Скачать 435.69 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ ГОУ МГДШ им. И.О. Дунаевского
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные народные инструменты. Гитара шестиструнная». для учащихся 1–5 (6) классов (от 10 лет) Сроки реализации – 5 (6) лет Типовая программа для ДМШ и ДШИ на основе программы, разработанной на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы в 2002 году. Изменения внесены преподавателем Кузнецовым А.Б. в 2010 г. Пояснительная записка Занятия по предмету «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) в детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств проводятся в объеме 7(8) или 5(6) лет обучения в зависимости от возраста, музыкальных данных и индивидуальных особенностей учащихся. За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на гитаре произведения из репертуара детской музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, игры в ансамбле и аккомпанемента. Основной формой учебной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. На раннем этапе обучения (1,2 классы) возможны также уроки, проводимые с двумя-тремя учениками одновременно, в целях расширения их кругозора, создания в классе коллективной творческой атмосферы, а также для первоначального знакомства с игрой в ансамбле. На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося. Следует прививать ему сознательное отношение к необходимости усвоения тех или иных технических приемов, ясное представление о художественной цели, которой они служат. Основными предпосылками для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося. Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения — важнейшему для гитариста средству музыкальной выразительности, а также правильным движениям пальцев правой руки. Нельзя не отметить важность свободного владения позициями и навыком вибрации. К работе над вибрацией следует приступить, когда учащийся усвоит необходимые постановочные и двигательные навыки. При этом необходимо стремиться к формированию у него внутренней потребности к вибрации. Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учеником произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенствованию присущего ему чувства ритма, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, больше наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности. На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение профессионального, делового контакта с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие—для показа в условиях класса, третьи—с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном учебном плане учащегося. Цель данной программы – научить детей владеть игрой на гитаре в таком объеме, чтобы после окончания школы в своей дальнейшей жизни они могли стать не только активными слушателями, но и участниками любительского музицирования. А профессионально ориентированные учащиеся имели уровень подготовки, достаточный для поступления в среднее специальное учебное заведение. Для воплощения этой цели требуется решение следующих задач:
-музыкальный слух; -чувство метроритма; -музыкальную память; -музыкальное мышление. 2. Воспитать у учащихся такие качества, как активность, самостоятельность, волю к занятиям, потребность в творческой реализации. 3. Научить учащихся: -специфическим для данного инструмента исполнительским приемам; -грамотному самостоятельному разбору нотного текста; -чтению с листа; -эмоциональному и осмысленному исполнению выученного произведения. Программа рассчитана на пятилетний срок реализации для детей от 10(11) до 15(16) лет. Основной формой учебной и воспитательной работы ученика в классе по специальности является урок, проводимый как индивидуальное занятие преподавателя с учеником. Согласно учебному плану, урок длится один академический час и проводится два раза в неделю. В первом полугодии – 32 часа, во втором – 36 часов. По окончании школы учащиеся должны: - музыкально и осмысленно исполнять выученные произведения; - продемонстрировать достигнутый технический уровень владения инструментом; - овладеть навыками чтения с листа и самостоятельного разбора произведения; - знать основы музыкальной грамотности. Контроль над успеваемостью осуществляется следующим образом: - в конце четверти выводится текущая отметка; - в течение каждого полугодия проводится технический и академический зачет; - по окончании школы – выпускной экзамен. Свои успехи и достижения ученики демонстрируют, выступая на концертах: классных, для родителей, отдела струнных народных инструментов, общешкольных, шефских, не исключено участие наиболее одаренных детей в конкурсах, фестивалях, смотрах, проводимых в методических объединениях. Методическое обеспечение В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога ясное представление о гитаре как сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на классической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности. Посадка Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом. При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жесткого стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа располагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое естественное положение. Постановка правой руки Постановка правой руки — один из важнейших компонентов формирования качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев. Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на большом овале гитары. Руку надо чувствовать всю, от плечевого сустава, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки, ни предплечьем, ни локтевым сгибом. Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и достаточное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится чуть выше пястных суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы располагаются над правой половиной розетки. Звукоизвлечение Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка — не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ правильного звукоизвлечения, культуры звука. Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует предварительно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. Для этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма. Оттягивание струны производится всем пальцем целиком: от пястного сустава по направлению к передней деке и к соседней струне одновременно. Ладонь при этом располагается непосредственно над струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажима на струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив, немного упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивается в направлении передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким тембром. Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. После звукоизвлечения возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется только пястным суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе. В настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только ногтевым способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентирован на это. В то же время, если у ученика ногти тонкие и хрупкие, то можно применять безногтевой способ. При описанной выше постановке правой руки в процессе извлечения звука одновременно участвуют и мякоть пальца, и ноготь: кончик пальца левой стороной нажимает на струну, подушечка проминается, струна касается ногтя, оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода. Приемы звукоизвлечения Существует два основных приема звукоизвлечения: тирандо и апояндо. Тирандо может быть исполнена любая фактура без исключения, поскольку траектория движения кончика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну. Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Такой прием называется апояндо. Апояндо — прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию. Принципы работы пальцев и направление оттягивания струны при правильном выполнении обоих приемов отличаются друг от друга незначительно. Постановка левой руки Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI позициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в позиции на одной струне можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических особенностей, может стоять прямо или даже быть наклоненным чуть вправо. На шестой струне наклон пальцев практически отсутствует, а по мере приближения к первой струне — увеличивается. С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может меняться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая. При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец касается обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к верхней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а пальцы круче сгибаются. Учет успеваемости Основной формой учета успеваемости ученика в течение учебного года является четвертная оценка, определяемая педагогом. В конце учебного года на основе четвертных выставляется итоговая оценка. В 1-ом классе в конце I-го полугодия учащийся должен показать приобретенные навыки. В конце учебного года проводится годовой зачет с оценкой: этюд и две разнохарактерные пьесы наизусть. Во 2-ом, 3-ем, 4-ом классах в конце I-ой четверти проводится технический зачет: исполнение гаммы, этюда наизусть; в конце I полугодия - зачет по пьесам: исполнение трёх произведений наизусть. В конце III четверти проводится технический зачет: исполнение гаммы, этюда наизусть. В конце учебного года проводится годовой зачет с оценкой: три разнохарактерных пьесы наизусть, одна из которых в старших классах – крупная форма. В 5-ом классе во II и III четвертях проводится прослушивание выпускной программы. В конце учебного года проводится выпускной экзамен, на котором исполняется полная экзаменационная программа: полифония и три разнохарактерные пьесы наизусть. Учебно- тематический план. Пятилетний курс
|
Программа по учебному предмету по. 02 «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» | Программа по учебному предмету по. 02 «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» | ||
Программа по учебному предмету «Специальность и чтение с листа (гитара шестиструнная)» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные... Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | ||
Дополнительные общеобразовательные программы в области музыкального... Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы... Г. А. Жуковская, заведующая теоретическим отделом Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при Московской государственной... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 53. 03. 01 – Музыкальное искусство... | Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано»,... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программа по учебному предмету уп. 01. «Специальность (аккордеон)»... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»,... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Благовещенская детская школа искусств» Благовещенского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая образовательная программа художественно эстетической направленности по предмету «Специальный инструмент. Гитара шестиструнная»... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «классическая гитара» Различные ассоциативные параллели между образами и явлениями окружающего мира и непосредственно исполняемым музыкальным материалом... | Основная образовательная программа среднего профессионального образования... Н. Л. Копылова председатель предметно-цикловой комиссии «Специальное фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты» | ||
Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» | «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) программа Составитель: Ю. Н. Вернигора – преподаватель по классу гитары моу дод дши №1 г. Грайворона |