Скачать 0.57 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по основам православной культуры Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране. Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, - невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей). Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования. Социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме соответствующего содержания образования (образовательного стандарта), который определяет содержание образования того или иного типа, уровня и направленности, условия и формы его получения. Изучение православной культуры способствует реализации практически всех требований к содержанию образования. Особенно - требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие. Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реализации принципов государственной политики в сфере образования, особенно актуальных для общеобразовательной школы. В системе задач общего образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье ныне выступают в ряд первоочередных. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права. Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и всех других народов в составе Российского государства. В содержании настоящего Примерного содержания образования по учебному предмету “Православная культура” предусматривается учет региональных этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации. Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию. Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России. Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего образования обеспечивали реализацию федерального государственного образовательного стандарта, «с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников». А рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ «Об образовании»). Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры». В учебно-методический комплект входят: учебное пособие для учащихся 4–5 классов, книга для учителя, книга для родителей и книга для семейного чтения. При разработке программы авторы использовали материалы авторской программы курса «Основы православной культуры» (авторы: игумен Георгий (Шестун), М.В. Захарченко,Т.М. Сливкина, Л.Н. Булкина, М.С. Костылева) 1. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»
« О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год.»
2. Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России. Преподавание основ православной культуры в 4-5 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни. В соответствии с основными целями учебно-воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях изучение православной культуры направлено на достижение следующего: В сфере личностной самореализации учащихся:
В сфере социализации учащихся в современном российском обществе:
В сфере интеграции учащихся в культурное пространство России:
В сфере подготовки учащихся к профессиональной деятельности в обществе: расширение и углубление социально-гуманитарного образования учащихся в области знаний о традиционной духовной культуре России; выработка учащимися навыков добросовестного отношения к труду, ответственности и добропорядочности в трудовых отношениях; подготовка учащихся общеобразовательной школы к получению в дальнейшем среднего и высшего профессионального образования по социально-гуманитарным специальностям и направлениям, включающим знания о православной духовной и материальной культуре - теологии, искусству, филологии, истории, социологии, педагогике, психологии и др. Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
3. Основные содержательные линии учебного предмета «Основы православной культуры» Изучение основ православной культуры учащимися 4-5 классов реализуется по следующим взаимосвязанным содержательным линиям:
Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении именно этих качеств надо прежде всего заботиться как родителям, так и школьным педагогам. 4. Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры» Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия. При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность. 1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре. 2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов. 3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия. Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. <…> Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте — тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока. Период обучения ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по-настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества. В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе. 5. Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 классов:
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4 классов:
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
|
Учебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов... | Пояснительная записка к рабочей программе по обж ... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по обж 5-9 классы рабочая... Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции... | Пояснительная записка по программе орксэ «Основы православной культуры» Программа реализуется в адресованном учащимся 4 классов комплексе: «Основы мировых религиозных культур и светской этики» | ||
Пояснительная записка Курс «Основы православной культуры» А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –... | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс (общеобразовательный уровень) | ||
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса Пояснительная записка к рабочей программе курса «основы религиозных культур и светской этики», 4 класс составлена на основе следующих... | Рабочая программа по основам православной культуры Разработана Изд. 6-е, исп. М.: Основы православной культуры, 2007. Для элективного курса взят 6 раздел программы Бородиной А. В. В связи с тем,... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история.... Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история. Конец XV-XVIII в в.» 7 класс | Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае... | ||
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае... | Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса математика Настоящая программа является рабочей программой по математике для 5 класса и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту... | ||
Решение педсовета протокол №1 от 30 августа 2011 года «основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,... | Пояснительная записка к рабочей программе по математике С. п б, Филиал издательства «Просвещение», авторы: А. К. Аксенова, Т. И. Бутаева и др., 2007 г | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании авторской... Андрицовой М. Ю. Смоленск, издательство сиуу, 2004г в соответствии с договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной... | Пояснительная записка актуальность изучения предмета «Основы православной культуры» Дополнительную информацию можно получить в рабочие дни с 10 до 18 часов в здании Воскресной школы Данилова монастыря (2 этаж) |