Скачать 362.35 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Хуснутдинова А.Г. с. Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Рассмотрено Утверждаю методическим объединением ___________________ Директор школы ___________________________________/___________/ __________ Г.А. Киреева Протокол № ____ от «____ » ___________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История и культура Башкортостана» на 2012-2013 учебный год для 7-9 классов Составитель: учитель ИЗО первой квалификационной категории АМИНЕВА Г.М. с. Учалы - 2013 г. Пояснительная записка Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана» Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана. Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности. Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом. Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета по 1 часу в неделю, 34 часа в год. Цели и задачи курса:
Главная задача курса– воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям. Общая характеристика учебного процесса: В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
Учащиеся старших классов должны знать: - по народному творчеству: жанры фольклора (песни, легенды и предания, пословицы и поговорки, верования и обряды, эпические сказания, творчество сэсэнов, музыкальные инструменты, а так же фольклор местного населения; - по литературе: основные произведения представителей башкирской литературы, иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы; - по декоративно-прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) и сферах его применения (украшение жилища, народный костюм, убранство коня и т.д.), о творчестве ведущих художников, скульпторов РБ; - по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представление об основных жанрах музыкального искусства (песни, вокальные, инструментальные, хоровые произведения, симфония, балет, опера и др.), знать исполнителей народного и профессионального искусств (кураисты, певцы, дирижеры и т.д.); - по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество исполнителей оперы и балета; знать разнообразие народных танцевальных традиций, творчество Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова , мастеров народного танца), - знать основные даты и события из истории Башкортостана, - иметь представление о событиях из прошлого и настоящего своего региона (района). Учащиеся 7 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать следующие темы: - По истории Башкортостана: доля участия башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг.; - Жизнь и творчество национального героя Салавата Юлаева, образ Салавата в произведениях фольклора, литературы и искусства; - Произведения о Башкортостане, исторических событиях и личностях (С. Злобин, С. Аксаков, Н. Асанбаев, Гали Ибрагимов); - Основные типы школ и учебных заведений в Башкортостане до XX века, этапы развития печати; - Особенности национальной одежды; - Виды декоративно-прикладного искусства (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) и сферы применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) - Этапы развития театрального искусства в Башкортостане, образование и развитие башкирского драматического театра; - Понятие «опера», особенности становления и развития башкирской оперы, творчество Г. Альмухаметова и З. Исмагилова, современное состояние оперного искусства Башкортостана; - Этапы становления башкирского изобразительного искусства, творчество первых художников разных поколений (М.В. Нестеров, М. Елгаштина, А. Тюлькин, А Леженев, Д. Бурлюк, К. Девлеткильдеев, А. Кузнецов, Ф. Кащеев, Б. Домашников, А. Бурзянцев, А. Ситдикова). Учащиеся 8 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать : - По истории Башкортостана: основные исторические события Башкортостана XIX века, роль и доля участия башкир в Отечественной войне 1812 года и военных походах начала первой половины XIX века, ход и итоги реформ XIX века в Башкортостане, зарождение революционного движения в крае, включение Башкортостана в единый общероссийский социально-экономический и культурный процесс; - По народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора, роль исторических песен и преданий в духовной жизни башкир, исторические песни и предания об Отечественной войне 1812 года, о начальниках кантонов, о беглых, об армейской службе и военных походах, творчество крупных сэсэнов, творчество М. Бурангулова, понятие о башкирском народном эпосе, мифологический, исторический и социально-бытовой эпос; - По литературе: этапы развития башкирской литературы, основные произведения крупных представителей башкирской литературы XIX века (Акмулла, М. Уметбаев), жизнь и творчество Мажита Гафури и Шйхзады Бабича; - Современную печать, роль республиканских газет и журналов в общественной жизни, основные издания периодической печати, основные издательства, работающие в республике; - Историю развития библиотечного дела в Башкортостане, крупнейшие библиотеки РБ; - Периодизация истории развития башкирского изобразительного искусства, творчество художников среднего поколения (А.Лутфуллин, Б.Домашников, В.Пустарнаков, Р.Нурмухаметов, А.Арсланов) - хореографическому искусству: знать краткую историю танцевального искусства Башкортостана, разнообразие народных танцевальных традиций, творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова, широко распространенные его танцы, выдающихся мастеров народного танца. Понятие о балете, историю становления башкирского балета, творчество Наримана Сабитова, Творческие портреты звезд башкирского балета (З. Насретдинова, Р. Нуриев). Учащиеся 9 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать: - по истории Башкортостана: основные исторические события Башкортостана XX века, отражение исторических событий в социально-экономическом и политическом развитии, образование Башкирской АСССР, индустриализация и коллективизация на территории республики, политические репрессии 30-х гг., участие Башкортостана в Великой Отечественной войне, развитие в послевоенный период, восстановление народного хозяйства, развитие в 70, 80, 90-ые гг., становление суверенитета Башкортостана; - Государственные символы Республики Башкортостан; - Народонаселение и современное демографическое положение в республике; - По литературе: этапы развития башкирской литературы, основные произведения крупных представителей башкирской литературы XIX века (Акмулла, М. Уметбаев), жизнь и творчество Мажита Гафури и Шйхзады Бабича; - Современную печать, роль республиканских газет и журналов в общественной жизни, основные издания периодической печати, основные издательства, работающие в республике; - Состояние современного образования, развитие науки; - Современная театральная деятельность, спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны; - Открытие и становление филармонии, современное развитие вокального искусства, деятельность современных композиторов (А. Габдрахманов, А. Кубагушев, Р. Хасанов, Р. Сахаутдинова, С. Низамутдинов, Н. Даутов); - Развитие музейного дела в Башкортостане; - Современное состояние физкультуры и спорта; - Современное состояние живописи; - Отражение исторических событий Башкортостана в литературных произведениях (М.Карим, Х. Давлетшина, Д. Юлтый, Н.Мусин, А.Хакимов, Р.Гарипов, Р.Бикбаев, Н. Наджми, З.Биишева), современная башкирская проза, поэзия и драматургия (краткий обзор). Творчество народных поэтов Башкортостана. УМК: Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова, Уфа, 2010г. Межпредметные связи: Башкирский язык и литература, география, история. Требования к уровню усвоения предмета Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая. Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности. Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто. Литература для ученика Учебники «Культура Башкортостана» для 7-10 классов. Под общей редакцией д.ф.н., проф. Галина С.А. Уфа: Китап, 2003, 2004, 2009. Учебники «История Башкортостана. С древнейших времен до конца XIX в». Отв.ред. Акманов И.Г.-Уфа, Китап, 2005 «История Башкортостана.XXвек». Кулшарипов М.И. Уфа, Китап, 2005 Дополнительная литература История культуры башкир. Кузбеков Ф.Т. Уфа, 1997 Рассказы по истории Башкортостана. Под ред. Акманова И.Г. Уфа, «Китап», 2001. Культура Башкортостана: учебно-справочное пособие для 7-10 классов. Составитель Мавлетов В.С. Уфа, 2005. Башкирские богатырские сказки.Уфа: Китап,1988г Башкирские музыкальные инструменты.Уфа: Китап,1989г. Сидоров В.В. О башкире-певце и бесстрашном бойце .Книга о С.Юлаеве. Уфа: Китап,1990 С.Юлаев. Стихотворения/ составитель Г.Галимова,Уфа: Китап,2004 Каримова А.Р. Салават Юлаев –гордость народа( жизнь и творчество С.Юлаева) Уфа: Китап,2009 Галлямова Л.Г. Краски родного края: очерки о художниках Башкортостана- Уфа: Китап,2002 Журналы « Ватандаш», «А1и2ел», «Аманат», газеты «Республика Башкортостан», «Киске %ф5», «Й9шлек», «Й9ншишм9». Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Хуснутдинова А.Г. с. Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Согласовано: Утверждаю: Зам. директора по УВР Директор школы ____________ Ф.С. Исхакова ____________ Г.А. Киреева «____» ___________ 20 г « ___» _____________ 20 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет: история и культура Башкортостана Классы: 7 а, б; 8; 9 а, б Учитель: АМИНЕВА Г.М. Количество уроков в год - 34 часа; в неделю: 1 час. Учебник: 1. Культура Башкортостана для 7 класса. Под общей ред. д.ф.н., проф. Галина С.А.,. Уфа, «Китап», 2003. 2. Культура Башкортостана для 8 класса. Под общей ред. д.ф.н., проф. Галина С.А.,. Уфа, «Китап», 2003. 3. Культура Башкортостана для 9 класса. Под общей ред. д.ф.н., проф. Галина С.А.,. Уфа, «Китап», 2004. 4. Башкортостана для 9 класса. Под общей ред. д.ф.н., проф. Галина С.А.,. Уфа, «Китап», 2009. 5. История Башкортостана. С древнейших времен до конца XIX в. для 8 класса. Под ред. проф.Акманова И.Г. Уфа, «Китап», 2005. 6. История Башкортостана.XXвек для 9 класса. Кулшарипов М.И. Уфа, Китап, 2005 Дополнительная литература: 7. История культуры башкир. Кузбеков Ф.Т. Уфа, 1997 8. Рассказы по истории Башкортостана. Под ред. Акманова И.Г. Уфа, «Китап», 2001. 9. Культура Башкортостана: учебно-справочное пособие для 7-10 классов. Составитель Мавлетов В.С. Уфа, 2005. Тематическое планирование составила _______________ Аминева Г.М. Рассмотрено: на заседании МО учителей ___________________________ ___________________________________________________ протокол № ………. от «…..» _______________ 20 г. Руководитель МО ___________________________________ Схема календарно-тематического плана по истории и культуре Башкортостана для 7 класса
Схема календарно-тематического плана по истории и культуре Башкортостана для 8 класса
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету История и культура Башкортостана для 4 класса составлена на основе программы Культура Башкортостана... | Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 7 классе на 2013-2014 учебный год Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов | ||
Рабочая программа по предмету «История» 5класс Разработчик: Бушманова... Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих... | экзамен по предмету «Физическая культура» Рекомендации по организации и проведению регионального обязательного экзамена по предмету «Физическая культура» для учащихся 9 классов... | ||
Культура Башкортостана 1ч в неделю – 34ч Учебное пособие для 1 – 2 классов небашкирских школ Башкортостана «Живые родники» | Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2012/2013 учебный... Рабочая программа предназначена для учащихся мбоу сош№1 и рассчитана на 2012/2013 учебный год | ||
Рабочая программа по предмету «История» для 10 класса на 2012-2013 учебный год В. И. Буганов. (М. «Просвещение»,2009г ). «История России. Конец XVII-XIX век», учебник для 10 класса, В. И. Буганов, П. Н. Зырянов.... | Рабочая учебная программа по физике для 8 класса на 2012-2013 учебный... Умк по предмету «Физика 8 класс» авторы С. В. Громов, Н. А. Родина. М.: Просвещение, 2008. 158с | ||
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч... Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004... | Рабочая программа по предмету «русский язык» для 9а класса на 2012/2013 учебный год Рабочая программа составлена для работы в 9 классе по учебнику М. М. Разумовской (М., Дрофа, 2005г.) и рассчитана на 2 часа в неделю,... | ||
Типовые задания по предмету Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | Методические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским... Методические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским занятиям, зачету и экзамену по предметам: «История и... | ||
Рабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по предмету «История», на основе авторской... | Рабочая программа по предмету «История Средних веков. История России... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1060 | ||
Рабочая программа по предмету «Испанский язык» для 10 класса на 2012 2013 учебный год Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа | Рабочая программа по предмету «История» для 11 класса на 2013-2014 учебный год Цели изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне |