Скачать 292.86 Kb.
|
Направление подготовки 072300.68 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Квалификация: «Магистр» Аннотация программы Охрана объектов культурного и природного наследия, их выявление, исследование и презентация является важным направлением деятельности современного общества. Профессиональные кадры, подготовленные в этой области, решают важные государственные задачи. Они активно участвуют в обеспечении и поддержании уровня культуры общества, формировании ценностей, объединяющих нацию, а также готовят фундамент для использования культурного наследия и культуры региона как важного ресурса для его социально-экономического развития, реализации туристического потенциала, создания соответствующей инфраструктуры и увеличения занятости населения. Магистерская программа «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» готовит специалистов в области музейного дела, исследователей, обладающих навыками культурно – просветительской и управленческой деятельности, решения прикладных задач в социокультурных сферах с применением современных научно – информационных и образовательных технологий. Магистерская программа «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» разработана в соответствии с «Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации и «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования». Подготовка магистрантов в рамках комплекса специальных дисциплин и курсов по выбору осуществляется по предусмотренному государственным образовательным стандартом профилю. Внимание в программе подготовке магистров уделяется теоретической и прикладной ориентации – овладению практическими аспектами музеологического знания. Отсюда вытекает необходимость введения в круг изучаемых дисциплин таких учебных курсов, как «Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры», «История и методология исследования культурного и природного наследия», «Управление знанием», «Культура массовых коммуникаций», «Культурные ландшафты России», «Музеефикация историко-культурного наследия», «Методы исследования культуры», «Семиотика культуры». Деятельность подготовленного специалиста направлена на: конкретную работу с музейным предметом; комплектование музейных фондов, атрибуцию, научное описание, хранение и консервацию; выявление и сохранение внемузейных памятников истории и культуры, их консервацию, гарантирующую максимальную сохранность культурно-исторического наследия; разработку и создание на современной научной основе музейных экспозиций; организацию и проведение в музее научно-исследовательской работы с памятниками истории и культуры; пропаганду и популяризацию исторических и культурологических знаний и памятников истории и культуры; организацию управления музеями и органами охраны памятников истории и культуры на всех уровнях их деятельности; преподавание в средних учебных заведениях дисциплин музееведческого, краеведческого, исторического и культурологического циклов. Виды профессиональной деятельности выпускника магистратуры: научно-исследовательская, образовательно-воспитательная и организационно-управленческая. Выпускник магистратуры подготовлен к осуществлению научных исследований в области охраны, использования, изучения и консервации историко-культурных объектов. Специалист готов в установленном порядке работать в учреждениях высшего профессионального образования. Выпускник магистратуры, успешно завершивший обучение широко эрудирован, имеет фундаментальную подготовку, владеет современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, умеет самостоятельно формировать научную тематику, организовывает и ведет научно-исследовательскую деятельность по научной специальности. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОГРАММЫ Раздел 1. История музейного дела Перечень вопросов:
Раздел 2. Теоретические проблемы музееведения Перечень вопросов
Раздел 3. Научное проектирование экспозиции, комплектование, учет и хранение музейных фондов Перечень вопросов:
Раздел 6. Музейная педагогика Перечень вопросов:
Раздел 5. Охрана памятников истории и культуры. Перечень вопросов:
Предпосылки зарождения и формирования музеев как социо-культурного феномена. Генезис и развитие конкретных групп, типов, профилей и видов музеев в разных странах (регионах) в различные периоды. История музейного дела в структуре музееведения. Методы изучения истории музейного дела. Источниковедение истории музейного дела – определение понятия. Основные группы и характеристика источников истории музейного дела. Характеристика историографии истории музейного дела. Определение понятия и этимология слова “музей”. Первопричина появления музеев. Коллекционирование как основа возникновения музеев. Понятия “собирательство”, “коллекционирование”, “коллекция”, “собрание”. Теории происхождения музеев: субъективно – эстетическая; биологическая, филологическая. Социальная и др. Периодизация истории музейного дела. Различные подходы к периодизации истории музейного дела отечественных и зарубежных историков музейного дела (А. Виттлин, Ю. де Варен-Боана, З. Жигульского, Дж. Льюиса, В.Грицкевича и др.). Выделение и характеристика основных периодов истории музейного дела. Периодизация истории музеев и ее соотношение с периодизаций общеисторических процессов и историей культуры. Характеристика этапов истории музеев как общеевропейского явления. Особенности истории музеев разных стран в зависимости от присущих им социально-политических, экономических, общественных и культурных процессов.
Начало систематического коллекционирования в эпоху Возрождения. Возникновение первых музеев как показатель духовного подъема европейского общества в эпоху Возрождения. Оживление в эпоху Возрождения интереса к прошлому. Повышение интереса к окружающему миру. Привлечение внимания к эстетическому и эмоциональному воспитанию личности. Начало систематического коллекционирования в эпоху Возрождения. Место коллекционирования в создании первых музеев. Собирательство в Италии. Коллекционеры и покровители искусства. Роль географических открытий в развитии коллекционерства. Научные общества и их собирательская деятельность. Возникновение первых музеев и учреждений музейного типа( кунсткамеры, кабинеты, галереи и пр.) как показатель духовного подъема европейского общества. Появление специализированных коллекций художественных, естественнонаучных, технических и др. Крупнейшие музеи мира зародившиеся в этот период.(Музеи Ватикана, Дрездена, Галерея Уффици и др.)
Развитие музейной деятельности и коллекционирования в России в середине, второй половине XVIII века. Влияние российского просвещения на развитие музейного дела. Дворцовые музеи и хранилища. Дворцовые собрания как образец богатства, славы, престижа царствующего дома. Своеобразие формирования и сохранения дворцовых коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Рождение Эрмитажа – первого русского художественного музея. Музей академии художеств. Частное коллекционирование. Зарождение учебных и ведомственных музеев. Музейное дело на окраинах государства. Основание первого музея местного края в Иркутске. Первые музеи научных обществ.
Влияние общественной мысли на развитие музейного дела. Деятельность гр. Н. П. Румянцева. Первые проекты национального музея в России Ф. Аделунга и Б. Вихмана. Осознание образовательно-просветительного и идеологического значения музеев. Открытие музеев для публики. Положение царских хранилищ. Открытие Оружейной палаты. Частное коллекционирование и его роль в становлении и развитии отечественных музеев. Интерес собирателей и коллекционеров к предметам собственной истории.
Влияние государственных реформ на развитие музейного дела. Усиление роли общественности и личной инициативы – ученых, разночинной интеллигенции, купечества – в создании столичных и провинциальных музеев, в развитии нового типа общедоступных (публичных) музеев, специально направленных на просвещение народа, распространение научных знаний. Осознание общественных функций музея. Философская концепция Н. Федорова. Количественный рост музеев и формирование профильных групп. Роль научных обществ, статистических комитетов, ученых архивных комиссий, учебных заведений в организации музеев. Музеи местного края. История создания Тюменского музея местного края. История крупнейших российских музеев, основанных во второй половине XIX – начале XX века. Возникновение крупнейших музеев страны. История возникновения, развития Политехнического, Исторического, Русского, и др. Состав коллекций, научная и просветительская деятельность музеев. Российские коллекционеры и меценаты второй половины XIX – начала XX века. Изменение состава коллекционеров во второй половине XIX века. Интересы российских коллекционеров, тематика и состав их коллекций. Меценатство в музейном деле. Открытие личных коллекций для публики, превращение их в музеи. История Третьяковской картинной галереи. Коллекционерская и музейная деятельность Тенишевой, Бахрушиных, Цветаева и др.
Предпосылки, способствующие появлению и развитию музееведческих идей. Музейные и краеведческие конференции. Музееведческие периодические издания. Разработка понятия “музейная сеть”, первых классификационных схем (напр. Ф. И. Шмитом). Исследования, посвященные методике музейного дела, работе с аудиторией (А.В. Бакушинский, Н.П. Анциферов, Н.А. Гейнике и др.). Разработки в области теории экспозиции (Ф. И. Шмит, А. У. Зеленко, Н. М. Дружинин). Романов, Шмит. Вальдгауэр , их вклад в развитие отечественного музейного дела.
Государственная политика в области музейного дела в 1920е – 1930е гг. Развитие музейной сети. Положительное и отрицательное влияние новой государственной политики на развитие музейного дела. Музейные распродажи. Первые законодательные акты в области музейного дела и охраны памятников. Создание единой музейной сети в стране. Быстрый рост музеев и активизация их деятельности. Возникновение музеев новой категории: дворцов, особняков, усадеб и пр., рост мемориальных музеев. Создание музеев, посвященных революционному движению. Первая всероссийская конференция по делам музеев, ее значение. Музеи в годы гражданской войны. Нужды социалистического строительства и судьба культурных ценностей. Первый Всероссийский музейный съезд и публикация журнала “Советский музей”. Развитие экспозиционной и научно - просветительской деятельности отечественных музеев. Идеологизация музеев в конце 30х гг.
История создания музеев в Тюмени, Тобольске, Обдорске. Формирование музейной сети Тюменской области. Государственные музеи Тюмени и области. Ведомственные музеи, тематика собраний и направления деятельности. Место в музейной сети общественных и частных музеев.
Основные тенденции развития музейного дела в СССР во второй половине XX в. Усиление интереса к отечественной истории и культуре после XX съезда КПСС. Рост внимания к вопросам охраны и использованию памятников истории и культуры, активизация музейной деятельности. Создание историко-архитектурных музеев–заповедников. Развитие сети общественных музеев. Дальнейшая активизация музейного дела в России в 1960 – 1980е гг. как результат растущего во всем мире интереса к музеям как аккумуляторам исторического опыта, эстетических ценностей, хранителям и пропагандистам традиций, как средству взаимообогащения культур, взаимопонимания народов. Законодательные акты в области музейного дела. Характеристика музейной сети. Научные исследования в области музейного дела. Идейно – политическая направленность музейной деятельности и интенсивный творческий поиск в области музейного проектирования, экспозиционно-выставочной деятельности, музейной педагогики. Деятельность музеев в период изменений общественно – политической жизни страны с середины 1980-х гг.
Новый этап в Российском музейном деле с начала 1990-х гг. Изменение социального статуса музея. Новые технологии в музейной деятельности. Современное состояние музеев. Музеи нового типа, их деятельность (детские, корпоративные, музеи, экомузеи и др.). Проблемы сохранности и безопасности культурного наследия. Перспективы развития российского музейного дела. Новые музейные концепции. Перспективные модели музеев.
Объект музееведения. Понимание его как исторической формы существования общественной потребности в отборе, сохранении и использовании музейности. Проблемы трактовки предмета музееведения. Концептуальные подходы к его определению: институциональный, функциональный, предметный и комплексный. Исторические корни и современные взгляды на предмет музееведения. Язык науки. Терминологические проблемы науки. Международный характер и степень разработанности проблемы языка музееведческой науки. |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Прооп по направлению 072300 "музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" (бакалавр) | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Прооп по направлению 072300 "музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" (бакалавр) | ||
Пояснительная записка Дисциплина «История России» Фгбоу впо «Улгпу им. И. Н. Ульянова» для обучения по направлениям (профилям подготовки): «Педагогическое образование (История/Обществознание)»,... | История и философия науки Общенаучного цикла м базовая часть дисциплин ооп впо (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»... Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,... | Исследование перспективных форм использования объектов культурного... Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного... | ||
Исследование перспективных форм использования объектов культурного... Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного... | Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка принципов... «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева» | ||
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия Согласно статье 13 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-фз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)... | Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного... Выездная коллегия Министерства культуры Челябинской области Сохранение объектов культурного наследия | ||
Доклад главного специалиста управления государственной охраны объектов... «Положение дел в государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Челябинской... | Заявка на участие в круглом столе «Охрана культурного и природного... Некоммерческого партнерства специализированных организаций нефтехимической и нефтегазовой промышленности | ||
Программа спецкурса по прикладной культурологи «Охрана природного... Специальность 020600 "культурология" (031401 – по окс") бакалавриат, форма обучения очная | Учебно-тематический план и программа курса повышения квалификации... Специалисты, желающие повысить свою профессиональную квалификацию, получить возможность работы в области сохранения и использования... | ||
Философский факультет Курс находится в тесной связи с курсами «История культуры», «Теория и история искусства», «История изобразительного искусства», «Охрана... | «Экономическая география и регионалистика» Учебно-методическое пособие Объекты всемирного культурного и природного наследия, расположенные на территории России |