АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
Направление подготовки
030300 «Психология» Профиль подготовки
Общий Квалификация (степень)
Бакалавр
Форма обучения
Очная, очно-заочная, заочная Москва - Нижний Новгород – 2013
Б 1 ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ Б 1.Б БАЗОВАЯ ЧАСТЬ Б 1.Б.1 ИСТОРИЯ
Цель изучения
дисциплины
| Сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации. Сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
| Содержание
дисциплины
| Место и роль России в системе мировых цивилизаций. Процессы складывания Древнерусского государства, его социальная структура, характер его взаимодействия с западными, восточными и степными цивилизациями, принятие Христианства и его социокультурные и политические последствия.
История русских земель в период раздробленности, характер экономических, политических и культурных процессов; объединение русских земель вокруг Москвы; Московское царство в XV - XVII веках, его социально-экономическое, политическое и культурное развитие; особенности российской модернизации в XVIII веке, превращения России в одну из ведущих держав Европы. Важнейшие аспекты внутренней и внешней политики России в XIX столетии, становление нации, социально-экономическое развитие, подъем национальной культуры. История России в новейшее время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения, история русских революций и Советского государства, достижения и противоречия экономического, общественного и духовного развития, характер взаимодействия власти и общества, борьба народа в ходе Великой Отечественной войны. Кризис советской системы, переход к современной России, становление в ней демократии и гражданского общества.
| Формируемые
компетенции
| ОК-1, ОК-4, ОК-9.
| Знания, умения
и навыки,
получаемые
в результате изучения
дисциплины
| В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать:
основные направления, проблемы, теории и методы истории;
движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Уметь:
логически мыслить, вести научные дискуссии;
работать с разноплановыми источниками;
осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
Владеть:
представлениями о событиях российской объективности и историзма;
формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
|
Б1.Б.2 ФИЛОСОФИЯ
Цель изучения
дисциплины
| Целями освоения дисциплины являются:
овладение основами философского мировоззрения, моральными и этическими принципами;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
ориентация в сложных общественных процессах;
систематическое усвоение принципов и методов познания, развитие навыков логического мышления в условиях информационного общества;
освоение общественно- и личностно -значимых стимулов профессиональной деятельности;
научить культуре философского осмысления общественных и экономических процессов в современном обществе;
выработать навыки применения современных методов исследования в социальных и экономических науках;
научить самостоятельно мыслить, обосновывать, аргументировано доказывать и отстаивать собственные убеждения человека, личности, гражданина и патриота;
усвоить методологию конкретных информационных исследований и условий применения их результатов в управлении.
| Содержание
дисциплины
| Модуль 1. Роль философии в развитии духовной культуры, практической жизнедеятельности общества, в формировании управленческих моделей. Античная философия. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм. Методология эмпиризма. Рационализм философии Нового времени. Связь русской философии с мировой философской традицией. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Принцип верификации научных утверждений. Проблема разграничения науки и метафизики. Постпозитивизм и философия науки второй половины 20 века. Наука и истина: модели развития научного знания. Философский структурализм. Философский постмодернизм. Критика интеллектуальной ценности культурного плюрализма. Постнеклассические модели философского анализа современной цивилизации.
Модуль 2. Человеческое бытие и его специфика – мир культуры. Духовное бытие как продукт сознания и самосознания, научного и художественного творчества. Идеи коэволюции общества и биосферы, возникновения «информационного общества» и ноосферы. Развитие в природе, обществе и духовной сфере. Детерминизм. Системный подход и системный анализ. Методология системного анализа управления больших систем. Сознание индивидуальное и общественное. Идеи, принципы, концепции, основания теорий научного познания. Типы, уровни и методы научного познания. Специфика естественных, технических, гуманитарных и социальных наук. Научные революции и смена типов рациональности. Важнейшие концепции научного познания и техники в философии науки XIXXX вв. Неклассическая наука 21 века.
Модуль 3. Основные теоретико-методологические подходы к осмыслению общества. Целостное единство всех сфер общества – важнейших принцип современной методологии социальных наук. Активная роль идей, социальных норм и идеалов в развитии общественного сознания. Детерминация общественного развития. Проблема критериев, цели, средств, и пределов общественного прогресса. Культура как фактор развития общества. Многовариантность общественного развития и общественного выбора. Условия и механизмы формирования личности. Деятельность, ответственность и свобода личности. Структура общественного сознания. Обыденное и теоретическое сознание. Информатизация общества, компьютеризация материального и духовного производства и проблемы общечеловеческих ценностей. Глобализация и модернизация социального развития. Определения управления с позиций классического менеджмента, системного анализа, кибернетики, политологии и теории лидерства. Общетеоретические и методологические принципы анализа социальных систем. Объективные, субъективные факторы и детерминанты социального управления. Тектология, кибернетика, теория систем, синергетика, междисциплинарные теории – методологический базис социального управления. Модели социального управления: либерализм, РМУ, авторитаризм, тоталитаризм. Особенности экономического, политического, информационного и социально-психологического анализа социальной среды деятельности фирмы для успешного регулирования предпринимательской деятельности.
| Формируемые
компетенции
| ОК-1,ОК-2,ОК-3.
| Знания, умения
и навыки,
получаемые
в результате изучения
дисциплины
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
основы философии и ее роли в истории человеческой культуры и становлении управленческих идей;
основные понятия, категории и принципы философского мышления и их значимости в профессиональной деятельности управленца;
основные этапы развития мировой философской мысли, о важнейших школах и учениях выдающихся философов;
философские традиции, основные направления и их представителей в России;
условия формирования личности, ее свободе и ответственности;
об обществе, его структуре и соотношении общественного бытия и общественного сознания;
о многообразии культур и цивилизаций, их взаимодействии и вариативности исторического процесса;
о практике как способе отношения человека к миру;
об особенностях функционирования знания в современном информационном обществе;
о роли науки и информационных технологий в развитии цивилизации, о ценности научной рациональности и ее исторических типах, о соотношении науки и управления;
об актуальных проблемах перспектив управления в эпоху становления информационной цивилизации.
Уметь:
работать с современной научной литературой;
готовить доклад или реферат по изучаемым проблемам;
выступать с докладом или сообщением на семинарском занятии или студенческой научной конференции;
работать с текстами, анализировать их;
творчески осмысливать изучаемый материал, критически анализировать литературные источники, делать выводы и обобщения;
применять полученные знания при разработке экономических и социальных проектов, организации межличностных отношений в сфере управленческой деятельности и бизнеса;
самостоятельно мыслить, обосновывать, аргументировано доказывать и отстаивать собственные убеждения человека, личности, гражданина и патриота;
стремиться к личностному и профессиональному развитию.
Владеть:
пониманием роли философии в истории человеческой культуры и становлении управленческих идей;
знанием об основных этапах развития мировой философской мысли, представлением о важнейших школах и учениях выдающихся философов;
общим представлением об основных отраслях философского знания;
пониманием специфики философского видения управления;
знаниями о научной картине мира, ее функциональных понятиях и принципах, о концепции человека; об эстетических ценностях; об историчности человеческого бытия; многообразии культур и цивилизаций, их взаимодействий,
этическими взглядами, ценностями и убеждениями, применять их в жизни, в т.ч. в управленческой деятельности,
методами анализа социокультурного влияния информационных технологий на социальную динамику,
методологией современного научного познания на стыке гуманитарных, экономических и управленческих дисциплин.
|
Б1.Б.3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Цель изучения
дисциплины
| Повышение языковой компетенции студентов в иностранном языке, а также формирование навыков эффективного общения на иностранном языке.
| Содержание
дисциплины
| Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация.
| Формируемые
компетенции
| ОК-13
| Знания, умения
и навыки,
получаемые
в результате изучения
дисциплины
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: теоретического основы грамматики изучаемого языка, общепрофессиональную и специальную лексику, устный темп для профессионального и делового общения;
Уметь: читать общепрофессиональную и специальную литературу,
переводить с изучаемого языка и на русский и с русского на изучаемый язык тексты по специальности, реферировать и аннотировать литературу по специальности на изучаемом
языке;
Владеть: изучаемым языком на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность, владеть устной монологической и диалогической речью в пределах специальной тематики
| |