Субкультура, ее основные направления и позиции





НазваниеСубкультура, ее основные направления и позиции
страница1/9
Дата публикации17.12.2014
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 135

Реферат

Субкультура, ее основные направления и позиции.

Выполнила:

Ученица 9 Б класса

Маврина Екатерина
Руководитель:

Учитель истории и обществознания

Захарова Светлана Ивановна


Нижний Новгород

2008 год

Содержание
1.Вступление. Цель работы над рефератом «Субкультура, ее основные направления и позиции» 3

2.Понятия «субкультура» и «культура» 4

3.Составляющие и признаки субкультуры 7

4.Основные субкультурные течения 10

5.Неформальные объединения молодежи 12

6.Непризнанные или непризнающие? 13

7.Основные виды неформалов 15

7.1.Асоциальные 15

7.2. «Система» 15

7.3.Антисоциальные 16

7.4. «Банды» 16

7.5.Просоциальные 17

7.6.Неформалы художественной направленности 17

Вступление

Цель работы над рефератом

«Субкультура, ее основные направления и позиции»
Предметом моего исследования является субкультура и все, что тесно связано с ней: современное общество, современный взгляд на мир, взаимоотношения между представителями различных социальных групп и их основная идеология.

В настоящее время у человека появляется все больше возможностей проявить себя, этому способствуют различные организации, кружки, специализирующиеся на определенном роде деятельности. Они сплачивают людей, преследующих одну цель, объединенных общим делом, имеющих схожие интересы, склонности.

Как мне кажется, именно среди молодежи наиболее часто встречаются смешение субкультурных течений и их яркие представители. Можно указать огромное количество причин такого явления, но я выскажу свое собственное мнение по этому поводу. Я считаю, что молодежные объединения возникают из-за попытки молодых людей найти самих себя, свое призвание в жизни, а может быть, из-за неопытности и способности пойти на риск, хотя, может, из-за избытка свободного времени и незанятости. Посещая школу, учащиеся образуют специфическое течение со своими правилами, порядками, даже иерархической лестницей. Таким образом, человек постоянно сталкивается с субкультурными течениями и сам, нередко не подозревая об этом, становится частью той или иной группировки. Каждый из нас принадлежит к какой-то определенной субкультуре. Просто не все являются активными и идейными последователями и носителями некого течения.

Моя цель - разобраться в основных направлениях субкультуры, понять идеологии и позиции различных организаций. Я постараюсь узнать, как устроено общество, по каким законам оно живет. Ведь каждый из нас – его часть, а значит, обязан иметь представление о нем и ориентироваться в нем.
Понятия «субкультура» и «культура»
Культура:

1) Совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации;

2) Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

В современном языке термин «культура» употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях – широком и узком. В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917) – выдающийся английский этнограф1. Хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так:

Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Определение культуры может быть чисто функциональным. Культура делится на объективную и субъективную.

Объективная культура включает в себя систему социальной организации, политическую структуру, психологию, философию и т.д. Субъективная культура - это то, что заложено в сознании человека, это определенная система убеждений. Вот некоторые свойства культуры:

  • культуре обучаются бессознательно (базовые ценности закладываются до 10-ти лет);

  • передается с помощью символов (литературные тексты, живопись, музыка и т.п.);

  • культура динамична, хотя глубинные ее процессы происходят очень медленно (как пример могут служить ценности любой культуры);

  • каждая культура избирательна (заключает в себя те тенденции, явления, образы и т.д., которые делают мир предсказуемым для представителей той или иной культуры);

  • этноцентризм - тенденция провозглашать ценности своей группы как ценности для всех людей.

Все эти свойства культуры также применимы к понятию «субкультуры», которая появилась в результате сильного удара супериндустриальной революции, которая буквально расколола общество. Благодаря огромному выбору продуктов и культурных изделий, появляется и огромный выбор социальных структур. И новые субкультуры, такие как: хиппи, готы, рокеры, анархисты и мн.др. - врываются в наше существование. Можно сказать, что мы живем при «субкультурном взрыве».

Видами культуры называются такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. Субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе; это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений, другие носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою культуру, вытеснить ее как данность. Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Почему же происходит такое деление общества на различные социальные группировки?

Психологи и социологи объясняют это тем, что все мы подвержены глубокому влиянию, наши индивидуальности формируются благодаря субкультурам, которые мы выбираем осознанно или нет, чтобы индивидуализировать себя. Люди ищут свою индивидуальность, причисляя себя к неформальным культурам, кланам или группам различного характера. Много субкультур появилось среди специалистов различных профессий. Тут видна тенденция развития субкультур в тесной связи с развитием науки и технологий. Научная общественность может показаться единым целым, но в действительности она состоит из огромного числа фрагментов. Она пересекается с формальными организациями и движениями, появляется все больше и больше специализированных журналов, проводятся различные конференции и встречи и т.д. Но эти «открытые» отличительные особенности сочетаются также со «скрытыми» отличиями. Например, исследователи рака и астрономы не просто занимаются разными вещами, они говорят на разных языках, у них совершенно разные типы личности, они думают, одеваются и живут по-разному.

Субкультурные тенденции в обществе вызваны к жизни стремлением

официальной культуры заполнить собой все поры социального организма.

Субкультуры обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия

на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а

ведущий ствол культуры при этом сохраняется.

Проблема субкультуры рассматривается и в культурологии. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней – процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру,

которая хоть и не вызывает немедленных ощутимых изменений в главном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведения и в целом на стиль культурной эпохи.

По мере того, как скорость изменения во всех аспектах нашего общества возрастает, субкультуры тоже живут более короткой жизнью. Поэтому существует процесс, благодаря которому субкультуры плодятся во все усиливающемся темпе и умирают, чтобы освободить место для новых субкультур.

Составляющие и признаки субкультуры
Составляющими субкультуры и одновременно ее признаками оказываются:

  • знание (картина мира в узком смысле);

  • ценности;

  • стиль и образ жизни;

  • социальные институты как системы норм;

  • процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы);

  • потребности и склонности.

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность указанных выше параметров. Творцом и носителем субкультуры здесь оказывается социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от других общностей. Социальную группу тут следует понимать прежде всего в широком смысле, то есть как большую общность людей, главным признаком которой является прежде всего культура, а не место в системе общественных отношений.

Знание (картина мира в узком смысле). Под этим понятием имеется в виду вся совокупность знаний и представлений индивида об окружающей действительности, отталкиваясь от которых, индивид выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем. На основе созданного образа происходит ориентация в жизненном пространстве. Здесь следует определить, каким образом происходит работа с социальной информацией и какие элементы социального мира при этом выделяются, а также механизмы, обслуживающие процесс построения данного образа.

Ценности понимаются как компонент социальной системы, наделенный особым значением в индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может быть любой объект (материальный или идеальный) — как реальный, так и воображаемый — в том случае, если такой объект служит фокусом стремлений, желаний групп или отдельных лиц. В любой системе ценностей можно выделить: 1) то, чему отдают предпочтение в наибольшей мере (акты поведения, приближающиеся к социальному идеалу; это то, чем восхищаются, но чего не всегда придерживаются); 2) то, что считается нормальным, правильным (так поступают в большинстве случаев); 3) то, что не одобряют, осуждают и — на крайнем полюсе — считают аморальным, преступным.

К ценностям, которые будут характеризовать и выделять субкультуры как таковые, относят именно те ценности, которые присущи определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.

Стиль и образ жизни. Эта категория объединяет в себе такие компоненты, как стиль жизни, образ жизни, социальные роли и статусы. Стиль жизни будет пониматься как социально-психологическая категория, выражающая определенный тип поведения людей. Это понятие позволит сконцентрировать внимание на субъективной стороне человеческой деятельности, мотивах, формах поступков, повседневного поведения индивида, семьи, других социальных групп. Образ жизни, соответственно, будет охватывать совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, принимаемого вместе с условиями жизни. Эта категория дает возможность комплексно, во взаимосвязи рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, общественную жизнь и культуру, выявлять причины их поведения, обусловленного укладом, уровнем и качеством жизни.

Социальные роли и статусы также относятся к стилю и образу жизни. Образ жизни индивида в культуре и субкультуре предполагает набор ролей, выполняемых индивидом в разных обстоятельствах. Можно утверждать, что описать все возможные обстоятельства вряд ли удастся, однако среди них можно выделить классы стандартных обстоятельств, в которые индивид попадает регулярно. В каждом классе таких обстоятельств человек выполняет определенную роль (как правило, одну). Неизменяемый класс обстоятельств предполагает ограниченный набор ролей; выполняя их, различные личности реализуют одни и те же требования институтов, выработанные для данных классов обстоятельств и способные быть отражением своеобразности субкультуры.

К стилю и образу жизни, который будет характеризовать и отличать субкультуру как таковую, отнесем именно тот стиль и образ жизни (стиль жизни, условия жизни, роли и статусы), которые присущи определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.

Социальные институты как системы норм. Понятие института определяется как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, с помощью которых организуется жизнь общества, обеспечивается устойчивость связей и отношений в пределах его социальной организации. Социальный институт — это набор целесообразно ориентированных стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института.

Процедурное знание: навыки, умение, способы осуществления, методы. Сюда входит именно то знание, которое необходимо для выполнения набора ролей, предусмотренного для индивида определенной субкультурой.

Потребности и склонности. Потребности понимаются как состояние нехватки чего-либо, состояние, стимулирующее деятельность, направленную на компенсацию этой нехватки. Потребности лежат в основе образования ценностей. Человеческие потребности бывают неосознанными (их называют влечениями) и осознанными. Осознание потребностей служит формированию интереса, мотива, ориентации, установки, цели, решения, действия. По критерию происхождения потребности разделяют на естественные, или биогенные, то есть первичные (в самосохранении — пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства и т.п.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, различных достижениях, в дружбе, любви и т.п.; в знаниях, саморазвитии; в творчестве, самовыражении). Первичные и вторичные потребности имеют социальный характер: они опосредствуются обществом, которое определяет конкретные формы их проявления и удовлетворения.

Склонность мы понимается как устойчивая ориентированность человека на что-то, желание заниматься определенным видом деятельности. Склонность формируется и развивается под влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

К потребностям и склонностям, которые будут характеризовать и выделять субкультуры как таковые, мы отнесем потребности и склонности, присущие определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности и удовлетворяющиеся и реализовывающиеся в рамках определенной субкультуры.

В зависимости от цели и задач исследования для полноты картины помимо перечисленных выше базовых признаков, вводятся дополнительные: пол, возраст, благосостояние, проживание на определенной территории, определенные временные ограничения и т.п.


Основные субкультурные течения

Музыкальные:

Охватывающие всё искусство в целом:

Футбольные:

Технические:

Политические:

Другие:




  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Субкультура, ее основные направления и позиции iconУрока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура
Основные понятия урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура
Субкультура, ее основные направления и позиции iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура...
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Субкультура, ее основные направления и позиции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Указать на местности исходное положение, огневые позиции, основные и опасные направления стрельбы
Субкультура, ее основные направления и позиции iconДоклад государственного бюджетного специального (коррекционного)...
...
Субкультура, ее основные направления и позиции iconДоклад государственного бюджетного специального (коррекционного)...
...
Субкультура, ее основные направления и позиции iconПонятие молодежной субкультуры
Молодежная субкультура достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. В последнее время понятие "молодежная субкультура"...
Субкультура, ее основные направления и позиции iconПубличный отчёт «сош д. Звягино» в 2010-11 учебном году Основные направления
Основные направления, содержание и формы деятельности педагогического коллектива регламентировались нормативными документами
Субкультура, ее основные направления и позиции iconПубличный доклад
Основные позиции программы развития образовательного учреждения
Субкультура, ее основные направления и позиции iconС. П. Сазонов СостояниЕ и основные направления Научной деятельности...
Представлены направления научных исследований в университете и их основные результаты за последние годы. Приведены данные по публикациям...
Субкультура, ее основные направления и позиции iconОсновные результаты деятельности системы образования городского округа...
Основные направления развития муниципальной системы образования определены в соответствии с общегосударственными, региональными и...
Субкультура, ее основные направления и позиции iconКонференциях Данные о поступлении в учреждения профессионального образования
Основные позиции программы развития образовательного учреждения
Субкультура, ее основные направления и позиции iconПояснительная записка: умк включает в свой состав: учебную и рабочую...
Курс «Основные направления современной науки о языке» является теоретической базой, необходимой для формирования общефилологического...
Субкультура, ее основные направления и позиции iconПояснительная записка: умк включает в свой состав: учебную и рабочую...
Курс «Основные направления современной науки о языке» является теоретической базой, необходимой для формирования общефилологического...
Субкультура, ее основные направления и позиции iconПлан работы кружка “Театр… Театр ”
Знакомство со стилем «Джаз-модерн», разминка, основные позиции рук, ног, изоляция
Субкультура, ее основные направления и позиции iconПрограмма развития моу сош п. Долгоруково до 2014 года. Цели и задачи...
Анализ конкурентных позиций школы, учитывающий благоприятные возможности, сильные и слабые стороны внутренней среды, позволяют определить...
Субкультура, ее основные направления и позиции iconПланы и методические рекомендации к семинарским занятиям введение
Инк, Гоминьдан, вафт и др. Постепенно ослабевали экономические и политические позиции метрополий, параллельно укреплялись позиции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск