Скачать 292.46 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ / Волосникова Л.М. / __________ _____________ 2011г. возрастная морфология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 034300.62 «Физическая культура» профиля подготовки «Физкультурное образование», очной и заочной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Авторы работы: Потапова Т.В., Насонов В.В. 30. 04. 2011г. Рассмотрено на заседании кафедры управления физической культурой и спортом, дата 04.05.2011г. протокол №8) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 13 стр. Зав. кафедрой ______________________________/ Зуев В.Н. / 04. 05. 2011г. Рассмотрено на заседании УМК института физической культуры 23.05.2011г. протокол №7 Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/ Колунин Е.Т. / 23. 05. 2011г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/ Федорова С.А. / «______»_____________2011г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт физической культурыКафедра управления физической культурой и спортомПотапова Татьяна Владимировна Насонов Владимир Владимирович Возрастная морфология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 034300.62 «Физическая культура» профиля подготовки «Физкультурное образование», очной и заочной формы обучения Тюменский государственный университет, 2011 Потапова Татьяна Владимировна, Насонов Владимир Владимирович. Возрастная морфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 034300.68 «Физическая культура» профиля подготовки «Физкультурное образование», очной и заочной формы обучения. Тюмень, 2011, 13 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Возрастная морфология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой управления физической культурой и спортом. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Зуев В.Н., д.п.н., профессор© Тюменский государственный университет, 2011. © Потапова Т.В., Насонов В.В. 2011. 1. Пояснительная запискаВозрастная морфология – это специальный курс анатомии, в котором подробно изучаются особенности строения тела спортсмена в различные возрастные периоды. Спортивная морфология изучает реактивные, адаптационные и компенсаторные изменения в организме спортсмена на разных уровнях его строения: клеточном, тканевом, органном и системном. Возрастная морфология способствует приближению анатомии к задачам теории и практики физической культуры и спорта. Содержание курса спортивной морфологии имеет выход в практику спорта. Организация учебного процесса предусматривает лекционный курс (для всего курса), практические и семинарские занятия, самостоятельную работу. Согласно учебному плану для студентов ОДО института физической культуры дисциплина «Возрастная морфология» преподается во VI семестре. 1.1. Цель дисциплины:- подготовка студентов к научно обоснованному проведению тренировочного процесса с учетом морфологических особенностей строения тела спортсмена, а также привитие студентам практических навыков по основным методам антропометрического исследования спортсменов. Задачи изучения дисциплины:
1.2. Возрастная морфология относится к разделу Б 3. - Вариативная часть дисциплин профиля подготовки «Физкультурное образование»; тесно связана с дисциплинами теоретического профиля – основы медицинских знаний, физическая рекреация, спортивная медицина, физиология спорта, управление психофизическим состоянием спортсмена, психофизиология физического воспитания и спорта. Служит фундаментом для обоснования дисциплин профессионально педагогического цикла – возрастная физиология, возрастная и спортивная морфология, успешной защиты дипломного проекта. 1.3. В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: - использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОК-13); - быть способным реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида (ПК-10); - быть способным формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия (ПК-18); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - строение органов, их кровоснабжение и иннервацию; - закономерности жизнедеятельности организма человека, особенно в процессе его мышечной деятельности и, в частности, в условиях напряженных спортивных нагрузок; - основы течения биохимических процессов; - механизм возникновения травм опорно-двигательного аппарата, головного и спинного мозга; - патогенез развития основных заболеваний сердечно-сосудистой системы, дыхательной и пищеварительной систем; - основные симптомы и течение ряда заболеваний и травм; - основы оказания доврачебной помощи при травмах и заболеваниях; - механизм лечебного действия физических упражнений при заболеваниях и травмах, частные методики лечебной физической культуры; - основы массажа и его практическое применение при различных соматических заболеваниях и повреждениях; - основы организации спортивной медицины и лечебной физической культуры; - методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы; - методы оценки функционального состояния дыхательной системы; - методы оценки функционального состояния вегетативной и нервной системы; Уметь: - использовать в практической деятельности самые современные научные и теоретические знания в вопросах организации физкультурно-оздоровительной и реабилитационной работы; - эффективно оказывать первую медицинскую помощь при травмах и заболеваниях; - организовать врачебно-педагогическое наблюдение, специальные группы, для занятий с детьми и взрослыми различных возрастных периодов; - применять основные методики и методики массажа в процессе спортивной деятельности и реабилитации. - дать полную оценку положений и движений тела спортсмена с учетом работы исполнительных органов, органов обеспечения и контроля; - связывать и объяснить строение органов и систем с их функциональными возможностями и продемонстрировать понимание практической значимости полученных знаний в своей дальнейшей, профессиональной деятельности в качестве тренеров и преподавателей физической культуры и спорта. Владеть: - практическими навыками оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях и заболеваниях: - сердечно-сосудистой системы; - нервной системы; - дыхательной системы; - опорно-двигательного аппарата; - органов пищеварения; - мочевыделительной системы; - аллергических реакциях и судорожных состояний; 2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 4. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часов (ОДО/ОЗО): из них лекций – 38/2 часов, практических занятий – 57/10 часов, самостоятельной работы – 49/132 часов. 3. Тематический план Таблица 1.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля (ОДО/ОЗО) Таблица 2
Планирование самостоятельной работы студентов (ОДО/ОЗО) Таблица 3.
Раздел I. Введение. Структура научной и учебной дисциплины «Возрастная и спортивная морфология». Тема 1. Задачи и объект исследования спортивной морфологии. Предмет и объект исследования. Задачи. Цели. Возрастная и спортивная морфологическая база построения оптимальной работы в различных группах. Тема 2. Истоки развития возрастной и спортивной морфологии. Возрастные особенности детей дошкольного и школьного возраста. Индивидуальное физическое развитие. Динамика ростовых процессов. Возрастная периодизация. Базовые показатели в онтогенезе. Раздел II. Частная и телесная конституциология Тема 3. Учение о конституции человека. Понятие о конституции человека. Определение общей и частной конституции. Основоположники учения о конституции (Н.А. Бернштейн, В.Н. Шелдон, К. Конрад, Я.Я. Рогинский, В.В. Бунак, А.А. Молиновский, Н.С. Смирнова, М.В. Черноруцкий). Различные школы конституциологии. Тема 4. Типология. Типирование. Соматотипирование. Конституциональные типы. Схемы морфологических типов по К. Сиго, А. Тоориза, итальянской школы, (Н. Пенуе) российской школы Ж. Бауэр, П.Н. Башкиров, В.В. Бунак. Схема типирования лиц женского пола. Схема соматотипирования Шелдона-Чтецова, Дорохова-Петрухина. Раздел III. Компоненты тела и их строение Тема 5. Характеристика внешних форм тела. Характеристики туловища, шеи, конечностей. Границы, размеры, формы. Влияние физических нагрузок на внешние формы тела. Тема 6. Характеристика внутренних компонентов тела, их значение спортивной деятельности. Опорно-трофические ткани, сухожилия, связки, фасции, апоневрозы, хрящи, костная ткань. Жировая масса. Мышечная масса. Влияние тренировки на развитие мышц. Динамика приростов мышечной массы у лиц занимающихся различными видами спорта. Тема 7. Изменение компонентов тела у лиц различных соматических типов и вариантов развития. Изменение мышечной массы под влиянием тренировок. Изменение костной массы под влиянием тренировок. Вода в организме. Звенья тела: развитие и формирование. Раздел IV. Адаптация Тема 8. Современное состояние, проблемы адаптации. Гомеостаз. Общебиологические основы адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам. Принципы реагирования живой системы. Функциональные системы. Понятие адаптации. Компенсаторные и приспособительные процессы в организме человека. Тема 9. Закономерность адаптации к физическим нагрузкам. Рациональные и нерациональные формы адаптации различных систем. Стресс. Спортивная результативность. Раздел V. Методы исследования в возрастной спортивной морфологии Тема 10. Антропометрия. Общие положения, принципы антропометрии. Методы. Приборы: антропометр системы Мартина, большой толстотный циркуль, сантиметровая лента, кали пер, тазомер др. Антропометрические точки. Измерение продольных и поперечных размеров тела. Измерение обхватных размеров. Измерение кожно-жировых складок. Определение веса (массы), определение состава тела.Тема 11. Гониометрия. Измерение подвижных суставов: методы, приборы. Движения в отдельных суставах.Тема 12. Динамометрия. Общие положения, принципы, методы, приборы. Правила измерения силы мышц.Тема 13. Специальные методы исследования. Методика Я. Матейки – определение мышечной массы, жировой массы. Определение количества воды в организме, масс отдельных звеньев тела.Тема 14. Основы соматодиагностики. Уровни варьирования соматических показателей: габаритный, компонентный, пропорциональный. Цель соматодиагностики. Оценка уровней варьирования. Алгоритм построения оценочных таблиц. Алгоритмы определения уровней варьирования. Этапы соматотипирования.
Раздел I. Введение. Структура научной и учебной дисциплины «Возрастная и спортивная морфология».
Раздел II. Частная и телесная конституциология
Раздел III. Компоненты тела и их строение
Раздел IV. Адаптация
Раздел V. Методы исследования в возрастной спортивной морфологии
Тема 1. Техника антропометрииПракт. раб. № 1 Определение и нанесение на тело антропометрических точек.Практ. раб. № 2 Измерение продольных размеров.Практ. раб. № 3 Измерение поперечных размеров. Практ. раб. № 4 Измерение обхватных размеров.Практ. раб. № 5 Измерение кожно-жировых складок. Тема 2. Техника расчетов антропометрических показателей Практ. раб. № 6 Определение жирового компонента. Практ. раб. № 7 Определение костного компонента. Практ. раб. № 8 Определение мышечного компонента. Тема 3. Измерение подвижности в суставах Практ. раб. № 9 Определение подвижности в суставах конечностей. Тема 4. Измерение силы мышц – динамометрия Тема 5. Исследование осанки тела – сколиозиметрия Тема 6. Исследование стопы - плантография Практ. раб. № 10 Определение сводчатости стопы измерительным методом Тема 7. Морфологический контроль за состоянием тренированности спортсмена Практ. раб. № 11 Определение состояния костно-хрящевых компонентов тела спортсменов по рентгенограмме. Тема 8. Морфологическое обеспечение массовых форм физической культуры Практ. раб. № 12 Составление морфологической модели здорового человека. Практ. раб. № 13 Разработка программы оздоровления для лиц среднего и пожилого возраста с избыточной массой тела. |