю)



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Выполнение рельефа с использованием растительных мотивов: веток, листьев, цветов с натуры

Выполнение невысокого рельефа – показать характерную форму листьев, пропорции.

Материал: пластилин, глина

4

2

Выполнение рельефа несложного натюрморта с овощами, фруктами с натуры

Умение показать в рельефе объемные формы

4

3

Вылепить с натуры (чучело птицы) птицу – круглая скульптура

Передача основных форм, пропорции, пластика, движения, круговой обзор.

Пластилин

2

4

Композиция «Птицы» из двух фигур

Выполнение эскиза.

Обобщенно передать характер и движение объема в пространстве, не вникая в детали.

Использование каркаса.

Пластилин

4


II четверть – 16 часов (по 2 часа в неделю)



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Этюд «Животное»

Выполнить предварительные зарисовки и наброски - пользоваться атласом.

Выполнить обобщенны? формы животного.

Передача движения

4

2

Этюд с фигуры человека

Изучение пропорций, формы обобщенные, передача движения.

Пластилин, глина

4

3

Выполнение новогодних сувениров: фигурок животных, деда Мороза, Снегурочки и т.д.

Передача образа, лепим фигуры по мотивам народных игрушек

4


III четверть – 20 часов (2 часа в неделю)



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Фигура человека в движении (возможно литературный образ)

Передать правильные пропорции – проработать детали, найти движение. Круговой обзор

6

2

Двухфактурная композиция «Человек с животным»

найти взаимосвязь фигур в композиции, выражение эмоционального состояния. Пластилин

4

3

Рельефная однофигурная композиция

Передать характерный образ – можно литературного героя.

Глина

4

4

Роспись рельефа

Подбор орнаментальных мотивов

2


IV четверть – 14 часов (2 часа в неделю)



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Композиция «Цирк»

Коллективная композиция. Каждый лепит фигуру циркача в движении. Затем собрать единую композицию.

Глина

8

2

Роспись композиции «Цирк»

Найти цветовое и стилевое единство

6


3 класс

I четверть – 9 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Декоративное блюдо с рельефом «растительные мотивы»

Выполнить эскиз. Стилизация растительных форм – найти композиционное решение.

Глина

4

2

Выполнить двухплановый рельеф.

Натюрморт из предметов быта

Передать планы – найти рельефное решение объемных форм

5


II четверть – 8 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Этюд фигуры в движении

В положении стоя с применением каркаса, на «глаголе».

Передать пропорции, образующие формы, динамику.

Пластилин

4

2

Этюд фигуры в историческом костюме

Передать характерные черты: пропорции, соотношение масс, динамику, использовать различную фактуру.

Пластилин

4


III четверть – 10 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Этюды животных. Рельеф

Предварительная зарисовка, найти оптимальное движение для рельефа.

Пластилин, глина

2

2

Этюды животных. Круглая скульптура

Повторить предыдущую тему в круглом варианте

4

3

Этюды животных

Задание аналогичное предыдущему

4


IV четверть – 7 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Контрольная работа: 2-3-х фигурная композиция

Выполнить композицию из 2-3 фигур людей и животных.

Предварительный эскиз. Показать взаимосвязь между персонажами.

Добиться выразительности композиции со всех точек зрения

7


4 класс

I четверть – 9 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Этюд с натуры, фигура человека. Рельеф

Выполнение зарисовок, набросков.

Обобщенное решение.

Глина, пластилин

4

2

Этюд с натуры. Объемная скульптура

Выполнить фигуру в движении, интересную со всех точек зрения.

Глина, пластилин

5


II четверть – 8 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Этюд с натуры: гипсовая античная голова

Выполнить уменьшенную копию античной головы по принципу «от общего к частному»

8


III четверть – 10 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Фигура человека с подробным разбором

Передача основных пропорций и характерных особенностей человеческой фигуры.

Передача эмоционального настроения

10


IV четверть – 7 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Композиция на свободную тему из 2-3 фигур

Выявить все полученные навыки и умения, приобретенные за 4 года

7




  1. Рекомендуемая литература


1. Ватагин В. Изображение животных. – М., 1957.

2. Голубкина А. Несколько слов о ремесле скульптора. – М., 1963.

3. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. – М., 1982

4. О композиции: Сб. статей. – М., 1959

5. Писаревский Л. Лепка головы человека. – М., 1962

6. Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. – М., 1978

7. Соколов В. Лепка фигуры. – М., 1968

8. Школа изобразительного искусства: Сб. в 9-ти вып. – М., 1960-1988

9. Юному художнику. Практическое руководство по изобразительному искусству. Раздел «Скульптура». – М., 1963.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconПрограмма по учебному предмету «История изобразительного искусства»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50»
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Цели дисциплины раскрыть сущность и специфику изобразительного искусства, закономерности его исторического развития, подготовить...
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconПрограмма по. 02. «История искусств» уп. 01. «История народной культуры...
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детская школа искусств»
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconРабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы...
Ши является приобщение учеников к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического...
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины Основы теории декоративно-прикладного...
Цели дисциплины дать профессиональные основы деятельности будущего учителя изобразительного искусства, формировать у студентов теоретические...
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconПояснительная записка по предмету композиция прикладная Характеристика учебного предмета
...
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 03. История хореографического искусства
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «История изобразительного искусства»
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Подготовить студентов к самостоятельному освоению художественного наследия изобразительного искусства
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconРоль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся
Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconПриказ №198-лс
«история изобразительного искусства» воспитать художественный вкус, развить у детей образное мышление и способность правильно и чутко...
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconПояснительная записка характеристика учебного предмета, его место...
«История народной культуры и изобразительного искусства» со сроком обучения 5 лет, реализуется 4 года, со 2 по 5 класс. При реализации...
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconПрограмма по учебному предмету История изобразительного искусства
Программа курса «История Искусства» предназначена для детской художественной школы в IV-IХ классах
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconПримерная программа дисциплины История изобразительного искусства...
Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconПоэтические образы на занятиях изобразительного искусства
Совершенно очевидно, что учитель изобразительного искусства должен владеть речью; вся его работа неразрывно связана с актерским мастерством...
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема выступления учителя изобразительного искусства Бутрименко Л. Б. на тему : «О формировании общекультурной компетенции обучающихся...
По предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства iconУниверсальные учебные действия на уроках изобразительного искусства
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск