Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии





Скачать 177.71 Kb.
НазваниеКак средство повышения учебной мотивации при изучении химии
Дата публикации25.04.2015
Размер177.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
Учитель химии МБОУ «сош № 15 с УИОП» Кузнецова Л. А.
Расскажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и,


может быть, я запомню,
Но вовлеки меня, и я пойму.




  1. Понятие метода проектов


Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Актуальность исследования обусловлена модернизацией современного образования, ориентированного на создание условий для развития успешной личности ученика в образовательном процессе. Полагаем, что одним из основных принципов такого подхода к образованию является ориентация образовательного процесса на развитие мотивации учащихся. Самостоятельность при этом играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности человека.

Самостоятельная деятельность обучаемых:

  • формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;

  • развивают общеучебные, исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки;

  • формируют компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • приоритетно нацеливают на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализуют принцип связи обучения с жизнью.

В процессе изучения проблемы мотивации учебной деятельности и развития научно-познавательных интересов школьников мы предложили развивать навыки проектно-исследовательской деятельности в школе. Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным, национально значимым и научным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта второго поколения.

Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем».

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Сегодня метод проектов возрождается и успешно развивается, приобретая все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод - это дидактическая категория. Под методами учебно-воспитательной работы в школе следует понимать пути и способы, посредством которых учитель передает учащимся научные знания, познавательные и трудовые умения и навыки, организует самостоятельную работу учащихся, включает их в общественно-практическую деятельность, осуществляет их развитие и воспитание, а ученики овладевают знаниями, умениями и навыками развивают познавательные, мыслительные и творческие способности, приобретают морально-нравственные и другие положительные качества личности.

Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Этот комплексный обучающий метод позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении учебных заданий.

Метод проектов находит все большее распространение в системе образования. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной. Применение метода проектов вытекает из:

  • необходимости не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

  • актуальности и обязательности приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

  • жизненной необходимости установления широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

  • значимости для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.


Проблема школьной мотивации – одна из самых сложных в современном образовании. Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) общего образования задает формирование познавательного интереса учебной деятельности и готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. Большое внимание уделяется активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, а также построению учебной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностях учащихся.


  1. ФГОС и проектно-исследовательская деятельность учащихся


Проектная деятельность учащихся как один из важнейших приемов организации их самостоятельной работы, как нельзя лучше способствует достижению результатов освоения основной образовательной программы, в том числе:

личностных результатов освоения ООП:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

метапредметных результатов освоения ООП:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

предметных результатов освоения ООП (ХИМИЯ):

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем,  в том числе  в предотвращении  техногенных и  экологических катастроф.
Проектная деятельность учащихся как один из важнейших приемов организации их самостоятельной работы, как нельзя лучше способствует формированию и развитию универсальных учебных действий, в том числе:

личностных УУД:

1) самоотношение и самооценка.

2) формирование идентичности личности.

3) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

4) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

5) установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

6) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание.

7) построение системы нравственных ценностей как основания личностного морального выбора;

регулятивных УУД:

1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

2) планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3) прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5) коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

6) оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

7) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

познавательных УУД:

А. Общеучебные универсальные действия:

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

3) структурирование знаний;

4) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

5) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

6) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

7) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

8) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Б. Знаково-символические действия:

9) моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

10) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

В. Логические универсальные действия:

11) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

12) синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

13) выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

14) подведение под понятие, выведение следствий;

15) установление причинно-следственных связей;

16) построение логической цепи рассуждений;

17) доказательство;

18) выдвижение гипотез и их обоснование.

Г. Постановка и решение проблемы:

19) формулирование проблемы;

20) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

коммуникативных УУД:

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2) постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4) управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


  1. Место организации проектов в учебном процессе


Результаты проектной деятельности можно реализовать несколькими способами:

- во время урока (учащиеся разрабатывают проект по изучаемой теме и на уроке освещают эту тему с разных сторон, участвует весь класс);

- вне урока (учащиеся работают над проектом по интересующей их актуальной теме и представляют результаты своих исследований на конференции, выставке, салоне достижений и т.д.).


  1. Алгоритм выполнения проекта


Проект в готовом виде представляет собой законченное самостоятельное исследование определенной актуальной проблемы, с применением эксперимента, наблюдения. Обязательным условием метода является публичная защита. В общем виде можно выделить несколько этапов работы над проектом.

1. Определение (нахождение) проблемы (выбор темы исследования, уточнение цели, обсуждение задания).

2. Обсуждение и поиск способов решения проблемы (анализ проблемы, определение источников информации, уточнение планов деятельности, распределение ролей в команде, сбор и уточнение информации).

3. Решение проблемы (учащиеся выполняют исследование).

4. Оформление результатов (создание проектно-технологической документации).

5. Защита проекта (подготовка доклада, презентация, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта).

6. Оценка и самооценка результатов (оценивание результатов проведенной работы).


  1. Структура проектов, реализуемых на уроке


Чтобы задействовать всех учащихся класса, необходимо назначить ответственных за каждый пункт выполнения темы (по 1-3 ученика). Учитель заранее объявляет тему урока и выдает каждому ученику индивидуальное задание, помогает им в подборе необходимой литературы, изготовлении схем, таблиц, презентаций и экспериментов.

Индивидуальные задания учащимся при изучении химического элемента или вещества

  1. Историческая справка (в 8-9 классах рассматривается «кто открыл?», «когда открыл?», «откуда название?»; в 10-11 классах открытия рассматриваются в связи с общественной обстановкой того времени);

  2. Нахождение в природе:

а) общее содержание элемента в природе;

б) содержание элемента или его соединений по сферам Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера);

3. Физические свойства:

а) агрегатное состояние (газ, жидкость, твердое вещество);

б) внешние признаки (цвет, запах, вкус, тактильные ощущения, звук при ударе, при разламывании);

в) физические константы (температуры кипения, плавления, плотность, электропроводность, теплопроводность);

4. Строение атома (если изучается элемент), молекулы (если изучается вещество);

5. Нахождение в общей классификации элементов или веществ. Номенклатура. Изомерия (если органическое вещество);

6. Химические свойства (с демонстрацией основных свойств):

а) неорганических веществ:

взаимодействие с

- кислородом;

- водородом;

- неметаллами;

- металлами;

- оксидами;

- кислотами;

- основаниями;

- солями;

- водой;

- идентификация и т.д.;

б) органических веществ:

реакции:

- присоединения;

- замещения;

- полимеризации;

- разложения;

- окисления (полное и неполное);

- восстановления;

- изомеризации;

- горения и т.д.;

Правила хранения и обращения с веществом.

7. Применение по отраслям: в промышленности, медицине, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, быту и т.д..

8. Получение (с демонстрацией опытов):

а) в лаборатории;

б) в промышленности.

9. Физиологические свойства элемента или его соединений:

- необходимы для человека и животных;

- необходимы для растений;

- безразличны;

- токсичны (яды).

10. Краеведческий материал (схемы, карты и др.).

Сообщение каждого ученика или группы веществ рассчитывается по времени и сопровождается показом опытов, слайдов, схем, таблиц, видеофрагментов и т.д. Типология таких уроков может быть различной: урок-конференция, урок-диспут, урок-путешествие, урок-игра, урок-судебное заседание и т.д.
Каждый проект должен иметь видимый результат: в теоретической части – решение конкретной проблемы, в практической части – конечный продукт, в дальнейшем используемый в нашей педагогической деятельности.

Метод проектов позволяет достичь значительных результатов в обучении т.к. предполагает отказ от зазубривания материала, развитие творческого подхода к получению информации создаёт предпосылки закладывания глубоких знаний и практический навыков решения проблем.

Личность, воплотившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.


  1. Роль учителя в проектной деятельности


Проектирование в школе невозможно без организационной деятельности учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

  • сам является источником;

  • координирует весь процесс;

  • поощряет учеников;

  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Для руководства проектной деятельностью учащихся учитель должен:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;

  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

  • научить учащихся делать выводы по итогам работы и составлять рефераты, доклады презентации, соответствующие требованиям научного стиля изложения материала.

Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:

  • простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;

  • разнообразными по содержанию;

  • интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;

  • разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;

  • исследовательские работы должны способствовать раскрытию закономерностей явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.


.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся над проектами имеет свои негативные стороны:

  • неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;

  • сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;

  • риск неудачного окончания работы;

  • повышение эмоциональной и физической нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;

  • невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconСценарий педсовета на тему: Развитие мотивации у учащихся как средство повышения
Уважаемые гости! Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на педсовет, тема которого «Развитие мотивации у учащихся как средство...
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение среднего...
Языковой портфель как средство повышения мотивации при обучении английскому языку
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconТема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии»
Поэтому в школе вопросу повышения эффективности урока и формированию учебной мотивации школьников должно уделяться особое внимание,...
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconУрок как средство повышения мотивации изучения иностранного языка
Москва
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconПовышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности...
Мотивация учебной деятельности важнейший элемент успешности ученика. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно,...
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии icon«Новые формы и методы повышения учебной мотивации обучающихся основной школы» Цель педсовета
Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность...
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconИгры как средство повышения мотивации учеников на уроке иностранного...
Москва
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconСтатьи: «Использование информационно-коммуникативных технологий,...
Конференция: «Особенности инновационного развития: социально-экономическая перспектива»
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация исследовательской деятельности как средство повышения мотивации школьников к изучению английского языка
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И., Сергеева Т. М. На первом заседании в сентябре уточнили план работы на год, определили тему, над которой будет работать методическое...
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconТестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconДелимся опытом
Конева О. И. Игра как способ повышения учебной мотивации на уроках английского языка
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С этим вопросом обратились мы к ребятам, готовясь к педагогическому совету «Современные инновационные педагогические технологии как...
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconТест по химии
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconВ теста егэ по химии Общая характеристика заданий части в теста егэ по химии
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Как средство повышения учебной мотивации при изучении химии iconНаучно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск