Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем





Скачать 142.23 Kb.
НазваниеПрограмма по логике тема теоретическая логика: круг проблем
Дата публикации19.07.2013
Размер142.23 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Программа по ЛОГИКЕ
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: КРУГ ПРОБЛЕМ.

Логика как область философского знания. Логическая практика и теоретическая логика. Основная цель и задачи логического теоретизирования. Эмпирический и логический уровни научного познания. Основные логические формы теоретического исследования: понятие, суждение, рассуждение. Логические проблемы анализа теоретических понятий, суждений, и рассуждений как формы научного познания. Логико-методологические формы научного познания: доказательство и опровержение, проблема, гипотеза, теория.

Понятие методологической функции теоретической логики. Методологический вклад логики в историю развития науки. Методологическое значение логики для точных и естественных наук. Методологическое значение логики в области гуманитарного знания.

Понятие культурологической функции теоретической логики. Логическая культура мышления: основные проблемы и задачи. Логико-методологическая и философская культура ведения проблематического диалога как область исследования диалогики. Сферы приложения диалогики в политической и социо-культурной практике интеллектуального общения. Круг проблем диалогического исследования. Диалектика: логические методы и средства обсуждения спорной проблемы. Прагматика диалога: проблемы эффективности стратегии и тактики в конфликтном интеллектуальном взаимодействии. Эротетика диалога: культура вопросов и ответов в споре. Риторика: проблемы эстетической формы публичного выступления, ораторское искусство. Вопросы этики ведения спора.
ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Образование понятия о предмете как исходная и завершающая ступень познания. Языковые формы выражения понятия: понятия и термины. Содержание понятия: свойства и отношения. Объем понятия: множества, подмножества, элементы множеств. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Классификация видов понятий по содержанию: строгие и размытые понятия. Классификация видов понятий по объему: единичные, общие, пустые и неопределенные понятия. Логические отношения понятий по содержанию: сравнимые и несравнимые понятия. Логические отношения понятий по объему: совместимые и несовместимые понятия. Отношения совместимости: равнозначность, включение , пересечение объемов понятий. Отношения несовместимости: противоречивость объемов понятий.

Определение понятия. Реальные и номинальные определения. Явные и контекстуальные определения. Виды определений: определение понятия через род и видовые отличия, эссенциальные определения, конструктивные определения. Виды номинальных определений: синтаксические и семантические определения. Правила построения логически корректного определения. Логические ошибки в определениях.

Деление и классификация понятий. Неупорядоченное и упорядоченное, дихотомическое деление понятий. Требования, предьявляемые к логической операции деления понятий. Возможные ошибки при делении. Классификация как специальный вид операции деления. Правила классификации и возможные ошибки при классификации понятий.
ТЕМА 3. СУЖДЕНИЕ КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Суждение и высказывание. Простые и сложные суждения. Основные виды простых суждений: атрибутивные, реляционные, суждения о существовании. Категорические суждения: классификация категорических суждений по качеству и количеству. Основные виды сложных суждений: отрицательные, соединительные, разделительные и условные.

Описательные и предписывающие суждения. Основные виды предписывающих суждений: логические, физические, эпистемические и деонтические модальности суждений. Понятие формализованного языка, предназначенного для целей логического исследования. Сравнительный анализ естественного и формализованного языка с точки зрения проблем логического анализа. Логическая структура высказываний: формальный язык классической логики высказываний.

Понятие правильно построенной формулы. Анализ логической структуры выражений языка как необходимый предварительный этап логического исследования. Актуальные проблемы стандартизации языка юридической науки и гуманитарного знания.

Логические условия истинности высказываний. принцип двузначности истинной интерпретации высказываний в классической логике. Примеры неклассических расширений логической теории: многозначные логики, модальные логики, релевантные логики, паранепротиворечивые логики. Функциональная зависимость истинности сложного высказывания от условий истинности его простых составляющих: понятие логически возможной ситуации.

Метод полных истинностных таблиц для определения логических условий истинности формул языка классической логики высказывания. Классификация высказываний по логическим условиям их истинности: логически истинные логически ложные, случайные высказывания. Логически истинные высказывания как закон классической логики. Вопросы функционирования классически истинных логических законов в неклассических расширениях теории. метод сокращенных истинностных таблиц для определения логических законов и противоречивых суждений.

Логические отношения между суждениями. Виды логических отношений между простыми категорическими суждениями: подчинение, контрадикторность, контрарность, субконтрарность. Метод определения логических отношений между простыми категорическими суждениями на логическом квадрате.

Основные логические отношения между высказываниями в классической логике: логическая эквивалентность, логическая совместимость, логическая противоречивость, логическая противоположность высказываний. Табличный метод установления логических отношений между сравниваемыми высказываниями по условиям их истинности. Роль операций установления логических отношений между суждениями в области научной практики и социо-культурного общения. Логические принципы отбора научной информации. логические средства контроля за суждениями в процессе обсуждения спорной проблемы: прений, дебатов, дискуссии, полемики.
ТЕМА 4. РАССУЖДЕНИЕ КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Доказательные и правдоподобные рассуждения: дедуктивные, индуктивные, рассуждения по аналогии. Основные функции доказательных рассуждений в научно-исследовательской практике. Точные методы в науке. Проблемы систематизации, формализации теоретического знания. Научная теория как результат структурирования знания в форме доказательных рассуждений. Функции правдоподобных рассуждений. Проблема объяснения в научной теории: научное доказательство, научная гипотеза. Проблема выбора направления в теоретическом исследовании: анализ конкурирующих гипотез, отбор теоретических методов и средств решения проблемы по индукции, по аналогии. Доказательные и правдоподобные рассуждения как процесс и результат научного познания, интеллектуальной практики.

Логическая корректность рассуждения. Основные элементы структуры рассуждения: посылки, заключение, отношение логического следования. Логическое заключение из посылок в доказательных и правдоподобных рассуждениях. Понятие дедуктивного логического следования. Логическое следование в правдоподобных рассуждениях. Проблема соотношения логической корректности и надежности рассуждения. Границы логического контроля за последовательностью и обоснованностью рассуждений и доказательств в научной практике. Дедуктивные рассуждения. Методы контроля логической корректности рассуждения в классической логике высказываний. Определение понятия логического следования в терминах истинности. Метод полных и сокращенных истинностных таблиц для определения логической корректности рассуждений в классической логике высказываний. Система натурального вывода - пример дедуктивной теории рассуждений.

Основные и производные правила логического вывода. Понятие вывода и выводимой формулы в дедуктивной системе. Определение понятия логического следования в терминах выводимости, прямые и косвенные правила вывода: проблемы регулятивности и эффективности вывода. Натуральный вывод и рассуждения в естественной логической практике интеллектуальной деятельности.

Индуктивные рассуждения. Классификация видов индуктивных рассуждений: индуктивные обобщения, энумеративная индукция, элиминативная индукция. Типы индуктивных методов: популярная и научная индукция; полная, неполная и строгая математическая индукция. Логическая структура индуктивного рассуждения: индуктивное предположение - заключение, индуктивное подтверждение - посылки, отношение индуктивного логического следования. Основная и производная схемы индуктивного вывода. Сравнительный анализ доказательных и эвристических схем вывода в соответствующих дедуктивных и индуктивных рассуждениях.

Рассуждения по аналогии. Классификация основных видов рассуждения по аналогии: аналогия свойства, аналогия отношений, аналогия предметов. Логические условия повышения степени обоснованности вывода по аналогии в научной практике. Великие аналогии в научных открытиях.

Силлогистика Аристотеля как исторически правовая форма дедуктивной логической теории рассуждения. Понятие простого категорического силлогизма. Структура рассуждения в форме простого категорического силлогизма: субъект, предикат, средний термин простого силлогистического рассуждения. Понятие модуса и фигуры силлогизма. Логические операции обращения, превращения, противопоставления предикату как способы приведения простого категорического силлогизма к стандартной форме. Методы логического контроля корректности силлогистического рассуждения: табличный метод совершенных силлогизмов; метод круговых схем. Понятия полисиллогизма, энтимемы, сорита. Сравнительный анализ выразительных возможностей силлогистики и классической логики высказываний.
ТЕМА 5. ЛОГИКА, ДИАЛЕКТИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.

Доказательство и опровержение. Доказательство как логико-методологическая форма научного познания. Опровержение как логико-методологическая форма научной критики. Доказательство и опровержение как диалектические формы ведения проблематического диалога в социо-культурной практике интеллектуальной коммуникации. Логическая структура доказательства: аргументы, формы демонстрации, тезис. Логическая структура опровержения: контраргументы, формы критики и контрдемонстрации, контртезис. Виды аргументов по природе источника: аргументы факта, теоретические источники, ранее доказанные положения. Виды аргументов по функциональной предназначенности: основные, исходные, дополнительные. Прямые и косвенные аргументы. Динамика введения тезиса в процесс доказательства: понятие исходного, дополнительного и основного тезиса. Логические и внелогические формы демонстрации. Виды доказательства: прямое и косвенное. Правила ведения доказательства. Логические ошибки в доказательстве. Паралогизмы и софизмы.

Проблема. Парадоксы, антиномии и проблемные ситуации. Парадоксы в научном познании. Мотивы и источники возникновения парадоксов. Проблемная ситуация как парадоксальная фиксация переходного состояния от старого знания к новому. Внутренние и внешние проблемные ситуации. Логическая структура проблемы как логико-методологической формы познания, социо-культурного интеллектуального взаимодействия: предмет, содержание и объем теоретической или социо-культурной проблемы. Этапы конкретизации проблемы.

Гипотеза. Гипотеза как логико-методологическая форма решения или объяснения проблемы в научной или социо-культурной практике интеллектуальной деятельности. Основные этапы построения гипотезы: исходная формулировка гипотезы, конкретизация гипотетического объяснения проблемы, подтверждение, доказательство или опровержение гипотетического предположения. Логические методы подтверждения, доказательства или опровержения гипотетического предположения относительно предмета спорной проблемы. Метод подтверждающей верификации следствий из принятой гипотезы. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотетического объяснения. доказательство гипотезы методом демонстрации ее дедуктивной выводимости из постулатов и ранее полученных доказательств. Опровержение конкурирующих гипотез методом фальсификации их следствий. Логические критерии выбора конкурирующих гипотез.

Теория. Теория как логико-методологическая форма систематизации научного знания. Концепция как интеллектуальная форма выражения позиции, точки зрения на обсуждаемую проблему в социо-культурном диалоге. Логическая структура научной теории, концепции: язык теории, категориальный аппарат теории, система знаков теории, логика теории. Исходные и производные понятия теории. Исходные постулаты и законы теории. Законы научной теории и принципы гуманитарной концепции. Логические требования, предъявляемые к научной теории: принцип непротиворечивости, независимости исходных постулатов-гипотез, разрешимости, полноты теории.

ТЕМА 6. ДИАЛОГИКА: КРУГ ПРОБЛЕМ.

Диалог как культурологическая форма интеллектуального взаимодействия в научной и социо-культурной практике. Формы ведения диалога. Бесконфликтная форма ведения диалога: консультация, собеседование. Диалог в форме слабого конфликта: парламентские дебаты, заключение договора. Диалог в форме острого конфликта: политическая полемика. Основные участники проблематического диалога: проппонент, оппонент, арбитр, аудитория; их функции в споре. Элементы логической структуры конфликтного диалога: терминологические и концептуальные соглашения; логические соглашения, соглашения относительно регламента ведения диалога; исходные, основные и дополнительные тезисы, гипотезы участников обсуждения проблемы; исходные, основные и дополнительные аргументы; контраргументы, направленные на критику тезиса, аргументации или форм демонстрации оппонента. Понятие поля аргументации участника диалога. Динамика полей аргументации в процессе спора. Логические отношения между результирующими полями аргументации участников диалога: пересечение полей - конструктивный исход дискуссии; совпадение полей - уточнение концептуального аппарата, спор о терминах; включение одного поля в другое - обобщение позиций; противоположность полей - незавершенная полемика; противоречивость полей - провал в обсуждении спорной проблемы.

Диалектика. Диалектика как область приложения логической теории, ее методов и средств к проблемам интеллектуального общения в социо-культурной практике. Круг проблем диалектики. Проблема логической корректности введения и использования в диалоге терминологии, правильного определения вовлеченных в обсуждение понятий. Проблема логического контроля за утверждениями участников проблематического обсуждения: оценка истинности полученной информации, ее совместимости или противоречивости. Проблема логического контроля за рассуждениями, доказательствами или опровержениями в споре. Логический контроль за формулировкой проблемы, выдвижением гипотез и формированием результирующих концепций.

Прагматика диалога. Прагматика диалога как методология эффективной реализации стратегической цели обсуждения проблемы с помощью определенных оперативно тактических средств. Логика и прагматика диалога. Понятие стратегии проблематического диалога. Стратегия бесконфликтного диалога - передача информации или ее обмен. Стратегия в режиме слабого конфликта. Деловая стратегия - конструктивное решение обсуждаемой проблемы. Стратегия компромисса - нахождение взаимоприемлемого согласия по проблеме, вызвавшей конфликт сторон спора. Оценочная стратегия - цель обсуждения, связанная с выявлением единомышленников и противников. Стратегия убеждения - переубеждение оппонента в изменении защищаемой им позиции. Стратегия диалога в форме острого конфликта. Стратегия истины - достижение объективно обоснованного результата по спорной проблеме. Деструктивная стратегия - разрушение позиции или аргументации оппонента по полемике. Боевая стратегия - победа в споре. Понятие тактики проблематического диалога. Зависимость тактики обсуждения проблемы от стратегических целей. Объективные и субъективные задачи тактики спора. Конструктивные тактические приемы и средства обоснования и защиты тезиса в публичном диалоге. Деструктивные тактические приемы критики аргументации оппонирующей стороны.

Эротетика. Эротетика как система норм и приемов, определяющих интеллектуальную культуру вопросов и ответов в процессе диалога. Основные цели и мотивации вопросов в диалоге. Логическая структура вопроса. Предмет, содержание и объем вопроса. Классификация видов вопросов. Общие и частные вопросы. Вопросы о предмете и его характеристиках. Дихотомический вопрос. Строгие и размытые вопросы; риторический вопрос. Простые и сложные вопросы. Логические требования, предъявляемые к формулировке вопроса. Предметность постановки вопроса: определенность содержания. Конкретность постановки вопроса: определенность объема. Корректность постановки вопроса: истинность содержания, имплицитно включенного в вопрос. Нейтральность постановки вопроса:исключение из содержания вопроса предполагаемого ответа. Непротиворечивость вопроса. Логическая структура ответа. Предмет, содержание, объем ответа. Условия адекватности ответа на заданный вопрос. Классификация видов ответов: прямой и уклончивый, истинный и ложный, утвердительный и отрицательный, категорический и условный ответ. Логические требования, предъявляемые к ответу на вопрос. Соразмерность ответа содержанию вопроса. Соразмерность ответа объему вопроса. Непротиворечивость ответа. Метод деструктивной последовательности вопросов. Метод обобщающей вопросы индукции. Метод энумеративной индукции последовательности вопросов. Метод элиминативной индукции последовательности вопросов. Вопросы в "шахматной" последовательности. Вопросы в форме дилеммы. Методика варьирования информативных и дихотомических вопросов. Форсированный и замедленный темп последовательности вопросов; варьирование темпов.

Логика и этика диалога. Логические принципы корректного ведения обсуждения в бесконфликтной беседе и в диалоге со слабым конфликтом: этично лишь то, что логично, разумно, доказательно. Основные логико-этические нормы ведения корректного диалога: доказательность, аргументированность собственной позиции, конструктивность критики мнения оппонента, логическая ясность, лаконичность суждений, точность формулировок и определений. Софистика как логическая форма интеллектуального мошенничества в споре. Основные софистические приемы некорректного ведения диалога: подмена тезиса доказательства, излишняя полнота доказательства, изменение модальности тезиса доказательства, предвосхищение основания, порочный круг в доказательстве, тривиальная полнота доказательства.

Прагматика и этика диалога. Такт и манера ведения спора. Этические нормы соответствия тактических приемов и средств ведения диалога его стратегическим целям. Принципы корректного ведения дискуссии, полемики: уважительное отношение к личности оппонента, арбитра, к аудитории; умение слушать и услышать оппонента; умение соглашаться с очевидными доводами; самокритичность. Этически некорректные приемы, методы и средства, используемые в сфере прагматики диалога: формальная победа, аргумент-гипербола, аргумент к авторитету, аргумент к массам, аргумент к аудитории, аргумент к личности, аргумент к силе, аргумент к невежеству, аргументы к жалости, скромности, тщеславию, экстремистский аргумент, абстрактный аргумент, аргумент от незнания к несуществованию, демагогия и резонерство, умышленное затягивание времени ведения спора.

Риторика. Риторика как система методологических приемов и средств, определяющих эстетическую форму ведения диалога. Зависимость эстетической формы ведения проблематического обсуждения от стратегической цели диалога. Вопросы взаимосвязи эстетики ведения спора с его результатами. Риторические принципы ораторского мастерства. Логическая культура мышления и культура речи. Требования к элементам композиционной и логической структуры выступления оратора. Эстетическая методика в диалогике: умение заставить оппонента и аудиторию следовать собственной логике рассуждения : методика иронического диалога; демонстрация курьезности утверждений оппонента. Возвратный удар на реплику. Остроты и шутки в диалоге.

ТЕМА 7. ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ ПРЕДИКАТОВ.

Теория моделей. Логико-семантическая теории для формализованного языка. Смысл и ценность формализации в науке. Объектный язык классической логики предикатов. Структура модели для формализованного языка классической логики предикатов: универсум интерпретации, функция приписывания значений для выражений языка. Определение логических условий интерпретации терминов языка в модели. Понятие выполнимости формулы языка на последовательности из универсума интерпретации. Определение логических условий истинности в модели для формул языка логики предикатов. Определение понятия модельной конструкции для формулы классической логики предикатов. Понятие конструктивной модели для формулы языка логики предикатов. Выполнимость, истинность и логическая истинность формулы на модельной конструкции. Философское значение и методологический смысл переинтерпретации теории моделей классической логики в терминах модельных конструкций.

Теория доказательств. Аксиоматическая теория. Структура аксиоматической теории: аксиомные схемы, логические правила вывода. Доказательство и вывод. Определение понятий доказательства и доказуемой формулы. Определение понятий вывода из посылок и выводимой формулы. Методологическое значение аксиоматизации как формы структуирования научного знания.

ТЕМА 8. НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЛОГИКИ.

Неклассические расширения классической логики: круг проблем. Многозначная логика. Модальная логика. Темпоральная логика. Логика изменения. Логика норм. Логика оценок.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Античные риторики. М., 1978.

  2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994.

  3. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Бартон В.И. Логика: логические основы мышления. М., 1994.

  4. Гетманова А.Д. Логика М., 1992.

  5. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

  6. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1992.

  7. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1987.

  8. Кондаков Н.И.Логический словарь-справочник. М., 1976.

  9. Свинцов В.И. Логика. М., 1987.

  10. Солодухин О.А. Логика. Ростов н/Д, 1992.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconКурс по выбору : «Наука, логика, методология»
Данная дисциплина позволяет углубить знания студентов о науке, логике и методологии
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconУчебно-методический комплекс дисциплины логика федеральное агентство...
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась в рамках теории познания, и в настоящее...
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconПоппер К. Логика социальных наук в моем реферате о логике социальных...
...
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconКурс лекций дисциплины «логика»
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconУрок 1 Тема урока : Логика как наука. Основные понятия математической логики
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconТема: «Семья и семейные ценности»
Формирование умения работать с новой информацией (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать)
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconРабочая программа учебной дисциплины логика и теория аргументации...
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconДанного реферата «Основы логики и решение логических задач». Выбор...
При решении различных олимпиадных задач, даже в 5-6 классе, можно часто встретиться с логическими задачами. Существует много способов...
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconК рабочим программам дисциплин
России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения,...
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconБ1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения,...
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 2 Теоретическая фонетика цели и...
Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии...
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconПрограмма дисциплины опд. Ф 1 теоретическая фонетика цели и задачи...
Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии...
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 4 Теоретическая грамматика цели...
Цель преподавания курса «Теоретическая грамматика» дать основополагающие знания грамматического строя немецкого языка, способствовать...
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем icon«Современные глобальные проблемы»
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением современных теорий глобализации и регионализации, типологии...
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем iconРабочая программа дисциплины логика степень выпускника бакалавр Форма...
...
Программа по логике тема теоретическая логика: круг проблем icon030300 «Психология» Профиль подготовки Общий Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения
России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск