Системы обучения и воспитания





Скачать 302.97 Kb.
НазваниеСистемы обучения и воспитания
страница1/3
Дата публикации04.11.2014
Размер302.97 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КАК МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ

СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

(для 2 и 3 ступени обучения0

Образовательная программа - это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Образовательная программа МОАУ СОШ № 12 строится на основе правовых актов:

Международная «Конвенция о правах ребенка»,

Конституция РФ,

Федеральный Закон РФ «Об образовании»,

Типовое положение об общеобразовательных учреждениях,

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»,

Устав (новая редакция) муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 12

Образовательная программа нашей школы состоит из пяти основных разделов:

  1. Краткие сведения о составе и структуре образовательного учреждения, его основных достижениях и проблемах.

  2. Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения

образовательного процесса.

  1. Теоретико-методологические основы образовательной системы.

  2. Образовательная программа I ступени обучения.

  3. Образовательная программа II ступени обучения.

  4. Образовательная программа III ступени обучения.

  5. Методы диагностики освоения образовательной программы.



Второй, третий разделы программы практически не изменяются, а в первый, четвертый, пятый, шестой и седьмой— могут вноситься коррективы, которые делаются, как правило, накануне нового учебного года. В настоящее время образовательная программа нашей школы имеет следующее содержание:

I. Краткие сведения о составе и структуре образовательного учреждения, его основных достижениях и проблемах.

Средняя общеобразовательная школа № 12 является муниципальным учреждением образования г. Рыбинска. Она располагается в микрорайоне «Скоморохова гора».

На начало 2013-2014 учебного года в 36 классах-комплектах обучалось 948 обучающихся, в том числе:

  1. / ступень — 435 учащийся в 16 классах;

  2. // ступень — 418 учащихся в 16 классах;

  3. /// ступень — 95 учащихся в 4 классах.

Школа работает в режиме 5-дневной недели для 1-3 классов и 6-дневной рабочей недели для 4-11 классов, имеет односменный режим работы.

В школе работает сплоченный, профессионально - компетентный коллектив педагогов. Из 61 педагога имеют высшее образование – 56 чел. или 92%, , среднее специальное — 4 чел. или 6 %; среднее – 1 или 2 %.

3 награждены значками «Отличник народного просвещения»;3 учителя нагрудным знаком «Почётный работник»

92% педагогических работников имеет квалификационную категорию, среди аттестованных: 32% имеют высшую квалификационную категорию, 23% - первую квалификационную категорию, 19% - вторую квалификационную категорию;

81% имеют высшую и первую квалификационные категории.

По итогам 2012-2013 учебного года успеваемость по школе составила 99%, качество обученности – 43%.

Школа имеет 51 кабинет, специализированные учебные кабинеты, 8 компьютерных классов, 3 спортивных зала, бассейн, актовый зал, столовую, библиотеку, мастерские, кабинеты медицинской, психологической, и других служб.

В образовательном учреждении действует широкая сеть кружков, клубов, секций, позволяющих учитывать и развивать личные интересы и способности учащихся. В 35 объединении занимаются 767 (87%) школьников. Для учащихся, их родителей и жителей микрорайона в школьных спортивных залах работает Центр спорта и здоровья, в котором занимаются 600 человек. В образовательной работе используются возможности расположенных недалеко от школы городских культурно-спортивных учреждений, таких, как центр «Молодые таланты», ЦДЮТ «Солнечный», ЦДЮТЭ, городской историко-архитектурный музей-заповедник, филиал детской библиотеки.

Школа оказывает следующие дополнительные образовательные услуги:

    • обучение по дополнительным образовательным программам (спортивные секции в Центре спорта и здоровья, бальные танцы)

- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин (спецкурсы в 1-4-х классах)

К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести

  1. Индивидуальные достижения обучающихся в различных направлениях образовательной деятельности

  2. Повышение статуса ОУ за счет участия педагогов и обучающихся в конкурсах и проектах

  3. Партнерские отношения с родителями на начальной ступени обучения

  4. Высокий % справляемости выпускников на III ступени обучения по основным предметам

  5. Высокий % обучающихся, подтвердивших и улучшивших годовую оценку экзаменационной оценкой по основным предметам

  6. Высокий % поступающих в ВУЗы

  7. Два года школа выпускает медалистов, подтверждающих свои результаты

  8. Мониторинг образовательных результатов в ОУ

  9. Психологический мониторинг

  10. Система развивающего обучения в начальной школе

  11. Наличие общей локальной сети школы и выход в Интернет

  12. Открытие мобильного класса информатики, в рамках проекта «1 ученик: 1компьютер»

  13. Оснащение современным оборудованием учебных кабинетов: биологии, географии, физики

  14. Создание нормативной базы и методического сопровождения

  15. Совместная работа с родителями в области безопасности участников образовательного процесса

  16. Образовательная программа

  17. Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность

  18. Активное участие родителей обучающихся I и II ступени обучения в мероприятиях ОУ

  19. Отсутствие жалоб в вышестоящие органы

  20. Компетентность членов администрации

Психологическая служба школы, участвуя в образовательном процессе, помогает выявить тенденции, которые поддаются коррекции силами педагогического коллектива на всех ступенях обучения.

Однако не все в содержании и организации образовательного процесса в школе устраивает учителей, учащихся и родителей. Аспекты, нуждающиеся в улучшении:

  1. Сокращение преступлений и правонарушений, совершаемых обучающимися

  2. Совершенствование системы ученического самоуправления

  3. Низкая успешность на государственной (итоговой) аттестации по математике на II ступени обучения

  4. Повышение эффективности ЭБД

  5. Более эффективное использование результатов мониторинга в качестве основы информационно – аналитического обеспечения управленческой деятельности

  6. Освоение подсистемы ЭБД АСИОУ – тестовый мониторинг

  7. Обеспечение преемственности обучения между начальным, средним и старшим звеном

  8. Обучение старшеклассников по индивидуальным образовательным маршрутам

  9. Учебно-методическое обеспечение

  10. Информатизация ОУ: активное внедрение дистанционного обучения

  11. Развитие спортивной базы ОУ

  12. Техническое оснащение охраны ОУ

  13. Развитие системы работы с родителями трудных подростков

  14. Организация сетевого взаимодействия.


II. Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения образовательного процесса.

Миссия школы – удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, воспитание творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:

  1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей.

  2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

  3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

  4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного «выбора» обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

  5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

6. Принцип доверия и поддержки. Необходимо решительно отказаться от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Надо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

III. Теоретико-методологические основы образовательной системы

Ключевыми понятиями системы образования являются:

  • самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

  • личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

  • самоактуализация личности — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

  • субъект— индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

  • субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

  • индивидуальность— неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

  • Я-концепция"— осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

  • выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

  • педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова)

  • системный подход — методологическая ориентация в деятельности, при которой объект познания или управления рассматривается как система;

  • образовательная система — это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует построению в учебном заведении педагогически целесообразного процесса развития ребенка;

  • личностно-ориентированный подход — методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действия обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.


IV. Образовательная программа I ступени обучения.

(отдельный раздел см. на стр. сайта ФГОС НОО)
V. Образовательная программа II ступени обучения.

II ступень обучения (5 – 9 классы)
Нормативный срок освоения – 5 лет



        1. Цель образовательной программы основного общего  образования:

создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной  индивидуальной образовательной траектории через организацию образовательной среды.

2.  Характеристика  подросткового возраста

Возраст: 11-15 лет

 Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся.

  Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.

  Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками  определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.

  Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование).  Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности.

  Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности.

  Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении:   стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений.

  Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника  для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.

  Этому способствует становление понятийного мышления, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте.  В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения)   мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.

  Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.

3.Виды деятельности подростка

  • Учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).

  • Проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.

  • Исследовательская деятельность

  • Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).

  • Творческая деятельность, направленная на самореализацию и самоосознание.

  • Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.

  4. Задачи, решаемые подростками в разных видах  деятельности 

1.Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

2.Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

3.Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

4.Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.

5.Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.

6.Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. 

7.Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними

5. Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу основного общего  образования

  1. Реализовать  образовательную программу основной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия, тренинги, проекты, практикумы, конференции и пр.), с постепенным расширением  возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы

  2. Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной образовательной программой области  самостоятельности.

  3. Организовать систему социальной жизнедеятельности  и группового проектирования социальных  событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах.

  4. Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.

  5. Создание условий для формирования умений самостоятельного выбора профиля для дальнейшего обучения в средней школе
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Системы обучения и воспитания iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогические системы обучения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Системы обучения и воспитания iconПрограмма инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Системы обучения и воспитания iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
Системы обучения и воспитания icon3 Лицей самостоятелен в выборе форм, средств и методов обучения и...
Лицей самостоятелен в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах. Он также самостоятелен в выборе системы оценок,...
Системы обучения и воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок «Военно-судебная реформа. Реформирование подготовки офицерских кадров, системы обучения и воспитания войск»
Системы обучения и воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема, над которой работает школа: «Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях введения фгос»
Системы обучения и воспитания iconМетодическое пособие для воспитателей и педагогов. М. М-синтез, 2005...
Программа воспитания и обучения в детском саду. /под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой./ Москва. Мозаика-Синтез,...
Системы обучения и воспитания iconПубличный доклад Качество результатов обучения и воспитания
Показателем эффективности работы является высокое качество результатов обучения и воспитания
Системы обучения и воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для каждого педагога, болеющего за дело воспитания, встает сегодня мучительный вопрос о состоятельности нашей системы воспитания...
Системы обучения и воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Она изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей...
Системы обучения и воспитания iconЛитература по образовательным областям Физическая культура «Программа...
«Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой
Системы обучения и воспитания iconТема урока Реакции ионного обмена Закрепление знаний и умений (с...
Воспитания (личностные) создать условия для формирования таких качеств как аккуратность, активность, самостоятельность
Системы обучения и воспитания iconРазвитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии
Происходящая перестройка системы среднего образования имеет своей целью создание максимально благоприятных условий для успешного...
Системы обучения и воспитания iconПрограмма воспитания и обучения «Радуга» под ред. Т. Н. Дороновой
Смотр-конкурс учебно-методической продукции в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
Системы обучения и воспитания iconМетодические рекомендации к Программе воспитания и обучения по всем образовательным областям
Смотр-конкурс учебно-методической продукции в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
Системы обучения и воспитания iconУчебно-методический комплекс дисциплины «философия образования»
Целью учебного курса является рассмотрение философии образования как междисциплинарной системы знаний ценностно-целевых, содержательно-процессуальных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск