Скачать 0.88 Mb.
|
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ по учебной работе _____/_______________/ ___/____________________/ ______/________________/ ФИО ФИО ФИО Протокол №___ от Приказ №___ от «___» _________2012г. «___» _________2012г. «___» _________2012г. Рабочая программа по изобразительному искусству в 5-9 классах МБОУ Базарно-Матакская гимназия имени Наби Даули Алькеевского МР РТ Составитель: Э.Р.Хабирова, учитель ИЗО второй кв. категории Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ________ от «__» __________ 2012г. 2012 – 2013 учебный год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. – М.: Просвещение, 2009г. «Изобразительное искусство и жизнь человека» 1–9 классы / под редакцией Б. М. Неменского.) и образовательных программ авторов учебников изобразительного искусства применяемых в процессе обучения. А именно:
Развернутый тематический план по предмету «Изобразительное искусство» разработан применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и жизнь человека» 1–9 классы / под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009. Тематический план рассчитан на объем 35 часов в учебном году, что соответствует содержанию образования в рамках Примерной программы по изобразительному искусству – 1 час в неделю. Программа ориентирована на использование учебников включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год: – Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998; – Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998; – Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998; Преподавание предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классах осуществляется в соответствии с базисным учебным планом для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, утвержденным приказом МО и Н РТ №4154/12 от 9 июня 2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования и согласно которому на изучение предмета отводится следующее количество часов:
Контроль знаний проводится в форме письменных работ, контрольных работ, тестов. Текучая и промежуточная аттестации проводятся согласно локальному акту школы, итоговая аттестация – согласно нормативным документам МО, УО. Задачей эстетического освоения мира как составной части художественной деятельности учащихся является освоение ими эстетических и этических ценностей национальной и мировой культуры, формирование понимания значимости духовно-эстетического совершенствования человека, формирование представлений об эстетическом своеобразии природного мира и мира «второй природы» – архитектурной и предметной среды обитания человека — и влиянии их на жизнедеятельность человека. Целью данного уровня является также развитие у школьников эстетического сознания и эстетических чувств, формирование зрительной культуры, визуального восприятия, наблюдательности. Содержательный уровень, связанный с освоением художественного наследия, способствует изучению предмета на искусствоведческом уровне. Его задачами являются формирование ключевых ориентиров восприятия произведений изобразительного искусства, расширение художественного кругозора учащихся, изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств. В результате освоения содержания данного уровня учащиеся получают представление о роли искусства в жизни человека и общества, основах отечественного и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи. Основой изучения произведений искусства является развитие навыков восприятия художественного образа, освоение выдающихся произведений отечественного и мирового изобразительного искусства, формирование знаний и представлений о творчестве художников. При освоении школьниками произведений национального искусства необходимо постоянно формировать у них любовь к родной культуре, ощущение её национального своеобразия, стремление продолжать художественные традиции, заложенные нашими предками. Особое внимание следует уделять знакомству с искусством родного края, с творчеством профессиональных и народных мастеров, местными художественными достопримечательностями. Изучение учащимися памятников архитектуры и изобразительного искусства, художественных ремёсел и художественных промыслов, сформированных на их основе художественных традиций своего региона, родного города, села, деревни не только способствует вовлечению детей в творчество на основе местных традиций, но и прививает любовь к родному краю, уважение к людям, живущим рядом, формирует желание беречь и приумножать художественное достояние своего региона. В основу содержательного уровня, связанного с практической художественно-творческой деятельностью учащихся, положен принцип систематического развития у них умений художественного моделирования мира. Освоение предмета ведётся здесь в первую очередь на художественно-творческом уровне, в процессе которого приобретается опыт творческой деятельности, развиваются художественные способности учащихся в области цвето- и формообразования, осваиваются пространственные представления, навыки декоративно-прикладной деятельности и дизайна. Композиционная культура в области изобразительной деятельности формирует образное восприятие форм мира, их многомерную вариативность, развивает пространственное и колористическое ощущения во всём многообразии и богатстве и визуальную культуру в целом. Общая характеристика и особенности построения содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе В базовой школе дальнейшее художественное образование учащихся осуществляется на основе полученных в начальной школе знаний по изобразительному искусству, сформированных умений и навыков в области творческой (практической) деятельности. В рамках базовой школы продолжается последовательное эстетическое освоение окружающего мира и его явлений, расширяются знания в области теории и истории отечественного и мирового изобразительного искусства, совершенствуются навыки и умения работы с различными художественными материалами, уделяется особое внимание шлифовке технических приёмов создания художественных образов и сложных пластических композиций. Задачами художественного обучения и творческого развития учащихся 5-9 классов являются:
совершенствование навыков использования средств художественной выразительности при работе с различными материалами и в разных художественных техниках;
Состав и структура учебно-методического комплекса Учебно-методический комплекс нового поколения по изобразительному искусству является системой дидактических средств и создаётся для комплексной эффективной реализации целей обучения. Учебно-методический комплекс является моделью процесса обучения, представляет его процессуальную и содержательную стороны. В контексте предмета «Изобразительное искусство» он имеёт ряд существенных отличий, связанных, с одной стороны, семиотическими особенностями самого искусства, с другой – преобладанием практической художественно-творческой деятельности. На современном этапе развития средствиального дидактического компонента в образовательный процесс широко внедряются учебные издания в электронном варианте, которые во многом определяют форму предъявления единиц учебно-методического комплекса нового поколения. Повышенный интерес к сотрудничеству с компьютером, познавательная мотивация к решению образовательных, исследовательских задач обусловливаются такими ситуациями, при которых учащийся становится непосредственным участником событий, развивающихся на экране. Электронные компоненты учебно-методических комплексов предоставляют широкие возможности для построения индивидуальной траектории обучения учащихся. В состав учебно-методического комплекса по изобразительному искусству входят:
Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» для основной школы создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны. Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану, а также с учетом связи с программой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1—4 классы» (авторы Т. Я. Шпикалова и др.). Цели программы: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности. Задачи программы: • воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России на основе осмысления учащимися процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур русского и других народов в рамках единого исторического и экономического пространства нашего многонационального государства; • воспитывать интерес к искусству народов мира; • формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно-творческой деятельности; • развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных материалах и техниках; • развивать умение создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приемов художественного конструирования; • развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона при опоре на уважительное отношение к традициям, культуре разных народов России и установке на межнациональное согласие и культурное взаимодействие. Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии. Отсюда в содержании программы по-новому отражены интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусств, в результате чего народное искусство наряду с профессионально-художественным выступает системообразующим фактором культуры. Этим обусловлено включение в программу народного и профессионального искусства в их гармоничном единстве на протяжении всех девяти лет обучения в основной школе. Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Содержание программы «Изобразительное искусство. 5—9 классы» моделируется на основе современных педагогических ПОДХОДОВ, Среди которых для концепции программы особенно значимы: • содержателмш-деятельностный подход. Деятельность как система учебных действие н предлагаемой программе представлена включением учащихся в активную учебную и художественно-творческую деятельность, в которой учитывается специфика художественного освоения мира учащимися основной школы: интерес к пространственным, пластическим и декоративным видам деятельности, ориентация на ее положительный результат. Характеристика видов деятельности дается в пояснительной записке далее (с. 5—9); • системно-комплексный подход. Основой эстетического познания целостной картины мира является художественный образ. В программе художественно-образный язык рассматривается в процессе интеграции различных видов и жанров искусства, освоения выразительных средств различных художественных подсистем и через многообразие способов художественной деятельности и их творческого применения учащимися. Это создает условия для свободы погружения в различные эпохи и художественные стили, а также участия в диалогах в пространстве культуры, понимания целостной картины мира; • личностно ориентированный подход. Изобразительное искусство — культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства; • региональный подход. 'Учитываются художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в различных регионах России, что создает возможности для участия в создании эстетического и этнохудожественного пространства и развития самосознания школьника как члена этноса и носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность. Соответственно это: • представление о ведущих качествах народного искусства: универсальность художественного языка, всечеловечность духовных ценностей, коллективное начало, традиция как закон развития народного искусства; эстетическое восприятие и эмоционально-ценностная оценка содержания произведений народного искусства; художественно-творческая деятельность на основе творческих принципов народного искусства: повтор, вариация, импровизация, умение применять в собственном творчестве народные художественные традиции, сохранять и развивать их. В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности: • изобразительная деятельность (основы художественного изображения) — графика, живопись, скульптура; • декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры); • художественно-конструкторская деятельность; • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств. Охарактеризуем каждый из них: • ценностно-ориеитационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве) способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. Восприятие действительности и произведений разных видов искусства направлено на развитие активного эстетического отношения к искусству как части духовной культуры, к природе и деятельности человека как источнику жизни и красоты. Восприятие произведений пластических искусств способствует развитию активного эстетического потребления искусства как части духовной культуры. Диалоги о пластических искусствах развивают у учащихся представление о видах и жанрах профессионального искусства и видах народного искусства, об особенностях отечественной национальной культуры и искусства и мировой художественной культуры, воспитывают художественный вкус. В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение учащимися высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; учащиеся также приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Диалоги об искусстве являются обязательной составляющей каждого урока; • изобразительная деятельность (основы художественного изображения) включает практическую деятельность учащихся учеб' ного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры. Это предполагает развитие художественно-графичсс ких умений и навыков учащихся, сознательное использовапт средств художественной выразительности изобразительного п< кусства (цвета, линии, пятна, тона, композиции, форм 1.1 п пропорций, объема, пространства) в процессе самостоятельной художественно-творческой работы. Графика. Линия, штрих, тон, точка рассматриваются как основные средства выразительности в графическом рисунке. Варьируются различные приемы работы графическими материалами, выразительные возможности линии, штриха, фактура пятна, тон и ритм пятен, передающих объем, освещение и настроение в рисунке Знание выразительных средств графики и возможностей различных графических материалов позволяет учащимся передать глубину изображаемого пространства, делая его образ выразительнее и достовернее. В графике могут выполняться творческие тематические композиции и иллюстрации к литературным произведениям. Материалы: графический карандаш, уголь, сангина, мел, перо, кисть, тушь, фломастер и т. п. В разряд графических работ входят и работы, выполненные на тонированной (цветной) бумаге или с частичным применением акварельных красок. Живопись. Цвет, его сочетания, пятно — одно из главных средств выразительности в живописи. В работе с красками осваиваются основы цветоведения, осознаются понятия о цветовом тоне, светлоте и насыщенности цвета, локальном, теплом и холодном цвете, колорите, а также об эмоциональном восприятии и символике цвета в живописи. Варьируются различные приемы работы кистью и красками для передачи фактуры изображаемых предметов, временного состояния реальной действительности и собственного эмоционального настроения. Учебные задачи, направленные на достижение единства материала, технического приема, колорита, композиции в живописной работе с натуры, позволяют творчески решить проблемы единства формы и содержания в творческой тематической композиции. Красками могут выполняться кратковременные и длительные этюды с натуры и по памяти (натюрморты, пейзажи, портреты), творческие тематические композиции по памяти, представлению и воображению. В разряд живописных работ условно входят работы, выполненные в смешанной технике, при условии, что основным материалом будут краски (акварель, гуашь, темпера, масло). Скульптура. Объем, или трехмерность, — основа языка скульптуры. Работа в объеме и пространстве развивает объемно-пространственное мышление, чувство конструкции, пропорций, равновесия, статики, динамики и пластики формы. В процессе освоения различных приемов лепки развивается чувство фактуры, формы, понимается ее значение в передаче эмоционального звучания образа. На уроках выполняются рельефы, горельефы, круглая скульптура — мелкая пластика. Основными объектами скульптурного изображения являются фигуры человека, животных, сказочных героев, но в рельефе может быть представлено изображение пейзажа, натюрморта, жанровой сцены. В качестве материала на этих занятиях используется пластилин, глина; • декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры) включает практическую деятельность учащихся учебного и творческого характера. Это предполагает развитие художественно-графических умений и навыков учащихся, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции, видового (декоративного) образа. Постижение закономерностей орнаментальных, сюжетно-декоративных, объемно-пластических решений композиции согласуется со следующими условиями: учет назначения художественной вещи (предмета) при выборе материала, из которого она создается; связь декора с формой и практическим назначением художественной вещи (предмета); связь художественной вещи (предмета) со средой бытования; понимание духовной ценности, отношения мастера — создателя произведений народного искусства — к миру (народная точка зрения на мир); умение применить в своей художественной деятельности творческие принципы народного искусства (повтор, вариации, импровизации); • художественно-конструкторская деятельность включает зарисовки с плана объекта, проектирование объекта, конструирование изделия с опорой на план проектируемого объекта. Решение учебных задач осуществляется на уроках народного творчества с элементами художественного конструирования, на уроках декоративного творчества с элементами художественного конструирования. Данный вид деятельности способствует развитию пространственного воображения, конструктивного мышления, умения работать в разном материале с применением приемов художественного конструирования (макет крестьянского подворья, макет театральной сцены с декорациями, конструкция тростевой куклы и др.); в этом виде деятельности предоставляются большие возможности для применения современных мультимедийных технологий обучения; • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств. В программе уделяется внимание синтезу искусств, который объединяет пространственные и временные искусства: изобразительное искусство и музыку; театральное действо, народное песенное творчество и народное изобразительно-пластическое искусство на фестивалях и народных календарных праздниках. Прием взаимодействия разных искусств создает большие возможности для эффективного преподавания уроков изобрази тельного искусства. Этот вид деятельности особенно ярко отражает идеи интеграции разных видов искусства и учебных предметов (истории, литературы, мировой художественной культуры, музыки), способствует установлению связей, отражающих целостное представление о мире, человеке, культуре, об универсальных человеческих ценностях, служит формированию системно целостного взгляда на мир. В содержании программы все основные виды художественно творческой деятельности представлены по каждому классу. Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» для основной школы предоставляет большие возможности для профессионального роста учителей, активизации их творческого поиска и самореализации Примерное тематическое планирование уроков не является педагогическим трафаретом на пути творчества как учителя, так и ученика. В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. В частности, среди них: • вариативность тем заданий и выбора материала, техники для учащихся. Предлагаемые темы учитель может расширить с учетом реальных интересов, потребностей и личностных проблем его учеников; • вариативность и широкий выбор учителем произведений искусств; • вариативность и импровизация в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в форме поисковой, исследовательской работы: выбор темы, определение задач для каждого участника поисково-исследовательской группы, проведение дискуссий, диалогов по итогам работы творческих групп; • свободный выбор учеником литературного произведения в работе над портретом литературного героя, над иллюстрацией; • вариативность задания по композиции: в натюрморте, интерьере, портрете, пейзаже; • выбор учащимися произведения изобразительного искусства для анализа. Этот выбор не ограничен, что делает исследовательскую работу в творческих группах полезной и интересной для беседы на последующих уроках; • широкий выбор тематики и технологии выполнения эскиза изделия с учетом национально-регионального компонента; • выражение собственного отношения к участию в подготовке и проведении народных праздников, в процессе которых коллективное творчество не ограничивает дифференциацию задания по желанию ученика.
Подбор заданий для электронного сборника упражнений осуществляется с учётом уровня (репродуктивный, комбинаторный, творческий) и этапа усвоения учебного материала (обучающий, контрольный, творческий), решаемых изобразительных задач (композиция, пространство, форма, конструкция, пропорции, цвет, украшение), которые, в свою очередь, определяются объектом практической художественно-творческой деятельности. Практическое освоение явлений изобразительного искусства с использованием электронного сборника упражнений может осуществляться посредством выполнения заданий поискового, комбинаторного и творческого типов. Задания поискового типа включают деятельность учащихся по определению, поиску решения поставленных задач в предложенном художественном материале. Комбинаторный тип заданий ориентирован на составление определённых композиций из имеющихся объектов или по заданным параметрам. Задания творческого типа предполагают создание творческих работ учащимися по памяти, по представлению, по воображению, с натуры, на темы с использованием имеющихся инструментов. Гипертекстовый словарь по изобразительному искусству обеспечивает знаниевую составляющую процесса обучения: расширяет и углубляет знания учащихся в той или иной сфере искусства; даёт определения основных понятий. Электронный музей включает оцифрованные варианты произведений искусства основных видов и жанров, предусмотренных программой учебного предмета «Изобразительное искусство», и обеспечивает изучение раздела, связанного с восприятием. Данный компонент программно-методического комплекса способствует визуализации процесса обучения, содействует возникновению качественно нового уровня процесса восприятия. Электронный справочник позволяет расширить и систематизировать знания учащихся в сфере искусствоведческих основ изобразительного искусства. Разработка учебно-методических комплексов с учётом приоритетных задач художественного образования позволит оптимизировать как процессуальную, так и результативную составляющие процесса обучения изобразительному искусству. |
Фио фио фио Программа ориентирована на использование учебников включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных мо и н РФ к использованию... | Итоги конкурса научно-исследовательских работ «Мои первые шаги в... | ||
Отзыв руководителя фио автора, класс Фио руководителя, указание предметных профессиональных направлений деятельности педагога: Маякова Елена Анатольевна, учитель французского... | Договор на оказание образовательных услуг Фио директора], действующей на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, и [фио слушателя], именуемый... | ||
Приложение 13 Участие учащихся мкоу причулымской сош в олимпиадах,... Участие учащихся мкоу причулымской сош в олимпиадах, конкурсах, фестивалях (учебная деятельность) | Конспект урока по теме «Умножение дробей» фио учителя : Зубенко Надежда... Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош» | ||
Алфавитный список фондообразователей фио | Тема конкурсной работы, руководитель (фио, должность) | ||
Тесты по математике (пять вариантов) Москва 2011 фио абитуриента | А. Э. Фотиади (подпись) (фио) Примерной основной образовательной программе высшего профессионального образования | ||
Фио преподавателя Оснащение урока: Учебник «English iii» И. Н. Верещагиной, картинки с едой и действиями | Анкета автора фио* Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании грабежей и разбойных нападений | ||
И. А. Казакеева фио Изучение геометрии в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей | Рабочая программа на 2013 /2014 учебный год Учитель (фио) Александрова Юлия Николаевна | ||
Тема фио Разновидности компьютерных вирусов и методы защиты от них. Основные антивирусные программы | Александровича Пластова «Сенокос» Тема урока: Подготовка к сочинению по картине фио: Каразбаева Расиля Шарифьяновна |