Скачать 65.69 Kb.
|
Л.Ф. Алимова, МАОУ-НОШ № 5, г. Среднеуральск Театрально-игровая деятельность младших школьников. Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А. Сухомлинский В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства. Таким образом, создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей в рамках реализации ФГО НОО становится одной из основных задач современной школы. Как справляется с этой задачей наша школа? Нам учителям начальных классов повезло, мы работаем с детьми такого возраста, где желание творить, фантазировать, пока ещё не исчезает. У детей особое творчество - практическое. Каждому учителю хочется, чтобы учёба для их учеников была «погружением» в мир фантазии, добра, красоты. Но и учителю самому надо приложить максимум фантазии, смекалки и выдумки, чтобы увлечь учащихся, развивая их творческие способности. За годы работы в школе я часто использую театральные приемы на уроках литературного чтения. Моя цель - научить учащихся элементарным приемам интерпретации, преобразования текста, тем самым заинтересовать учащихся художественной литературой. С первого класса учу детей рассказывать выразительно стихи, изображая голосом настроение героя. Что значит выразительно, творчески? Творчество для учащегося - процесс многообразный. Он участвует в творческом процессе задолго до того, как он научился читать. Творчество начинается с игры. Играя, выступая в самых разных ролях, ребёнок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя самые разные роли с помощью выразительного чтения, ребенок тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать. Я часто использую прием «Радиотеатр». Дети представляют себя дикторами радио и должны прочитать, а может, и рассказать сказку по ролям. Эта работа не требует особо большой подготовки (не надо готовить костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т.п.). Главное – эмоционально и выразительно читать свои слова. Задание в учебнике: Какой представляется тебе чудесная куколка? Нарисуй ее словами, потом – карандашами или красками (русская народная сказка «Василиса Прекрасная»). Если у учителя очень хорошее воображение, то это задание легко перерастет в театральный прием. Обсудите, какой дети себе представляют куколку. А дома можно нарисовать эскиз театрального костюма для спектакля, предложить обыграть отрывок из сказки, создав творческую группу. Вот он первый опыт театральных постановок. В этой же сказке – задание: Придумай продолжение сказки. Но никто ведь не сказал, что продолжение сказки нельзя представить в форме мини-спектакля. Еще одно задание: Перескажи сказку. Можно в ролях, да и не одному ученику, а группой. Перескажи наиболее понравившейся эпизод былины. Представь себя песенником-сказителем и расскажи фрагмент былины от его лица. Придумывая вместе с ребенком движения, сопровождающие текст, мы помогаем ему развивать фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя ребенка с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем ему интерес к художественному слову, а позже – желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребенка, они помогают преодолеть те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной. Важно учить детей монологической речи. Например, было дано задание выучить наизусть отрывок о композиторе Э.Григе из произведения К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»: «Ты как солнце, - говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на солнце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханьем весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней. Верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни…». На следующем уроке во время чтения отрывка мы с ребятами использовали музыкальные произведения. Им очень понравилось. Это и развитие интереса на уроке, и создание ситуации успеха. Выучили все, творчески рассказывали довольно-таки трудный отрывок для 4 класса. Мой эксперимент удался. Учителю не надо бояться экспериментировать, надо придумывать, импровизировать вместе с учащимися. Импровизированное выразительное чтение развивает эстетическое чувство, воображение и языковую культуру. Такое задание развивает чувство интонации, необходимое для восприятия художественного произведения и воображение, эмоциональность речи. Для того чтобы дети почувствовали различие не только в интонации, но и в лексике, хорошо прочитать им несколько образцов, в которых представлена торжественная речь, лирическая проза или поэзия, юмористическая нелепица (перевертыш). Учащиеся с удовольствием интерпретируют текст, изменяют концовку произведений: в 1 классе было дано задание - придумать продолжение к стихотворению «Розовый слон» в стихах. У нас совместное творчество получилось: слон вернулся домой, из серого снова стал розовым. В сказке Пантелеева «Две лягушки» изменили конец так, что вторая лягушка воспрянула духом и стала бороться за свою жизнь. Прямо на уроке мы с детьми внесли изменения и сыграли спектакль - сказку на новый лад. Заранее были приготовлены афиша, программки. Во время урока дети побывали в роли работников театра: развесили афиши, раздали гостям программки, продумали освещение, подали три звонка, поставили декорации. Спектакль прошел на ура. В 4 классе детям очень захотелось изменить произведения А.П.Чехова «Ванька» и Д.Н. Мамина - Сибиряка «Вертел». Ребята переживали за главных героев и решили, что что-то должно произойти в их жизни, чтобы Ванькино письмо дошло до дедушки и тот забрал его, а Прошка остался бы жив. Они написали небольшие сочинения, ставшие сценариями к последующим спектаклям. В современном мире – динамичном и разнообразном – человеку просто необходимо творческое мышление, способность находить нестандартные решения и умение быстро реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию. Такой человек с легкостью может найти несколько выходов из одной ситуации и несколько ответов на один вопрос. Природа щедро наградила каждого ребёнка возможностями развиваться. И каждый ученик может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Учащиеся моих классов являются дипломантами городского фестиваля театрализованных представлений образовательных учреждений «Театральная зима – 2012, 2013 » в номинациях: «За лучшее режиссерское решение», «Лучшее музыкальное оформление», «За артистизм». Спектакли, показанные в конкурсной программе, мы сочиняем вместе с детьми, разрабатываем костюмы и придумываем декорации, изготавливаем маски, предметы декорации Работая над развитием творческих способностей, понимаешь, что рамки урока не позволяют в полной мере выполнить всё, что ты задумываешь, работа продолжается во внеурочной деятельности. На базе нашего класса создан школьный театральный кружок «Маленькие звезды», оформлена театральная гостиная. Программа кружка основана на следующем: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей учащихся является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, происходит усвоение социальных норм поведения. Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления и "проживания" ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная "тренировка" которых и дает новое качество - развития их как творческой, культурной и духовной личности. Результатом творческой работы учителя и учащихся служит участие в концертах, фестивалях не только школьных, но и городских. Каждое выступление тщательно готовится. Спектакль - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства Мой опыт подтверждает, что в процессе данной работы формируются регулятивные УУД: умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; способность различать способ и результат действия, а также личностные УУД: повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и одноклассников, развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведением, иллюстрациями Театрально-игровая деятельность привлекательна ещё и тем, что вносит в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. При подготовке к спектаклям даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Литература
|
План работы по проекту «острова в океане книг» на 2013 – 2014 учебный... По популяризации чтения и вовлечению младших школьников в активную читательскую деятельность | Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную... Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников | ||
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность... Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО | Тема опыта Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность | ||
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере... Поисково–исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возрастно-нормативная модель: 5-11классы учебно-образовательная деятельность (лекция, библиотечный урок; исследовательская деятельность,... | ||
Г. Шадринск Канунников Р. И Аннотация: в статье предпринята попытка раскрыть значение эмоций в учебной деятельности младших школьников. Данный материал также... | Реферат на тему: «Формирование социальной компетентности у младших школьников» Целью настоящего реферата является изучение особенностей формирования социальной компетентности у младших школьников | ||
Методические рекомендации по формированию икт компетентности младших... В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников | Вопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших... Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей... | ||
Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | О проведении II городской научно-практической конференции младших школьников Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения фгос ноо | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации фгос | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа по эстетическому воспитанию младших школьников с инновационным компонентом разработана на основе авторской дополнительной... |