Скачать 106.84 Kb.
|
Куплевацкая Ираида Андреевна, Педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «Дом детского творчества» объединение изобразительного искусства « Радуга» г. Печора. Педагогические направления реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе объединения изобразительного искусства Система дополнительного образования предоставляет нам возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения? Мы знаем, что любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата? Решает задачи, как научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослым, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их. Главные задачи образования в настоящее время – это научить получать знания (научить учиться), научить работать и зарабатывать (учение для труда), научить жизни (учение для бытия), научить жить вместе (учение для совместной жизни). Содержание курса обучения в объединении изобразительного искусства «Радуга» построено на основных принципах системно- деятельностного подхода. Принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической, вариативности, творчества. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Занятие – основная форма организации образовательного процесса в УДО. Таким образом, в основе педагогических приемов и техник, используемых на занятии, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности. Данным требованиям отвечают педагогические стратегии и техники ТРИЗ, активные методы обучения. ТРИЗ-РТВ (теория решения изобретательных задач — развитие творческого воображения).. Это сильная интеллектуальная система. Она способствует развитию творческих способностей и развитию воображения. ТРИЗ-приемы в изобразительной деятельности помогают умению разрешать противоречия, возникающие в процессе работы над образом. Воображение — великая сила. Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Проблема создания системы творческих заданий для начального обучения по изобразительной деятельности в объединении проявилась с ведением в программу студии блока Триз- РТВ. Исходя из положения, что главным принципом программы является деятельностный подход, я вела поиск наиболее результативной технологии для осуществления процесса формирования личности ребенка в изобразительной деятельности. Первый же анализ имеющейся литературы (методических рекомендаций, публикаций в педагогических СМИ) выявил проблему: в массовой практике использование РТВ в ИЗО часто подменяется работой по обучению детей нетрадиционным техникам изображения. При этом сама организация занятий зачастую остаётся классической - объяснение техники, использование образцов, единое для всех детей задание. Вторая тенденция отношения к изодеятельности в рамках занятий, построенных на базе ТРИЗ-технологии - в том, что детям в качестве рефлексии при решении творческий задачи предлагают нарисовать своё решение. При этом обучающий момент не имеет для педагога ценности - важно просто получить детский рисунок имеющимися в арсенале ребенка средствами. Таким образом, стало очевидным, что задачи, которые решают эти подходы, находятся в явном противоречии с задачами РТВ-ТРИЗ-технологии в начальном образовании. Ибо эта тактика не обеспечивает формирования навыков исследовательской деятельности и самостоятельной работы с проблемами. В результате проведенного исследования я пришла к выводу: одно из главных направлений в обучении нетрадиционным техникам изображения - помочь детям понять, что в нетрадиционной технике есть скрытые ресурсы. Ресурс - это то, что помогает решить творческую задачу. И если рассматривать тему занятия по изодеятельности как творческую задачу, то удачный выбор ресурса - основа для успешного её решения. В качестве основы для создания системы творческих заданий я взяла принцип построения программы по обучению изобразительной деятельности Т.А. Сидорчук . Согласно этой программе система работы слагается из 2-х основных направлений: 1. Обучение детей непосредственно технике: традиционной и нетрадиционной (в программе это называется репродуктивным блоком). 2. Задание творческого характера (продуктивный или творческий блок). Наша "Копилка творческих заданий" представлена двумя разделами: •Игры и задания, активизирующие творческое воображение, но не имеющие непосредственного отношения к РТВ и ТРИЗ. Они позволяют освоить традиционные и нетрадиционные техники, приобщиться к определённым стилям изобразительного искусства, но они не инструментированы, т.е не имеют ярко выраженных механизмов, гарантированно дающих интересные решения у детей. Именно эти игры широко описаны в методической литературе. •Игры и задания, основанные на моделях ТРИЗ-РТВ-технологии. Каждая из этих моделей является инструментом формирования конкретных навыков мышления, необходимых для работы с проблемами в рамках ТРИЗ-РТВ. Поэтому их использование позволит решить целый спектр задач, как в рамках обучения ИЗО (формирование системы специальных знаний о гармонии, перспективе, стилях, жанрах большого искусства), так и связанных с формированием умений работать с проблемами, решать творческие задачи. Кроме того, на основе этих моделей можно синтезировать творческие задачи, предлагаемые для решения детям. Подобные игры и упражнения мало описаны в литературе для преподавателей ИЗОстудий, я сделала попытку самостоятельно разработать их для программы студии на основе моделях ТРИЗ-РТВ –технологий. Это морфологический анализ,игры "Да-Нет", Системный оператор (СО) , модель противоречий, типовые приемы фантазирования (Волшебники), приемы "Точка зрения" и "Синектика"По ТРИЗ-РТВ в студии накоплен большой методический материал. Это реферат на тему: «ТРИЗ-РТВ в изобразительной деятельности детей», конспекты открытых занятий, дидактический материал с подбором развивающих игр, накладные пособия и многое другое. Основной формой организации обучения является занятие. Я постаралась выстроить занятие в рамках системно-деятельностного подхода. Алгоритм конструирования занятие в рамках системно-деятельностного подхода
Интернет-ресурсы для педагогов предлагают: - Таблицу-конструктор – описание основных этапов-модулей занятия и набор педагогических приемов и техник, которые позволят организовать учебную деятельность обучающихся . - Ситуационная задача - описание идеи использовать ситуационные задачи с приложением конструктора Л.С. Илюшина и примерами ситуационных задач. - Изобретательская задача - описание идеи использовать изобретательские задачи с подробным алгоритмом решения и примерами использования на уроке. - Метод интеллект-карт – описание идеи использования интеллект-карты на уроке с приложениями дополнительных материалов, а так же практической работы. - Приемы и техники – описание всех перечисленных в таблице приемов с ссылками на примеры использования. Весь этот материал: методики, приемы и техники, рекомендации мне благоприятным образом помогли в работе в данном направлении. Я их с успехом использую в своей педагогической деятельности с разными вариациями и с учетом специфики объединения. Педагоги часто задаются вопросами как же сделать образовательное мероприятие с одной стороны, эффективным, а с другой – увлекательным? Как сделать обучение творческим, приносящим удовлетворение и обучающимся и педагогам? Чем заменить устаревшее репродуктивное обучение? Возможно ли это в существующих реалиях нашей жизни? Да! Необходимо использовать активные методы обучения (АМО)! На образовательном портале Мой университет, я прошла дистанционный курс "Активные методы обучения" Где получила необходимые знания и умения в этом направлении. Эффективность методов обучения. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями. Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных занятиях, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Возник резонный вопрос – какие методы обучения, необходимы чтобы изменить эту ситуацию? Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Я решила внедрить в практику новые формы и методы обучения, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует. Привычной и желанной формой деятельности для детей младшего школьного возраста является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности обчуающихся. Помимо диалога, активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. АМО обеспечивают разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения образовательного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге. Для каждого этапа занятия использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Ниже приведены примеры использования АМО на занятиях . АМ начала образовательного мероприятия. Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогают нам начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе. АМ выяснение целей, ожиданий и опасений. Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. АМ презентации учебного материала В процессе занятия педагогу регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. АМ организации самостоятельной работы над темой При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для работы над темой занятия можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». Активные методы релаксации Если замечаю что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, делаем паузу, Проводим релаксацию. Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволяют нам это сделать, не выходя из кабинета. АМ подведения итогов занятия Для завершения образовательного мероприятия использую такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Кафе», «Комплименты». Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия и завершить работу. АМО на занятии составляют систему, они обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности детей на всех этапах образовательного мероприятия. Приводят к полноценному, эффективному и качественному освоению и овладению образовательного материала. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с другими членами коллектива, что существенно повышает качество формирования универсальных учебных действий. Применение АМО позволили сделать занятия современными, отвечающими потребностям обучающихся, и времени. Для реализации задач системно-деятельностного подхода в образовательном процессе следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно. При использовании групповых и коллективных форм организации работы с обучающимися необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого обучающегося в отдельности. При использовании активных методов обучения необходимо учитывать уровень развития и подготовленности обучающегося , определяя индивидуальный подход. С целью формирования умений и навыков необходимо учитывать специфику содержания изучаемого материала, задач занятия, времени, особенности состава обучающихся, наличие средств обучения. И конечно же использование активных методов обучения позволяет педагогу создать положительный микроклимат в группе, что будет создавать атмосферу свободного общения занятии. Таким образом, можно сказать, что использование активных методов обучения в системе дополнительного образования эффективно сказывается на повышении качества образования. |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования... Алехин Игорь Александрович, педагог дополнительного образования, методист социально-педагогической направленности моу дод «Центр... | Дом детского творчества "октябрьский" Публичный доклад моу дод дома... Дом детского творчества "Октябрьский" образовано в 1960 году. Сегодня это одно из крупнейших многопрофильных учреждений дополнительного... | ||
«Горномарийский дом детского творчества» Полное наименование: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Горномарийский дом детского... | Доклад мбоу дод «Дом детского творчества» Публичный доклад является ежегодным отчетом мбоу дод «Дом детского творчества» г. Десногорска, обеспечивающим регулярное информирование... | ||
План-конспект открытого итогового занятия 1-го года обучения «Город... Педагог. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычный день, мы заканчиваем с вами программу 1-го года... | Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования... Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи | ||
Доклад о деятельности Муниципального бюджетного образовательного... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» | Автор – составитель М. Г. Долгополова, педагог-организатор маоу дод... Конечно, современное дополнительное образование обучающихся пока не отвечает этим требованиям, но перспективы развития есть, разумнее... | ||
Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагог дополнительного образования детей, мбоу дод «Дворец детского творчества имени Ю. А. Гагарина» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шекснинского муниципального района о реорганизации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом... | Положение о проведении VII международного Фестиваля детского изобразительного искусства Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический... | ||
Русский язык 8 класс Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект составила: Гончаренко Наталья Юрьевна,педагог дополнительного образования гбоу дод «Дом творчества детей и молодежи» Колпинского... | ||
Доклад о деятельности муниципального казенного образовательного учреждения... Целью публичного доклада является информирование родителей и общественности, об образовательной деятельности, результатах и перспективном... | Конспект урока. Тема: «Человек и общество» Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи |