Скачать 2.89 Mb.
|
Кравченко А. И. Культурология: хрестоматия для высшей школы. ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6 Глава 1. НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПЕРЕКРЕСТКАХ.. 6 Бауман 3. Природа и культура1 6 – стр. 7 Упорядоченный мир —... 9 Бидни Д. Концепция культуры1 16 – стр. 11 Валлерстайн И. Возможна ли всемирная культура?1 19 – стр. 14 I 20 II 25 III 27 Клакхон К. Что такое культура?1 29 – стр. 18 Лич Э. Культура и коммуникация1 33 – стр. 22 Мёрдок Дж. Фундаментальные характеристики культуры1 38 – стр. 23 1. Культура передается посредством научения. 38 2. Культура прививается воспитанием. 38 3. Культура социальна. 38 4. Культура идеационна. 39 5. Культура обеспечивает удовлетворение. 39 6. Культура адаптивна. 39 7. Культура интегративна. 39 Мид М. Типология культур1 40 – стр. 26 Кофигуративная культура —... 47 Префигуративная культура. 52 Сорокин П. Социокультурная динамика и религия1 53 – стр. 31 Уайт Лесли А. Понятие культуры и культурология1 56 – стр. 33 Уайт Лесли А. Что такое культурология?1 62 – стр. 34 Культурология (culturology) — ветвь антропологии, 62 Фейблман Дж. Типы культуры1 63 – стр. 35 (1) Допервобытный тип культуры. 63 (2) Первобытная культура. 64 (3) Военный тип культуры. 65 (4) Религиозный тип культуры. 66 (5) Цивилизованный тип культуры. 67 (6) Научный тип культуры.. 68 (7) Постнаучный тип культуры.. 68 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?1 69 – стр. 44 Модель грядущего конфликта. 69 Природа цивилизаций. 70 Линии разлома между цивилизациями. 73 Сплочение цивилизаций: синдром «братских стран». 76 Запад против остального мира. 78 Расколотые страны.. 80 Конфуцианско-исламский блок. 81 Выводы для Запада. 83 Глава 2. НАЗАД К ТРАДИЦИЯМ.. 84 Байбурин А. К. Ритуал как культурный феномен1 84 – стр. 55 Бенедикт Р. Хризантема и меч1 85 – стр. 56 Волков В. В. Культурная политика в 30-е годы1 91 – стр. 58 Культурность в историческом контексте. 91 Мода и внешний вид. 93 Личная гигиена. 93 Вещи и символы частной жизни. 95 Разговорная речь. 95 Михайлова Л. И. Народное творчество в российской культуре1 97 – стр. 64 Таблица 1. Мотивы обращения к художественному творчеству участников творческих коллективов 100 Таблица 2. Результаты опроса экспертов относительно изменения значимости ряда субъективных факторов, влияющих на активность россиян в области художественного творчества (в % от числа опрошенных) 101 Самнер У. Обычаи и нравы1 101 – стр. 66 Определение и происхождение обычаев. 101 Обычаи как социетальная сила. 102 Обычаи возникают бессознательно. 102 Обычаи подвержены искажению.. 102 Вредные обычаи. 103 Обычаи могут быть «правильными». 104 Когда обычаи бывают «истинными». 104 Определение нравов. 105 Табу. 105 Более точное определение нравов. 105 Ритуал. 105 Ритуальная сторона нравов. 106 Токарев С. А. Маски и ряжение1 106 – стр. 73 Фрэзер Дж. Первобытные табу и суеверия1 112 – стр. 76 Глава 3. ВЫСОКОЕ В КУЛЬТУРЕ. 124 Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты России1 124 – стр. 77 Волошин М. Чему учат иконы?1 128 – стр. 79 Давыдова М. Театр в эпоху глобализации1 131 – стр. 80 Дюби Ж. Куртуазная любовь во Франции XII века1 133 – стр. 81 Коваленко Т. А. Менталитет дворянской культуры XVIII века1 136 – стр. 84 Ле Гофф Ж. Христианская Европа в XI—XV веках1 141 – стр. 85 Февр Л. Возрождение1 149 – стр. 87 Глава 4. МАССОВАЯ И МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА.. 157 Гофман А. Б. О культуре массовой и немассовой1 157 – стр. 89 Дубин Б. Читатель в обществе зрителей1 159 – стр. 91 Массовые коммуникации. 159 Литература, кино, телевидение. 162 Массовое чтение. 164 Массовая библиотека, ее абоненты и функции. 165 Вместо заключения. 166 Кэндо Т. Исследования массовой и популярной культуры1 168 – стр. 98 Таблица 1. В каких странах сколько читают книг. 172 Таблица 2. В среднем американцы затрачивают в день минут на общение с различными СМИ.. 172 Лукьянова Е. «Приколисты» и «пофигисты»1 174 – стр. 101 Два способа включения наркотиков в подростковые культуры.. 174 Таблица. Этимология слова «прикол». 175 Щеглова С. Н. Артефакты молодежной субкультуры2 177 – стр. 105 Щепанская Т. Б. Культ дороги1 180 – стр. 106 Культ дороги. 181 Метафора маргинальности. 182 Попутчики: модель межличностных отношений. 183 Законы трассы.. 183 Глава 5. РАЗНЫЕ КУЛЬТУРЫ, РАЗНОЕ В КУЛЬТУРЕ. 184 Автономов Ю. Экономика культуры1 184 – стр. 111 Культурная ценность, копирование и подделки. 186 Произведение искусства как финансовый актив. 188 Веблен Т. Закон демонстративного расточительства1 190 – стр. 117 Иванченко В. Роковая Сеть1 192 – стр. 118 «Машина времени». 193 «Аквариум». 194 «Зоопарк». 195 «Воскресение». 195 Константин Никольский. 195 «ДДТ». 196 «Алиса». 196 «Кино». 197 «Наутилус Помпилиус». 197 «ЧайФ». 197 Ласло Э. Жить при многообразии культур1 198 – стр. 125 Маклюэн М. Культура в аудиовизуальный век1 202 – стр. 128 Мосс М. Техника тела1 208 – стр. 129 1. Техники родов и акушерства. 210 2. Техники воздействия. 210 4. Техники взрослого возраста. 210 Техника сна. 210 Способ сидения имеет. 210 Техники активности, движения. 211 5. Техника ухода за телом. 211 6. Техника насыщения. 211 7. Техника воспроизводства. 211 Носов Н. А. Виртуальная цивилизация1 211 – стр. 133 Компьютеры и культура. 211 Виртуальная философия. 212 Виртуальная психология и психотехника. 213 Точки роста виртуальной цивилизации. 214 Литература. 215 Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст1 215 – стр. 139 Льюис Ричард Д. Деловые культуры1 218 – стр. 141 Мулен Л. Повседневная жизнь монахов1 223 – стр. 143 Долгий день монаха. 224 Пища, посты и воздержание. 226 Одежда делает монаха. 228 ПРЕДИСЛОВИЕ Хрестоматия является дополнением к учебнику по культурологии А. А. Кравченко. В ней собраны материалы, которые позволяют расширить кругозор читателя по общим и частным проблемам, получившим систематическое изложение в учебнике. По сравнению с предыдущими публикациями хрестоматии1 в новом издании существенно изменены список персоналий и структура разделов. Базовый состав авторов, без которых невозможно представить себе мировую культурологию, сохранен, но появились новые имена, связанные с современным этапом развития этой дисциплины. Хрестоматия имеет педагогическую, а не научно-исследовательскую ценность. Помещенные в ней источники нельзя цитировать подобно тому, как это делается с академическими изданиями, по той причине, что подавляющее их большинство прошло повторную обработку составителя. А это значит, что они сокращались, редактировались, отчасти дополнялись. Термин «адаптировано по» означает, что данный источник не переведен и не приведен дословно, а пересказан. Сокращению подвергались длинноты и подробности, уместные в академических изданиях. Нередко приходилось преобразовывать стиль авторского изложения, дабы избежать наукообразия, канцеляризмов, неясных фраз, сухости и занудности повествования. Составитель, если выразиться совсем точно, поступал с первоисточниками достаточно вольно. Основная цель хрестоматии — дать молодому читателю самые интересные и живые материалы, донести научную мысль в простой и ясной форме. При этом совершенно не искажались главные идеи авторов. Напротив, они еще лучше высвечивались благодаря устранению ненужных подробностей. Иногда составитель не соглашался с излагаемой позицией, часто возникало желание что-либо подправить. Но приверженность академической традиции, требующей объективного подхода к любой теоретической позиции, независимо от того, разделяешь ты ее или нет, вынуждала оставлять неприкосновенными излагаемые мысли. Обобщив сказанное, еще раз подчеркну: изменялась форма, но не содержание публикуемых материалов. 1 Кравченко А. И. Культурология: хрестоматия для высшей школы. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 4 Глава 1. НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПЕРЕКРЕСТКАХ Бауман 3. Природа и культура1 «Посмотрите на этого коротышку. Бедняга, природа его явно обделила», — говорим мы с жалостью и сочувствием. Мы не виним человека за его невнушительный рост. Нас просто поражает, что он ниже многих людей, которых мы знаем, а именно ниже «нормального» роста. Но нам и в голову не приходит, что где-то кто-то может сделать человека выше. Насколько нам известно, ростом невозможно манипулировать; рост — это, так сказать, приговор природы, который обжалованию не подлежит. Нет способов отменить или аннулировать его. Нет другого выбора, кроме как принять его и жить с ним по мере сил. «Посмотрите, какой толстяк, — говорим мы уже со смехом. — Должно быть, он обжора или пивная бочка. Стыдно. Он должен что-то делать с собой». В отличие от роста толщина человеческого тела, как нам кажется, находится во власти человека. Ее можно уменьшить или увеличить. В этом нет ничего неизменного. Вес человека может и должен регулироваться, чтобы соответствовать нужному стандарту. Люди сами отвечают за свой вес, у них есть обязательства в этом отношении, и им должно быть стыдно, если они ими пренебрегают. Чем отличаются друг от друга эти два случая? Почему мы реагируем на них по-разному? Ответ дает нам знание того, что люди могут сделать, и наше убеждение в том, что они должны делать. Во-первых, встает вопрос: что находится «во власти человека», когда он что-либо предпринимает (доступны ли ему существующие знания, навыки, технологии и может ли он их использовать, чтобы преобразовать по своему вкусу тот или иной аспект или фрагмент мира). Во-вторых, вопрос заключается в том, существует ли стандарт, норма, которой это «что-либо» должно соответствовать. Другими словами, есть вещи, которые люди могут изменить, сделать иными, нежели они были раньше. К ним следует относиться иначе, чем к вещам, которые не доступны власти человека. Первые мы называем культурой, вторые — природой. Поэтому если мы представляем себе нечто как относящееся скорее к культуре, нежели к природе, то мы имеем в виду, что данной вещью можно манипулировать и что существует желаемое и «правильное» конечное состояние такой манипуляции. 1 Бауман З. Мыслить социологически: учеб. пособие / пер. с англ. М, 1996. С. 151—168 5 В самом деле, если вы представите себе подобную ситуацию, то само слово «культура» во многом предполагает именно это. Оно оживляет в памяти труд фермера или садовника, который тщательно обустраивает клочки земли, отвоеванные у дикой природы, и культивирует их, отбирает семена для посева и саженцы, удобряет их, прививает растения, придавая им нужный вид, т. е. вид, который он считает соответствующим данным растениям. Но на самом деле фермер и садовник делают больше, чем только это. Они также выпалывают нежелательных гостей, «незваные» растения, которые выросли здесь «по своему усмотрению» и тем самым испортили аккуратную планировку участка, снизили запланированную урожайность поля или повредили эстетическому идеалу сада. Именно подсчет урожайности или идея порядка и красоты разделили все растения на полезные, достойные заботливого ухода, и сорняки, подлежащие выкорчевыванию, потраве или избавлению от них каким-либо другим способом. Именно фермер или садовник составляют картину «порядка вещей», а затем используют свои навыки и орудия для воплощения в жизнь этой картины (заметим, что в большинстве случаев навыки и орудия, которыми они уже обладают, определяют границы воображения фермера или садовника; только такие представления о порядке воспринимаются как вполне реальные при данном уровне развития искусства). К тому же они предлагают и критерии различения порядка и беспорядка, нормы и отклонения от нее. Работа фермера или садовника является показательным примером культуры, она выступает как деятельность, имеющая цель, причем особого рода цель, а именно придание определенной части реальности той формы, которая иначе не появилась бы без определенного усилия внедрить ее. Культура занимается тем, что делает вещи отличными от того, чем они были и могли бы быть без нее, и тем, что сохраняет их в этой искусственной форме. Культура занимается также тем, что внедряет и сохраняет порядок и борется против всего, что отклоняется от этого порядка, нарушает его и, с ее точки зрения, выглядит как хаос. Культура вытесняет и замещает «естественный порядок» (т. е. положение вещей, каково оно есть без человеческого вмешательства) искусственным, спланированным. Культура не только внедряет искусственный порядок, но и развивает его. Культура означает предпочтение. Она превозносит один порядок как наилучший, возможно даже единственно хороший, принижая при этом все другие варианты как неполноценные или в целом беспорядочные. Граница между природой и культурой зависит, конечно, от имеющихся в нашем распоряжении знаний и навыков, а также от того, существует ли у нас намерение использовать их для достижения 6 8 Порядок отличается от случайности или хаоса тем, что в упорядоченной ситуации не все может случиться, т. е. не все возможно. Из фактически бесконечного числа всех мыслимых событий может иметь место только ограниченное количество. Различные события обладают разной степенью вероятности: некоторые могут произойти с большей вероятностью, чем другие. Искусственный порядок можно считать прочно установившимся, если то, что было невероятным, трансформировалось в необходимое или неизбежное (как, например, происшествие совершенно невероятного события — встречи яиц и бекона в регулярной утренней процедуре). Установить порядок, следовательно, означает манипуляцию вероятностью событий. Некоторые события, обычно происходившие случайно, делаются более вероятными, «нормальными», тогда как на пути других событий воздвигаются препятствия. Установить порядок — значит выбрать, отобрать, установить предпочтения и приоритеты, оценить. Ценности стоят за любым искусственным порядком и фактически являются его неотъемлемой частью. Никакое описание искусственного порядка не может быть поистине свободным от ценностей. Любой такой порядок представляет собой лишь один из многих способов отклонения вероятностей, которому было отдано предпочтение перед другими. Как только он прочно и надежно устанавливается, мы естественно «забываем» об этой истине и воспринимаем его как единственно возможный. Теперь нам кажется, что коль скоро возможен только один-единственный порядок, разнообразие беспорядка бесконечно. Специфический, данный порядок воспринимается как синоним порядка как такового; все альтернативы однозначно классифицируются как беспорядок или хаос. Как человеческие существа мы все заинтересованы в создании и поддержании упорядоченного окружения, и прежде всего потому, что большая часть нашего поведения — заученное поведение. Из наших прошлых действий мы лучше вспоминаем те, которые были успешными — принесли желаемый результат, доставили удовольствие, снискали одобрение и уважение окружающих нас людей. Благодаря драгоценному дару памяти и способности обучения мы можем приобретать еще более эффективные жизненные навыки; мы накапливаем знания, умение, опыт Но память и обучение приносят благоприятные результаты лишь до тех пор, пока ситуация (контекст) наших действий остается по большей части неизменной. Благодаря постоянству окружающего нас мира наши действия, успешные ранее, могут оставаться таковыми и сегодня, и завтра. Только представьте себе, какая ужасная катастрофа может произойти, если, например, изменить значение цветов светофора, никого не предупредив об этом. В случайно, хаотически ме- 9 няющемся мире память и научение превратились бы из благословения в проклятие. Научаться, следовать прошлому опыту было бы поистине самоубийственно. |
Календарно-тематическое планирование по курсу обществознания (базовый... Кравченко А. И., учебника по обществознанию под редакцией А. И. Кравченко М. «Русское слово» 2008 г., методических рекомендаций по... | Программа с присвоением дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно-исследовательской деятельности | ||
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) Гришин П. Н., Кравченко В. В. Кравченко И. П. Агро-номические руды и нетрадиционное минеральное сырье (интерактивный курс): Учебное... | 1. Предмет и задачи педагогики Педагогика высшей школы и другие науки. Широкое использование педагогикой высшей школы идей, теорий, фактов, методов педагогики школы.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник хрестоматия: Н. А. Чураковой «Литературное чтение. Хрестоматия. 2 класс» для общеобразовательных учреждений | Учебно-методический комплекс содержит программу курса «История социологии» ... | ||
Физиология высшей нервной деятельности Реформа высшей школы связана, прежде всего, с реорганизацией учебных программ, позволяющей решить некоторые задачи: создать необходимый... | Учебника Кравченко А. И. Обществознание для 9 класса «Обществознание», а также «Примерной программы по обществознанию» мо ртф москва. 2007. Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе авторской программы по обществознанию А. И. Кравченко, И. С. Хромовой для 5 класса (А. И.... | Программа дисциплины Культурология Культурология для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра | ||
«Культурология» ... | Хрестоматия Специальная психология: Хрестоматия / Сост и науч ред. Э. П. Кожевникова. – Тобольск: тгпи им. Д. И. Менделеева, 2006. – 187 с | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основой для реализации воспитательного и образовательного процессов в высшей школе является надежный информационно-методический базис... | Методические указания по выполнению срс (написание реферата) по дисциплине «культурология» Целью творческой работы является углубление знаний основных теоретических положений раздела «Культурология», самостоятельная проработка... | ||
Отделение прикладной математики и информатики Хрестоматия по учебной дисциплине «Теория и методы анализа решений». – М.: Гу-вшэ, 2006 (далее Хрестоматия 1) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова]. М.: Вентана-Граф, 2010) и программы основного общего образования по обществознанию А. И. Кравченко... |