Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса





Скачать 125.32 Kb.
НазваниеПрограмма учебного курса «Искусство» для 8 класса
Дата публикации02.05.2015
Размер125.32 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
МОУ СОШ №50,

учителя МХК

Швецовой Н.Н.


Программа

учебного курса

«Искусство»


для 8 класса

г.Чебоксары

Пояснительная записка

Предмет «Искусство» предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций России.

Применяемые на уроках формы и методы работы, позволяют современному школьнику ощутить себя «наследником» мировой и в частности русской культуры, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов, доступных освоению, почувствовать себя гражданином страны, у которой богатейшее культурное наследие. Важно вызвать у детей понимание и ощущение того, что искусство – непростое развлечение, а важная часть самой жизни каждого человека. Виды деятельности: урок – путешествие, диспуты, беседы, лекции, виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, экскурсии.

Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания. Формы контроля: тестирование, зачёт.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Дидактические цели:

-формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

- формирование навыков сбора и анализа информации.

Методические задачи:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор

  • представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры

  • воспитание художественного вкуса.

Специфика программы.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого уро­ка необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, кон­кретные задачи обучения, технологии, адекватные природе са­мого искусства, а также драматургию урока, его форму-компо­зицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе используются внеурочные формы работы: экскурсии в художест­венные музеи, куль­турные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.

На уроках искусства используются совре­менные педагогические технологии: уровневая дифферен­циация, коллективные способы обучения, театральную дея­тельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществляются различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информа­ционных и т. п.Все это становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Изучение искусства направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов.

    В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.

В ходе изучения искусства и мировой художественной культуры применяется проектная деятельность учащихся, которая представляет собой синтез учебно-познавательного, творческого, игрового процесса. Ее непременным условием представляется наличие заранее выработанного плана о конечном результате, промежуточных этапах (концепция, цели, задачи, ресурсы), путях реализации. При этом учебная проектно-исследовательская деятельность должна быть ориентирована не на научный результат, а на развитие интереса к творческой работе, устойчивой мотивации учащихся к самостоятельному поиску, анализу различной информации, умению работать с текстом (выделение главного, обработка, презентация в виде эссе, реферата, рецензии, конспекта, плана, публичного выступления), а как конечный результат - активизации личностной позиции учащегося.

Предмет «Искусство» предоставляют учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций России.

Применяемые на уроках формы и методы работы, позволяют современному школьнику ощутить себя «наследником» мировой и в частности русской культуры, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов, доступных освоению, почувствовать себя гражданином страны, у которой богатейшее культурное наследие. Важно вызвать у детей понимание и ощущение того, что искусство – непростое развлечение, а важная часть самой жизни каждого человека. Главное – увлечь детей, развить их мышление и способности, расширить кругозор, показать связь между музыкой, литературой, живописью, историей, выработать в них потребность каждодневного общения с искусством.
Виды деятельности: урок – путешествие, диспуты, беседы, лекции, виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, экскурсии.

Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.

Формы контроля: тестирование, зачёт, контрольные работы.

Программно-дидактическое и методическое обеспечение

предмета «Искусство»

Программы

Дидактические материалы

Методические материалы

Примерная программа основного общего образования по предмету Искусство. 8-9 классы. Авторы: Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. М.: «Просвещение», 2007




История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева (1997 г.)

Т.А. Себар. Уроки мировой художественной культуры. – М.: Просвещение, 2000г.

Л.В. Пешикова. Методика преподавание МХК в школе. – М.: Владос, 2003г.

Т.В. Себар Как научить понимать язык искусства, М. Педагогический университет «Первое сентября», 2006

Лотман Ю. М. Об искусстве Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.

Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.

Солодовников Ю. А.

Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре. Методическое пособие, М. «Просвещение», 2008

Программа по МХК Предтеченской Л.М. «Просвещение», 1995

Учебное пособие по МХК (Б.А. Эренгросс, Е.А, Ботвинник, В.П, Комаров. 2005 г. )


Г.И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до современности». «Дрофа», 2008


Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 8-9 классы. Учебник.- М., Дрофа, 2005-2006


Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура, М.: «Академия», 2006

Учебник для общеобразовательных учреждений Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура: М.: «Академия», 2006.





Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс,







CD – диски:

ЭСУН «История искусства», «Кирилл и Мефодий», 2003

Мировая художественная культура (библиотека электронных наглядных пособий), МО Рф, 2003

Энциклопедия классической музыки, Интерактивный мир, 2002

Шедевры музыки, «Кирилл и Мефодий», 2001

Электронная библиотека

Русский музей, 2003




Содержание программы:

Раздел

Тема и количество часов на её изучение

Введение. Понятие о культуре

Роль искусства в передаче культурного наследия. Вечные темы мирового искусства. Диалог культур. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в ис­кусстве. 2 часа

Древние цивилизации

Египет. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Скульптурные памятники Египта. Живопись Египта. Искусство Шумера, Вавилона 3 часа

Культура античности

Древняя Греция. Парфенон – образец высокой классики. Скульптура в Древней Греции. Золотой век Афин. Архитектурные символы римского величия. 3 часа

Средние века

Архитектура западноевропейского Средневековья. Монастырская базилика. Готический собор как образ мира. Скульптура романского стиля и готики, её связь с архитектурой. Искусство витража. 3 часа

Культура Востока

Художественная культура Китая Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. 3 часа

Византия и Древняя Русь

Значение культуры Византийской империи. Искусство мозаики и иконописи в соборе Святой Софии в Константинополе. Особенности и значение христианства для развития культуры Руси. Архитектура. Письменность на Руси. Памятники деревянного зодчества. Монастыри как очаги культуры. Троице-Сергиева лавра. Московский Кремль как символ государственности. Шатровые храмы. 14 часов

Возрождение

Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. Скульптурные шедевры. Золотой век Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи. Шедевры Микеланджело, Рафаэля. 4 часа

Северное Возрождение

Живопись нидерландских и немецких мастеров. Мастерство Дюрера. 1 час

Возрождение в Венеции

Художественный мир Тициана и основные вехи его творчества. 1 час

Обобщение

Выполнение творческих заданий. Защита рефератов, докладов, эссе. 1 час


Тематическое планирование


Тема урока

Количество часов

Роль культуры и искусства в передаче культурного наследия. Вечные темы мирового искусства.

1

Диалог культур. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в ис­кусстве.

1

Архитектура страны фараонов

1

Изобразительное искусство и музыка Египта

1

Искусство доколумбовой Америки.

1

Золотой век Афин

2

Архитектура Древнего Рима

1

Архитектура западноевропейского Средневековья.

2

Изобразительное искусство Средних веков

1

Художественная культура Китая.

1

Искусство Страны восходящего солнца

1

Индия – «страна чудес»

1

Мир Византийской культуры

1

Древнерусская архитектура

2

Храм Покрова на Нерли

1

Фресковая живопись.

1

Иконопись. Андрей Рублев «Живоначальная Троица».

2

Древнерусская литература. Летописец Нестор.

1

Музыка Древней Руси

1

Архитектура Московского княжества. Московский Кремль как символ государственности.

2

Монастыри как очаги культуры.

2

Собор Василия блаженного

1

Искусство Возрождения. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. С. Боттичелли.

1

Творческое наследие Леонардо да Винчи.

1

Золотой век Возрождения. Творчество Микеланджело. Рафаэль – певец женской красоты

2

Живопись нидерландских и немецких мастеров.

1

Возрождение в Венеции

1

Обобщение. Выполнение творческих заданий. Защита рефератов, докладов, эссе.

1


Требования к уровню подготовки учащихся

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен:

  • иметь представление о значении искусства в жизни чело­века;

  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

  • иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразитель­ных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра
    и кино;

  • использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» создана для учащихся 2а класса общеобразовательной школы мкоу...
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание входящих в умк учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной...
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы...
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconРабочая программа по изо для 5 класса создана на основе федерального...
Изо для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского...
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconРабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория...
Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство...
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconПрограмма учебного курса «Искусство устной и письменной речи»
Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» составлена на основе Программы факультативных и элективных курсов С....
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconРабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила
«История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса...
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа)
М.: Просвещение, 2010. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании учебного...
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconРабочая программа учебного курса «Технология»
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 3 класса составлена на основе авторской, базовой программы курса «Технология» Е....
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана для 5 класса общеобразовательной школы №32 ст. Новоминской...
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса ручного труда...
Рабочая программа учебного курса ручного труда для 1 класса составлена на основе программы для подготовительного класса школы VIII...
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconУчебного курса по природоведению «Природа. Неживая и живая» для 5 класса
Данная рабочая программа учебного предмета природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 7 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное...
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное...
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей...
Программа учебного курса «Искусство» для 8 класса iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск