Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная»





Скачать 435.69 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная»
страница1/4
Дата публикации22.09.2014
Размер435.69 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОУ МГДШ им. И.О. Дунаевского



«Принято»

«Утверждаю»

на заседании Педагогического Совета

Протокол № ____ от «___» ___ 2010 г.









___________________ А.Н. Краси




Приказ № _____ от _________ 2010г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Струнные народные инструменты.

Гитара шестиструнная».

для учащихся 1–5 (6) классов (от 10 лет)
Сроки реализации – 5 (6) лет


Типовая программа для ДМШ и ДШИ

на основе программы, разработанной на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы в 2002 году.

Изменения внесены преподавателем Кузнецовым А.Б. в 2010 г.


Пояснительная записка
Занятия по предмету «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) в детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств прово­дятся в объеме 7(8) или 5(6) лет обучения в зависимости от возраста, музыкаль­ных данных и индивидуальных особенностей учащихся.

За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разу­чивать и грамотно исполнять на гитаре произведения из репертуара детской музы­кальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, игры в ансамбле и аккомпанемента.

Основной формой учебной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. На раннем этапе обучения (1,2 классы) возможны также уроки, проводимые с двумя-тремя учениками одновременно, в целях расширения их кругозора, создания в классе коллективной творческой атмосферы, а также для первоначального знакомства с игрой в ансамбле.

На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и сис­тематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического раз­вития учащегося. Следует прививать ему сознательное отношение к необходимос­ти усвоения тех или иных технических приемов, ясное представление о художе­ственной цели, которой они служат.

Основными предпосылками для успешного развития ученика является вос­питание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных ху­дожественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося.

Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения — важ­нейшему для гитариста средству музыкальной выразительности, а также правиль­ным движениям пальцев правой руки. Нельзя не отметить важность свободного владения позициями и навыком вибрации. К работе над вибрацией следует при­ступить, когда учащийся усвоит необходимые постановочные и двигательные на­выки. При этом необходимо стремиться к формированию у него внутренней по­требности к вибрации.

Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмыс­ленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения.

Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учени­ком произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенство­ванию присущего ему чувства ритма, заставляет добиваться согласованного ан­самблевого звучания.

Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для ра­боты дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет пе­дагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, боль­ше наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологичес­кие и физические особенности.

На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для кон­троля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение профессионального, делового контакта с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изуче­ния в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности испол­нения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного испол­нения, другие—для показа в условиях класса, третьи—с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном учебном плане учащегося.


Цель данной программы – научить детей владеть игрой на гитаре в таком объеме, чтобы после окончания школы в своей дальнейшей жизни они могли стать не только активными слушателями, но и участниками любительского музицирования. А профессионально ориентированные учащиеся имели уровень подготовки, достаточный для поступления в среднее специальное учебное заведение.

Для воплощения этой цели требуется решение следующих задач:

  1. Развить у учащихся:

-музыкальный слух;

-чувство метроритма;

-музыкальную память;

-музыкальное мышление.

2. Воспитать у учащихся такие качества, как активность, самостоятельность, волю к занятиям, потребность в творческой реализации.

3. Научить учащихся:

-специфическим для данного инструмента исполнительским приемам;

-грамотному самостоятельному разбору нотного текста;

-чтению с листа;

-эмоциональному и осмысленному исполнению выученного произведения.
Программа рассчитана на пятилетний срок реализации для детей от 10(11) до 15(16) лет.

Основной формой учебной и воспитательной работы ученика в классе по специальности является урок, проводимый как индивидуальное занятие преподавателя с учеником.

Согласно учебному плану, урок длится один академический час и проводится два раза в неделю. В первом полугодии – 32 часа, во втором – 36 часов.

По окончании школы учащиеся должны:

- музыкально и осмысленно исполнять выученные произведения;

- продемонстрировать достигнутый технический уровень владения инструментом;

- овладеть навыками чтения с листа и самостоятельного разбора произведения;

- знать основы музыкальной грамотности.

Контроль над успеваемостью осуществляется следующим образом:

- в конце четверти выводится текущая отметка;

- в течение каждого полугодия проводится технический и академический зачет;

- по окончании школы – выпускной экзамен.

Свои успехи и достижения ученики демонстрируют, выступая на концертах: классных, для родителей, отдела струнных народных инструментов, общешкольных, шефских, не исключено участие наиболее одаренных детей в конкурсах, фестивалях, смотрах, проводимых в методических объединениях.
Методическое обеспечение
В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от пе­дагога ясное представление о гитаре как сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на клас­сической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назна­чении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.

Посадка

Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранно­сти, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом.

При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жес­ткого стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа рас­полагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое есте­ственное положение.
Постановка правой руки

Постановка правой руки — один из важнейших компонентов формирова­ния качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев.

Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью рас­положиться на большом овале гитары. Руку надо чувствовать всю, от плечевого сустава, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки, ни предплечьем, ни локтевым сгибом.

Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и доста­точное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится чуть выше пяст­ных суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы располагаются над правой половиной розетки.
Звукоизвлечение

Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка — не цель, а необходимое средство для обеспечения рацио­нальной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ пра­вильного звукоизвлечения, культуры звука.

Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует предвари­тельно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. Для этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма. Оттягивание струны произ­водится всем пальцем целиком: от пястного сустава по направлению к передней деке и к соседней струне одновременно. Ладонь при этом располагается непосред­ственно над струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажи­ма на струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив, не­много упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивается в направле­нии передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким тембром.

Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. Пос­ле звукоизвлечения возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлече­ния осуществляется только пястным суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе.

В настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только ногтевым способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентирован на это. В то же время, если у ученика ногти тонкие и хрупкие, то можно применять безногтевой способ. При описанной выше постановке правой руки в процессе из­влечения звука одновременно участвуют и мякоть пальца, и ноготь: кончик пальца левой стороной нажимает на струну, подушечка проминается, струна касается ног­тя, оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода.
Приемы звукоизвлечения

Существует два основных приема звукоизвлечения: тирандо и апояндо. Тирандо может быть исполнена любая фактура без исключения, поскольку траекто­рия движения кончика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну.

Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Та­кой прием называется апояндо. Апояндо — прием скорее художественный, коло­ристический, придающий особую силу и красочность звучанию. Принципы рабо­ты пальцев и направление оттягивания струны при правильном выполнении обо­их приемов отличаются друг от друга незначительно.
Постановка левой руки

Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI по­зициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука круто со­гнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив пер­вого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в позиции на одной струне можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических особенностей, может стоять прямо или даже быть наклоненным чуть вправо. На шестой струне наклон пальцев практически отсут­ствует, а по мере приближения к первой струне — увеличивается.

С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может ме­няться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая.

При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец каса­ется обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более вы­пуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к вер­хней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а паль­цы круче сгибаются.
Учет успеваемости
Основной формой учета успеваемости ученика в течение учебного года является четвертная оценка, определяемая педагогом. В конце учебного года на основе четвертных выставляется итоговая оценка. В 1-ом классе в конце I-го полугодия учащийся должен показать приобретенные навыки. В конце учебного года проводится годовой зачет с оценкой: этюд и две разнохарактерные пьесы наизусть.

Во 2-ом, 3-ем, 4-ом классах в конце I-ой четверти проводится технический зачет: исполнение гаммы, этюда наизусть; в конце I полугодия - зачет по пьесам: исполнение трёх произведений наизусть. В конце III четверти проводится технический зачет: исполнение гаммы, этюда наизусть. В конце учебного года проводится годовой зачет с оценкой: три разнохарактерных пьесы наизусть, одна из которых в старших классах – крупная форма.

В 5-ом классе во II и III четвертях проводится прослушивание выпускной программы. В конце учебного года проводится выпускной экзамен, на котором исполняется полная экзаменационная программа: полифония и три разнохарактерные пьесы наизусть.
Учебно- тематический план.

Пятилетний курс



Наименование разделов и тем

Количество часов

Первый класс




Первое полугодие

32

Знакомство с инструментом. Названия частей гитары.

1

Посадка и постановка правой руки, организация целесообразных игровых движений.

2

Аппликатурные обозначения.

1

Освоение приёма тирандо.

3

Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам.

4

Постановка левой руки. Позиция.

2

Игра большим пальцем правой руки с привлечением левой руки в средних позициях (V-VII)

3

Первоначальное освоение более низких позиций (I-IV)

3

Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах.

4

Ознакомление с буквенно-цифровыми обозначениями аккордов.

2

Изучение четырёхзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции.

3

Нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях.

2

Качество звучания и ритм.

2

Второе полугодие

36

Исполнение двойных нот и аккордов в правой руке. Арпеджиато.

4

Восходящее и нисходящее легато.

4

Ознакомление с настройкой инструмента.

1

Переход к игре на одной струне путём чередования пальцев правой руки.

4

Работа над чередованием пальцев правой руки по одной струне.

3

Работа над качеством исполнения тирандо.

4

Первоначальное ознакомление с гаммообразными элементами.

3

Однооктавные гаммы в первой позиции на верхних струнах.

4

Динамика звучания. Развитие силы и уверенности пальцев правой руки.

5

Знакомство с грифом гитары в пределах четырёх-девяти позиций.

3






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconПрограмма по учебному предмету по. 02
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconПрограмма по учебному предмету по. 02
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconПрограмма по учебному предмету «Специальность и чтение с листа (гитара шестиструнная)»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconПрограммы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconДополнительные общеобразовательные программы в области музыкального...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconДополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы...
Г. А. Жуковская, заведующая теоретическим отделом Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при Московской государственной...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 53. 03. 01 – Музыкальное искусство...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано»,...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconДополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconПрограмма по учебному предмету уп. 01. «Специальность (аккордеон)»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»,...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Благовещенская детская школа искусств» Благовещенского...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая образовательная программа художественно эстетической направленности по предмету «Специальный инструмент. Гитара шестиструнная»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «классическая гитара»
Различные ассоциативные параллели между образами и явлениями окружающего мира и непосредственно исполняемым музыкальным материалом...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Н. Л. Копылова председатель предметно-цикловой комиссии «Специальное фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная» icon«музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) программа
Составитель: Ю. Н. Вернигора – преподаватель по классу гитары моу дод дши №1 г. Грайворона


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск