Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология»





Скачать 295.42 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология»
страница1/3
Дата публикации11.12.2014
Размер295.42 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)




КАФЕДРА ИСТОРИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ « КУЛЬТУРОЛОГИЯ».

Составители: Дзампаева Ж.Т., к.п.н., доцент,

Кветкина И.И., к.и.н., доцент,

Кулумбекова А.К., ассистент.


Владикавказ, 2013

ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа студентов – важная часть учебного процесса, призванная развивать навыки внеаудиторной учебно-исследовательской деятельности студентов. При этом, самостоятельная работа направлена не только на достижение учебных целей – обретение соответствующих компетенций, но и, прежде всего, формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни. Самостоятельная работа студентов выступает как особая разновидность учебной работы наряду с лекциями, семинарами, зачетами и т.д., которая предполагает ряд мер: умение самостоятельно работать с литературой, излагать материал в письменной форме, участвовать в дискуссиях и аргументировать собственную позицию.

Культурология – одна из базовых дисциплин гуманитарного цикла, которая играет важную роль в формировании современного специалиста. Её изучение позволяет расширить кругозор студентов, приобрести навыки анализа культурологических проблем. В результате осмысления настоящего курса студенты получают знания по узловым вопросам теории и истории культуры, формируют целостное представление о динамике развития мирового историко-культурного процесса, ведущих теоретических направлениях культурологии. Это, в свою очередь, помогает преодолеть определённый «технократизм» мышления, свойственный студентам технических вузов.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение с указанием количества часов, отводимых на каждую из них, прилагается ниже. Самостоятельная работа предполагает подготовку к семинарским занятиям, рефератов с последующей защитой их на семинарских занятиях. Требования по подготовке вопросов семинара и защите рефератов доводятся до студентов на вводном семинарском занятии, они оговорены также в учебно-методическом пособии по курсу и методических рекомендациях к практическим занятиям, имеющим место в электронном варианте на сайте университета. Кроме того, еженедельно на кафедре проводятся консультации для студентов.

В качестве форм контроля за подготовкой студентов используются контрольные вопросы, задаваемые студентам в ходе и по окончании лекции, брейн-контрольные на практических занятиях, проверочные работы в форме тестов и терминологических диктантов. В итоге усвоения учебного материала проверяется и закрепляется проведением 2-х рубежных рейтингов и зачета по дисциплине.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Основные цели самостоятельной работы:

– выработать у студентов глубокое понимание сущности, структуры, функций культуры, умения оценивать современную социокультурную ситуацию;

- сформировать общие представления о культуре;

- обеспечить понимание базовых ключевых понятий, составляющих теоретическую основу для понимания проблематики культуры, что необходимо в решении не только нравственных, но и социально-экономических, экологических и профессиональных проблем.

Студент, завершивший изучение дисциплины «Культурология» должен:

а) знать место культурологии в системе социально-гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные этапы формирования культурологического знания;

б) понимать и уметь объяснить феномен культуры, закономерности ее функционирования;

в) знать формы и типы культуры;

г) знать историю культуры России и уметь объяснить ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

Все знания и представления студента о культуре должны способствовать совершенствованию его мировоззрения, коррекции жизненных установок и ценностных ориентаций, росту его духовно-творческого потенциала.
2. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Вводное занятие.

1. Формы и методы работы на семинаре. Самостоятельная работа и контроль за ее исполнением.

2. Обзор литературы по курсу культурологии.

3. Использование электронных носителей при изучении дисциплины «Культурология».
Семинар 2. Культурология в системе гуманитарного знания.

1. Происхождение и смысл термина «культура».

2. Структура культуры и ее основные функции.

3. Основные этапы становления культурологи. Структура культурологии.

Литература:

  1. Гуревич П.С. Культурология: уч. пос. (любое издание).

  2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология.- СПб., 2008. Глава 1.

  3. Культурология: учебник для студ.техн.вузов/ под ред. Багдасарьян Н.Г. –М., 2001.

  4. Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана.- М., 2008. Раздел 1.

  5. Культурология: уч.пос./ под ред.Г.В.Драча.- Ростов/Дон (любое издание) Раздел 1.

  6. Есин А.Б. Введение в культурологию.- М., 1999.

  7. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М., 1999.


При подготовке к семинару следует обратить внимание на этимологию термина «культура» и проследить историческое развитие представлений о культуре: в античности, в эпоху Средневековья, в эпоху Возрождения, в Новое время и в современности. Студенты могут представить различные определения термина «культура» и прокомментировать, с каких позиций дано то или иное определение. Важно представить классификацию основных определений культуры. В результате мы получим представление о многоплановости, разносторонности определений культуры в современной культурологии.

При подготовке 2-го вопроса студент должен рассмотреть структуру культуры и не только знать основные функции культуры, но и понимать, как они реализуются в жизни общества, уметь привести примеры. Студенты должны объяснить, почему функция социализации или инкультурации является главной в культуре.

Рассматривая 3-й вопрос, студент должен проследить складывание культурологи как науки, основные этапы ее становления, что позволит убедиться в ее многосторонних связях с различными дисциплинами: этнографией, историей, философией, социологией, антропологией и др. науками. Культурология – это интегративная гуманитарная дисциплина, поэтому студент должен четко представлять структуру современного культурологического знанияю

В процессе подготовки к семинару студенты должны научиться понимать и объяснять значения терминов: культурология, культура, «пайдейя», антропология, семиотика, герменевтика, аксиология, коммуникативность, субъект культуры, креативность, социализация, инкультурация, адаптация, интеграция, гносеология, компаративный. Также познакомиться с именами ученых, способствовавших формированию культурологии: Т. Гоббс, С. Пуффендорф, И. Гердер, Э. Тайлор, В. Оствальд, Г. Риккерт, Л. Уайт, М. Херсковец.
Вопросы для самопроверки:

1. Что такое «культурология»?

2. Какова этимология термина «культура»?

3. Кто первый стал сознательно относиться к культуре как явлению, отличному от природы?

4. Что такое «пайдейя», « мусейя», « калокагатия»?

5. Чем объяснить многообразие определений культуры? Каковы основные подходы выявления ее специфики?

6. Перечислите основные функции культуры. Какая из них является главной и почему?

7. Кто ввел в научный обиход термин « культурология» ?

8. Кто и когда прочел первый курс культурологии?

9. Что такое « культурная деятельность», каковы ее характеристики?

10. Кто может быть субъектом культуры?

11. С какого времени культура становится предметом научного изучения?


Семинар 3. Семиотика культуры.

1. Информационно-семиотический подход к культуре.

2. Основные типы знаковых систем культуры.

3. Культура как текст. Понятия: текст, контекст, подтекст.

Литература:

1. Культурология: учебник для студ.техн.вузов/ под ред. Н.Г.Багдасарьян.- М.: Высшая школа, 2001, тема 5.

2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология.- СПб.-Питер, 2004.

3. Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана.- М.: Высшее образование, 2008.

4. Ковалева О.В. Культурология в вопросах и ответах: уч.пос.- М.: Кнорус, 2006 гл.1 и 2.
При подготовке первого вопроса студенты должны уяснить разницу в определении культуры с позиций информационно-семиотического подхода по отношению к уже известным им определениям («Культура – это особая небиологическая форма информационного процесса»), что предполагает рассмотрение культуры в трех основных аспектах: культуры как мира артефактов, культуры как мира смыслов и культуры как мира знаков. Содержание культуры всегда находит выражение в языке. Языком в широком смысле этого понятия называют любую систему знаков (средства, знаки, символы, тексты), которая позволяет людям общаться и передавать друг другу разнообразную информацию. Системы знаков и информация, которая накапливается с их помощью, являются важнейшими необходимыми компонентами культуры. Студентам необходимо это помнить, рассматривая культуру как сложную знаковую систему.

Важно отметить, что сегодня информационно-семиотический подход к пониманию культуры является одним из основных в культурологии. Именно на нем основывают свое понимание культуры ученые-культурологи Каган М.С., Кармин А.С., Солонин Ю.Н. и др., учебники которых рекомендованы Минвузом РФ в качестве базовых.

Рассматривая основные типы знаковых систем, во 2-м вопросе студентам следует озаботиться приведением примеров по каждому из типов знаковых систем. Наглядность и убедительность примеров способствуют лучшему пониманию и усвоению программного материала.

В 3-м вопросе семинара необходимо отметить значение понятий «текст», «контекст» и «подтекст» в культурологии.

В процессе подготовки к семинару студенты должны научиться понимать и объяснять значения терминов: семиотика, семантика, синтактика, прагматика, семиосфера, язык культуры, знак, артефакт, смысл, знаковые системы (естественные, функциональные, иконические, конвенциональные, вербальные знаки, знаковые системы записи), символ, культурные коды (вторичные моделирующие системы), текст, подтекст, контекст, герменевтика. Необходимо знать имена ученых, стоявших у истоков семиотики: Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Ч. Моррис, Ю. Лотман, Г. Гадамер.
Вопросы для самопроверки

1. Что такое семиотика?

2. Кто из основателей семиотики вам известен?

3. Кто ввел в научный оборот термин « семиосфера» и что оно означает?

4. Из каких основных частей состоит семиотика?

5. Чем занимается семиотика (синтактика, прагматика)?

6. Что такое знак?

7. Какие виды знаков вы знаете?

8. Как Вы понимаете, что такое знаки-индексы? Приведите примеры.

9. Как Вы понимаете, что такое иконические знаки? Приведите примеры.

10. В чем отличие знака-символа от других видов знаков?

11. В чем сущность языка? Дайте определение языка.

12. Какие виды языков вы знаете?

13. Что такое артефакт?

14. Что такое «культурный код»?

15. Что такое герменевтика? Кто был ее основателем?
Семинар 4. Онтология культуры.

1. Культурогенез: теории возникновения культуры.

2. Культура, природа, человек.

3. Культура и общество. Социальные институты культуры.

Литература:

  1. Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана.- М.: Высшее образование, 2008.

  2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология.- СПб.-Питер, 2004.

  3. Силичев Д.А. Культурология. – М., 1998.

  4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. и др. Культурология. – М. - Ростов-на-Дону, 2010.


В процессе подготовки 1-го вопроса студент должен рассмотреть различные концепции культурогененза: религиозную, орудийно-трудовую, символическую, игровую, психоаналитическую и др. При этом необходимо знать их авторов и уметь кратко раскрыть суть каждой из концепций.

Рассматривая 2-й вопрос, студент должен уяснить, что мир, в котором живет человек, представляет собой сложную и целостную систему «природа – общество - человек», и культура функционирует на всех уровнях этой системы.

Студенту важно понимать, что существуют разные точки зрения на проблему взаимоотношений культуры и природы. Одна из них разрабатывает идею несовместимости природы и культуры, противоречия биологического и социального в человеке, другая – идею невозможности культуры вне природы, т.к. культура преобразует то, что дано природой. При этом важно понимать, что более предпочтительна идея обобщения этих двух крайних точек зрения. Человека как «Homo sapiens» до культуры и вне культуры не существует. Таким образом, человек выполняет роль соединительного звена 2-х типов эволюции – природной и культурной.

При подготовке 3-го вопроса студент изучает проблему взаимоотношений общества и культуры, представляя существующие в науке различные точки зрения, приходя к выводу о произошедшей в наше время инверсии во взаимоотношениях общества и культуры, дает характеристику социальным институтам культуры.

В процессе подготовки к семинару студенты должны научиться понимать и объяснять значения терминов: онтология, культурогенез, символ, сублимация, материальная культура, духовная культура, общество, гражданское общество, индивид, личность, социальные институты культуры, синхроническое измерение, диахроническое измерение, опредмечивание, распредмечивание, динамика культуры, инверсия.

Персоналии: Р. Гоклениус, Ф. Энгельс, Й. Хейзинга, Э. Кассирер, З. Фрейд, К. Юнг, М. Каган.
Вопросы для самопроверки:

1. Что такое онтология?

2. Объясните значение термина «культурогенез».

3. Перечислите известные вам концепции культурогенеза и их авторов.

4. Какие качества человека обеспечивают культурогенез?

5. Как соотносятся культурные и природные начала в развитии индивида?

6. Каково место культуры в системе бытия?

7. Как соотносятся культура и природа?

8. Каковы исторические закономерности взаимодействия культуры и общества?

Семинар 5. Культура в первобытном обществе.

1. Особенности первобытной культуры.

2. Ранние формы религии (анимизм, фетишизм, тотемизм, магия). Политеизм – универсальная ступень развития религиозных представлений человека.

3. Первобытное искусство: наскальные росписи, первобытная скульптура, мегалитические постройки.

Литература:

  1. Культурология / под ред. С.В.Лапиной. Минск, «ТетраСистемс», 2006.

  2. Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой – любое издание.

  3. И.Т.Пархоменко, А.А.Радугин. История мировой и отечественной культуры. Курс лекций. М., Центр, 2002.

  4. А.С.Кармин, Е.С.Новикова. Культурология. СПб, Питер, 2008.

  5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. М., Юнити, 2000.

  6. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура.

  7. Культурология / под ред. Г.В.Драча – Ростов/Дон, Феникс – любое издание.

  8. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры.- СПб, Союз, 1998. Часть 3.



Начиная подготовку к семинару, студенты сначала должны вспомнить основные периоды становления человеческого общества и их археологическую периодизацию: палеолит, мезолит, неолит, их особенности и временные рамки. При анализе особенностей первобытной культуры следует обратить особое внимание на такие ее черты, как коллективизм, синкретизм, традиционализм, антропоморфизм. Первобытное общество – это доклассовое, догосударственное и дописьменное общество. Студентам необходимо уяснить, что в первобытном обществе культура являлась универсальным механизмом самоорганизации общественной жизни.

Подготовка второго вопроса семинара предполагает формирование знания о складывании комплексов первобытных религиозных верований (анимизм, фетишизм, тотемизм, магия), приведение примеров. Дальнейшее развитие культуры приводит к усложнению религиозных представлений и культов, усилению значения ритуалов и обычаев в жизни общества. Постепенно формируется культ предков, усиливается вера в загробную жизнь. С течением времени формируется языческий пантеон богов. Студентам легче всего рассказать о нем на примере язычества восточных славян, известного им по курсу истории Отечества. Студенты должны уметь объяснить, почему многобожие (политеизм) является универсальной стадией развития религиозных верований человечества.

При рассмотрении 3-го вопроса студентам надо обратить внимание на время зарождения искусства (эпоха позднего палеолита), его особенности: первобытный «реализм» и «схематизм». Следует также рассмотреть все виды изобразительного искусства, представленные в первобытности: рисунок краской, рельеф, круглая скульптура, гравировка, обратить внимание на сюжеты первобытного искусства, привести примеры и иллюстрации. Важно сформировать представление о функциях первобытного искусства (эстетическая, магико-религиозная и др.).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «психогенетика»
...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «философия»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студента по дисциплине «Философия» включает в себя разлияные виды деятельности
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «контроль и ревизия»
...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «контроль и ревизия»
...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Правоохранительные органы» включает в себя различные виды...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» включает в себя...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ««Международные стандарты аудита» включает в себя различные...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Аудит в страховых организациях» включает в себя различные...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ««Международные стандарты аудита» включает в себя различные...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск