Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы»





НазваниеПрограмма межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы»
страница1/5
Дата публикации03.09.2014
Размер0.82 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5
Гражданская ассамблея Красноярского края

Министерство культуры Красноярского края

Краевая организация Всероссийского общества слепых

КГБУК «Красноярская краевая специальная библиотека –

центр социокультурной реабилитации

инвалидов по зрению»
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ:

проблемы и перспективы
Сборник докладов и

информационных материалов


Межведомственный круглый стол

30 ноября 2011 года


Красноярск

2012

ББК т74.58

В93
Составитель

С.И. Пермякова,

заместитель директора

Красноярской краевой спецбиблиотеки,

засл. работник культуры РФ

Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы [Текст] : сб. докладов и информ. материалов межвед. круглого стола (30 ноября 2011 г.) / сост. С.И. Пермякова. – Красноярск : КСБ, 2012. - 99 с.

© Красноярская краевая

специальная библиотека –

центр социокультурной

реабилитации

инвалидов по зрению, 2012
ПРОГРАММА

межведомственного круглого стола
«Высшее образование инвалидов по зрению:

проблемы и перспективы»
Дата проведения: 30 ноября 2011 года

Начало заседания: 15-00

Место проведения: конференц-зал

Красноярской краевой спецбиблиотеки

ул.Свердловская,53а (3 этаж)
Модератор: Пермякова Светлана Ивановна, заместитель директора Красноярской краевой спецбиблиотеки.

Вступительное слово: Сипкин Владимир Васильевич, председатель Красноярской региональной организации Всероссйского общества слепых, генеральный директор ООО «КрасТЭМ», член Гражданской ассамблеи Красноярского края, председатель Общественной палаты общественных организаций инвалидов, полномочный представитель президента ВОС по Сибирскому Федеральному округу.

1. Современное развитие теории и практики получения высшего образования инвалидами по зрению.

Пермяков Павел Юрьевич, директор

Красноярской краевой спецбиблиотеки
2. Выступление участников круглого стола

3. Свободная дискуссия

4. Подведение итогов
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ

И ПРАКТИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ

ПО ЗРЕНИЮ
Павел Юрьевич Пермяков,

директор Красноярской

краевой спецбиблиотеки
Наукой установлено, что любой человек, имеющий ту или иную патологию физического развития, при создании соответствующих условий может стать полноценной личностью. Не случайно поэтому в последние десятилетия развития российского общества усилилось внимание к проблемам инвалидов. Свидетельством этого является Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов», принятый в 1995 году. Принятие этого закона совпало с периодом повышения активности самих инвалидов, направленной на получение высшего образования.

В вышеназванном законе зафиксированы обязательства государства перед этой категорией граждан и определен ряд соответствующих гарантий, в том числе – гарантия на получение инвалидами высшего профессионального образования. Многим людям с физическими ограничениями до последнего времени получение высшего образования было практически недоступно. Возможности получения инвалидами высшего образования теоретически длительное время не рассматривались, хотя на практике имелись случаи обучения инвалидов в высших учебных заведениях. Начиная с 1960 годов, в России ряд центральных вузов принимал инвалидов на групповое и индивидуальное обучение (Институт культуры, Мухинское высшее училище, Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И.Герцена, Ленинградский государственный университет, Ленинградский политехнический институт), при этом расширялось и количество специальностей, на которые принимались инвалиды. В настоящее время уже не вызывает сомнения вывод о том, что высшее образование является важным фактором социальной интеграции инвалидов.

Вузов, в которых реализуются целевые программы подготовки студентов-инвалидов, не так много, но их число постоянно растет. С февраля по июнь 2011 года в Москве был проведен рейтинг по доступности высших учебных заведений для инвалидов. В ходе мониторинга оценивалась архитектурная доступность для инвалидов зданий, сооружений: есть ли пандусы и другие приспособления, позволяющие преодолеть пороги, ступеньки, крутые подъемы и т.д. В десятку лидеров вошли:

1. Московский государственный институт музыки имени А.Шнитке.

2. Международный независимый эколого-политологический университет.

3. Нефтекамский филиал Башкирского госуниверситета.

4. Московский государственный институт индустрии туризма.

5. Московский социально-гуманитарный институт.

6. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

7. Сибайский институт (филиал) Башкирского госуниверситета.

8. Омская государственная медицинская академия.

9. Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ».

10. Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Одним из самых социально уязвимых и слабо защищенных слоев населения являются инвалиды с ослабленной или полной потерей зрения. Дискриминация людей, имеющих патологию органа зрения, существует во всех сферах жизни, включая общественный транспорт, жилые здания, участие в политической жизни. Невозможность получить достойное образование и, как следствие, достойную работу делает эту проблему чрезвычайно острой.

До начала систематического образования слепых (1784) незрячие, как правило, были неграмотными. С конца 18 до начала 20 века в жизни незрячих происходят значительные изменения: многие страны признают право незрячих на социальную защиту, образование, трудоустройство. До 1917 года в России только восемь незрячих получили высшее образование. В СССР с середины двадцатых годов прошлого века возможности получения инвалидами по зрению высшего образования значительно расширяются. В результате в начале тридцатых годов только среди членов ВОС учтено более 200 незрячих студентов вузов. По данным отчетных документов ВОС, в 20 веке уже более 6000 человек из числа инвалидов по зрению получили высшее образование. В настоящее время в Российской Федерации происходит существенное и устойчивое увеличение числа студентов-инвалидов по зрению, которые обучаются в вузах. С различными проблемами получения высшего образования так или иначе сталкиваются все инвалиды, но для инвалидов по зрению эта проблема стоит особенно остро, начиная уже с выбора профессии. Несмотря на это инвалиды по зрению имеют большой опыт получения высшего образования. Причем обучались и обучаются они, как правило, на общих основаниях.

В 1994-2006 годах было проведено исследование специфики получения инвалидами по зрению высшего образования (участвовали 385 студентов). В ходе исследования установлено, что многие студенты во время обучения в вузе сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих процесс не только освоения образовательной программы, но и социально-психологической адаптации к условиям высшей школы.

В настоящее время в Российской Федерации, на наш взгляд, и в Красноярском крае, широко используется модель коррекционно-педагоги-ческой поддержки студентов с нарушением зрения, значительное место в которой занимают специальные библиотеки для слепых, являющиеся не только социокультурными, но и образовательными центрами. Примером тому служит деятельность Красноярской краевой специальной библиотеки – центра социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. В настоящее время библиотека тесно сотрудничает с Красноярской региональной организацией Всероссийского общества слепых, с коррекционными школами, где обучаются незрячие и слабовидящие. Научное сопровождение данного направления обеспечивается сотрудничеством с ведущими высшими учебными заведениями. Так, в 2009 году на базе библиотеки организована кафедра социальной работы и социальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета имени В.П.Астафьева (заведующая кафедрой – доктор педагогических наук, профессор Т.В.Фуряева). Научные сотрудники этого университета совместно с сотрудниками библиотеки реализуют проект «Психолого-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению». Договор о сотрудничестве заключен с Сибирским Федеральным университетом, в рамках которого незрячие и слабовидящие студенты университета проходят на базе библиотеки производственную практику. В стадии завершения подписание договора о сотрудничестве с Красноярским государственным торгово-экономическим институтом.

В настоящее время в Красноярской краевой специальной библиотеке студенты составляют небольшую, но активно читающую группу. Так, в настоящее время услугами библиотеки пользуются 19 студентов. Из них: обучаются в педуниверситете им. В.П.Астафьева 4 человека, в СФУ – 8 человек, в Агроуниверситете – 2 человека, в торгово-экономическом институте – 2 человека. Специальности обучающихся студентов самые разные: юристы, психологи, филологи, экономисты и даже таможенники.

Важнейшими направлениями деятельности библиотеки в решении проблем получения высшего образования незрячими и слабовидящими являются:

  1. Информационная поддержка процесса обучения студентов с патологией органа зрения в вузах.

  2. Обучение студентов самостоятельной работе на компьютере, использование Интернет-технологий.

  3. Оказание практической помощи в написании и оформлении рефератов, курсовых и дипломных работ.

  4. Обучение чтению и письму по системе Брайля.

  5. Проведение профориентационных мероприятий.

Таким образом, роль библиотеки заключается в том, чтобы максимально ориентировать свои ресурсы на образовательные цели (Диянская Г.П. Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении. М., 1998, стр.240). При этом одна из задач библиотеки – создать инвалидам по зрению комфортную среду для получения высшего образования.

Отечественный и зарубежный практический опыт доказывает, что инвалиды по зрению могут и должны обучаться в высших учебных заведениях, а после их завершения успешно работать по избранной специальности.


О РОЛИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В ПОЛУЧЕНИИ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

ПО ЗРЕНИЮ
Валентина Ивановна Прудкова,

председатель Центральной

местной организации ВОС,

председатель Красноярского

регионального отделения

спорта слепых
Уважаемые участники круглого стола! Социальная реабилитация инвалидов по зрению, их социализация, повышение качества жизни являются приоритетными направлениями в политике нашего государства. Одним из приоритетов этого направления является обеспечение доступа к получению высшего профессионального образования, качественного трудоустройства инвалидов. Все вышеизложенное позволяет инвалиду обеспечить не только сегодняшний, но и завтрашний день, стать самодостаточным человеком.

Члены Центральной местной организации обучаются в Сибирском Федеральном университете, это Яптунэ Наталья и Максим Максак, а Елизарьев Евгений является студентом СибГТУ. Студенты обеспечены эффективными средствами технической реабилитации: ноутбуками, смартфонами, цифровыми плеерами и диктофонами, полученными в рамках краевой долгосрочной целевой программы «Доступная среда». Это значительно облегчает усвоение полученных на лекциях знаний, подготовку к экзаменам, зачетам, курсовым работам. Большую помощь студентам оказывает наша краевая специальная библиотека. В начале 90-х годов было значительно труднее не только обучаться, но и поступать в высшее учебное профессиональное заведение. Член Центральной МО ВОС Сергей Степанов обучался в Красноярском государственном университете на юридическом факультете платно. Местная организация изыскивала благотворительные средства для оказания материальной поддержки студента. На сегодняшний день важнейшей задачей является трудоустройство выпускников. Необходимо решить проблему технической оснащенности рабочего места, в законодательном порядке решить проблему обеспечения трудоустраемого инвалида секретарем-чтецом. Через средства массовой информации и другие источники проводить работу по воспитанию в современном гражданском обществе правильного отношения к инвалидам.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ

ШКОЛЫ IV ВИДА
Елена Евгеньевна Брылина,

заместитель директора по УВР

Красноярской коррекционной

школы IV вида №1 для детей

с ограниченными

возможностями здоровья

Для каждого педагога, родителей, самого ребенка немаловажно, какое образование сможет получить ребенок после окончания школы. Как произойдет его адаптация в современном обществе, а также его дальнейшая социализация и профессиональное становление, сможет ли он конкурировать со здоровыми детьми. Несмотря на положение по профессиональному отбору, которое ограничивает доступность ряда профессий для лиц со сниженным зрением, многие все же остаются доступными.

Наша школа работает над проблемой «Социализация учащихся средствами основного и дополнительного образования». Другими словами, мы создаем условия для обучения слабовидящих учащихся, учитывая специфику, которая заключается в следующем:

  • учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей;

  • дифференцированном подходе к детям;

  • перераспределении учебного материала, изменении сроков прохождения;

  • дозировании учебных нагрузок;

  • организации лечебно-восстановительной работы, которая позволит по возможности сохранить показания по зрению или добиться улучшения показаний;

  • создании санитарно-гигиенических условий;

  • усилении работы по профориентации, социально-трудовой адаптации и самореализации учащихся;

  • наличии квалифицированных кадров в штате образовательном учреждении (дефектологи, логопеды, психологи, социальный педагог, инструктор ЛФК, врач-офтальмолог, врач-физиотерапевт, врач-педиатр и др.).

Содержание базовых предметов в школе для слабовидящих детей в своей образовательной и мировоззренческой основе соответствует содержанию, принятому в образовательных учреждениях общего назначения.

Ежегодно идет корректировка учебного плана школы, раздела «Обязательные занятия по выбору». Утверждение и согласование плана происходит с учетом выбранных предметов учащимися II-III ступени для подготовки к экзаменам за курс полной средней школы – это ЕГЭ. Предметы математика и русский язык – обязательные для сдачи ЕГЭ.

Желание отдельных выпускников сдавать экзамены ЕГЭ по выбору еще 7 лет назад переросло в систему. Из-за отсутствия в то время нормативной базы по организации ЕГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья учащиеся нашей школы сдавали экзамены на базе общеобразовательных школ на общих основаниях. ЕГЭ сегодня – это реальность нашего образовательного пространства, если вначале это был эксперимент, то теперь – обязательная процедура и для учащихся с ОВЗ, которые хотят продолжить свое обучение в ВУЗах, колледжах, техникумах.

Успешная адаптация и социализация учащихся школы прослеживается по катамнестическим данным:

Год

Всего выпускников

ВУЗ

Колледжи, лицеи, техникумы

Трудоустройство

2006-2007

12 класс

14

6

6

2

2007-2008

12 класс

11

8

2

1

2008-2009

12 класс

6

4

2

-

2009-2010

12 класс

5

3

2

-

Итого:

36/ 100%

21/ 60%

12/ 32,2%

3/ 9,7%
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» icon1. Мировая валютная система и современные проблемы её развития
Задание: подготовка письменно ответов на поставленные вопросы и проведение дискуссии, круглого стола
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconПроблемы подготовки бакалавров по дисциплине «Экономическая информатика»...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение борисоглебского городского округа борисоглебская средняя общеобразовательная...
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconОтчет о проведении круглого стола «Интеграция различных уровней обучения...
Отчет о проведении круглого стола «Интеграция различных уровней обучения в антикризисном управлении» 28. 03. 2013г организованного...
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconА. Т. Твардовского «Библиотека. Книга. Чтение: новые подходы и технологии»...
Б-59 Библиотека. Книга. Чтение: новые подходы и технологии: Сборник материалов «круглого стола» по проблемам чтения / Смоленская...
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconРекомендации Круглого стола по теме: «Урок физической культуры в...
«Столичное образование», «Спорт Москвы» образовательные учреждения определяют формы занятий, средства физического воспитания и виды...
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconСписок исполнителей
Содержание деятельности и результаты по мероприятию «Pазработка и апробирование научно-образовательного материала по использованию...
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бубер Л. Л., образование высшее техническое, педагогический стаж работы 41 год, Ошур И. П., образование высшее педагогическое, педагогический...
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» icon«Проблемы межнациональных отношений в свете необходимых задач по...
Общественная палата России при поддержке Следственного комитета страны провела круглый стол на тему
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconПрограмма работы конференции предполагает работу нескольких секций...
Пермский институт экономики и финансов приглашает Вас принять участие в работе IV всероссийской ежегодной научно-практической конференции...
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconУчастники и слушатели круглого стола. Мифы и легенды
История развития географической науки и роль выдающих ученых в формировании системы географических знаний
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconИтоговый документ круглого стола
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным...
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconОт составителя
Калмыцкая республиканская организация вос: история и современность: тифло-монографический репертуар / Нац б-ка им. А. М. Амур-Санана,...
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация и проведение тематического круглого стола на тему «Военно-патриотическое воспитание в округе»
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconОтчет о работе круглого стола «Библиотечные здания: архитектура,...
Отработан механизм организации мероприятий: подготовка анонсов, программ, итоговых документов
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconЗаседание «Круглого стола» Тема: «Как быстрее адаптироваться в школе молодому специалисту»
Посещение уроков у учителей первой и высшей квалификационной категории, руководителей шмо молодыми специалистами
Программа межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы» iconОтчет о проведении Круглого стола «Эффективность работы Общественного...
Полное наименование Общества в соответствии с Уставом: Закрытое акционерное общество «Морстрой»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск