Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века»





Скачать 178.58 Kb.
НазваниеУрок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века»
Дата публикации25.08.2014
Размер178.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок


Урок истории в 8 классе по теме:

«Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века»

Цель: Знакомство с особенностями исторического и культурного наследия народов Узбекистана и Российского государства во 2/2 XIX века.

Задачи:

  • Образовательные: 1. Познакомить учащихся с особенностями развития литературы, живописи, художественных промыслов, народного творчества, традициями и одежды русской и узбекской культуры;

2. Сравнить развитие двух культур, выделить общие и различные черты;

3. Формировать уважение и признание к себе и к людям, к их культуре;

4. Обучать подрастающее поколение традициям и нормам поведения, принятых у носителей иных языков и культур;

5. Стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих.


  • Развивающие: 1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной деятельности;

2. Развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщения материала, выделения главного, выявления причинно-следственных связей;

3. Продолжить формировать у учащихся навыки работы с источниками, дополнительной литературой;

4. Развивать способность к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

Воспитательные: 1. Прививать мысль о том, что через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, сохраняя при этом единство и открытую целостность, ценность культур, одновременно обогащая другую.

2. Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной истории и истории других стран и народов;

3. Прививать интерес подрастающему поколению к изучению культуры разных народов;

4. Способствовать воспитанию любви у учащихся к Отечеству, уважению к родной стране, её истории;

5. Воспитывать чувства ответственности, человеческого достоинства, патриотизма, уважения к гражданскому долгу.

6. Приобщать подрастающее поколение к историческому наследию, традиционным духовно-нравственным ценностям.

7. Формирование у учащихся терпимости, широты мировоззрения, гуманизма

Оборудование: учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIX век», тетради, доска, компьютер и мультимедиапроектор.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Применённая педагогическая технология: проблемное обучение, личностно ориентированное, реализация компетентностного подхода.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Основные понятия: критический реализм

Ход урока


№ слайда

I. Организационный момент


– Добрый день ребята, уважаемые гости.




II .Проверка домашнего задания, тема урока

Повторять изученный материал мы с вами будем по ходу нашего урока. Поэтому время на опрос я сегодня тратить не буду.

Итак, мы с Вами продолжаем изучение культуры России и Узбекистана. На прошлом уроке мы познакомились с научными достижениями, достижениями архитектуры, посмотрели на развитие образования. Сегодня план нашего урока выглядит следующим образом:

  • Стили и направления в художественной культуре.

  • Литература.

  • Живопись

  • Художественные промыслы, народное творчество

  • Традиции

  • Одежда

На протяжении всех последних уроков мы с вами говорим о богатстве разных культур. И сегодняшний урок мне хочется начать с цитат известных людей:

«Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы - команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между разными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга».
А. Сент-Экзюпери « Планета людей».

В.С. Соловьев «Люби все другие народы, как свой собственный».







Слайд № 1

(запись темы в тетрадь)



Слайд № 2

(запись плана в тетрадь)









Слайд № 3





Слайд № 4







III.Стили и направления в художественной культуре.

Рассмотрим основные черты русской культуры во 2/2 19 века:

1. Подъем просветительской деятельности после Отмены крепостного права в 1861 году.

2.Широкая инициатива деятелей культуры, научный поиск.

3. Основное художественное направление периода – критический реализм

Что же такое критический реализм?

  • повышенное внимание к отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия.

  • это выражалось в повышенном интересе к жизни простого человека, стремлении найти пути и средства борьбы с пороками общества.

Давайте вспомним особенности развития культуры Узбекистана во второй половине 19 века?

(После присоединения Средней Азии произошли изменения, развитие промышленности потребовало изменений в экономике района, что неизбежно вело к приезду русских специалистов, а значит, к культурному контакту.

Начинаются поиски способов преодоления экономической и социальной отсталости узбекского народа – джадиды создают школы, где большая роль уделяется гражданско-патриотическому и национальному воспитанию. Это приводит к восстаниям. Ответом России послужил политический контроль, стали вмешиваться в культуру и местные обычаи).





Слайд № 5

(запись особенностей в тетрадь)





Слайд № 6


IV. Литература

Ведущей областью духовной жизни 2/2 19 века продолжала оставаться литература. Мы с вами помним, что для ликбеза правительство предприняло ряд мер. Назовите их.

(В России открываются воскресные школы, содержание которых ложилось на земства, появляются женские учебные заведения, открываются новые университеты в Томске, Одессе в Петербурге. В Узбекистане – школы джадидов).

Итак, с учетом роста грамотности населения, а также отсутствие возможности осуждения назревших жизненных проблем, литература становится не просто культурным явлением, она начинает выполнять общественные задачи.

Итак, как упоминали ранее основным художественным направлением стал критический реализм.

  • Особенно сильно критический реализм проявился в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. В его произведениях все человеческие пороки доведены до предела.

  • В произведениях Ф.М.Достоевского показаны унижение, бесправие и трагедия «маленькой личности». Писатель используя психологический анализ показывает, как подавление личности доводит ее до преступления.



  • В творчестве Л.Н.Толстого выносится беспощадный приговор морали, ценностям и устоям существующего общества, раскрываются сложнейшие психологические нюансы человеческой души.

  • Эту линию развили в своих произведениях А.П.Чехов, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов

Посмотрим, что в это время происходило в другой культуре:

  • Литература 19 — нач. 20 вв., продолжая традиции своей классики, впитывала в себя новые веяния, развивала новые черты, шла переход от просветитительского реализма к реализму критическому. Она испытывала значительное влияние демократической русской литературы после присоединения Средней Азии к России в 1885 году. Но обычаи узбеков особо выделяют их открытость, мужество, свободолюбие, терпимость, доброту, веру в ислам, приверженность к стабильному семейству.

  • Первостепенное значение для развития реалистической литературы имело творчество Абдуллы Кадири, писавшего стихи и прозу, поэтессы Дильшод-Барно, Анбар-атын - особенно ярко раскрывших свой талант.

  • Когда говорят о просветительстве в Средней Азии, Ахмада Дониша называют его основателем и выдающимся пропагандистом, а оценивая его литературную деятельность, называют «отцом» таджикской литературы.

В романе Абдуллы Кадири «Минувшие дни» показывает присущие природе узбеков гостеприимство, уважительное отношение к старшим и бережное отношение к младшим, искренне сострадание и веру в людей. А. Кадири также раскрывает и осуждает зависть, склонность к интригам, непостоянство в поддержке друг друга, надменность по отношению к другим и некоторые другие негативные повадки. Но известно, что семья – не без урода, что у всех народов есть люди с отрицательными чертами. Узбеки – не исключение.





















Слайд № 7

(запись в тетрадь особенностей проявления критического реализма в творчестве писателей)



Слайд № 8











Слайд № 9

(запись в тетрадь особенностей и авторов)















Слайд № 10


V.Живопись

Русская живопись 2/2 19 века решала те же общественные вопросы, что и литература. Откройте учебник на стр. 234 и прочитайте, какая особенность была присуща некоторым художникам – выпускникам Петербургской АХ.

(В полотнах В.Г.Перова показаны неприглядные стороны российской действительности деградация духовенства, чванство и пустота высших сословий, невежество забитых нуждой народных масс.

В 1863 г. 14 выпускников Академии Художеств отказалась писать картины на темы скандинавского эпоса, заявив что в русской действительности есть более достойные темы. В 1870 г.они создали Товарищество передвижных художественных выставок. Теоретиком «передвижников» стал И.Н.Крамской, создавший целую галерею портретов деятелей русской культуры).

С XIX вв. среднеазиатская живопись начинает претерпевать изменения: демократизируются ее сюжеты, облик героев, меняется структура композиции, трактовка фона и пейзажа, происходит перестановка акцентов. В совокупности это изменяет художественные качества и принципы живописи, перерождающейся в новый вид иллюстрации.

Возвышенное чувство прекрасного, живое жизненное содержание, необыкновенно красочная и утонченная форма воплощения и сегодня доставляют людям радость и восхищение. Известны шедевры Мирзо Абдукадыр Бедиль Рубаи, Сирожиддина Махсума Сиддики .

В ХIХ веке изобразительное искусство в Средней Азии проявляло себя в стремлении к художественному отображению действительности.

Самым замечательным представителем прогрессивной общественной мысли народов Средней Азии этого периода был Ахмад Дониш.

Ахмад Дониш — фигура яркая, многосторонняя, талантливая. Он сочетал в одном лице врача, поэта, музыканта, художника, астронома, ученого и каллиграфа. Своей деятельностью он оставил глубокий след как в области просветительных идей, так и в области литературы и истории.

Огромный вклад в изобразительное искусство привнесли русские художники - выпускники Петербургской Академией художеств. Их задачей было изображать картины из истории и современной действительности, природы и быта Средней Азии.

Первым и наиболее выдающимся художником, отобразившим на своих полотнах жизнь, стал В.В. Верещагин. Его работы стали настоящим художественным открытием этого края для многих людей, даже далеко за пределами страны.









Слайд № 11

(запись в тетрадь: освещение пороков общества)



Слайд № 12

(запись в тетрадь)



Слайд № 13

(запись в тетрадь, авторы)











Слайд № 14















Слайд № 15


VI.Художественные промыслы, народное творчество

Историю художественных промыслов Узбекистана можно сравнить с течением центральноазиатских рек Сырдарьи и Амударьи. Истоки их лежат высоко в горах, в царстве ледников и туманов. Ниже воды сливаются воедино, образуя стремительные реки, которые на равнинах замедляют свой бег, орошая поля и питая водоемы. Так история ремесел берет свое начало в глубине веков, развиваясь то стремительно, то медлительно и плавно, но один этап следовал за другим, сохраняя традиции и преемственность развития.

По дорогам Великого шелкового пути, пролегавшим через территорию современного Узбекистана, на протяжении многих столетий караваны перевозили на Восток и на Запад товары, среди которых не последнее место занимали изделия ремесленников.

Среди множества ремесел, которыми владеют узбеки, одним из самых древних и уважаемых является гончарное искусство.

До нашего времени сохранилась расписанные глазурью керамические чаши, множество глиняных фигурок местных божеств и фантастических животных, созданных руками мастеров.

С незапамятных времен в горах Согда добывалось золото, серебро, медь, железо, олово. И согдийские ремесленники славились мастерством обработки металла. Кинжалы и ножи, наконечники стрел и копий, кольчуги и стремена для боевых коней вывозились купцами далеко за пределы страны.

С середины XIX столетия в Бухаре, Хиве, Коканде, Самарканде и Ташкенте сформировались региональные школы чеканки по металлу. Они отличались способами изготовления литых и кованых сосудов и подносов, приемами нанесения орнамента, построением узоров. Сегодня потомственные мастера-кандакоры передают вековые традиции и свой опыт молодым ремесленникам.

Одним из распространенных народных промыслов в Узбекистане, начиная с VII века, было золотое шитье. Знаменитые бухарские халаты, расшитые золотой и серебряной нитью, нарядные попоны для лошадей, молитвенные коврики "жой-намаз" в XIX - начале XX века вывозились за пределы страны, в том числе в Европу.

Шерстяные, шелковые и золототканые ковры, вытканные в дворцовых мастерских Хивы, Бухары или Самарканда, ценились на базарах по всему Великому шелковому пути. Марко Поло, посетив Центральную Азию, отмечал: "Выделываются тут, знайте, самые тонкие и красивые в свете ковры».

Со временем производство трудоемких и дорогих шелковых ковров пришло в упадок, а с начала XIX века и вовсе прекратилось. Возродилось уникальное ремесло в ковровой мастерской уже в 20 веке.

Возрождение старинных промыслов стало связующей нитью между культурой древних цивилизаций и современностью, а народное творчество остается сокровищницей вековых обычаев и традиций узбекского народа.

Заглянем в русскую кладовую.

Появление крупной промышленности привело к исчезновению мелкого ремесленного производства и к превращению народных промыслов в отрасль искусства. В Троице-Сергиевом Посаде были изготовлены символы России - матрешки и открыт промысел по производству Богородских игрушек из липы. В 1900 г. матрешки с триумфом были представлены на всемирной выставке в Париже. Местные мастера делали наборы, включавшие до 50 фигур.

С этими народными промыслами вы тоже знакомы, назовите их.

(хохлома, гжель, дымка)

По преданию хохломская роспись появилась благодаря старцу-раскольнику, который прячась в монастыре начал промысел, а затем передал его секреты спасшим его мужикам. В к. 19 в. промысел, не выдерживавший конкуренцию с фабричным производством, пережил кризис, но был спасен Нижегородским земством и вскоре стал национальной гордостью.

Наср аль-Дин Ходжа, известный также как Ходжа Насреддин – главный персонаж огромного числа забавных рассказов, которые звучат во всем мире, особенно ближневосточных и соседствующих с ними странах. В каждом рассказе Насреддин попадает в определенную ситуацию, и с присущим ему одному юмором комментирует и преподносит ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Особое обаяние этим рассказам придает их забавная «оболочка» и глубокий внутренний смысл – философский, а подчас и провокационный. среди летописцев не существует единого мнения относительного реальной личности героя. Самые ранние рассказы относят к 1480 году, но популярностью они пользовались как в 19 веке, так и сегодня.

Сценка

ЕДА ДЛЯ ОДЕЖДЫ

Насреддин услыхал, что в соседнем городе состоится банкет и что на него приглашаются все желающие. Он проделал путь туда как мог быстро. Когда распорядитель увидел его в рваной одежде, он посадил его в самом незаметном месте, далеко от большого стола, где с большим вниманием обслуживали самых важных людей.

Насреддин увидел, что пройдет по меньшей мере час, прежде чем официанты дойдут до того места, где он сидел. Поэтому он встал и пошел домой. Он оделся в великолепный соболий халат, надел тюрбан и вернулся на праздник. Как только Герольды эмира, хозяина праздника, увидели, как величественно он выглядит, они начали бить в барабаны и трубить в трубы, как полагается для гостя высокого ранга. Сам главный управляющий вышел из дворца и проводил великолепного на середину к месту почти рядом с эмиром. Немедленно перед ним поставили блюдо с изумительными кушаньями. Недолго думая, Насреддин принялся горстями запихивать ее в свой тюрбан и халат.

-- Ваше высокопреосвященство, -- сказал принц, -- вы возбудили во мне любопытство вашим обычаем есть, который для меня является новым.

-- Ничего особенного, -- ответил Насреддин, -- халат доставил меня сюда, доставил мне еду. Он несомненно заслуживает своей порции.

У ОПАСНОСТИ НЕТ ЛЮБИМЧИКОВ

Одна женщина привела своего сынишку в школу Муллы.

-- Он очень плохо себя ведет, -- объяснила она, -- и я хочу, чтобы вы его напугали.

Мулла принял угрожающую позу, сделал страшное лицо, сверкая глазами. Он подпрыгивал на месте и вдруг выбежал из дома. Женщина упала в обморок. Когда она пришла в себя, она дождалась Муллу, который с серьезным видом медленно вошел в комнату.

-- Я просила вас испугать мальчика, а не меня!

-- Дорогая мадам, -- сказал Мулла -- разве вы не видели, как я сам себя напугал, так же, как и вас. Когда угрожает опасность, она угрожает всем одинаково.

У каждого народа есть свой Хаджа Насреддин, т.е. народный мыслитель, поэт, философ, критик борющийся за справедливость в обществе. В русском обществе мы со всей справедливостью таким критиком можем назвать народ с его пословицами и поговорками. Пословицы и поговорки - самый любопытный жанр фольклора.

Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа»

У Вас на парте лежат пословицы и поговорки, распределите их на 2 группы. В 1 группу отнесите пословицы и поговорки. Относящиеся по смыслу к 1-й сценке, ко 2-ой группе – соответственно, подходящие по смыслу ко второй сценке.

По одежке встречают, по уму провожают.

Гость недолго гостит, да много видит.

Не будь гостю запасен, будь ему рад.

Потчевать можно, неволить грех.

Наряди пень, и пень будет хорош.

По одежке протягивай ножки.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Вырос, а ума не вынес.

Кому бог ума не дал, тому кузнец не прикует.

Пустой колос голову кверху носит.

Ума палата, а глупости - саратовская степь.

Народные былины и сказки характерные для народов населяющих Россию донесли до нас всю народную мудрость из глубин веков. В 19 веке популярность приобретают сказки русских писателей: Пушкин, Жуковский, Одоевский, Погорельский, Аксаков,…

Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Слово же "частушка" употребил для названия этого жанра народного творчества русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский.

Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками.

Появляется разновидность романса - Городско́й рома́нс — бытовал как фольклор в России конца XIX — первой половины XX века.

Слайд № 16























Слайд № 17



















Слайд № 18





















Слайд № 19













Слайд № 20











Слайд № 21







































































Слайд № 22








VII.Традиции

Основными особенностями характера узбекской семьи является гостеприимство и традиционно почтительное уважение к старшим. Значительное место в быту, как элемент гостеприимства, занимает чайная церемония. Причем, заваривание чая и разливание его гостям является исключительной прерогативой хозяина. Принято всегда принимать приглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Направляясь в гости, желательно захватить с собой сувениры или сладости!

Древнейший народный праздник Навруз ("Навруз байрам") отмечается 21 марта в день весеннего равноденствия. Это праздник пробуждения природы и начала посевных работ, сохранившего в своем ритуале черты зороастризма. В земледельческих оазисах древнего Узбекистана каждую весну устраивались большие гуляния, праздничные базары. По традиции в домах и сегодня пекут печенье "баурсак" и готовят обрядовое блюдо - сумалак. После празднования обычно начинаются полевые работы, которые в прошлом также сопровождались выполнением различных обрядов: перед выходом в поле рога и шею волов и быков смазывали маслом. Первая борозда проводится самым уважаемым и старейшим членом общины. За годы государственной независимости празднование Навруза приобрело новый размах и глубину. Он стал общенациональным праздником дружбы, единения, братства всех народов. В ярких театрализованных представлениях раскрывается философско-поэтическое осмысление Навруза, его места в народной истории.

В слободах сохранился старинный уклад жизни. Вставали очень рано: мужчины шли пить чай в трактир, а женщины завтракали дома. Обедали тоже рано, в 12 часов. Потом все оставшиеся дома ложились спать, а часа в два снова начиналась жизнь. Ужинали часов в восемь и зимой сразу ложились спать. Летом спать ложились часов в 11. По субботам ходили в баню. В праздники пекли пироги. Обязательным было посещение церковной службы в дни храмовых праздников.

Молодежь собиралась у молодой вдовы зимой. А за околицей – летом: пели песни, задорные частушки, водили хороводы, на Рождество и крещение гадали и колядовали. Осенью играли веселые свадьбы.

Рабочие редко могли себе позволить трапезу в трактире,

Быт крестьян менялся крайне медленно, однако появляется керосиновое освещение вместо лучины, широко используются промышленные товары, деревянную посуду сменяет глиняная, покупают ситец, шелк, стали пить чай с сахаром, есть больше мяса.. В зажиточных семьях появляются часы, книги, гармонь.



Слайд № 23, 24, 25









Слайд № 26, 27





















Слайд № 28




VIII.Одежда

Рассказ Давлата об узбекской одежде

Русская одежда: Мужчины – в поддевках и длиннополых сюртуках, в добротных сапогах, намазав волосы коровьим маслом. Жены в косыночках на головах и в красных шалях на плечах. Дочки щеголяли в шелковых платьях, в шляпках, высоких ботиночках на каблучках.

Уровень доходов отражался и на одежде: в одежде рабочего сочетались городские и деревенские черты – рубаха. Пиджак, головной убор – картуз, обувь – сапоги или ботинки. Женщины носили яркие ситцевые платья с широкой юбкой, на ногах – кожаные ботинки.

Крестьяне носили по-прежнему поддевки, чуйки, армяки. Сюртуки, полушубки, тулупы, из обуви – лапти и сапоги.

Женская одежда была больше подвержена капризам моды. В моду вошли юбки на жестком каркасе – кринолине. А с 70-х годов – появляется прямая юбка с турнюром на спине – специальная подушечка, завершающаяся пышным бантом. В деревне писком моды становится костюм-парочка – юбка и кофта из одной ткани.



Слайд № 29-34

Слайд № 35


IX.Повторение, итог урока

XIX столетие стало «золотым веком» русской культуры, науки, образования. Многие слои получили возможность приобрести знания, стать образованными людьми. В культуре Узбекистана также происходили позитивные изменения. Безусловно, узбекская культура развивалась не так прогрессивно как русская. Но сдвиги в развитии очевидны.. В результате соединения отечественной и зарубежной культуры родился особый тип живописи, литературы, музыки, архитектуры.

Давайте вспомним изменения в литературе, живописи, народном творчестве. художественных промыслах, одежде и традициях.

(ответы учащихся)

Ребята, встаньте, пожалуйста, возьмитесь за руки. Посмотрите на соседа слева, взгляните друг другу в глаза и скажите “Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя”, теперь соседу справа “Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя”, не торопитесь разжимать руки, ведь пока вы все вместе, вы сильнее и можете окрасить мир в те цвета, которые должны быть…

Д/З: §38,39

Эссе: “Мир в его многообразии”



Слайд № 36















Слайд № 37





Слайд № 38





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconУрока «Внутренняя политика Николая I»
Данный урок является 10-ым в системе изучения «России в первой половине 19 века», но первым по теме «Николаевская Россия»
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» icon«Учебный проект на уроках истории в сельской школе»
Метод учебных проектов зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США – основоположник Джон Дьюи
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общественно-культурная обстановка в России во второй половине Х1Х века (60-е годы)
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconУрок истории в 10 классе по теме: «Внутренняя политика Ивана Грозного»
«История России с древнейших времен до конца XVII века»: учебник для оу: базовый уровень, под редакцией Н. С. Борисова. – М.: Просвещение,...
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconУрок по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Средние века: «темные» или «светлые»?"
Невековья, показать развитие общества, человечества; сравнить раннее и классическое средневековье, с опорой на основные понятия по...
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» icon1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века
Окончание Крымской войны (1853-1856 гг.) привело к коренному изменению ситуации в Европе. Поражение крепостной России подорвало ее...
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconРекомендации к использованию презентации
Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в»
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconТема «Подвижные игры»
Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в»
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconТема : Жостовские букеты
Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в»
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconПрограмма практики пробных уроков
Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в»
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconКонспект урока информатики на тему
Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в»
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconТеория и методология исторической науки
Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в»
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconРеферат по теме «Витамины и питание»
Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих...
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconКонспект квалификационного урока в 9 «В» классе по всеобщей истории....
Приветствие (в начале урока учащиеся слушают преподавателя стоя): Здравствуйте, ребята! Проверьте ваши учебные принадлежности – учебник,...
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века» iconКонспект урока Тема : «Укрась праздничный стол»
Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск