Скачать 360.95 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________Л.М. Волосникова «___»________________2010 г. ПАМЯТНИКИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы: _______Т.В. Рыбалова «___» ___________2010 г. Рассмотрено на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма «___»__________2010 г. Протокол №___ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ» Объем ____ стр. Зав. кафедрой _________ Н.А. Балюк «___»__________2010 г. Рассмотрено на заседании УМК эколого-географического факультета «___»__________2010 г., протокол № ___ Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК ___________ С.И. Ларин «___»_________2010 г. «СОГЛАСОВАНО» Зав. методическим отделом УМУ _________ С.А. Федорова «___»__________2010 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА Т.В. РЫБАЛОВА ПАМЯТНИКИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления подготовки «Туризм» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2010 Т.В. Рыбалова. Памятники мировой культуры: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм» очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2010. ____ с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Учебно-методический комплекс «Памятники мировой культуры» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой социально-культурного сервиса и туризма. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Балюк, д.и.н., профессор. © Тюменский государственный университет, 2010. © Т.В. Рыбалова, 2010
Цель – формирование социальной и профессиональной компетенции студентов и получение знаний в области мирового культурного наследия. Основными задачами курса является освоение студентами:
Дисциплина «Памятники мировой культуры» является вариативной частью цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и базируется на таких дисциплинах как «Мировая культура и искусство», «История» и др. В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: - применять полученные знания о наиболее значимых памятниках культуры при осуществлении профессиональной деятельности в области сервиса и туризма. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации экзамен. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 100 часов
Для ОДО Таблица 1.1
для ОЗО Таблица 1.2
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля Таблица 2
Планирование самостоятельной работы студентов Для ОДО Таблица 3.1
Для ОЗО Таблица 3.2
Модуль 1. Памятники древнего мира и Средневековья 1.1. Основные понятия изучаемой дисциплины Культура и ее основные виды: духовная, материальная, художественная. Историческая периодизация культуры. Понятие и сущность памятника. Принципы и классификации памятников; движимые и недвижимые памятники. Охрана памятников истории и культуры. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (25.07. 2002). 1.2. Памятники древнего мира Памятники истории и культуры первобытной эпохи. Древнейшие скульптурные изображения – «палеотические венеры». Наскальные рисунки: пещера Альтамира (Испания), пещера Ласко (Франция). Мегалитическая архитектура (менгиры, дольмены, кромлехи). Стоунхендж. Памятники истории и культуры Древнего Мира: архитектурные памятники Древнего Египта, Индии, Китая, Месопатамии. Египетские пирамиды (пирамида Джосера, Хеопса, Хефрена и Микерина). Белый храм и Красное здание в Уруке. Мохенджо-Даро. Кносский дворец. 1.3. Памятники истории и культуры античности и Византии Архитектурный ансамбль афинского акрополя. Шедевры эллинистического искусства (Колосс Родосский, Александрийский маяк, «Венера Милосская», «Ника Самофракийская», «Лаокоон»). Этрусские и греческие истоки римской культуры. Рим – «вечный город». Памятники архитектуры в Риме: форум, Колизей, Пантеон, Колизей, вилла Адриана, термы Каракаллы и др. Архитектурный ансамбль города Помпеи. Ранняя греческая скульптура: куросы и коры. Римский скульптурный портрет. Греческая вазовая живопись: чёрнофигурная и краснофигурная керамика. Римская живопись: помпейские фрески. 1.4. Культурно-историческое наследие Западной Европы в средние века Понятия «средневековье», «средневековая культура». Система художественных направлений эпохи Средневековья. Основные архитектурные стили: романский стиль, готический стиль Характеристики основных памятников. Замковая рыцарская культура. Романский стиль. Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (Франция). Собор в Ворсе (Германия). Архитектурный ансамбль в Пизе. Средневековый город (устройство и быт, принципы внутренней организации). Термин и понятие «готика». Расцвет готического искусства. Собор Парижской Богоматери. Собор в Реймсе. Монастырь Мон Сен Мишель. Руанский собор. Кельнский собор. Героический эпос средневековья. «Песнь о Роланде» – героический эпос Франции. «Песнь о Сиде» - испанский героический эпос. Немецкий героический эпос. «Поэма о Нибелунгах». Модуль 2. Памятники Западной Европы и России 2.1. Памятники эпохи Возрождения и Нового времени Характерные черты Итальянского Возрождения. Творчество деятелей Проторенессанса (Данте Алигьери, Н. и Дж. Пизано, Джотто ди Бондоне) и раннего Ренессанса (Петрарка, Дж. Боккаччо, С. Боттичелли, Донателло, Ф. Брунеллески): наследие Средневековья и черты новой культуры. Флоренция как культурный центр раннего Ренессанса. Основные памятники раннего Возрождения во Флоренции (собор Санта Мария дель Фиорре, церковь Санта-Кроче, капелла Пацци, приют Оспедале дель Инноченте, палаццо Риккарди, Питти и Ручеллаи). Ватиканские сооружения, собор св. Петра, площадь и лестница Капитолийского холма, палаццо Фарнезе. Памятники изобразительного искусства эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи («Тайная вечеря», «Мадонна в гроте», «Джоконда»), Рафаэль («Мадонна Конестабиле», «Сикстинская мадонна») и Микеланджело (статуя Давида, мраморная группа «Пьета», роспись потолка Сикстинской капеллы). Характерные черты стиля барокко и рококо. Памятники эпохи барокко в Париже и его окрестностях: Люксембургский дворец, дворец Пале-Рояль, Лувр, церковь Сорбонны, триумфальная арка Ф. Блонделя, ансамбль Вандомской площади, собор Инвалидов, отель Матиньон, дворец Во-ле-Виконт и др. Версаль как дворцово-парковый ансамбль эпохи барокко. Классицизм, основные черты. Памятники эпохи классицизма в Париже и окрестностях: ансамбль Площади Согласия, Пантеон, Малый Трианон. Ампир как особое направление в классицизме. Памятники в стиле ампир в Париже: Арка Звезды, триумфальная арка на площажи Карусель, Вандомская колонна, церковь Мадлен. Памятники изобразительного искусства. 2.2. Культурно-исторические памятники России Памятники Древней Руси, средневековья. Архитектура и иконопись. Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекше, Церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор. Церковь Спаса Преображения в Новгороде, Церковь Николы на Усохе, Успенский собор, Архангельский собор и др. Памятники эпохи Российского просвещения и классицизма 17-19 вв. Московский кремль, Церковь Рождества Богородицы, Церковь Покрова в Филях, Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. Петропавловская крепость. Зимний дворец. Троице-Сергиева Лавра. Эрмитаж. Царское Село. Казанский собор. Адмиралтейство и др. Русская усадьба – важнейшая часть культурного наследия. 2.3. Памятники ХХ века. Архитектурные памятники современности Технический прогресс и изменения в архитектуре: появление новых строительных материалов и конструкций, широкое распространение многоэтажного строительства, отход от ордерности и новые эстетические каноны в архитектуре. Смена архитектурных стилей: модерн и конструктивизм (О.Пере, Ле Корбюзье и др.). Эклектичность архитектуры ХХ в.
1.1. Основные понятия изучаемой дисциплины
1.2. Памятники древнего мира
1.3. Памятники истории и культуры античности и Византии
1.4. Культурно-историческое наследие Западной Европы в средние века
2.1. Памятники эпохи Возрождения и Нового времени 1. Архитектурные памятники эпохи Возрождения. Охарактеризовать основные памятники.
2.2. Культурно-исторические памятники России
2.3. Памятники ХХ века.
Лабораторный практикум не предусмотрен учебным планом.
Курсовая работа не предусмотрена учебным планом.
Контрольная работа Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по изучаемой дисциплине. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче экзамена не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения. Темы контрольных работ 1. Знаменитые архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга и его пригородов: Петергофа, Павловска, Царского села, Гатчины и др. 2. Православные святыни Европейского Севера – монастыри Соловецкий, Валаамский, Кириллово-Белозерский, Феропонтов. 3. Музей – заповедник деревянного зодчества – Кижи. 4. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля 5. Московский Кремль и Красная площадь как объекты всемирного наследия. 6. Памятники Великого Новгорода и его окрестностей. 7. Тобольск как историко-культурный памятник Тюменской области 8.Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры (г.Сергиев Посад) 9. Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля. Контрольные вопросы к зачету 1. Памятники искусства первобытного общества. 2. Архитектура древнего мира. 3. Памятники культуры Древней Греции. 5. Архитектура Рима. 6. Скульптурные портреты Древнего Рима. 7. Романский и готический стиль в архитектуре Средневековья. 8. Основные памятники эпохи средневековья, их характеристика. 9. Особенности итальянского Возрождения. 10. Основные памятники эпохи Возрождения 11. Своеобразие стиля барокко в архитектуре, живописи. 12. Классицизм в архитектуре и искусстве 13. Памятники эпохи классицизма. 14. Памятники культуры ХХ века. 15. Памятники Древней Руси.. 16. Памятники истории и культуры русского средневековья. 17. Памятники России 17-19 вв. 18. Охрана памятников культуры в России 19. Охрана памятников за рубежом. 20. Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Тестовые задания 1. В каком из ниже перечисленных определений культуры наиболее полно и точно раскрыто понятие «культура»: а. Культура есть совокупный результат человеческой деятельности, средство передачи информации последующим поколениям. б. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. в. Культура - это вторая природа, но созданная в результате труда человека. 2. Женевское озеро и Шильонский замок - достопримечательности:
3. Одна из важнейших достопримечательностей страны, находящаяся под охраной ЮНЕСКО, - древний город, скрытый в горных пещерах. Его обитатели были народы разных исторических эпох. Хорошо сохранились произведения византийского искусства: христианские церкви с мозаикой и настенной живописью. Это одно из самых посещаемых мест:
4. Один из старейших городов Японии, более 10 веков выполнявший роль столицы. В нем находится более 2 тыс. памятников японской буддийской и синтоистской культуры, императорский дворец, сады, парки:
5. Мавзолей Тадж-Махал находится в городе:
6. Назовите наиболее известный архитектурный памятник Византийской цивилизации, который стал частью мирового культурного наследия:
7. Наиболее известное произведение Рафаэля Санти:
8. Первая в Древнем Египте царская усыпальница-пирамида была построена для:
9. Среди произведений древнеиндийской литературы, ставших неотъемлемой частью мировой культуры, самым ранним является:
10. Автором известной далеко за пределами греческого мира статуи Афины в Парфеноне был:
11. Великий греческий скульптор IV в. до н.э. Пракситель вошел в историю мирового искусства тем, что:
12. К какому стилю относится творчество архитектора Ле Корбюзье
13. Название знаменитого храмового комплекса в Афинах:
14. Соотнесите архитектора и здание:
5. Адмиралтейство 15. Автор памятника «Рабочий и колхозница» а. Вучетич б. Церетели в. Трубецкой г. Мухина 16. Автор своей самой известной композиции «Статуя свободы» в Нью-Йоркской гавани:
17. Художник и теоретик искусства, мастер французской скульптуры эпохи Просвещения, автор знаменитого Медного всадника:
б. Фредерик Огюст Бартольди; с. Огюст Роден. 18. Какие из нижееречисленных памятников культуры относятся ко времени цивилизации Древнего Китая:
19. Какие памятники культуры античной цивилизации Вы знаете?
20. Какие из нижеперечисленных памятников архитектуры относятся к романскому стилю?
21. Выделите архитектурные сооружения Древней Руси Х-ХVI вв.:
22. Какие две архитектурные формы преобладали в церковном зодчестве Византии:
23. Какие шедевры Византийской культуры дошли до наших дней и находятся в России:
24. К какому стилю относится творчество архитектора Ле Корбюзье а. Модерн б. Конструктивизм в. Готика г. Функционализм д. Органический стиль 25. Назвать произведения Рембрандта ван Рейна:
26. Выдающийся мастер живописи постимпрессионизма:
27. Крупнейший мастер скульптуры Итальянской готики:
28. Величайший мастер французской скульптуры, архитектуры и живописи XVI столетия:
29. Стиль архитектурного художественного творчества, характеризующий культуру западноевропейского Средневековья:
30. Усадьба Льва Тольстого, является памятником русской культуры и называется: а. Кусково; б. Ясная Поляна; в. Михайловское. |
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Экологический туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Активный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки "Технология и организация... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Вдовюк Л. Н. Ландшафты России. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» очной... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Вдовюк Л. Н. Ландшафты России. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» очной... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 100200. 62 «Туризм» | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Активный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» очной... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» профиль подготовки «Технология и организация... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Технология разработки туристских маршрутов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Туристское ресурсоведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. Основы искусствоведения в экскурсионном деле: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. Технология въездного туризма: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... О. Р. Чомоян. Коммуникативные технологии в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Туризм» профили подготовки «Технология и организация экскурсионных услуг», «Технология и организация туроператорских и турагентских... |