Скачать 0.54 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» (ФГБОУ ВПО «ПВГУС») Кафедра «Социально-культурный сервис» «Утверждаю» Проректор по УРиКО _______________О.Н. Наумова «______»_______________2012 г. Рабочая Учебная программа Дисциплина: «История культуры народов Поволжья» Для студентов направлений 071800.62 «Социально-культурная деятельность», 100400.62 «Туризм» Лекции 18 практических ЗАНЯТИЙ………………………..28 Самостоятельная работа...…………..………62 Всего………………………………………………….108 (3.Е – 3) экзамен…………………………….……….. ………2 семестр ТОЛЬЯТТИ, 2012 Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям 071800.62 «Социально-культурная деятельность», 10400.62 «Туризм» Автор (составитель) к.и.н. доцент Баженова С.С. Программа одобрена (рассмотрена) на заседании кафедры «Социально-культурный сервис» Протокол №____ от «_____»___________________2012 г. Зав. кафедрой __________________ к.и.н., доцент Николаев А.В. Программа одобрена на заседании НМС по направлению 071800.62 «Социально-культурная деятельность» Протокол № _______ от «_____» ___________________ 2012 г. Председатель НМС ______________ к.ф.н., доцент Ермишин С.П. Программа одобрена на заседании НМС по направлению 10400.62 «Туризм» Протокол № _______ от «_____» ___________________ 2012 г. Председатель НМС ______________к.п.н., доцент Крамарова Т.Ю. АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ» 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель освоения дисциплины: сформировать у студентов знания об исторической ценности культуры народов, проживающих на территории Среднего Поволжья. В связи с этим основное внимание уделить вопросам формирования представления о том, что территория Поволжья представляет собой единый целостный организм, где созданы единые многовековые культурные и экономические связи между всеми народами, населяющими данный регион. Задачи изучения дисциплины: - ознакомление студентов с историей и особенностями развития культуры в Поволжском регионе; - привитие им интереса к судьбе своей «малой родины», к культуре народов, проживающих на этой территории; - получение студентами практических навыков по сбору и систематизации материала по краеведческой тематике и обучение возможностей его использования в дальнейшей работе; - воспитание гражданственности. 2. Место дисциплины в структуре ООП направления 071800.62 «Социально-культурная деятельность» Дисциплина «История культуры народов Поволжья» относится к профессиональному циклу (вариативная часть – дисциплины по выбору) и призвана сформировать знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности по направлениям 071800.62 «Социально-культурная деятельность», 10400.62 «Туризм». Логически и содержательно дисциплина взаимосвязана с такими дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла ООП как «История», «Экономика», «Культурология»; общекультурологического и социально-культурного цикла ООП «Основы культурной политики». «Входные» знания - приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о географическом положении региона, народах, здесь проживающих, особенностях их этнической культуры; оперировать такими понятиями как «малая родина», «этносы», «этническая культура»; различать понятия материальная и духовная культура, народная, художественная культура. Дисциплина «История культуры народов Поволжья» предшествует изучению таких дисциплин как «Теория и история культуры», «Мировая культура и искусство», «Краеведение». Программа составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлениям 071800.62 «Социально-культурная деятельность», 10400.62 «Туризм».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - Базовые ценности отечественной и мировой истории и культуры; формы культуры и культурные универсалии; закономерности социальной и культурной динамики; социально-исторические типы культуры; особенности социально-культурных процессов в современной России (ОК-8); - Многовариантность культурного процесса, типы и формы культурной жизни, специфику развития отечественной культуры в мировом историко-культурном процессе (ОК-9); - Основные закономерности и этапы развития народной художественной культуры, в том числе в Поволжском регионе (ОКВ-3). Уметь: - Ориентироваться в историко-культурном пространстве, определять цели, задачи, принципы организации различных форм социально-культурной деятельности населения (ОК-8); - Самостоятельно анализировать социально-философскую и научную литературу; применять философскую, историческую, культурологическую, социологическую, психолого-педагогическую терминологию (ОК-9); - Различать формы и жанры народной художественной культуры, использовать их при разработке и реализации культурных программ (ОКВ-3). Владеть: - Методами изучения и использования историко-культурного наследия в процессе удовлетворения духовных потребностей и интересов разных групп населения (ОК-8); - Инструментарием, методами организации и проведения психолого-педагогических исследований социокультурного развития личности и общностей (ОК-9); - Навыками применения полученных теоретических знаний в практической деятельности (ОКВ-3). 4. Структура и содержание дисциплины «История культуры народов Поволжья» 4.1. Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий
4.2. Содержание дисциплины Распределение фонда времени по темам и видам занятий
4.3. Тематический план изучения дисциплины Тема 1. Предмет и задачи курса «История культуры народов Поволжья». Лекционные вопросы: 1. Предмет и задачи курса. Источники и методы изучения истории и культуры родного края. 2. Общая характеристика Поволжского региона. 3. Топонимика Самарского края. В первом вопросе говорится о предмете, цели и задачах изучения курса «История культуры народов Поволжья», показывается его роль и место в профессиональной подготовке специалистов. Дается характеристика основных источников и методов изучения истории и культуры края: археологических, материальных, предметы быта и т.д. Во втором вопросе дается общая характеристика Поволжского региона: раскрывается понятие Поволжье, кратко характеризуются области и республики, входящие в его состав. Дается обзор материала об исследователях края: П.С. Паллас и И.И. Лепехин, В.Н. Татищев, И.И. Спрыгин и т.д. В третьем вопросе рассматриваются факторы, которые легли в основу формирования названия местностей в Самарской области: разновременность и разноязычность. Дается характеристика топонимики Самарского края как отражение сложных культурных процессов в период освоения края. Литература: Основная: /1/, гл.1,2; /7/, ч.3,4; /16/, гл.1,2, парагр.4; /25/ ч.1; /26/ гл.1. Дополнительная: /2/ стр.5-96; /6/ стр.3-26; /11/ гл.1. Практическое занятие 1.1. Топонимика Самарского края. Обсуждаемые вопросы:
По первому вопросу дается общая характеристика Поволжского региона в целом: какие области и республики входят в состав Поволжья, что их объединяет в единое целое. Во второй части вопроса дается характеристика географического положения Самарской области, рассматриваются природные условия и памятники природы на территории края. Во втором вопросе рассматривается топонимика Самарской области, мотивировка и структура названий отдельных местностей. Приводятся примеры, подтверждающие процесс разновременности и разноязычности топонимов Самарской области. В третьем вопросе анализируются версии происхождения названий Волга, Самара, Жигули. Рассматриваемый материал показывает, что чем древнее рассматриваемый объект, тем труднее объяснить происхождение названия. Практическое задание: составить словарь географических названий Самарской области (Ставропольского района, или той местности, где проживает студент). Литература: Основная: /1/ ч.1,2,5; /7/ ч.1,2,3; /16/ гл.1, парагр.1,2, гл. 4 парагр.1; /25/ ч.3; /26/ стр.25-42. Дополнительная: /2/ стр.3-97; /5/ стр.5-19; /6/ стр.3-67; /12/. Тема 2. Древности земли Поволжской. Лекционные вопросы:
а) древнейшие охотники каменного века; б) создатели курганных культур – бронзовый век; в) железный век: савроматская и сарматская культуры. В первом вопросе прослеживается начальный этап заселения территории края, дается характеристика археологических памятников и источников, свидетельствующих об этом процессе. Подчеркивается, что выгодное географическое положение Среднего Поволжья издавно привлекало к себе человека, этим ученые объясняют тот факт, что человек впервые появился в Поволжье в эпоху палеолита (древнекаменный век) в эпоху Мустье. Второй вопрос темы делится на три подвопроса: а) древнейшие охотники каменного века – здесь речь идет об эпохе мезолита и неолита, которые характеризуются появлением матриархата, развитием скотоводства, знакомства человека с плавкой меди. Период не очень широко представлен на территории края, обнаружены единичные стоянки, относящиеся к данному периоду. б) создатели курганных культур – бронзовый век: в эпоху бронзы на территории края жили многочисленные племена ямной культурно-исторической общности и срубной культуры, которые оставили многочисленные памятники курганного типа. Дается характеристика наиболее известных памятников – могильник у с. Съезжее Богатовского района Самарской области, Хвалынский курганный могильник (Саратовская область), Утевский курганный могильник (Нефтегорский район Самарской области). в) железный век: Савроматская и Сарматская культуры. Железный век наиболее широко представлен памятниками археологии и первыми письменными о пребывании на территории края многочисленных племен и народов. Наиболее крупные объединения – савроматская и сарматская культуры. В целом материал этого вопроса является доказательством того, что уже в далекой древности на территории Среднего Поволжья наблюдалось многообразие племен и культур. Литература: Основная: /8/, Т.1 гл.1,2,3; /16/ гл.2; /25/ ч.2; /26/ гл.1,2. Дополнительная: /10/ стр.5-97; /11/ стр.3-23. Практическое занятие 2.1. Волжские легенды и предания. Обсуждаемые вопросы:
По первому вопросу студенты характеризуют литературные источники, посвященные устному народному творчеству народов Поволжья, рассказывают о подвижниках этого дела, характеризуют деятельность Д.Н. Садовникова по сохранению культурного наследия Самарского края. По второму вопросу анализируются легенды и предания, связанные с реками Волгой и Самарой. Студенты убеждаются, что у всех представителей народов, проживающих на берегах этих рек существует свое поэтическое описание рек и сложено много легенд и преданий, передающих характер реки, объясняющий ее название и т.д. По третьему вопросу анализируются легенды и предания, связанные с историей Самарской Луки и Жигулями, а также наиболее значительными памятниками: Каменная Чаша, Молодецкий Курган, гора Стрельная и т.д. По четвертому вопросу студенты рассматривают материал, связанный с тайной Жигулей. Жигули хранят в себе множество тайн, что становится дополнительным привлекающим фактором для развития туризма на данной территории. По пятому вопросу на примере конкретных волжских народных сказок студенты выделяют их специфику и подробнее знакомятся с устным народным творчеством народов Поволжья. Литература: Основная: /3/ стр. 17-25, 96-112; /4/ стр.125-241; /5/ стр.19-21, 76-82, 112-145; /21/ гл. 1,5. Дополнительная: /6/ гл.6; /9/ гл.1,2; /10/ гл.1,2; /12/ ч.1,2,5. Тема 3. Волжская Булгария и Золотая Орда. Лекционные вопросы:
В первом вопросе рассматривается предыстория булгар, даются версии их происхождения и первоначального расселения. Рассказывается о приходе болгар на Волгу, характеризуются их взаимоотношения с хазарами. Во втором вопросе характеризуется процесс образования государства у волжских булгар, подчеркивается тот факт, что образование государства – это длительный процесс, результат взаимодействия объективных и субъективных факторов. Подчеркивается роль религии в объединении разнородных племен, проживавших в данный момент на территории Среднего Поволжья. Показывается, что изначально государство Волжская Булгария было многонациональным и неоднородным. Уровень культуры был достаточно высоким. В третьем вопросе дается характеристика взаимоотношений Волжской Булгарии и Киевской Руси, которые были непростыми: то заключались мирные соглашения, то начинались военные походы за право обладания Волжско-Камской акваторией. В четвертом вопросе показано воздействие монголо-татар на дальнейшую историю и культуру Волжской Булгарии, показывается процесс распада государства. Литература: Основная: /3/ стр.12-25; /5/ стр.32-46; /8/ Т.1, гл.5; /13/ с.25-39;; /23/ гл.2,3; /24/ стр.23-45, 96-129; /25/ ч.5. Дополнительная: /11/ стр.23-56. Практическое занятие 3.1. Волжская Булгария и Золотая Орда. Обсуждаемые вопросы:
По первому вопросу рассматривается предыстория болгар, характеризуются союзы племен, которые попытались создать единое государство, получившее название Великая Болгария и просуществовавшее недолго. Детально рассматривается процесс создания государства болгар на берегах Волги, получившее название Волжской Булгарии (IX-XIII вв.) – это было первое государственное объединение в Поволжье. По второму вопросу дается характеристика хозяйственной деятельности болгар, развитию торговых отношений с соседними государствами. Булгария славилась ремесленным производством и ее нередко называли «страной городов». Дается подробное описание городов Булгарии: Булгара, Биляра, Сувара, Ошель и особенно Муромского городка, который располагался на Самарской Луке. По третьему вопросу рассматриваются взаимоотношения Булгарии с Русью, которые характеризовались то заключением мирных договоров, то объявлением воны. Подчеркивается роль кн. Святослава в освобождении болгар от необходимости уплачивать дань хазарам. В четвертом вопросе рассматриваются последствия прихода монголо-татар в Поволжье, одним из которых был распад государства Волжская Булгария. Моделируется ситуация: как могло проходить дальнейшее развитие государства Волжская Булгария, если бы монголо-татары не пришли на Волгу. Литература: Основная: /1/ стр.75-93; /3/ стр.37-89; /5/ стр.25-57; /8/ Т.1, гл.8; /13/ стр.13-27; /23/; /24/ стр.2-19, 25-89; /25/ ч.5; /26/ ч.3. Дополнительная: /2/ стр.13-19; /11/ стр.23-84. Тема 4. Хозяйственное и культурное освоение края в XVI – XVII вв. Лекционные вопросы:
В первом вопросе рассматривается материал о появлении первых казачьих поселений на «ничейной» земле, особенностях пребывания казаков на Волге – 1) казачество не пыталось основать на волжских берегах постоянных поселков и городков – противодействие этому Москвы; 2) Волга для казаков как возможность государственной службы, удалых предприятий, а то и разбоев. Во втором вопросе речь идет о строительстве городов-крепостей и укрепленных линий: Самара, Уфа, Царицын, Саратов, Симбирск, Сызрань и т.д. Основное их назначение в то время: охрана окраин русских земель от набегов кочевников и борьба с казацкой вольницей. Рассматривается процесс заселения территории Среднего Поволжья выходцами из центральных губерний России, а также мордвой, чувашами и казанскими татарами. В третьем вопросе рассматривается проблема хозяйственного и культурного освоения края в первой половине XVII века, когда началась планомерная и целенаправленная деятельность государства по эксплуатации природных богатств Нижней и Средней Волги. Особенностью этого процесса было то, что первоначально осваивалась акватория, преимущественно монастырями (московские, нижегородские, самарские), а уже позже на территории Симбирско-Самарского Поволжья стали возникать землевладения церковных и светских феодалов, появились первые промыслы – солеварение – Надеинское Усолье. Литература: Основная: /6/ гл.1,2; /8/ Т.3 гл.2,3; /9/ Вып. VII стр.25-39; /16/ гл.4 стр.225-250; /18/ ч.1,3; /25/ ч.6. Дополнительная: /3/ стр.18-25, 56-72; /4/ стр.39-76; /5/ стр.5-16; /8/ стр.4-16, 25-42; /10/ ч.1,2; /11/ стр.96-120. Практическое занятие 4.1. Присоединение Поволжья к Русскому государству. Основание крепости Самара. Обсуждаемые вопросы:
По первому вопросу рассматривается проблема взаимоотношений Русского государства, осколков Золотой Орды и Казанского ханства. Дается характеристика вновь возникшего объединения Казанского ханства, прослеживается роль болгар в его создании. Заслушивается доклад, который студенты готовят заранее «История взаимоотношений Москвы и Казани в XV – XVI вв.». По второму вопросу обсуждается проблема: историческое значение присоединения Поволжья к России. Студенты дают оценку данному историческому событию и анализируют его последствия. Заслушивается доклад «История строительства храма Василия Блаженного в Москве». В третьем вопросе речь идет о знаменательном событии в истории края – основании крепости Самара. На примере этой крепости студенты знакомятся с процессом строительства городов-крепостей в XVI веке в России, определяют историческое значение возведения подобных сооружений. В четвертом вопросе рассматривается деятельность князя Григория Засекина как первого воеводы Самары, показывается его роль в налаживании дипломатических связей с восточными государствами. В пятом вопросе речь идет об основании Симбирска (ныне Ульяновск) и Сызрани, которые возводились подобно Самаре как города-крепости и выполняли роль форпоста Русского государства. Практическое задание: составить карту-схему похода войска Ивана IV на Казань; сравнить символику Самарской и Ульяновской областей. Литература: Основная: /6/ гл.1,3; /8/ Т.3, гл.2,3,4; /16/ гл.4 стр.194-225; /18/; /19/ стр.3-97; /23/ стр.80-93; 125-167; /25/ ч.5,6. Дополнительная: /3/ стр.3-121; /4/ стр.5-27; /5/ стр.3-22; /8/ стр.5-19; /10/ ч.1,2; /11/ стр.58-93. Тема 5. Этнический состав населения в XVIII – XIX вв. Лекционные вопросы:
В первом вопросе рассматривается процесс формирования населения края, кратко характеризуются этапы освоения Поволжья народами, населяющими данную территорию в наши дни. Подчеркивается мысль, что с древнейших времен и до наших дней Среднее Поволжье было пограничьем различных по происхождению этнических массивов. Во втором вопросе более детально характеризуются народы Поволжья: татары, мордва, чуваши, башкиры; рассматривается вопрос об их происхождении, местах их компактного поселения, дается характеристика достижений материальной и духовной культуры. Литература: Основная: /2/ гл.1,5; /3/ ч. 1,3,5,7; /4/; /5/; /10/ ч.1,2; /11/ гл.1,6; /12/ стр.3-7, 10-17, 23-25, 65-97; /13/ ч.3,4,5; /20/; /22/; /25/ ч.4; /26/ гл.1,2. Дополнительная: /6/ стр.37-49; /7/ стр.20-25, 36-40. Практическое занятие 5.1. Наш край в XVIII – начала XIX вв. Начало образования, науки, попечение о здравии. Обсуждаемые вопросы:
В первом вопросе рассматривается процесс дальнейшего заселения края. Особенностью II и III этапов освоения территории Среднего Поволжья была крестьянская колонизация. Крестьян переводили из Центральных районов страны. Наряду с русскими крестьянами Поволжье заселяли выходцы из других земель: из германских, Швейцарии, польские шляхтичи и т.д. Таким образом, национальный состав Поволжья изначально формировался как пестрый. Во втором вопросе дается характеристика основных групп сельского населения Самарского Поволжья: русских, чувашей, мордвы, татар, башкир, немцев-колонистов. Рассматриваются типы поселений, хозяйственные уклады. Подчеркивается мысль, что аграрное освоение Самарского Заволжья – результат совместного труда многих народов. В третьем вопросе речь идет о деятельности оренбургской экспедиции (1734-1744), основной задачей которой было укрепление под властью российского монарха обширных территорий Заволжья и Южного Урала. Экспедицию последовательно возглавляли видные государственные деятели, сподвижники Петра I: И.К. Кириллов, В.Н. Татищев, В.Н. Урусов, И.И. Неплюев. В четвертом вопросе рассмотрен процесс, связанный с началом образования и здравоохранения на территории Самарского Поволжья. Рассказывается о научной деятельности членов Оренбургской экспедиции: И.К. Кириллова, В.Н. Татищева. Литература: Основная: /8/ Т.3, гл.5,6; /9/ Вып. VII, стр.27-42; /19/ гл.1-5; /25/ ч.7. Дополнительная: /5/ стр.56-97; /6/ стр.16-19, 23-27; /11/ стр.96-112. Практическое занятие 5.2. Калмыцкие кибитки и крепость Ставрополь. Обсуждаемые вопросы:
По первому вопросу необходимо рассмотреть этническую история калмыков: их происхождение, образ жизни, приход в Поволжье. Доклад: «Кочевники в Самарском крае». Во втором вопросе дается оценка роли княгини Анны Тайшиной в переводе калмыков к оседлому образу жизни и принятию ими христианства. В третьем вопросе рассматривается процесс основания крепости Ставрополь, обсуждается проблема «Роль И.К. Кириллова, В.Н. Татищева в развитии края» - доклад, свободное обсуждение. В четвертом вопросе дается характеристика населения крепости Ставрополь в первые годы ее существования, рассматриваются занятия и хозяйственная деятельность. В пятом вопросе обсуждается проблема: почему калмыки покинули территорию, которая была им выделена для проживания? Как к этому событию отнеслись другие народы, проживающие здесь же? Доклад: «Исход калмыков из России» - поэма Сергея Есенина «Емельян Пугачев». Как вариант этой темы – проведение семинара в краеведческом музее г. Тольятти. Литература: Основная: /3/ стр.16-19; /5/ стр.37-42; /8/ Т.3, стр.125-167; /14/ Статья Калмыки;/15/ ч.1; /19/ стр.97-121, 225-248. Дополнительная: /6/ стр.25-27, 93-98; /10/ стр.123-174; /11/ стр.194-196, 221-224; поэма С.Есенина «Емельян Пугачев». Практическое занятие 5.3. Материальная и духовная культура народов Поволжья. Обсуждаемые вопросы:
В первом вопросе необходимо дать понятие «народы Поволжья», пояснить, почему именно эти группы населения (башкиры, мордва, чуваши, татары) относятся к народам Поволжья, дать общую характеристику каждому этносу. Во втором вопросе рассматриваются мифологические представления, складывающиеся веками у каждого народа, дается их сравнительная характеристика. Студенты приходят к выводу, что в целом мифологические представления народов Поволжья, как и у многих народов, отражают общую картину мира и в целом идентичны, хотя имеются и определенные различия в названиях, формах поклонения и т.д. В третьем вопросе дается характеристика национальных праздников и обрядов, в которых в наиболее полной мере отражается этническая культура народов Поволжья. В четвертом вопросе дается описание народного костюма, который несет в себе определенную культурную информацию и отражает глубинные пласты народной культуры. Литература: Основная: /2/; /3/; /4/; /5/; /10/ ч.1 стр.10-92, ч.2 стр.87-136; /11/; /13/ стр.17-25, 28-47, 58-63, 121-198; /20/; /22/, /26/. Дополнительная: /6/ стр.13-19, 29-41, 70-98. Тема 6. Среднее Поволжье в первой половине XIX века. Лекционные вопросы:
В первом вопросе рассматриваются особенности социально-экономического развития края в первой половине XIX века: переселенческая политика, формирование промыслов, проявление рыночных отношений. Во втором вопросе на примере Симбирской губернии рассматривается участие ее жителей в войне против Наполеона – «вся Россия в поход пошла»: формирование народного ополчения и заслуги ополченцев перед Отечеством. В третьем вопросе речь идет о воздействии декабристов на либеральные настроения в стране. Некоторые декабристы были сосланы в Поволжские города и стали активными участниками общественно-политической и культурной жизни региона. Литература: Основная: /8/ Т.4 гл. 5,6; /9/ Вып.IX стр.23-45; /25/ ч.8. Дополнительная: /5/ стр.123-145; /8/ стр.223-245; /11/ стр.236-259. Практическое занятие 6.1. Образование Самарской губернии. Реформа 1861 г. и ее влияние на развитие края. Обсуждаемые вопросы:
В первом вопросе расстраиваются предпосылки превращения Самары в губернский город (1 января 1851 г.), дается характеристика уездов, вошедших в состав новой губернии. Характеризуется состав жителей новой губернии, сравниваются статистические данные этого периода и современности. Во втором вопросе речь идет о реформе 1861 г. и ее влиянии на развитие края. Реформа 1861 г. вызвала широкий отклик среди всех слоев населения и получила большой общественный резонанс. В третьем вопросе рассматривается вопрос об изменении положения крестьян после 1861 г.: создании двух типов хозяйств – фермерского типа (не очень распространено) и выход крестьян из общин и попытка самостоятельного ведения хозяйства. В четвертом вопросе рассматриваются процессы, связанные с реформой 1861 г. в помещичьих хозяйствах. Характеризуются нововведения и те проблемы, которые возникли в связи с новой экономической ситуацией. Литература: Основная: /8/ Т. 4 гл.6,7; /16/ гл. 4; /17/ стр.25-63; /18/ стр.236-272; /25/ ч.9. Дополнительная: /5/ стр.151-160; /7/ стр.96-121; /8/ ч.6; /11/ стр. 276-290. Тема 7. Просвещение и культура народов Поволжья в конце XIX – начале XX века. Лекционные вопросы:
В первом вопросе рассматриваются губернские города Поволжья, акцентируется внимание на те изменения, произошедшие в Самаре после того, как она стала губернским городом: экономические, политические, культурные. Итогом произошедших перемен стало превращение Самары с одной стороны в «Новый Орлеан», с другой – в крупный культурный центр страны XIX века. Во втором вопросе рассматривается постановка народного образования и появление первых научных учреждений в Поволжье. Опыт учебных заведений в период Оренбургской экспедиции служил хорошей основой для развития просвещения в регионе: открытие народных училищ, гимназий, духовных семинарий и т.д. На рубеже веков – появление первых научных учреждений – Самара «Общество поощрения высшего образования». Начало изучения истории и фольклора родного края: В.Г. Варенцов, Д.Н. Садовников, А.А. Коринфский, А.Ф. Леопольдов и др. Вклад П.В. Алабина в изучение исторического и культурного процессов в крае. Дается обзор материала о писателях, чье творчество был связано с Самарским краем: свыше 50 известных писателей XVIII-XIX веков проживали и творили в разные годы в Самарском регионе. Более подробно этот материал рассматривается на семинарском занятии. В третьем вопросе рассматривается положение в здравоохранении в XVIII-начале XIX в. Подчеркивается, что живописные ландшафты, благоприятный климат создали благоприятные условия для отдыха и лечения. Литература: Основная: /8/ Т.4, гл. 7; /9/ Вып. IX стр.123-156; /16/ гл. 4, параграф 5; /25/ ч.10. Дополнительная: /1/ гл.1,2,3; /5/ стр.96-102, 115-127; /7/ ч.3,5,6; /8/ стр.192-221; /10/ стр. 263-289. Практическое занятие 7.1. Просвещение и культура Самарского края в конце XIX – начале XX века. Обсуждаемые вопросы:
В первом вопросе рассматриваются изменения, произошедшие в Самаре после того, как она стала губернским городом: экономические, политические, культурные. Итогом произошедших перемен стало превращение Самары с одной стороны в «Новый Орлеан», с другой – в крупный культурный центр страны XIX века. Во втором вопросе рассматривается постановка народного образования и появление первых научных учреждений в Самарской губернии. Опыт учебных заведений в период Оренбургской экспедиции служил хорошей основой для развития просвещения в регионе: открытие народных училищ, гимназий, духовных семинарий и т.д. На рубеже веков – появление первых научных учреждений – Самара «Общество поощрения высшего образования». Начало изучения истории и фольклора родного края: В.Г. Варенцов, Д.Н. Садовников, А.А. Коринфский, А.Ф. Леопольдов и др. Вклад П.В. Алабина в изучение исторического и культурного процессов в крае. В третьем вопросе рассматривается положение в здравоохранении в XVIII-начале XIX в. Подчеркивается, что живописные ландшафты, благоприятный климат создали благоприятные условия для отдыха и лечения. Литература: Основная: /8/ Т.4, гл. 7; /9/ Вып. IX стр.123-156; /16/ гл. 4, параграф 5; /25/ ч.10. Дополнительная: /1/ гл.1,2,3; /5/ стр.96-102, 115-127; /7/ ч.3,5,6; /8/ стр.192-221; /10/ стр. 263-289. Практическое занятие 7.2. Писатели XVIII – начала XX вв. в Поволжье. Цель: расширить представления студентов о писателях, которые жили и творили в Самарском крае в XVIII – начале XX вв. Задачи: активизировать работу студентов по изучению нового материала; научить работе над теоретическими сообщениями; систематизировать знания о писателях XVIII – начала XX вв., живших и творивших в крае. Форма проведения: теоретическая конференция Место проведения: библиотека ДКиТ |
Программа курса «Культура и традиции народов Поволжья» Курс «Культура и традиции народов Поволжья» предназначен для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы | Народов поволжья Конференция состоится в Казанском государственном университете культуры и искусств по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт,... | ||
Культура здоровья народов среднего поволжья в XIX столетии Охватывают XIX столетие. Оно выбрано потому, что в это время в Среднем Поволжье наиболее отчетливо проявились ценности традиционной... | Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» Данная учебная дисциплина предполагает сочетание двух подходов к изучению мировой культуры и искусства, в частности, совмещение анализа... | ||
Рабочая программа учителя Илюшкиной Натальи Николаевны, I квалификационная... Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». Киц- «Саратовтелефильм»- «Добродея». 2008 г.(авторы... | Библиотека как центр возрождения и сохранения культуры народов Поволжья ... | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина история | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология общения» Преподавателями кафедры разработано учебно-методическое обеспечение по следующим дисциплинам кафедры: «История», «Основы философии»,... | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина б история древних цивилизаций | Программа дисциплины опд. Ф. 02 История культуры специальность 020600... Дисциплина «История культуры» является базовой в системе теоретической подготовки специалиста-культуролога | ||
Российской федерации Учебная дисциплина «Социология семьи» относится к профессиональной (вариативная часть) части цикла. Учебная дисциплина «Социология... | Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» В курсе "История мировой культуры" рассматриваются совокупные формы культуры в историческом, этическом своеобразии, рассматриваются... | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина Введение в специальность Направление... ... | Темы рефератов по предмету Золотая Орда: правда и вымыслы. Концепция Л. Н. Гумилева о прошлом народов Поволжья | ||
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» Основное внимание, базовая опора курса строится на народных промыслах и ремёслах русского народа, а также особенностях промыслов... | Рабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской... М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной... |