Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора





Скачать 106.84 Kb.
НазваниеКуплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора
Дата публикации03.03.2015
Размер106.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства « Радуга» г. Печора.

Педагогические направления реализации системно-деятельностного подхода

в образовательном процессе объединения изобразительного искусства
Система дополнительного образования предоставляет нам возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения?

Мы знаем, что любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата? Решает задачи, как научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослым, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Главные задачи образования в настоящее время – это научить получать знания (научить учиться), научить работать и зарабатывать (учение для труда), научить жизни (учение для бытия), научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Содержание курса обучения в объединении изобразительного искусства «Радуга» построено на основных принципах системно- деятельностного подхода.

Принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической,

вариативности, творчества.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Занятие – основная форма организации образовательного процесса в УДО. Таким образом, в основе педагогических приемов и  техник, используемых на занятии, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности. Данным требованиям отвечают педагогические стратегии и техники ТРИЗ, активные методы обучения.

ТРИЗ-РТВ (теория решения изобретательных задач — развитие творческого воображения).. Это сильная интеллектуальная система. Она способствует развитию творческих способностей и развитию воображения. ТРИЗ-приемы в изобразительной деятельности помогают умению разрешать противоречия, возникающие в процессе работы над образом.
Воображение — великая сила. Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

Проблема создания системы творческих заданий для начального обучения по изобразительной деятельности в объединении проявилась с ведением в программу студии блока Триз- РТВ. Исходя из положения, что главным принципом программы является деятельностный подход, я вела поиск наиболее результативной технологии для осуществления процесса формирования личности ребенка в изобразительной деятельности. Первый же анализ имеющейся литературы (методических рекомендаций, публикаций в педагогических СМИ) выявил проблему: в массовой практике использование РТВ в ИЗО часто подменяется работой по обучению детей нетрадиционным техникам изображения. При этом сама организация занятий зачастую остаётся классической - объяснение техники, использование образцов, единое для всех детей задание. Вторая тенденция отношения к изодеятельности в рамках занятий, построенных на базе ТРИЗ-технологии - в том, что детям в качестве рефлексии при решении творческий задачи предлагают нарисовать своё решение. При этом обучающий момент не имеет для педагога ценности - важно просто получить детский рисунок имеющимися в арсенале ребенка средствами. Таким образом, стало очевидным, что задачи, которые решают эти подходы, находятся в явном противоречии с задачами РТВ-ТРИЗ-технологии в начальном образовании. Ибо эта тактика не обеспечивает формирования навыков исследовательской деятельности и самостоятельной работы с проблемами.

В результате проведенного исследования я пришла к выводу: одно из главных направлений в обучении нетрадиционным техникам изображения - помочь детям понять, что в нетрадиционной технике есть скрытые ресурсы. Ресурс - это то, что помогает решить творческую задачу. И если рассматривать тему занятия по изодеятельности как творческую задачу, то удачный выбор ресурса - основа для успешного её решения.

В качестве основы для создания системы творческих заданий я взяла принцип построения программы по обучению изобразительной деятельности Т.А. Сидорчук . Согласно этой программе система работы слагается из 2-х основных направлений:

1. Обучение детей непосредственно технике: традиционной и нетрадиционной (в программе это называется репродуктивным блоком).

2. Задание творческого характера (продуктивный или творческий блок).

Наша "Копилка творческих заданий" представлена двумя разделами:

•Игры и задания, активизирующие творческое воображение, но не имеющие непосредственного отношения к РТВ и ТРИЗ. Они позволяют освоить традиционные и нетрадиционные техники, приобщиться к определённым стилям изобразительного искусства, но они не инструментированы, т.е не имеют ярко выраженных механизмов, гарантированно дающих интересные решения у детей. Именно эти игры широко описаны в методической литературе. •Игры и задания, основанные на моделях ТРИЗ-РТВ-технологии. Каждая из этих моделей является инструментом формирования конкретных навыков мышления, необходимых для работы с проблемами в рамках ТРИЗ-РТВ. Поэтому их использование позволит решить целый спектр задач, как в рамках обучения ИЗО (формирование системы специальных знаний о гармонии, перспективе, стилях, жанрах большого искусства), так и связанных с формированием умений работать с проблемами, решать творческие задачи. Кроме того, на основе этих моделей можно синтезировать творческие задачи, предлагаемые для решения детям. Подобные игры и упражнения мало описаны в литературе для преподавателей ИЗОстудий, я сделала попытку самостоятельно разработать их для программы студии на основе моделях ТРИЗ-РТВ –технологий. Это морфологический анализ,игры "Да-Нет",

Системный оператор (СО) , модель противоречий, типовые приемы фантазирования (Волшебники), приемы "Точка зрения" и "Синектика"По ТРИЗ-РТВ в студии накоплен большой методический материал. Это реферат на тему: «ТРИЗ-РТВ в изобразительной деятельности детей», конспекты открытых занятий, дидактический материал с подбором развивающих игр, накладные пособия и многое другое.

Основной формой организации обучения является занятие. Я постаралась выстроить занятие в рамках системно-деятельностного подхода.

Алгоритм конструирования  занятие в рамках системно-деятельностного подхода

  1.  Представить занятие в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

  2. Исходя из тематики занятия, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

  3. Для подготовки учебных задач на основе материала программы может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина.

  4. Проанализировать полученный сценарий занятия с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

  5. Оценить КПД занятия, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности обучающихся   при минимальной деятельности педагога.


Интернет-ресурсы для педагогов предлагают:

- Таблицу-конструктор –  описание основных этапов-модулей занятия и набор педагогических приемов и техник, которые позволят организовать учебную деятельность обучающихся .

- Ситуационная задача - описание идеи использовать ситуационные задачи с приложением конструктора Л.С. Илюшина и примерами ситуационных задач.

- Изобретательская задача - описание идеи использовать изобретательские задачи с подробным алгоритмом решения и примерами использования на уроке.

- Метод интеллект-карт – описание идеи использования интеллект-карты на уроке с приложениями дополнительных материалов, а так же практической  работы.

- Приемы и техники – описание всех перечисленных в таблице приемов с ссылками на примеры использования.

Весь этот материал: методики, приемы и техники, рекомендации мне благоприятным образом помогли в работе в данном направлении. Я их с успехом использую в своей педагогической деятельности с разными вариациями и с учетом специфики объединения.

Педагоги часто задаются вопросами как же сделать образовательное мероприятие с одной стороны, эффективным, а с другой – увлекательным? Как сделать обучение творческим, приносящим удовлетворение и обучающимся и педагогам? Чем заменить устаревшее репродуктивное обучение?

Возможно ли это в существующих реалиях нашей жизни? Да! Необходимо использовать активные методы обучения (АМО)!

На образовательном портале Мой университет, я прошла дистанционный курс "Активные методы обучения" Где получила необходимые знания и умения в этом направлении.

Эффективность методов обучения. Как показали исследования немецких ученых, человек    запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30%    того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых    дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании    проблем.    И лишь когда    обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в    самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения,    формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал    на 90%.    Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими    исследователями.
      Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в    обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс    возрастания объема информации и объема знаний в информационном    обществе стремителен и бесконечен. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки    обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути    интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы    обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного    процесса.
Детям не нравится неподвижно и    молча сидеть на длиннющих неинтересных занятиях, запоминать огромную    массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Возник резонный вопрос – какие методы обучения, необходимы чтобы изменить эту ситуацию?    

Мы все    знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для    участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища!    Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска    забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?!    Я решила внедрить в практику новые формы и методы обучения, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

Привычной и    желанной формой деятельности для детей младшего школьного возраста является игра, значит надо    использовать эту форму организации деятельности для обучения,    объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей

Активные методы обучения – методы, стимулирующие    познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на    диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения    той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем    активности обчуающихся.

Помимо диалога, активные    методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного    процесса. АМО обеспечивают разнообразие    мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения образовательного материала. АМО строятся на практической    направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге.

Для    каждого этапа занятия использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Ниже приведены примеры использования АМО на занятиях .

АМ начала    образовательного мероприятия.

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся    локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и    динамично помогают нам начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить    рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе.

 АМ выяснение целей,    ожиданий и опасений.

   Такие методы, как    «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение    знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести    выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
    АМ презентации    учебного материала

      В процессе занятия педагогу    регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие    методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм»    позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им    основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы    с новым материалом.    АМ организации    самостоятельной работы над темой

         При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было    интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.

Для работы    над темой занятия можно использовать методы «Ульи», «Визитные    карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения    дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На    линии огня». Для представления материала самостоятельной работы    обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Активные методы    релаксации

Если замечаю что    обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача,    делаем паузу, Проводим релаксацию.   Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того,    чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить    энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие    позволяют нам это сделать, не выходя из кабинета.

     

АМ подведения итогов   занятия

Для завершения    образовательного мероприятия использую такие активные    методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у    меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Кафе»,    «Комплименты». Эти методы помогают эффективно, грамотно и    интересно подвести итоги занятия и завершить работу.


АМО на занятии составляют систему, они обеспечивают активность мыслительной и    практической деятельности детей на всех этапах образовательного мероприятия. Приводят к полноценному, эффективному и качественному освоению и овладению образовательного материала.   Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с другими членами коллектива, что существенно повышает качество формирования универсальных учебных действий. Применение АМО позволили сделать занятия современными, отвечающими потребностям обучающихся, и времени.

Для реализации задач системно-деятельностного подхода в образовательном процессе следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно.

При использовании групповых и коллективных форм организации работы с обучающимися необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого обучающегося в отдельности.

При использовании активных методов обучения необходимо учитывать уровень развития и подготовленности обучающегося , определяя индивидуальный подход.

С целью формирования умений и навыков необходимо учитывать специфику содержания изучаемого материала, задач занятия, времени, особенности состава обучающихся, наличие средств обучения.

И конечно же использование активных методов обучения позволяет педагогу создать положительный микроклимат в группе, что будет создавать атмосферу свободного общения занятии.

Таким образом, можно сказать, что использование активных методов обучения в системе дополнительного образования эффективно сказывается на повышении качества образования.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования...
Алехин Игорь Александрович, педагог дополнительного образования, методист социально-педагогической направленности моу дод «Центр...
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconДом детского творчества "октябрьский" Публичный доклад моу дод дома...
Дом детского творчества "Октябрьский" образовано в 1960 году. Сегодня это одно из крупнейших многопрофильных учреждений дополнительного...
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора icon«Горномарийский дом детского творчества»
Полное наименование: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Горномарийский дом детского...
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconДоклад мбоу дод «Дом детского творчества»
Публичный доклад является ежегодным отчетом мбоу дод «Дом детского творчества» г. Десногорска, обеспечивающим регулярное информирование...
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconПлан-конспект открытого итогового занятия 1-го года обучения «Город...
Педагог. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычный день, мы заканчиваем с вами программу 1-го года...
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconДаниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования...
Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconДоклад о деятельности Муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconАвтор – составитель М. Г. Долгополова, педагог-организатор маоу дод...
Конечно, современное дополнительное образование обучающихся пока не отвечает этим требованиям, но перспективы развития есть, разумнее...
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр...
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагог дополнительного образования детей, мбоу дод «Дворец детского творчества имени Ю. А. Гагарина»
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шекснинского муниципального района о реорганизации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом...
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconПоложение о проведении VII международного Фестиваля детского изобразительного искусства
Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический...
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconРусский язык 8 класс
Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект составила: Гончаренко Наталья Юрьевна,педагог дополнительного образования гбоу дод «Дом творчества детей и молодежи» Колпинского...
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconДоклад о деятельности муниципального казенного образовательного учреждения...
Целью публичного доклада является информирование родителей и общественности, об образовательной деятельности, результатах и перспективном...
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования маоу дод «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства «Радуга» г. Печора iconКонспект урока. Тема: «Человек и общество»
Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск