Тематический план.
Педагогика начального образования (Теория обучения детей младшего школьного возраста)
(нормативный срок обучения 3 года)
Всего часов по ГОС: 191 часов: 140 переаттестация, 26-ауд. ; 25-самост.
| Аудиторные занятия
| Внеаудиторные занятия
| Наименование разделов и тем.
| Лекц.
| Практ.
| Лаб.
| Самост.
| Индивид.
| 16ч.
| 10ч.
|
| 25ч.
|
| I. Введение. Человекознание как отрасль педагогики. Соотношения «мир-человек» и «человек-мир».
| 2
|
|
| 2
|
| II. Дидактика как теория обучения. Движущие силы процесса обучения. Историко-педагогический аспект. Сущность основных категорий дидактики.
| 2
|
|
| 2
|
| III. Процесс обучения: его целостность и системность. Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения. Технологии обучения.
| 2
|
|
| 2
|
| IV. Диалектика целей обучения. Характеристика процесса обучения в его системно-целостной организации.
| 2
| 2
|
| 1
|
| V. Принципы реализации педагогического процесса в его системной целостности.
| 2
| 2
|
| 2
|
| VI. Содержание общего образования.
| 2
| 2
|
| 2
|
| VII. Функции процесса обучения.
|
|
|
| 3
|
| VIII. Технологии процесса обучения.
| 2
| 2
|
| 1
|
| IX. Формы организации процесса обучения.
|
| 2
|
| 2
|
| X. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
|
|
|
| 3
|
| XI. Результаты качества обучения, их диагностика и оценка.
| 2
|
|
| 2
|
| XII. Формирование субъектной позиции школьника в процессе обучения.
|
|
|
| 3
|
| Всего:
| 16
| 10
|
| 25
|
|
Содержание учебной дисциплины.
Дисциплина Педагогика начального образования (Теория обучения детей младшего школьного возраста).
-
№№
| Наименование темы, раздела.
Содержание учебного материала (федеральный, региональный, профессиональные компоненты, научные изыскания преподавателей).
| Рекомендуемый перечень самостоятельных работ.
| I.
| Введение. Человекознание как отрасль педагогики. Соотношения «мир-человек» и «человек-мир». Системно-целостное познание мира. Сущностные проявления человека: индивидуум – индивид – субъект - личность и индивидуальность.
| I. 1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. – Избр. психологич. тр. : в 2-х т. /Под. ред. А. А. Бодалева и др. –М. , 1980.
2. Осмыслить сущность понятий: индивидуум, индивид, субъект, личность, индивидуальность
| II.
| Дидактика как теория обучения: сущность, движущие силы, закономерности образовательного процесса. Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Основные дидактические концепции: традиционная дидактическая система, педоцентристская дидактика. Становление современной дидактической системы. Сравнительный анализ традиционного обучения и современной дидактической системы: диалектика целей, содержания, методов обучения, организационных форм, результатов педагогического процесса и соотношения преподавания и учения.
| I. 1. Работа с учебником (по выбору): Загвязинского В. И. ., под ред. П. И. Пидкасистого, Подласого И. П. и др.
2. Изучить главу, проработать вопросы.
| III.
| Процесс обучения: его целостность и системность. Двусторонний характер процесса обучения. Целостность и системность процесса обучения (Ю. К. Бабанский), системно-структурная организация процесса обучения (П. И. Пидкасистый), системно-целостная структура процесса обучения (В. А. Вединяпина). Преподавание как деятельность учителя. Учение как субъектное самоосуществление ученика в процессе обучения. Педагогические технологии как взаимосвязь и взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения, в процессе приобщения учащегося к познанию окружающего мира. Самоориентация, самовыражение, самореализация, самосознание, самооценка школьника в педагогическом процессе.
| Работа с учебником: Ю. К. Бабанский; под ред. П. И. Пидкасистого, Г. М. Коджаспировой и др.
Проанализировать различные структурные организации процесса обучения.
Объяснить сущность понятий: целостность и системность.
| IV.
| Характеристика процесса обучения в его системно-целостной организации. Диалектика целей обучения.
Цели обучения, их объективная и субъективная обусловленность. Обогащение их содержания в системно-целостном осмыслении соотношения «мир-человек», «человек-мир». Развитие, воспитание, обучение, образование и формирование школьника в педагогическом процессе. Педагогические цели и образовательные стандарты. Цели, ориентированные на освоение социокультурных достижений человечества, развитие и формирование взаимосвязей и взаимодействий «мир-человек», «человек-мир» и проявление свойств и процессов самоосуществления человека с ориентацией на общечеловеческие ценности.
| Дать анализ системно-целостной организации педагогического процесса по модели в учебнике «Педагогика» по ред. П. И. Пидкасистого, по модели В. А. Вединяпиной, выделить сильные и слабые стороны.
Осмыслить понятийный аппарат по данной теме: развитие, воспитание, обучение, образование и формирование, их цели.
| V.
| Принципы реализации педагогического процесса в его системной целостности.
Понятие сущности принципа. Принципы соотношения «человек-мир» и «мир-человек». Универсальный характер принципов: природосообразность, гуманизация, культуросообразность, социализация и демократизация. Сущность принципа природосообразности в педагогическом процессе(Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский), соотношение «человек-природа» в системно-целостной сопряженности «человек-мир». Гуманизация педагогического процесса, философское и историко-педагогическое осмысление соотношений «человек-человек» в системно-целостной сопряженности «человек-мир» и «мир-человек». Культуросообразность как принцип освоения человеком определенных культурных достижений человечества в процессе жизнедеятельности, жизнетворчества. Принцип социализации как приобщения человека к духовным достижениям сосуществования человечества, его сообщества. Демократизация как принцип возможности участия в самоуправлении и в самоосуществлении человека и мира с ориентацией на высшие ценности. Сопряженность целей, принципов, самоориентации школьника в педагогическом процессе.
| Ознакомиться с «Великой дидактикой» Я. А. Коменского (принцип природосообразности: суждения о потребностях).
Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении.
Ознакомиться с сущностью понятия: социализация. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. –М. , 1997. –гл. I.
Рассмотреть сущность понятий природосообразность, гуманизация, культуросообразность, социализация и демократизация в сравнительном плане (энциклопедический словарь, философский словарь, педагогический словарь) (М. , 2000)
| VI.
| Содержание общего образования как фундамент базовый культуры личности. Понятие и сущность содержания образования. Содержание образования и его исторический характер. Источники и факторы формирования содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования: государственный образовательный стандарт, базисный учебный план средней общеобразовательной школы, учебные планы, программы, учебники, учебные пособия. Тенденции вариативного образования в России.
| Концепция модернизация российского образования на период до 2010г.
Государственный образовательный стандарт.
Сравнительный анализ вариативных учебных планов.
Изучить принципы обучения в системе Л. В. Занкова (Дидактика и жизнь).
| VII.
| Функции процесса обучения.
Связь функций обучения с целями педагогического процесса: развивать, воспитывать, обучать, образовывать и формировать. Реализация функций обучения в содержании образования. Развивающая функция обучения: её теоретические основы (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков) и их реализация в практике общеобразовательной школы. Воспитывающие функции педагогического процесса, её ценностные ориентации, её реализация в практике школы. Обучающая функции, её сущность. Дидактические основы её осуществления в системно-целостном педагогическом процессе. Содержание образовательной функции педагогического процесса. Основные направления её реализации. Формирующая функция обучения как уровень определенной завершенности, результативности педагогического процесса. Уровни и критерии реализации формирующей функции обучения. Самовыражение учащихся в их отношениях к процессу обучения, его функций во всей его системной целостности.
| Сравнительный анализ учебников по программе 1-4,по системе Занкова Л.В. , по системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
Анализ учебника с позиции развивающего обучения, с позиции воспитывающего обучения и т. д.
| VIII.
| Методы и средства процесса обучения.
Понятие и сущность метода обучения. Историко-педагогический аспект методов обучения. Классификация методов обучения, их многомерность. Соотношение методов обучения и педагогического сотрудничества. Средства обучения, их классификация. Средства материализации умственных действий. Самореализация учащихся в процессе обучения: освоение системы научных знаний, способов познавательной деятельности и развитие внутренних потенциальных сил в осуществлении творческой деятельности.
| 1. Педагогика /Под. Ред. П. И. Пидкасистого. –М. , 2002, др. учебники по педагогике.
| IX.
| Формы организации процесса обучения в школе.
Понятие о формах обучения, о формах организации учебного процесса, их классификация. История развития форм организации обучения: индивидуальная форма обучения, индивидуально-групповая, классно-урочная форма обучения и её основные признаки, белл-ланкастерская система обучения, маннгеймская система обучения, система Дальтон-план, план Трампа. Многообразие форм обучения в классно-урочной системе. Типы и структура уроков. Организация учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Роль монолога и диалога в процессе обучения. Педагогическое сотрудничество в процессе обучения, условия его эффективности. Педагогическое сотрудничество как дидактическая основа самореализации учащегося. Подготовка учителя к уроку: тематическое планирование, поурочное планирование.
| Раскрыть признаки урока как формы обучения, обеспечившие ему жизненность, наибольшую приемлемость как основной формы обучения.
Изучить историю урока в сравнительном плане с различными формами организации обучения.
| X.
| Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Самостоятельная учебная деятельность учащихся, её уровни: репродуктивная (воспроизводящая), поисковая (продуктивная) и творческая (эвристическая). Многообразие видов самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на каждом из уровней её осуществления. Самостоятельная работа учащихся с учебником и книгой ( на уровнях репродуктивной, поисковой и творческой учебно-познавательной деятельности школьников). Самосознание как показатель результативности процесса обучения во взаимосвязи со всеми показателями системно-целостного самоосуществления учащегося в педагогическом процессе: самоориентации, самовыражения, самореализации и самооценки.
Самосознание как уровень миропонимания учащегося: знания о мире и знания и знаниях; знание как содержание и как метод дальнейшего познания, умения, навыки и методы научного познания; уровень развития личных психических процессов и свойств, способствующих углублению миропонимания, осмыслению образа мира и образа человека в их системно-целостной взаимосвязи и адекватном взаимодействии.
| Разработать комплекс самостоятельных работ учащихся начальной школы по степени их усложнения (учебный предмет - по выбору, тема – по выбору, учебник – по выбору).
| XI.
| Результаты обучения, их диагностика и оценка.
Сущность результатов обучения в системной целостности педагогического процесса. Многомерность результатов обучения, их соотношение с преподаванием(деятельностью учащихся) и педагогическими технологиями взаимосвязи и взаимодействия процессов преподавания и учения. Методы и формы диагностики результатов процесса обучения. Рефлексия учителя, оценка деятельности учащихся и их самооценка – доминанты педагогического процесса.
| Описать и апробировать различные методики изучения и анализа результатов обучения.
Дать анализ методик, используемых в процессе учебно-педагогической практики (В. А. Вединяпина Учебно-педагогическая практика студентов. Борисоглебск, 2003).
| XII.
| Формирование субъектной позиции школьника в процессе обучения.
Соотношение «мир-человек» и«человек-мир», сопряженность человека как субъекта с культурой. Характеристика субъектных проявлений человека. Диалектика субъектного становления человека (проявления «Я сам!») во всех сферах его внутреннего развития. Соотношение субъектной и личностной позиции школьника в процессе обучения. Дидактические основы проявления и формирования субъектной позиции учащегося в системно-целостном процессе обучения.
| Изучить проявления учащимися субъектной позиции в учении, систематизировать характерные признаки их.
| Основные понятия, анализируемые в дидактике. Основные философские понятия: бытие, сознание, противоречия, сущность, целостность, системность, взаимосвязь, деятельность, количество и качество и др.
Общие понятия педагогики: педагогика, воспитание, педагогическая действительность, педагогическая деятельность и др.
Специфические понятия дидактики: преподавание и учение, технология обучения, учебный предмет, содержание образования, методы и средства обучения, урок и др.
Понятия смежных наук: генетика (генотип, фенотип, наследственность, онтогенез и др. ), психология (восприятие, ощущение, внимание, воля, потребности, способности и др. ), социология (субъект, личность, образовательное пространство, социализация, среда и др. ), аксиология (ценности, ценностные ориентации, общечеловеческие ценности, духовно-нравственные ценности)
Основная учебная литература.
Вергелес Г.И., Конева В.С.Дидактика.- М.: Высшая школа,2006. – С.250.
Закон Российской Федерации «Об образовании». –М. , 1996.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Начальная школа. -2002. -№4.
Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки школьников. –М. , 1984.
Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. –М. , 1995.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. –М. , 1956.
Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. –М. , 1982.
Дмитриев А. В. , Дмитриев Ю. В. Тренинговые и контрольные задания по дидактике. –М. , 1998.
Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. –М. , 2001.
Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М. , 1990.
Каменская Е.Н.Педагогика.- М.:Дашков и К,2007.- С.170.
Коджаспирова Г. М. Педагогика. –М.: ВЛАДОС, 2004.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2000.
Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубежеXXI века. –М. , 1998.
Осмоловская И.М.Дидактика.- М.:Академия,2006.
Педагогика / Под ред. проф. Л.П. Крившенко.- М: Проспект,2005.- С.310
Педагогический энциклопедический словарь.- М., 2002.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. – М. , 1999.
Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого. Третье изд-е. –М., 2004.
Подласый И. П. Педагогика. –М. , 1996 (2004)
Подласый И. П. Педагогика начальной школы. –М.: ВЛАДОС,2001.
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В2кн. –М: ВЛАДОС, 2003.
Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студентов вузов. –М. , 2001.
Сластёнин В. А. , Исаев И. Ф. , Шиянов Е. Н. Педагогика. – М. , Академия, 2002.- с.185.
Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /И. С. Якиманская. М. , 1996.
Дополнительная литература.
Амонашвили Ш.А. Как живете дети? - М., 1986.
Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. –М.,1982.
Зак А.З. Как ребенку стать умнее. – М.: Владос, 1997. – 200 с.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды.- М.,1990.
Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. –М. , 1979.
Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. –М. , 1997.
Культура современного урока /Под ред. Н. Е. Щурковой. –М. , 1997.
Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. –М. , 1991
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М. , 1975.
Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах.- М.: Кнорус,2006.- С.78.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. –М. , 1989.
Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технология. –Волгоград, 1994.
Эльконин Д. Б. Психология игры. –М. , 1994.
ОПД Ф.03 Педагогика начального образования (Теория обучения детей младшего школьного возраста). Составитель: Вединяпина В. А. ,
доктор педагогических наук, профессор Контрольная работа № 1. Вариант I.
Предмет и задачи дидактики, её основные категории.
Соотношение традиционных и современных подходов к обучению (по целям, содержанию, методам и результатам обучения).
3. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.
1)Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимся.
2)Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.
3)Процесс обучения заключается в управлении познанием учащихся.
4)Процесс обучения предполагает контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся.
5)Процесс обучения – это двусторонняя совместная деятельность учителей и учащихся.
6)Учебный процесс – двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на освоение системы научных знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.
7)В учебном процессе осуществляется воспитание и развитие учащихся.
8)Главная цель учебного процесса – управление умственной деятельностью учащихся.
9)Сущность учебного процесса состоит в организации учения.
10)Процесс обучения направлен на формирование мировоззрения обучаемых. Вариант II.
Определение понятий: обучение и образование (в вариантах, отражающих поиски современных подходов к осмыслению их сущности ).
Сущность традиционных и инновационных походов к обучению (по соотношению процессов преподавания и учения).
Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный, обосновав ошибочность остальных.
Дидактика – это отдельная наука о закономерностях развития личности.
Дидактика – это наука о закономерностях формирования личности ребенка.
Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения
Дидактика –это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.
Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.
Вариант III.
|