Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века





Скачать 368.39 Kb.
НазваниеВласть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века
страница1/3
Дата публикации07.05.2015
Размер368.39 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Зыкова Анна Викторовна

Власть и культура на Южном Урале

в 50-е – 70-е гг. XX века

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Челябинск – 2011

Работа выполнена на кафедре Отечественной истории ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
Научный руководитель – кандидат исторических наук,

доцент

Баннова Валентина Исаевна
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор

Толстиков Виталий Семенович
кандидат исторических наук,

доцент

Кузнецова Светлана Владимировна

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Оренбургский

Государственный институт

искусств имени Леопольда

и Мстислава Ростроповичей»

Защита состоится «4» марта 2011 г., в 16-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.13 при Южно-Уральском государственном университете (454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76, ауд. 244).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южно-Уральского государственного университета.
Автореферат разослан «3» февраля 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М. И. Мирошниченко


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проблема изучения взаимодействия власти и культуры занимает ключевое место в гуманитарных, политических и социальных исследованиях. Это происходит из-за нарастания процессов глобализации, интенсификации межэтнического общения, радикализации межкультурных противоречий, а также из-за смещения приоритетов и ценностных ориентиров российского общества, приведших к формированию новых механизмов взаимодействия власти и культуры. В конце XX в. произошёл отход от характерной для советской эпохи одновекторной культурной политики, являющей собой внедрение идеологических установок в художественно-творческую деятельность и культурное строительство, что в значительной степени сужало культурное пространство и ограничивало многообразие культуры. В настоящее время государственная культурная политика трансформируется в региональную с акцентом на природно-климатические, хозяйственные, исторические и этнокультурные различия, что подчеркивает важность изучения тандема «власть и культура» с учетом региональной специфики, в нашем случае – Южного Урала.

Историография темы. В историографическом обзоре выделено два качественно отличающихся друг от друга периода: советский (1950-е – конец 1980-х гг.) и постсоветский (с 1990-х гг. по настоящее время), в каждом из которых имели место разные подходы к изучению проблемы.

Для исторической науки советского периода было характерно преобладание идеологической трактовки, предписывавшей освещение изучаемых проблем на основе марксистско-ленинской методологии и в рамках положений партийных документов. Процесс переосмысления прошлого начался после XX съезда КПСС, в решениях которого подчеркивалась необходимость преодоления субъективизма и догматизма при изучении истории. С этого времени история советской культуры оформляется как самостоятельная дисциплина, за счет введения в научный оборот новых источников, был дан толчок развитию историографии и изучению отраслей советской культуры. Однако, с закрытием в 1962 г. журнала «Исторический архив», наметившаяся тенденция прервалась, в целях усиления идеологической работы началось массовое издание материалов в помощь партийному и комсомольскому работнику1.

Основу изучения истории культуры, безусловно, составляют собственно исторические исследования. М.П. Ким, чьи труды занимали ведущее положение в разработке проблем культуры, первым обобщил материал за более чем полувековой промежуток времени, разработал периодизацию культурного строительства. В 1970-е гг. академик исследовал предмет истории советской культуры и его структурные элементы, изучил социальное предназначение культуры. Исследования М.П. Кима отличаются обширной источниковой и историографической базой, значительным кругом поднятых проблем2.

Первые историографические работы, посвященные советской культуре, появились в начале 1960-х гг. Приоритет здесь принадлежал Л.М. Зак, которая рассмотрела роль В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, других партийных и советских деятелей в развитии культуры. Она проанализировала труды М.П. Кима и пришла к выводу, что он «…сумел дать цельную картину развития культуры в нашей стране…» и внесла значительный вклад в региональную историографию культурного строительства СССР, в разработку методологии истории советской культуры. Вместе с тем исследования Л.М. Зак характеризуются гиперболизацией роли В.И. Ленина и КПСС3.

В 1960-е – 1970-х гг. учеными были подняты проблемы становления и развития системы партийного, государственного и общественного руководства культурой, выработки механизма взаимодействия власти и культуры. Указанное десятилетие было отмечено появлением обобщающих трудов, посвященных анализу законодательно-правовых актов, регулирующих развитие советской интеллигенции, художественной самодеятельности, создание системы подготовки кадров, строительству учреждений культуры и др. В некоторых из них рассматривались региональные аспекты деятельности театров, кинотеатров, библиотек, но все же главное внимание уделялось столичным учреждениям культуры4. Существенный вклад в историографию вопроса внесли К.И. Абрамов, Т. Кудрина, Л.Я. Алексеева, А.В. Буевич, О.С. Чубарьян и др.5

На этом этапе завершилось вычленение истории советской культуры как самостоятельной отрасли исторических знаний, был организован сектор истории советской культуры Института истории СССР АН СССР, в который вошли ведущие историки культуры – М.П. Ким, Л.М. Зак, Ю.С. Борисов, В.Г. Чуфаров.

Заметное расширение источниковой базы исторической науки приходится на 1980-е гг. Центральные государственные архивы, архивные учреждения союзных и автономных республик, краев и областей опубликовали сборники документов, которые составили документальную серию «История культурного строительства в СССР»6. Были подняты вопросы состояния инфраструктуры культуры, форм хозрасчета в театрах и на киноустановках, структуры и механизмы управления учреждениями культуры. И.А. Столяров, И.Е. Дискин, П.П. Селиванчик и др. подвергли критике порядок управления культурой и остаточный принцип финансирования, указали на необходимость усиления научных разработок, сближения теоретических исследований с практической деятельностью7.

Таким образом, в советской историографии в 1950-х – 1980-х гг. наблюдалось поступательное развитие исторической науки, с этой целью привлекались новые источники, начиналось развитие не существовавших ранее научных областей, был проведен ряд крупных исследований, получивших признание на международной арене. Наиболее изученными оказались вопросы партийно-государственного управления культурным строительством и значения идеологического фактора в развитии культуры. На основе развенчания культа личности И.В. Сталина началось очищение исторической науки от наследия сталинизма. Перед учеными открылись новые перспективы, они закрепили и апробировали уже полученный опыт. Однако эти работы носили заидеологизированный характер. Во многих случаях превращение марксизма из научного метода социально-исторического познания в комплекс догматов привело к появлению поверхностных, иллюстративных работ, к снижению творческого потенциала советской историографии, некоторые исторические изыскания страдали отсутствием объективного анализа исторического и культурного развития, замалчивались разнообразные веяния в культуре, часть документов носила закрытый характер и были недоступны для изучения.

Историографическая наука в постсоветском пространстве пополнилась работами Ю.А. Дмитриева, Г.А. Хайченко, В. Жидкова, Т. Беловой, Л.Н. Денисовой, круг их исследовательских интересов охватывал историю советского театра, специфику отношений между учреждениями культуры и властными структурами, место и роль творческих союзов, проблемы сельской культуры и др. К примеру, Ю.А. Дмитриев и Г.А. Хайченко осудили практику власти об объявлении формализмом «условных приемов, сгущение красок, гротеск, гиперболу, метафору» и тот «серьезный урон», который был нанесен драматургии и театру из-за «затушевывания реальных противоречий действительности»8.

В монографиях Е.Ю. Зубковой, А.В. Пыжикова, М.Р. Зезиной, написанных на рассекреченных архивных источниках, с использованием материалов интервьюирования свидетелей событий, были подвергнуты анализу: система взаимодействия власти и общества, пути преодоления последствий сталинизма, законодательно-правовая, экономическая и политическая стороны культурной жизни государства и общества. Ученые сделали выводы о «прямой взаимосвязи кризиса художественной культуры и кризиса сталинизма», а также отметили, что после 1956 г. произошло ослабление давления на интеллигенцию9.

С 1990-х гг. были защищены докторские и кандидатские диссертаций, подготовлены монографии, прямо или косвенно затрагивающие нашу тему. К.А. Баймашкин, М.М. Гольдин, Е.В. Исаев, А.В. Сюков, В.С. Бовтун, М.В. Михайлова исследовали региональные особенности развития учреждений культуры во второй половине XX века. Авторы впервые дали региональную периодизацию развития учреждений культуры, проанализировали влияние геополитического расположения регионов, их историко-культурной традиции на развитие сети очагов культуры10. С. Рассадин, Л.А. Рапацкая, С.Н. Бледный заинтересовались проблемами духовной жизни советского общества, обратив внимание на взаимоотношения творческой интеллигенции с партийными и правительственными организациями11.

Крупнейший исследователь русской и мировой культуры Д.С. Лихачев разработал целостную концепцию культуры, писал о важности изучения региональной истории и культуры, что научит «людей не только любить свои места, но и любить знание о своих… местах»12.

Научные работы постсоветского периода, характеризовавшиеся новым подходом к изучению исследуемой проблемы, содержали критику государственной политики в сфере культуры. Ослабление и постепенный отход от единственно дозволенной коммунистической идеологии началось уже с 1985 г., но смена устоявшейся парадигмы была сопряжена с огромными трудностями. Историки, привыкшие опираться на готовые постулаты, поначалу ратовали за косметическую поправку обветшалых канонов. Определенная часть ученых выступала за критический анализ и пересмотр истории на основе применения марксистско-ленинской методологии или, утвердившись на негативно-нигилистической платформе, требовала полного преобразования исторической науки. В 1990-е гг. облегчился доступ к архивным документам. Так, ГАРФ, начиная с 1992 г., подготовил более 20 тематических сборников и аннотируемых каталогов, а РГАНИ, с 2000-х гг., приступил к публикации архивов отдела ЦК КПСС, изучение которых позволило вскрыть особенности взаимоотношений власти и культуры во второй половине XX в., тесно связанные с нашим исследованием13.

Таким образом, в постсоветский период в российской историографии возобладали представления о культуре как сложном и многослойном объекте, требующем многофакторного анализа. Наблюдается интерес к исследованиям в различных областях знаний, требующих выработки новой методологии, современных междисциплинарных подходов. За счет рассекречивания архивов, расширилось информационное поле исторической науки, наметилась тенденция к более объективному изучению государственно-партийной культурной политики, хотя при этом актуальными стали пересмотр устоявшейся марксистско-ленинской идеологии и противодействие крайним антисоветским оценкам. Усилилось внимание к региональным аспектам, проблемам личностного начала в социокультурных процессах, роли в советской культуре различных групп.

Особый интерес представляют выводы уральских ученых, раскрывающие разнообразные аспекты культурной жизни на Южном Урале, некоторые из них написаны партийными деятелями, работниками областных отделов культуры и культурно-просветительных учреждений. К числу таких авторов, например, принадлежат Н.И. Сайгин, М.Г. Марченко, В.П. Поляничко и др. Информацию о развитии культуры региона можно также почерпнуть из обобщающих трудов по истории Оренбургской, Челябинской и Курганской партийных организаций, или материалов «от съезда к съезду». Они идеализировали деятельность власти по руководству различными культурно-просветительными учреждениями, влияние идеологических постановлений ЦК КПСС на духовную жизнь региона, положительно оценивали государственную политику культурного строительства в стране, в том числе на Южном Урале14. Особое внимание следует уделить исследованиям Д.Б. Перчика и Р.П. Толмачевой, в сфере внимания которых находились формирование системы подготовки кадров и развитие народной самодеятельности15.

В 1990-е – 2000-е гг. историография Южного Урала пополнилась рядом крупных исследований, в которых была дана оценка идеологическим постановлениям ЦК КПСС, деятельности партийных, государственных и общественных организаций по управлению развитием культуры и искусства16.

Ценность, для диссертационного исследования, представляют монографии И.Ф. Галигузова, посвященная истории и культуре народов Южного Урала XVII – XIX вв.; и Г.М. Казаковой, где дан историко-культурологический анализ Южного Урала XVIII – XX веков; работы Б.П. Хавторина, изучившего творческое развитие Оренбургского государственного народного хора; исследования Г.С. Трифоновой, где были выделены основные этапы становления и развития художественной культуры и показана деятельность местных художников: труды М.Н. Федченко и В.В. Подливалова, проанализировавшие проблемы культурного строительства и культурной политики17.

Профессор Л.И. Футорянский исследовал проблемы истории Южного Урала и региональной культурной политики, подверг многофакторному анализу прошлое с учетом как негативных, так и позитивных тенденций общественного развития18.

Не все аспекты проблемы взаимодействия власти и культуры на протяжении XX века исследованы одинаково глубоко. Так, культурная политика государства и ее реализация на Южном Урале в предвоенные годы достаточно полно была рассмотрена в кандидатской и докторской диссертациях С.С. Загребина, который впервые в отечественной историографии, рассмотрел государственную культурную политику как самостоятельный объект исследования19. Проблемы состояния и развития культуры Урала в годы Великой Отечественной войны нашли отражение в научных работах А.В. Сперанского20. Вопросы культурного строительства на Южном Урале в 1945 – 1953 гг. рассмотрены в диссертации А.Г. Алятиной, сделавшей вывод о противоречивом характере культурной политики, осложняющим деятельность учреждений культуры и искусства21. Проблемы же партийно-государственного руководства культурным строительством, а особенно тандема «власть и культура» во второй половине XX века, в том числе на Южном Урале, в полной мере не изучались. Это и обусловило выбор темы исследования.

Объектом исследования являются взаимоотношения власти и культуры в СССР в 50-е – 70-е гг. XX в.

Предметом является реализация политики власти в сфере культуры на Южном Урале 22.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1950-х г. по конец 1970-х гг. Нижняя граница обусловлена сменой политического руководства в стране, в связи со смертью И.В. Сталина и созданием министерств культуры СССР и РСФСР. Верхняя граница очерчена изменениями, с которыми связан отказ КПСС от тезиса построения коммунизма к 1980 г. и конструирование концепции «развитого социализма», что позволило власти, сохраняя стратегию политико-государственного развития, скорректировать его тактику.

Исследуемый период можно разделить на три этапа. Первый этап – 1953 – 1960 гг. Созданы МК СССР и РСФСР и отделы культуры на местах; XX съезд КПСС, положивший начало глубоким переменам в политической, социально-экономической и культурной жизни советского общества, ознаменовал начало оттепели. Второй этап – 1961 – 1970 гг. характеризуется, с одной стороны, усилением идеологического диктата, а с другой – высвобождением творческой энергии и попыток интеллигенции отойти от идеологических штампов. Третий этап – 1971 – 1980 гг. в культуре налицо попытка реабилитации сталинизма, одновременно проводится реформа библиотечного дела, складывается система подготовки кадров.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconУрок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале»
Способствовать формированию исторических понятий общего представления о религиозных верованиях народов Южного Урала X – XIII в в
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconРабочая программа по дисциплине «история культур и цивилизаций»
Культура Византии как наследие античных традиций. Культура и образ жизни средневековой Европы. Возрождение и Реформация как культурные...
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В сказочный край Урала русские люди тянулись давно, начиная с XI века. Новгородские купцы вели торговлю на северном Урале
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconСкачано с testent ucoz ru
Серию стоянок первобытного человека древнекаменного века в Южном Казахстане в 1958 году
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основоположником лакового дела на Урале считается А. С. Худояров. Он изобрел в 60-х годах XVIII века знаменитый "хрустальный" лак,...
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconРеферат на тему: «судебная власть, её общая характеристика»
Я постараюсь раскрыть сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же я раскрою...
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconРеферат по дисциплине «Современные теплоизоляционные материалы»
Не зная точного происхождения волокон, по этому поводу строили различные предположения. В средние века думали, например, что асбест...
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Показать, что в начале 12 века культура Руси достигла своего расцвета, познакомить с лучшими произведениями искусства 12 века
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconРуководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественная культура Востока XX века»
Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественная культура Востока XX века» составлено в соответствии с требованиями...
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconУрок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века»
...
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconУрок истории по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца...
Тема: «Культура Руси периода феодальной раздробленности (12-13 века)». Урок истории по курсу «История Отечества»
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconЮрий Мухин Власть на костях или самые наглые аферы XX века предисловие
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600– «журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconДоклад профессора Федосюка М. Ю. Опыт трансдисциплинарного подхода...
Концепция В. фон Гумбольдта как возможная методологическая основа лингвистики XXI века
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconНаучная библиотека
Власть и политика: институциональные вызовы XXI века [Текст] : политическая наука: ежегодник 2012 / Рос ассоциация полит наук. Москва...
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?
Власть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От XVII века до современности». 11 класс, автор Г. И. Данилова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск