Скачать 294.36 Kb.
|
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; • Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2010; Программа составлена с учетом «Национально-регионального компонента». Это является важнейшим инструментом реализации концепции национального воспитания и образования на основе традиций татарского народа, общечеловеческих ценностей. Претворение в жизнь национально-регионального компонента происходит через учебный план и программы, которые являются документальным обоснованием для проведения учебно-воспитательного процесса. (Закон РТ «О языках народов Республики Татарстан», Закон «Об образовании»). Цель программы - развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников. • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся. В 8 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2013-/2014 учебном году в 8 классе. «Музыка» Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева (Программы общеобразовательных учреждений. «Искусство» (Музыка): 8-9 классы. 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2007 год) в уплотненном варианте – в объеме 17 часов. Задачи программы - обобщение музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. по предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока». Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, , Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод перспективы и ретроспективы; метод проектов. В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений». Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох. Применение современных технологий обучения – на уроках используются элементы развивающего обучения, проектная, компьютерная технологии, элементы КСО. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения музыки ученик должен: знать/понимать • специфику музыки как вида искусства; • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; • основные жанры народной и профессиональной музыки; • богатство музыкальных образов и способов их развития; • основные формы музыки; • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей; уметь • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся); • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях; • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии; • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий. • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности. Обучение музыкальному искусству в 8 классе основной школы должно обеспечит учащимся возможность: • иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии; • определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности; • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения; • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях; • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах; • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Основные содержательные линии: • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки); • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности. Задачи и направления музыкального образования и воспитания: — приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях Искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; — развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; — воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством; — освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства. Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности». Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке. В содержании и структуре учебной программы по музыке для VIII- класса основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности». При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход. Основные методические принципы построения программы 8 класса. Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования. Принцип триединства деятельности композитора— исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами. Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений. Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с обще духовным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки. Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического наследия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXIв. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и не традиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности. Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки. Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях: а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя; б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся; в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим – ценностям. Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями. Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития учеников класса. Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства. Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для 5—9 классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка. Обучение музыкальному искусству в VIII классе основной школы должно обеспечит учащимся возможность: • иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии; • определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности; • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения; • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях; • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах; • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. 8 КЛАСС (17 ч) В программе ставится задача обобщения музыкально-слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства — фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной (академической и популярной) музыки. Понятие «музыкальный стиль»; «Стиль — это человек» (Ж.-Л. Бюффон). Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений». Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох. Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др. Раздел 1. Жанровое многообразие музыки (8 ч) Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально-образного содержания в классической и популярной музыке. Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох. Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке. Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки (военный, сказочно-фантастический, траурный, праздничный, церемониальный и др.). Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.). Примерный перечень музыкального материала: Народные песни, церковные песнопения, романсы; Песня Марфы. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Песня Галицкого. Из оперы «Князь Игорь». А. Бородин. Высокая месса си минор (фрагменты). И.С Бах. Всенощное бдение (фрагмент) С. Рахманинов. Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э. Уэббер. Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. Колыбельная. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Ария из оркестровой сюиты № 3. И.-С. Бах. Бразильская бахиана № 5 (фрагменты). Э. Вила Лобос Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Уж если ты разлюбишь. Д. Кабалевский, слова У. Шекспира (Сонет № 90 в переводе С. Маршака). Ария Орфея; Баллада Харона. Из рок-оперы «Орфей и Эвридика». А. Журбин. Музы согласно. Кант неизвестного автора XVIII в. Славься! Хор из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка. Солнцу красному слава! Хор из оперы «Князь Игорь». А. Бородин. Ода к радости. Из финала Симфонии № 9. Л. Бетховен, слова Ф. Шиллера. Песни. Серенады. Баллады. Ф. Шуберт. День ли царит. П. Чайковский, слова А. Апухтина. Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов: Песни без слов. Ф. Мендельсон. Вокализ. С. Рахманинов. Концерт для голоса с оркестром (фрагменты). Р. Глиэр. Менуэты. Г. Перселл, А. Корелли, Д. Скарлатти. Менуэты из сюит. И.-С. Бах. Менуэты. Из фортепианных сонат. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен. Симфония № 40 (3-я часть). В.-А. Моцарт. Вальс-фантазия. М. Глинка. Вальсы. Из опер и балетов. П. Чайковский. С. Прокофьев. Вальс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г, Свиридов. Вальсы. Ф. Шопен. И. Штраус. Краковяк. Польский. Мазурка. Вальс. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Танец огня. Из балета «Любовь-волшебница». М. де Фалья. Соната № 2 для фортепиано си-бемоль минор (2-я часть , траурный марш). Ф. Шопен. Свадебный марш. Из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Ф. Мендельсон. Марши. Из опер и балетов. М. Глинка. Н. Римский-Корсаков. П. Чайковский. Ж. Бизе. Симфония № 5 (финал). Л. Бетховен. Симфония № 6 (3-я часть). П. Чайковский. Симфония № 7 («Ленинградская») (1-я часть). Д. Шостакович. Военный марш. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Март. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». А. Шнитке. Сонаты. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен. С. Прокофьев. А. Шнитке. Прелюдии. И.-С. Бах. Ф. Шопен. С. Рахманинов. А. Скрябин. Д. Кабалевский. С. Губайдулина. Карнавал. Фортепианная сюита. Р. .Шуман. Комедианты. Сюита для малого симфонического оркестра. Д. Кабалевский. Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.). Раздел 2. Музыкальный стиль — камертон эпохи (9 ч) Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание (В. Медушевский). Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания (Д. Лихачев). Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей ХУП1 — XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм; неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов. Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-ролл, кантри-рок и фолк-рок, этническая музыка, хэви-метал, рэц, эстрада, авторская песня). Известные композиторы и исполнители-интерпретаторы. Стилизация и полистилистика. Полистилистика в музыке XX — XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Примерный перечень музыкального материала: Симфония — от венских классиков до современного авангарда (из программы «Музыка» для V—VIII классов — по выбору учителя) Прощальная симфония. Й. Гайдн. Симфония № 1 («Классическая»). С. Прокофьев, Симфония № 4. А. Шнитке. Опера — оперетта — мюзикл — рок-опера (из программы «Музыка для V— VIII классов — по выбору учителя). Моя прекрасная леди (фрагменты). Ф. Лоу. Белая акация (фрагменты). И. Дунаевский. Принцесса цирка (фрагменты). И. Кальман. «Юнона b Авось». А. Рыбников, либретто А. Вознесенского. Метро. Я. Стоклас (русская версия текстов Ю. Рященцева и Г. Полвди). Норд-Ост. Музыка и либретто А. Иващенко и Г. Васильева. Собор Парижской Богоматери. Р. Коччиант, либретто Л. Пламондона (русская версия текста Ю. Кима). Ромео и Джульетта. Ж. Пресгурвик. Иисус Христос — суперзвезда. Призрак оперы. Кошки. Э.-Л. Уэббер. Чикаго. Дж. Кандер. Золушка, Р. Роджерс. Золушка. К. Меладзе и др. Балет (из программы «Музыка» для V— VIII классов — по выбору учителя) Спартак (фрагменты). А. Хачатурян. Кармен-сюита (фрагменты). Р. Щедрин. Собор Парижской Богоматери (фрагменты). М. Жарр. Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы «Музыка» для V—VIII классов — по выбору учителя) Прелюдии и фуги. И.-С. Бах (классические и современные интерпретации). Соната № 14 («Лунная»). Л. Бетховен (классические и современные интерпретации). Прелюдии. Ф. Шопен (классические и современные интерпретации). Картинки с выставки. Фортепианная сюита. М. Мусоргский (классические и современные интерпретации). Нет, только тот, кто знал. П. Чайковский, слова В. Гёте (классические и современные интерпретации). Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.). MULTIMEDIA – поддержка предмета 1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM) 2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «Истра Софт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК) 3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн». 4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий» 5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» 6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена 7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» 8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве" 9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.» 10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» 11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем. 1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря). 2.Кроссворды. 3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося. 4.Блиц - ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы. 5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных). 6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.) 7.Ведение тетради по музыке. Оборудование, используемое на уроках: 1. Фортепиано 2. Компьютер 3. Музыкальный центр Календарно-тематическое планирование (8 класс)
|
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка.... | Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента... Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... | ||
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента... Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... | Рабочая программа для 8 класса разработана на основе авторской программы «Музыка» «Музыка» (Программы «Музыка. 5 9 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой – М. Просвещение: 2006). Программа «Музыка» для основной... | ||
Кабалевского Д. Б. «Музыка» Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа разработана... | Рабочая программа по музыке за курс начальной общей школы для 4 класса Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе авторской... Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Программа... | Рабочая программа по музыке 7класс Составитель Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка 5-7» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, «Программы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа курса «Музыка» разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной (Музыка.... | Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2008 год). Программа... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных... | Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса на 2014-2015 учебный год Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Прог-раммы для общеобразовательных учреждений: Музыка:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по музыке для 6 класса, базовый уровень, (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Музыка»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по музыке для 7 класса, базовый уровень, (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Музыка»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по музыке для 5 класса, базовый уровень, (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Музыка»... | Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе... Примерной программы начального общего образования, авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критской, в соответствии... |