Скачать 80.8 Kb.
|
Педагогика плюс теория решения изобретательских задач терминологическое сопровождение Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук. Результаты разработки педагогических инноваций показали, что чаще всего они достигаются в рамках межнаучного подхода к объектам исследований. Именно на стыке педагогической науки с другими науками сейчас и происходят открытия. В данном разделе предпринята попытка разобраться в необычном словосочетании «ТРИЗ-педагогика» как в бинарном стыке двух наук. Педагогика, ее становление, перспективы развития сегодня стали осмысливаться с социокультурных, антропологических и собственно педагогических позиций. Однако само понятие «педагогика» воспринимается неоднозначно. Этим словом достаточно часто обозначают саму педагогическую науку, но есть публикации, где педагогика сравнивается с искусством и тем самым как бы приравнивается к практике. Надо добавить, что сам термин «педагогика» принят главным образом в неанглоязычных европейских странах. В англоязычной культуре это слово практически не используют, чаще всего употребляется словосочетание «наука об образовании». Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. В последнее время этим термином стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах. __________________ Гафитулин М.С. Из Золушки в Принцессу Технологии творчества. — 1998. — № 3. — С. 41-44. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Под ред. П.И. Пидкасистого. — М. Педагогическое общество России, 1998. Такая неоднозначность в трактовке понятия мешает ясному пониманию и научному изложению. Для того чтобы не уклоняться в сторону при рассмотрении заявленной тематики, будем опираться на интерпретацию, что «педагогика» — это «педагогическая наука». Но в трактовке педагогики как науки среди специалистов нет единства. Так, В.П. Беспалько понимает педагогику как «одну из многих наук, в которых накоплен богатейший опыт человечества о наиболее совершенных путях и методах воспитания подрастающего поколения». Интересно, что образование в целом он определяет как «область интересов науки педагогики». В «Педагогической энциклопедии» педагогика определена как совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. П.И. Пидкасистый определяет педагогику как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества. Мы же выберем следующее определение. Под педагогикой понимается наука, которая раскрывает сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности. ___________________ Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995. — С. 4. Педагогика Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей — М., 1998. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. Гл. ред. В.В. Давыдов. — М. Большая российская энциклопедия, 1998. Но если педагогика признана наукой, то в ней обязательно должны присутствовать объект и предмет. Объект — это область действительности, которую исследует педагогика, а предмет — способ видения объекта с позиций педагогической науки. В определении объекта и предмета, как указывает П.И. Пидкасистый, также существует много неясностей и разногласий, можно даже сказать в этом деле сколько людей, столько и мнений. В некоторых публикациях объектом педагогики определено воспитание. Но в других работах воспитание считается уже предметом педагогической науки. С точки зрения П.И. Пидкасистого, объектом педагогической науки является образование. Правда, образование изучают также и другие науки. Но педагогика — это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Это единственная научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей, и для которой оно, и только оно, является ее собственным объектом изучения. Теоретический статус науки может влиять и на определение ее предмета. Если признается наличие у педагогики теоретического уровня, ее предмет можно сформулировать так это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки. Понимая открытость данного вопроса, все-таки остановимся на вышесказанном и обратимся ко второй части заявленной тематики работы — определение основных понятий новой образовательной области на основании интеграции педагогики и теории решения изобретательских задач. ________________ Педагогика Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. — М., 1998. Какое же место может занять ТРИЗ-педагогика в общей структуре педагогики В общепринятый перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время принято включать довольно значительное их число ясельная педагогика, дошкольная, педагогика школы, педагогика профессионально-технического образования, среднего специального образования, третьего возраста, исправительно-трудовая педагогика, сравнительная, а также специальные педагогические науки сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, лечебная педагогика, социальная педагогика, церковная педагогика, история педагогики. В систему педагогических наук входят многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам (где методология педагогики рассматривается как система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы). ТРИЗ-педагогика действительно может занять самостоятельную нишу в общей педагогике как методологическая основа в способах добывания знаний, отражающих действительную динамично меняющуюся картину мира, и определения качества образовательного процесса. ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов ХХ века. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Но, несмотря на наличие вариантов целей и задач ТРИЗ-педагогики, работ по описанию ее структуры и содержания, остается неясным, а что же можно понимать под самой «ТРИЗ-педагогикой» В таблицах 1 и 2 сконструированы основные определения по ТРИЗ-педагогике. Таблица 1. ТРИЗ-педагогика как морфологический перекресток понятий «педагогика» и «теория решения изобретательских задач»
____________________ Гин А.А. Приемы педагогической техники Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность Пособие для учителя. — М. Вита-Пресс, 1999. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. Гл. ред. В.В. Давыдов. — М. Большая российская энциклопедия, 1998. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Основы культуры мышления Школьные технологии. —1997. — № 5. — С. 7. Данные определения не претендуют на полную завершенность. Они являются всего лишь попыткой разобраться в некоторых понятиях и привлечь педагогическое сообщество к обсуждению этого вопроса с целью создания терминологического аппарата новой отрасли общей педагогики — ТРИЗ-педагогики. Таблица 2. Терминологическое сопровождение ТРИЗ, педагогики и ТРИЗ-педагогики
Опираясь на понимание концепции в педагогике, можно сделать предположение, что основополагающим замыслом концепции ТРИЗ-педагогики сегодня определяется (и является) идея совмещения педагогической науки и теории решения изобретательских задач с целью определения алгоритмов создания инструментальных способов построения системы средств развития (саморазвития), обучения (самообучения) и воспитания (самовоспитания) личности на основе целостного понимания сущности этих процессов в соответствии с общими законами развития систем. Концепция должна стать стратегией деятельности по ТРИЗ-педагогике. Что же может стать главной целью ТРИЗ-педагогики. Этой целью может стать воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем. Но это пока только предположение, требующее теоретического обсуждения и практического подтверждения. Некоторые вопросы, затронутые в этом разделе книги (терминология, становление структуры, цели и задачи, технологии ТРИЗ-педагогики), требуют дальнейшего обсуждения педагогами-экспериментаторами, учеными-исследователями в области интеграции педагогики (психологии) и ТРИЗ. |
Решение сказочных и реальных изобретательских задач в начальной школе Хочу поделиться с учителями начальных классов своим опытом преподавания триз (Теория решения изобретательских задач). Что же даёт... | Учебно-методический комплекс по мдк методика триз (теория решения изобретательских задач) Составитель: Григорьева Александра Николаевна, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | ||
Биологи я: животные сборник Тризы (здания с использованием теории решения исследовательских или изобретательских задач) | Для учителя начальных классов (копилка опыта) Разработки Натальи Рубиной по использованию теории решения изобретательских задач в начальной школе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в триз теорию решения изобретательских задач. Издательство «Альпина Бизнес Букс», 2007 г-410... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Системный анализ и теория управления» Цель курса «Системный анализ и теория управления» является формирование у студентов системы знаний по теории управления, развитие... | ||
Программа по курсу развития творческого воображения (ртв) на базе... Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие... | Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «методы решения физических задач» Вступительный экзамен по физике в вуз проводится в письменной форме и состоит в решении достаточно большого количества задач различной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью нашей работы является желание показать, как с помощью приемов триза (теории решения изобретательских задач), направленной и... | Конкурс капитанов При решении задач команда может использовать любую литературу, но не имеет права общаться по поводу решения этих задач ни с кем,... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности... Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: закрепить изученный материал в ходе решения задач, проверить навыки решения задач с помощью признаков подобия | ||
Тема урока: «Составление линейных программ для решения задач на применение... Повторить и обобщить знания о свойствах, типах, способах построения алгоритмов, этапах решения задач, о работе операторов input,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная – формировать понятие о регулярном и итерационном циклах; рассмотреть различные способы решения задач на накопление... | ||
Урок по теме «Применение подобия для решения практических задач» «Подобие» для решения задач практического характера, на построение с помощью циркуля и линейки, учить осмысливать материал и делать... | Тема реферата Применение теорем Чевы и Менелая для решения планиметрических задач. Сравнительный анализ в эффективности применения этих теорем... |