М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры





Скачать 186.79 Kb.
НазваниеМ. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры
Дата публикации23.07.2013
Размер186.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
М.С. Дзедаева

ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей СОГУ
ЧИСЛОВОЙ КОД КУЛЬТУРЫ

Согласно нумерологический традиции, число имеет три аспекта: божественный – проявление божественных сил, природный – уровни организации и аспекты природы, человеческий – символы глубинной структуры человека. Число в нумерологии не только сущность, организующая мир и человека, но и то, что организует познание, творчество и действие.

С древнейших времен числа служили средством описания миропорядка и ориентации в нем человека. В своей культуре они получали определенные знания и связывались также с буквами. И сейчас все больше исследователей стремятся увидеть не просто порядковый номер, но и символ, знак судеб. Вновь возродилась популярность нумералогических схем, где смыслом наделяется результат нумерологический операций 1.

Прежде всего, отметим, что само понятие «нумерология» непосредственно связанно с определенной последовательностью чисел и в первую очередь, с последовательностью натуральных чисел.

Хорст Э.Мире в своем «Словаре тайных знаний» определяет свою нумерологию словами «учение о числах; по преимуществу в лингвистическом или суеверном смысле» 2.

Число – абстрактное, лишенное особого содержания обозначение какого-либо члена некоторого ряда, в котором этому члену предшествует или следует какой-нибудь другой определенный член; абстрактный индивидуальный признак, отличающий одно множество от другого того же ряда. Количество – число, величина, численная определенность, о количестве спрашивают: «сколько», «как много», «как долго»3.

Число в большинстве культур и религий имеет сложную символику. У всех народов имеется числовая символика; священные числа, счастливые числа и не счастливые числа. Символическое значение чисел лежит в основе каббалистической и пифагорейской традиции.

В каббале используется сложный принцип взаимозаменяемости чисел и букв. Каббалисты верили, что основа всех вещей заключена в 10 цифрах и 22 буквах.

Аристотель говорил «о качественной структуре» чисел в противовес аморфной характеристике арифметических единицы.

Число в символизме – это не просто выражение в количества, а идеи-силы, каждая со своим особым характером. Числа в мифологических системах, один из наиболее известных классов знаков, ориентированный на качественно - количественную оценку; элементов особого числового кода, с помощью которого описывается мир. В архаичных традициях числа использовались в ситуациях, которым придавалось сакральное, «космизирующее» значение. Тем самым они становились образом мира и отсюда – средством для его периодического восстановления в циклической системе развития для преодоления деструктивных хаотических тенденций.

Мифопоэтическая роль чисел показательнее выступает в тех культурах, которые знают тексты с сильным развитием классификационного принципа, согласно которому все объекты (особенно сакрально значимые) связаны друг с другом определенной системой иерархических отношений 4.

Начало нумерологии дала реальность временных циклов, во многом повлиявшая и на образы чисел. Так, первым и основным мерилом времени у всех народов была Луна. Видимая фаза Луны на небе — четверть — составляет 7 дней, поэтому число семь считается самым магическим числом и часто связывается с Луной, как и с понятием законченного цикла. Неслучайно и в Европе, и в Китае в неделе семь дней, а универсальным символом астрологии является 7-конечная звезда магов, концы которой обозначают средневековый септенер планет, связанных с 7-ю днями недели. Луна на три дня исчезает с небес, и тройка также является магическим числом, ассоциируясь с ущербностью и смертью. Само время мы, как правило, мыслим троичным: прошлое, настоящее и будущее (хотя есть языки, где два, четыре или большее количество времен).

Циклы — Солнца, Луны и планет — имеют разную продолжительность, но арифметические операции дают возможность связать их друг с другом, и это уже есть собственно нумерология. Так, среди планет в мифологии всех народов особенно выделялась Венера, сопутствующая закату или восходу и естественно связываемая с Солнцем. Египтяне хорошо знали, что за 5 лет Венера описывает целое число циклов — их было 8, поэтому восьмерка считалась у них числом Венеры. В Вавилоне часто употребимое число было 60: дело в том, что в 60 лет укладывается одновременно 5 циклов Юпитера и 2 цикла Сатурна — двух самых дальних из известных халдеям планет — поэтому это число символизировало глобально значимый период, и великий вавилонский цикл составлял 60 x 60 = 3600 лет. Такого рода числовые периоды нередко связывались с сотворением мира и концом света.

  Числа сами по себе несут некую психологическую нагрузку. Числа ассоциируются у нас и со значением, вытекающим из естественной логики. Единица связывается с единственностью, целостностью, центром, двойка - двойственностью, противоречием, дуализмом, неопределенностью, тройка - с троичностью, динамической внутренней связью.

Логика нового времени опирается на архетипические образы цифр, складывавшиеся тысячелетиями. Образы чисел оформлялись параллельно с теми мифологическими представлениями, логическую основу которых они составляли. В разных мифологиях они примерно одинаковы. При этом первые числа, единица и двойка, в большей степени являлись служебными знаками, чем символами. Первым значимым архетипом является число три, которое раскрывает их взаимодействие между собой.

Число три являет первый синтез тезиса и антитезиса, отражая принцип трёхмерности нашего пространства. Количество измерений нашего физического мира может быть равно только трём, и это число для сознания человека является естественной точкой отсчёта. Непосредственный образ начала мысли описывает ось времени: прошлое, настоящее, будущее,— отражённая во многих языках мира (но не во всех). Движение во времени проецируется на движение в пространстве, по вертикали деля его на три части: подземное царство прошлого, земной мир настоящего и небесный рай будущего. Мифология стремится закрепить осознанный человечеством принцип триады: Бог-Отец вершит творением мира, чтобы правил в нём Бог-Сын, возвещая грядущее царство Святого Духа. И до сих пор непререкаемой реальностью для нас остаётся триада: тело (наше прошлое, обречённое подземному миру), душа (вечно изменчивое настоящее этого момента) и дух (обращенный в бесконечность будущего). Следящий за эволюцией творения глаз Бога вписан в треугольник Троицы. Но поскольку настоящее обречено становиться прошлым, а будущее непременно станет настоящим, и поскольку эволюция мира предопределена как вечное круговращение времён, смыкающее прошлое с будущим в каждом моменте настоящего, этот треугольник предстаёт как круг.

Через образ числа три единица и двойка получают самостоятельное значение. Единица мыслится как основа и материальное утверждение, двойка как отрицание твёрдой основы ради диалектики движения. Сама же тройка получает значение их связи и, напротив, предстаёт как вспомогательное, зависимое от них число. От числа три единица наследует образ целостности, двойка — образ изменчивости, в тройке же эти два противоположных качества нивелируют друг друга.

Древние считали, как дети: раз, два, три — и много. Число четыре в стадии своего возникновения было равносильно слову много. Четыре — число сторон света, охватывающее весь мир, и недаром говорят: "пойти на все четыре стороны". Треугольник сжимается в точку, триада образует одно, делая три числом невидимого времени. Четыре стороны света крестом распростираются на весь внешний мир, охватывая его видимое пространство. Тройка, распадаясь разными способами на два и один, являет внутренне диалектическую изменчивость.

Четыре — число составных элементов мира — стихий. Взаимодействие стихий между собой раскрывает нам диалектику числа три, скрытого в четверке. Парное противопоставление четырёх стихий друг другу возможно тремя способами (земля противостоит огню, а вода воздуху; вода — огню, а земля — воздуху; земля — воде, а огонь — воздуху). И эволюция Вселенной тоже представляется тремя переходами стихий.

Итак, числа три и четыре вместе описывают завершающий этап развития мира — подобно тому, как начальный этап его творения описывают один (первозданная целостность) и два (отделение Неба от Земли).

Простое число пять добавляет материальной полноте и открытости четверки этот фокус, как её кресту четырёх сторон — центр. В этом смысле пять ассоциируется с человеком, помещённым в центр мира. Можно сказать, что пять, являясь символом всякой активности, добавляет миру времени и пространства ещё одно измерение. Оно обозначает рождение в пространстве и времени чего-то, отличного от него самого, его утверждение и победу.

Кроме пятерки, второе традиционное число человека — это шесть, упоминаемое в Апокалипсисе, которое трактуется также просто: две руки, две ноги, голова и туловище. Логически можно описать его, например, как произведение двойки и тройки: диалектическая активность в разрешении внутреннего противоречия. Или можно, как это делает Каббала, выделить в нём традиционное понятие "красоты": эстетизм взаимодействия двух троек — двух динамических процессов, равновесие двух треугольников, формирующих шестигранник. Символ прямого треугольника в астрологии обозначал огонь, а перевернутого — вода, и алхимически они сливаются в шестерке, формируя "огненную воду" алкоголя, символизирующую трансформацию до совершенства 5.

 В мифологии, описывающей мир, самым употребительным после тройки и четверки, становится число семь, формируемое их суммой. Семь — самое употребительное космологическое число, связанное с фазами Луны и характеризующее мифологический космос в разных культурах. Оно традиционно выступает как магическое число творчества.

Ритм семи дней является общечеловеческим, он прочно вошел в нашу психику, закрепившись во всех календарях как основной ритм работы души, по которому мы меряем время в нашей повседневной жизни (как и само слово "мерить" в русском языке родственно слову "месяц"). Поэтому, например, попытки введения 6-дневной недели всегда терпели крах. Мы разделяем цветовую шкалу — на семь цветов, музыкальную гамму — на семь нот: которые при более точном распределении дают 12 тонов, в свою очередь соответствующих 12-ти знакам Зодиака.

Для древних семь являло собой вершину мироздания, и когда-то было концом счёта. Это подтверждается тем, что слова "восемь" и "девять" во многих языках являются новообразованиями (например, русское "восемь", образованное от семи, или слово "девять" в европейских языках, связанное со значением "новый"). В мифологии восемь и девять часто соотносятся с солнцем: вторым мерилом времени, несколько менее удобным по сравнению с изменчивой Луной и соответствующим более позднему этапу мысли, когда человек стал осознавать главную роль дневного светила в своей жизни.

Если Луна символизирует душу человека, то Солнце достаточно бесспорно соотносится с энергией тела и духа, и это значение распространяется на числа 8 и 9. Число 8, как чётное (2 х 2 х 2) логически предстает как число синтеза или развёрнутой структуры, статически являющей свои компоненты. Оно является достаточно тяжелым и может символизировать материю. Как нечётное и основанное на тройке число 9 (3 х 3) мыслится динамичным, и потому связывается с духом и духовным прогрессом человека. В Каббале девять является идеальным числом человека. Оно интерпретируется как 5 + 4: внутренняя активность пятерки в сочетании с принятием креста всех четырех сторон внешнего мира6.

Ещё одно солнечное число — это десять, подобно двенадцати связываемое с многочисленностью и полнотой. Возможно, десять, как и другое солнечное число восемь,— это первоначальное число зодиакальных созвездий и месяцев года в земледельческих цивилизациях. Пифагорейцы интерпретировали десятку как развернутую четверку, в отдельности содержащую все свои компоненты (10=1+2+3+4): оно воспринималось как высшее совершенство или число человека в мире и как целостность универсума. Примерно в таком же значении оно выступает и в Каббале, соотносясь с понятием "царства" — действительности или "гармонии". В Каббале в сакрализации числа 10 определяющую роль играют 10 пальцев рук (которые дали число библейских заповедей). Десять можно интерпретировать как множество, охватываемое человеком: что подтверждает современная десятичная система счисления, основанная на удобстве счета на пальцах.

 Двенадцать — число месяцев года, это необъятная широта Вселенной, вся радуга её красок и гармония элементов. Совмещая в себе динамизм тройки и статический охват четверки, содержит наиболее важные гармонические — резонансные — соотношения внутри целого, число 12 являет собой пространственно-временную модель мира. Оно помогает представить жизнь во всём её многообразии, ассоциируясь с образом мирового древа, олицетворяющего развитие жизни. Число двенадцать отражает связь Солнца и Луны (в одном цикле Солнца 12 циклов Луны)7.

По сравнению с популярностью предыдущих чисел, число одиннадцать, как правило, не привлекало внимания, а у арабов при счёте даже могло пропускаться как несчастливое (превосходящее гармонию 10-ти, дающее толчок к дальнейшему движению счета и преобразованию статичной десятки, но не доходящее до гармонии 12-ти). Также и тринадцать, разрушающее эту гармонию введением лишнего элемента, в суевериях считается числом Сатаны.

Ноль появился значительно позднее других цифр и не фигурирует в мифах. Но связываясь с образом пустоты и невидимости, он вбирает в себя мифологическую идею той изначальной пустоты, откуда произошло всё. И сама его округлая форма подтверждает образ неразделимой цельности, инертной ко всякому влиянию, и величие недоступной вечности, где всё содержится в своем потенциале.

Число играет также немаловажную роль в осетинском фольклоре. Известно, что число явилось объектом символики и оценки.

Имеются два вида чисел – счетные числа и священные Числа. Первые есть лишь условные знаки, последние являются основными символами всего. Их соотносят к физическому и к метафизическому плану. Они относятся друг к другу как Материя к Духу, как полюса Единой Сущности. Число есть Сущность и в то же время дыхание Матери Мира, образовавшее физический Космос. Все сущее в проявленном мире отличается количеством и качеством, то есть числом. Философы говорили: «Бог есть число, одаренное движением. Как единица (иу) Он начинает числа, но не имеет с ними ничего общего»8: «Хуыцау иу у, зæттæ æмæ дауджытæ - æвдгæйттæ» Бог один, ангелов и архангелов по семь; «Адæмты иунæг Хуыцау кæд сфæлдыста, уæд сын хъуамæ уаид иу дин – Хуыцауы дин» Если людей создал единственный Бог, то и вера должна быть у них одна – вера в Бога; Хуыцауæй алчидæр иу хæс дары, æмæ фидинаг у У каждый перед Богом один долг и должен его вернуть9.

В осетинской языковой картине мира число «два» (дыууæ) объективируется на основе бинарных противопоставлений, описывающих мир в фольклорной традиции. Это число отсылает к идее взаимодополняющих частей (мужское и женское как два значения категории пола; небо и земля, день и ночь как составляющие пространственно-временной структуры космоса), к теме парности, в частности, в таких ее аспектах, как близнечество, четность. Мотив близнецов широко распространен в осетинском фольклоре. В этом мотиве находят отражение космические мифы о созвездии близнецов, об утренней и вечерней звезде, о солнце и луне. Мотив близнецов повторяется в нартском эпосе дважды (братья-близнецы Ахсар – Ахсартаг и Урузмаг -Хамиц). Два также является четным числом и является символом загробного мира, смерти: : « Æвзæр дыууæ марды кæны» 10 Плохой человек умирает дважды; «Дыууæ хæйрæджы кæрæдзи надтой, сæ кæрæдзи туг калдтой, гæрзбæндæн æмæ æрчъиаг уартой æмæ нæ фидыдтой» 11 Два черта друг друга били до крови и не могли поделить веревку из бычьей шкуры и бычью шкуру.

Число – три (æртæ) практически во всех религиозных традициях имеет особое, священное значение, ассоциирующееся обычно с жизнью, явлением абсолюта в акте творения (преодоление единичной замкнутости и двойственности), продолжением рода – от союза мужчины (единица) с женщиной (двоица) рождается ребенок (триада) 12. Число три связанно с тремя важнейшими категориями жизни: Хуыцау – Бог , хур – солнце и зæхх – земля. Традиционным для осетин является молитва к Богу с тремя пирогами.Традиционная форма пирогов-круглая (чъири). Круг как символ «земли/бесконечности/законченности». Три пирога как прошлое настоящее и будущее. В «Словаре символов» Нади Жульен дается следующая информация о числе три сакрального значения: «…тройка – число совершенное, доступный чувствам образ божества, которое изображается в виде пересекающихся кругов» (конкретно этот образ до сих пор на столах у осетин в виде трех пирогов) 13 : «Кувæггаг та уыд – æртæ гуыдыны æмæ галлы сгуы» Для обращения к Богу у них было – три лепешки и рог быка; «Кæстæртæ æртæ чъирийы æрбахастой куывынмæ» Младшие принесли три пирога для обращения к Богу; «Æртæйæ хуыцауæн кувынц Трое Богу молятся; «Æртæ кæрдзинимæ дзуары хуылфмæ цæуын» С тремя пирогами к святилищу ходить.

Поскольку на пиры-моления в доме Алагата14 обычно собирались хорошо известные «три (группы) нартов», или «три нартовских (рода)» - Алагата, Ахсартаггата и Бората, следует заключить, что они входили в число «семи (групп) нартов»: «Араст сты Æртæ Нарты фæсивасивæд, Уырызмæг сæ разæй» Отправились молодые нарты из Трех Нартов, возглавляемые Урызмагом; «Æртæ Нарты ныхасы бадынц æмæ тархон канынц» Заседают старейшие Трех Нартов на совете. «Æртæ хаты хуыцау дæр хатыр кæны» Три раза и Бог прощает; «Нартæн æртæ фæткæн баззад: царды хъуыддаджы, куысты æмæ фынгыл дæр» Нарты унаследовали три традиции – поведение в жизни, в делах и в ведении стола.

Семь (авд) – священное число, символ божественности. Мир, по представлениям осетин и других индоевропейских народов, по вертикали делится на три части: верхнюю, где обитают боги и птицы, среднюю, где живут люди, а также - дикие и домашние животные, и нижнюю, где обитают злые духи, рептилии и пр. Так вот, верхний и нижний миры, согласно осетинской мифологии, делятся, в свою очередь, на семь частей. Именно семерка характеризует культ семи богов у осетин и общую идею вселенной. Влияние семичастного деления отразилось на мировой оси. Авд Дзуары («семь божеств») сочетает в себе семь божеств – Афсати, Донбеттыр, Реком, Фалвара, Уастырджы, Уацилла, Тутыр. Согласно верованием осетин Авд Дзуары живет на небе, но иногда появляется на земле, но не в своем образе – образе небожителя, который осетинской мифологией не описан, а в образе ярко светящийся птицы с большими крыльями. От Авд Дзуара зависит урожай хлебных злаков, увеличения поголовья домашнего скота и его защита от болезней, благополучие людей 15. Вследствие этого число семь приобретает сакральное значение: «Цæугæ цæуын арвыл авд Уастырджы æмæ авд Елийы ауыдта» Во время пути увидел он в небе семь Уастырджы и семь Елийя; «Агуындæйы чындздзон уæрдон уыдис æвзистæй æмæ дзы ифтыгъд уыдис авд сæрджын сæджы – Æфсатийы лæвæр» Во время свадьбы арба Агунды была запряжена семью большеголовыми оленями – подарок Афсати; «Цы стъалыты гуппар хонынц, уыдон кæддæр уыдысты авд хойы» Звезды, которые самые яркие на небе, когда-то были семью сестрами; «Авд ахæмы хуыздæр фестын» Стать в семь раз лучше.

В осетинской мифологии упоминаются представитель осетинской демонологии - уæйыг «великан» в подавляющем большинстве случаев его упоминания в фольклоре имеет семь голов авд cæpы. Эпитет ваигов авдсæрон «семиглавый» в ряде нартских сказаний превратился в имя собственное этих существ. Нередко великаны выступают группами по семь. По-видимому, семь ваигов в осетинской мифологии рассматривались в качестве антагонистов Семи богам, а сам факт их противопоставления свидетельствует о наличии в религиозных воззрениях древних осетин элементов дуализма, где четко и последовательно противопоставляются светлое и темное начала. Не исключено поэтому, что семь демонов были покровителями «семи мраков»: «Авд уæйыджы цардысты, иу иннæмæй тынгдæр» Семь уаигов, один другого сильней жили вместе; «Авд дæлдзæхы ныххауын» Упасть в преисподнюю до седьмого уровня; «Авд дæлдзæхы бын» Быть за седьмым уровнем загробного мира; «Быдыр нæ баурæдтæ Байсæджды Цалх æмæ йæ Сослан ралгъыста авд азæй фылдар дæ пайда ма уад» Поле не остановило огненное колесо и Сослан проклял его, чтобы более семи лет с него не было проку; «Авд марды акæнын» Семь раз умереть.

Факт совмещения в рамках одной эпической традиции семи- и трехчастного деления социума, ведет к правдоподобному предположению о причинах сакрализации у осетин числа «семь», здесь произошло объединение троичной и четверичной числовых характеристик Вселенной, т.е. по горизонтали мир делится на четыре стороны света, а по вертикали - на три: верхний, средний и нижний миры. Верхний и нижний миры мы описали выше. Что касается среднего мира, то он, кажется, избежал деления на семь частей по вертикали, так как в этой сфере мироздания семичастное деление проходило в горизонтальной плоскости. Если, однако, учесть, что со средней частью мировой оси могли соотноситься родовые или аульные башни осетин, которые в большинстве своем оказываются семиэтажными: Ратæррæст кодта æмæ раст Уырызмæг æмæ Сатанайы авд æддæгуæлæ мæсыджы сæр сæмбæлд Запрыгнул и оказался прямо на крыше семиэтажной башни Урызмага и Сатаны.

К арийским представлениям о семичастном делении мира восходит представление осетин о семичастном делении социума: Авд Гæналы - гæныстон, æстæм – хынджылæггаг «Семь Ганалов являются местом запустения, а восьмой предметом насмешек». Восьмой Ганал - это, очевидно, то, что осталось от семи прежних Ганалов. К этому следует добавить, что ряд современных осетинских сел состоит из семи частей. Так, в Северной Осетии до недавнего времени было семь селений Гæнал, которые были снесены лавиной: «Бурæфæрныгæн уыди авд хъæуы» У Бориати Борафарнуга было семь селений; «Иу ран дыууæ æлдармæ уыди фæйнæ авд хъуы» По семь селений было и у двух алдаров.

Приобретя статус одного из наиболее сакральных чисел, число «семь» распространилось на все сферы быта и мифологии осетинского народа. Наиболее типичные примеры сакрального употребления этого числа в осетинском языке и фольклоре: представление о предельной степени удаленности: «Авд xoxы фæстæ» За семью горами; «Авд хохы æддæмæ сæ басайдтæ саг æмæ уым цыдæр æрбаци За семью хребтами завел их олень и куда-то исчез; «Авд хохы сæрты ахизын» Перейти семь гор; «Авд xoxы æмæ авд фурды æддейæ» За семью горами и семью морями.

С числом «двенадцать» (дыууадæс) связано все сакральное в Нартском эпосе: «Алæф, уæйыг Æфсæроны хъал фырт дыууадæс кæрдзыны йæ роны атъыста фæндаггагæн æмæ рараст ис Зилахармæ. Иу ран дыууадæс хъуджы дзы радыгъта æмæ сбадти аходæн хæрыныл" Сын уаига Афсарона Алаф кладет за пазуху двенадцать хлебов и отправляется в Зилахар, по пути доит двенадцать коров, чтобы перекусить; «Иубон Сослан бафæнд кодтæ фæцæуын Зилахары быдырмæ дыууадæс æмбалимæ» [ Однажды решил, Сослан пойти на поле Зилахар с двенадцатью друзьями. «Батрадзы сисын сæ бон нæ уыди. Сифтыгътой йыл дыууадæс цæды галтæ, фæлæ никуы æмæ ницы» Когда они не смогли поднять Батраза, то запрягли двенадцать пар быков, но и они не смогли потащить его.

Со времен Нартов у осетин сохранилась Лира Арфа, в которой натянуто двенадцать струн. Называется она соответственно «дыууадæстæнон». Двенадцать символизирует космический порядок и спасение, совершенство, достигнутая цель, полнота: «Нымацы фыд – дыууадæс» [поговор.] Отец исчисления – двенадцать. Самое знаковое число в Новом Завете выражено в количестве учеников, ставших Апостолами 16.

 Вот из таких представлений возникли те архетипические образы цифр и чисел, которые хранятся в коллективной памяти человечества и душе каждого человека. Когда наш разум, не задумываясь, ведет счет или эти образы подсознательно появляются, помогая нам считать или запоминать. Поскольку образы цифр, как все архетипы коллективного бессознательного, хранят в себе силу веков, каждое число несет определенную качественную энергию. И в те времена, когда арифметика была ещё сложным делом, доступным разуму далеко не всех, нумерология возникала как тайное и прогрессивное учение, связывающее душу и разум и противопоставляющее их, чтобы помочь разуму стать самостоятельным от подсознательных образов и мифологических представлений. Число постепенно становилось отдельным от той земной реальности, которую оно обозначало, и это подняло его на божественную высоту, которую потом выразил в своем учении Пифагор.

Утверждая, что в основе мира лежит число, Пифагор говорил гармонии чисел, как о музыке планетных сфер. Платон также рассматривал число как основу гармонии Космоса, говоря, что ритмы этой гармонии "того же рода, что и периодические колебания нашей души". Для античности число оставалось ещё неразделимо связанным с движением планет и мировым процессом в целом, хотя уже потеряло свою образную конкретику. Христианская схоластика и рожденная ей наука нового времени окончательно оторвали число от любого конкретного содержания. Оно осталось реальностью чистой мысли, и потому все операции с числами поневоле служит развитию абстрактного мышления. В этом смысле математика — королева наук, и сегодня при помощи абстракции чисел, не привязанных ни к какому земному процессу, наука стремится описать их все.

Только потому, что число продолжает быть количественным выражением некоего космического ритма, общего закона, единого для духа и материи, сознания и природы, а не просто случайной абстракцией ума. А как самостоятельная сфера, арифметика стала игрой интеллекта. С этой позиции и следует относиться к нумерологии сегодня. Понимание непосредственных образов чисел, хранимых душой, значительно более полезно.

Таким образом, числа – элементы особого числового кода, с помощью которых описывается Вселенная, человек и сама система метаописания. В древних мифопоэтических традициях число было не только образом мироздания, но и средством его периодического восстановления в циклической схеме развития, средством преодоления деструктивных тенденций.

ПРИМЕЧАНИЯ:


  1. Семира и В.Веташ "Астрология и мифология". 2-е изд. Атон. Спб, 1998. – 1 100с.

  2. Дзабиты З.Т. Фразеологический словарь осетинского языка.

  3. – Полиграф РЮО, г. Цхинвал -2003. – 446с.

  4. Дзадзиев А.В., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Этногафия и мифология осетин. – Владикавказ, 1994. – 284с.

  5. Ирон æмбисонды хабæртæ. (под ред. Цгоева Х.), Рухс.- Дзæуджыхъæу, 1997.- 382ф.

  6. Ирон таурæгътæ. / Чиныг сарæзтæ Джыккайты Ш. – Орджоникидзе: Ир, 1989. – 489с.

  7. Крылов А.Б. Религия и традиция абхазов (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.), монография, Москва, 2001. – С.68-70.

  8. Магкеева Л. Последние из Арктогеи-Арсии. – Владикавказ: Изд-ко-полиграф.предприятие им. В.Гассиева, 2009. – 752с.

  9. Нарты Кадджытæ. Дзæуджыхъæу: Аланыстон, 1995. – 344ф.

  10. Нарты. Осетинский героический эпос в трех книгах. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – 495с.

  11. Топоров В.Н. Числа // Мифы народов мира. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1988, Т 2. – C. 629-631.



1 Семира и В.Веташ, "Астрология и мифология". 2-е изд. Атон, Спб, 1998. – С.134.

2 Там же.

3 Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

4 Топоров В.Н. Числа // Мифы народов мира. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1988, Т 2. – C. 630



5 Семира и В.Веташ "Астрология и мифология". 2-е изд. Атон. Спб, 1998. – С.250.


6 Семира и В.Веташ "Астрология и мифология". 2-е изд. Атон. Спб, 1998. – С.250.

7 Там же.

8 Магкеева Л. Последние из Арктогеи-Арсии. – Владикавказ: Изд-ко-полиграф.предприятие им. В.Гассиева, 2009. – С. 370.

9 Ирон æмбисонды хабæртæ. (под ред. Цгоева Х.), Рухс.- Дзæуджыхъæу, 1997.- 382ф. – посл., поговор.

10 Там же.

11 Ирон таурæгътæ. / Чиныг сарæзтæ Джыккайты Ш. – Орджоникидзе: Ир, 1989. – 489с.

12 Крылов А.Б. Религия и традиция абхазов (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.), монография, Москва, 2001. – С.68-70.

13Магкеева Л. Последние из Арктогеи-Арсии. – Владикавказ: Изд-ко-полиграф.предприятие им. В.Гассиева, 2009. – С.374.

14 Нарты Кадджытæ. Дзæуджыхъæу: Аланыстон, 1995. – 344ф.

15 Дзадзиев А.В., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Этногафия и мифология осетин. – Владикавказ, 1994. – С.10.


16 Магкеева Л. Последние из Арктогеи-Арсии. – Владикавказ: Изд-ко-полиграф. предприятие им. В.Гассиева, 2009. – С.650.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconС. В. Агузарова ассистент кафедры иностранных языков виу некоторые...
Программа Министерства образования РФ для общеобразовательный учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский....
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconПрограмма итоговой аттестации по специальности 031201 «Теория и методика...
Воробьева Е. И., кандидат педагогических наук, доцент, кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков пгу...
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconПрограмма элективного курса по английскому языку intercultural communication...
Рецензенты: Новикова Н. Л., доктор философских наук, профессор, зав кафедрой факультета иностранных языков для гуманитарных специальностей...
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconРабочая программа дисциплины ен. В. 02. 2 Криптография для специальностей...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202. 65 «Перевод и переводоведение»
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconКафедра иностранных языков
Белинская Г. П. – канд филол наук, доцент, Лесникова Н. А., доцент, Муха И. П. ст преподаватель кафедры иностранных языков фгбоу...
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconН. Б. Березова ассистент кафедры иностранных языков виу об особенностях...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 Биология, магистерские программы 020400....
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика...
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconОтчет кафедры иностранных языков профессиональной коммуникации о...
На основании приказа №131/1 от 27. 03. 2014 на кафедре иностранных языков профессиональной коммуникации был создан оргкомитет, а...
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconУчебное пособие по устному и письменному переводу для переводчиков...
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Института иностранных языков (Санкт-Петербург)
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconИмидж института монархии великобритании
Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного...
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры icon16. 09. 13 (пн.), 17. 09. 13 с 12. 00 до 17. 00 Нечаев Дмитрий Юрьевич
Студенты всех курсов по всем дисциплинам иностранных языков 17. 09. 2013(вторник), 15. 30, кафедра иностранных языков и межкультурной...
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconКафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение...
Утверждено на заседании Совета Института иностранных языков (Протокол №11 от 24. 05. 12)
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconКафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение...
Утверждено на заседании Совета Института иностранных языков (Протокол №11 от 24. 05. 12)
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconМетоды и приемы интерактивного обучения при работе с иноязычным текстом...
«Новая парадигма образования» представляет собой интерактивный процесс обучения, в котором каждый учащийся (студент) взаимодействует...
М. С. Дзедаева ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей согу числовой код культуры iconКафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение...
Утверждено на заседании Совета Института иностранных языков (Протокол №4 от 01. 12. 11)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск